Дунамис во Втором Послании Коринфянам.

думаюДо сих пор, наш взгляд на силу «дунамис» как на возможность или потенцию действующую своим существованием, подтверждался и обрастал подробностями. Продолжим нашу работу, и посмотрим, как Павел использует это слово во втором своем послании к Коринфянам. При этом я не занимаюсь подробным толкованием этого послания.

8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
(2Кор.1:8)

Древний греческий интересен тем, что их слова очень конкретизированы. Если в русском языке есть слово «любовь». И все разнообразие мы получаем лишь через пояснения. То в древнем греческом (не знаю как обстоит дело с современным греческим) для одного этого понятия существует аж 4 отдельных слова. И каждое говорит о какой то определенной стороне любви. В русском языке у нас есть слово сила, а в  древнем греческом и «кратос» и «исхус» и «дунамис» и «биа».

Мы говорим фразу «сила слова» и каждый понимает что угодно. Грек говорит «дунамис» слова и все понимают одинаково. По этому мы, как русскоговорящие люди, читая тексты Нового Завета, и не учитывая этой особенности, приходим к разного рода выводам, которые никто в эти тексты не вкладывал.

Вот в приведенном выше тексте Павел говорит, что они, апостолы, были отягчены чрезмерно и сверх силы. О каком именно «отягчении» говорит Павел, мы не знаем. Есть разного рода предположения, но это лишь предположения. Известно лишь то, что написал Павел. А именно то, что они, апостолы уже решили, что пришла их смерть, и были к ней готовы.

Здесь сверх силы, это сверх «дунамис». Они осознавали свои возможности, свои способности, но испытания были больше тех возможностей, о которых они предполагали, что имеют в себе.  Это когда человек говорит: «Я с этим не справлюсь!». Но проходит время, и оказывается, что все уже позади, он справился. И человек, озираясь назад, говорит: «Это невозможно!».

20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
(Еф.3:20)

Итак, это не физические силы, это возможность духа человека. Это не то, что он уже проявил, но то, что думает проявить. И пока думает – это «дунамис». Когда же проявляет – это «исхус» или «кратос», в зависимости от того, что проявляет.

Следующий текст.

7 Но сокровище сие (познание славы Божьей) мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.
(2Кор.4:7)

Во-первых, обращаю сразу внимание на квадратные скобки. То есть, мы их игнорируем. Как делали и раньше. А, для того, чтобы понять, что же это место нам говорит, придется обратиться к греческому списку. А именно нам интересует вторая часть стиха.

7. … чтобы превосходство силы (дунамис) было Божье, а не от нас.
(2Кор.4:7б)

И вот, что здесь интересно. Здесь не о «преизбытке», а о «превосходстве» идет речь. Точнее не о том, что чего-то много, а о том, что этого «чего-то» больше, чем где-то еще. Итак, это прямо в цель наших рассуждений. Бесы боятся Божьего преобладания! Божье превосходство – это божья сила «дунамис», которая является угрозой, опасностью, обещанием воздаяния для нечистой силы. И если я своими силами воюю с бесами, то могу говорить лишь о преобладании или недостатке своей силы. Здесь же Павел пишет, что важнее, чтобы это преобладание шло от Бога, а не от нас. То есть это не наша заслуга, а Его. И тогда, нам не нужно будет чего-то доказывать. Мы должны доказывать только свою силу, а если мы опираемся не на нее, а на силу Божью, то доказательств нам не нужно. Это же не наша сила, а Его.

А в 6м стихе Павел ясно пишет откуда эта сила берется.

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
(2Кор.4:6)

Итак, Бог приказал свету засиять в нашем сердце. Буквально так:

Потому что Бог сказал: «Из тьмы будет сиять свет», который и засиял в сердцах наших, чтобы осветить знание Божьей славы в лице Христа.
(2Кор.4:6)

Итак, Бог сказал: «Да будет свет», и стал свет. В наших сердцах стало светло для одной цели. Чтобы нам стало ясно кое-что. Бог хочет, чтобы мы увидели знание Божьей славы. Если еще проще, Бог «включил» свет, чтобы мы увидели Его славу в наших сердцах. И не просто славу, а славу в лице Христа. И вот эту славу в лице Христа мы носим в слабых сосудах, буквально в «глиняных». То есть, пни, и рассыплется. И вот парадокс. Наша сила, действительно как эта глина. Но внутри нас, сила, которая сама пнет кого хочешь. И в таком несоответствии ясно кому она принадлежит. Не нам, но Ему.

Теперь, когда мы встречаемся с бесами, они могут видеть глиняный сосуд. И они знают, это хрупкое существо. Но, когда они видят содержимое, их морда преображается.

Помните про меч Гедеона?

20 И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона!
21 И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство.
(Суд.7:20,21)

Думаю Павел имел в виду именно эту параллель.  Так что, когда разбивается наша глиняная суть, наша греховная натура, то Божий свет выходит наружу, а это уже страшная вещь для дьявола.

Далее.

3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
(2Кор.6:3-7)

Здесь все просто. Павел говорит, что они все время ходят в Божьем авторитете.

1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
(2Кор.8:1-3)

В третьем стихе, оба слова имеют корень «дунамис». То есть речь идет о возможностях, о потенции. Христиане из Македонии доброхотны по своим возможностям и сверх возможностей.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.