Продолжаем

думаюВторое послание Коринфянам закончили. То есть, мы просмотрели все слова с корнем «дунамис» в этом послании. В послании Галатам есть только одно место, где использовано это слово.

5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
(Гал.3:5)

 

Мы его рассматривали, когда разбирались со словом «чудо». И тогда мы увидели, что переводчики постоянно перемешивают эти слова, не придерживаясь внутреннего содержания слова. Итак, в этом отрывке нас интересует именно слово «чудеса», так как именно этим словом переведено слово с корнем «дунамис».

Хоть мы и  рассматривали это слово, все же, я еще раз обращу на него внимание, уже в свете тех пониманий, которые нами обнаружены на протяжении всего исследования. Вот почти построчный перевод этого стиха. Почти, значит, немного приглажен для понимания.

5. Итак, предоставляющий вам Духа и производящий силы в вас (делает это) из дел Закона или из восприятия веры от слышания (доверия услышанному)?
(Гал.3:5)

Понятно, Павел доказывает Галатам, что все, что делает Бог, Он делает не через наши заслуги перед Ним, а по нашей вере. И в качестве доказательства в данной речи он задает им два вопроса. Первый: «Бог дает Духа благодаря святости христианина или по вере?». Второй: «Бог наполняющий Божьей победой, Божьим авторитетом, делает это благодаря прекрасному поведению христиан, или, опять же, по вере?».

Вывод ясен, все это делается по вере и никак иначе. Потому что никто и никогда не сможет заслужить всего этого своими делами.  Силы – это авторитет Христовой победы, который работает в разнообразных ситуациях, в разное время. Отсюда и множественное число. Это как бы, не то, что постоянно работает, но срабатывает всегда, когда надо, отсюда и множественность. То есть, эта потенция есть в нас, но не всегда востребована.

Это как рабочая форма полицейского. Она у него есть. И он ее одевает каждый раз, когда заступает на службу. Но дома, он ее убирает в шкаф, повесив на вешалку.  Или удостоверение, которое всегда лежит в кармане, но в особых ситуациях достается и открывается, делается видимым, чтобы запустилась в работу власть. Точно такая же разница между имением силы, которую получаем при рождении свыше, и облачением в «дунамис», при исполнении Духом.

Вот и все послание Галатам. Есть еще два места, где есть слово «сила», но в одном  месте это вообще вольный перевод (Гал.3:17), где слова сила нет изначально, либо это слово имеет корень «исхус» (Гал.5:6).

Итак, перед нами послание Ефесянам. И сразу мы встречаемся с интересным местом, где почти все известные нам слова, переводимые как «сила», встречаются в одном месте.

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Еф.1:15-23)

Я не буду толковать весь отрывок, тем более, что совсем недавно я это уже делал, в работе: «Послание апостола Павла Ефесянам». Единственное, после той работы прошло некоторое время и теперь уже есть более четкое представление о силе «дунамис» и других подобных словах. Поэтому то, что касается этих слов, нужно будет пересмотреть и пояснить заново. Может быть, это не будет слишком большим отличием, но все же, это надо сделать.

Итак, Павел иронизирует (смотрите толкование на послание Ефесянам) по поводу их веры и непрестанной любви. Они так «вдохновили» Павла, что ему пришлось непрестанно молиться о них. И тут же Павел поясняет, что это за «благодарение». Павел умоляет Бога, чтобы Он дал Ефесянам Духа премудрости и откровения к познанию Христа. Он умоляет Бога, чтобы Он просветил глаза их сердец. Потому что они совершенно не понимают, в чем состоит надежда Его призвания. Они не понимают, какое богатство славного Его наследия для святых. И вот чего еще они не понимают:

19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Еф.1:19-23)

Вот именно эта часть нас и интересует сейчас больше всего. Итак, Ефесяне не понимают безмерность Божьего могущества в нас. Вот мой перевод, для понимания:

19.И что это — преобладающая величина этой силы (дунамис) Его в нас, которые верят по действию могущества (кратос) силы (исхус) Его,
20. которую Он произвел во Христе воскресив Его из мертвых, и посадивший справа от Него в небесном
21.превыше всякого начала (архес) и власти (екзусиан) и силы (дунамеос) и господства (кюреотетос) и всякого имени, именующегося не только в веке этом, но и в будущем.
(Еф.1:19:21)

19й стих, благодаря артиклю, который я, против всех правил, перевел на русский язык как «это», относит нас к предыдущему стиху. И мы получаем, что «богатство славного наследия Его для святых»  — это преобладающая величина силы Его в нас.

Еще раз, чтобы уселось в разуме. Богатство Его наследия – это изобилие Его силы в нас! И ни какой-то силы, а именно силы «дунамис». Нас – это тех, кто верит благодаря «силе силы Его». Шутка. Так, по идее должны были перевести это место те, кто постоянно перемешивает значения этих слов. Здесь же мы видим использование разных сил. Итак, мы – это те, кто верит благодаря мощи (кратос), мощи которая подавляет и подчиняет. Мощи диктующей и требующей, настаивающей и подминающей под себя. Это значение слова «кратос». И эта мощь Павлом приписывается другой силе, силе стойкости, силе твердости. Силе неприступности Его. Вот любопытно, как Павел соединил три разные силы.

Мы с вами верим благодаря все подавляющей силе непоколебимости Бога. Как еще можно сказать? Благодаря диктату твердости Божьей! Это разные попытки связать два слова «кратос» и «исхус». Так вот, благодаря этому всепоглощающему давлению Божьей неприступности и непобедимости мы верим во Христа. И в нас, как в верующих во Христа благодаря этой силе, действует преобладающая, превышающая все возможные понятия и рамки сила Христовой победы, Божьего авторитета «дунамис».

А 20-й стих еще интереснее. Вот эту победу и авторитет Бог воспроизвел особым способом. Он воспроизвел или сделал во Христе, когда Его воскресил. То есть не создал ее там, но ею сделал воскресение Христа. Иначе говоря, Христос воскрес не благодаря давлению Бога на смерть. Не благодаря тому, что в Иисуса влилась какая-либо энергия, но благодаря Своему авторитету. Бог воскресил Иисуса Своим авторитетом Царя царей, Господа господствующих, Творца и вершителя судеб. Именно авторитетом, а не прямым воздействием могущества или твердости. И в воскресении Иисуса два авторитета соединились вместе. Дунамис Иисуса и дунамис Бога.

И такой двойной авторитет поднял Иисуса выше всех.

21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
(Еф.1:21-23)

И вот эта градация – начальства, власти, силы, господства и имена, это лестница снизу вверх. Начиная от простых начальников, людей низшей власти, далее через тех, у кого есть какие-то права, через тех, кто имеет авторитеты, к тем, кто управляет и к тем, кто стал «именем». Эта лестница верна как для этого мира, так и для будущего.

А теперь давайте посмотрим, на каком месте стоит Церковь?

22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
(Еф.1:22)

Если Иисус – глава (в древнем греческом это слово не имеет ничего общего с главой как руководителем, глава – это жизнь, или то, что дает жизнь) Церкви. Итак, Иисус поставлен выше всегдо и стал источником жизни Церкви. То где же находится церковь? Там же, где Иисус. Выше всего. Источник жизни церкви – это самое высокое положение, какое только можно себе представить. Церковь – это тело Его. Оно всегда там, где сам владелец тела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.