Дары Духа 3.

думаюТак получилось, что в этой главе сразу в нескольких местах Павел использует слова с корнем «дунамис». И, чтобы понять значение и использование этого слова, приходится, практически заниматься толкованием всей главы. Говоря о Дарах Духа мы уже поняли, что речь идет не о таких дарах, которые можно иметь, лелеять, развивать и т.д. В данном конкретном месте говорится о проявлениях Божьей заботы.

Весь сыр бор начался с того, что Павлу пришло известие из Коринфской церкви, с перечислением разного рода проблем. И, с самого начала Павел ясно дает (в своем послании) понять, что главная проблема Коринфян – это незнание Христа. По сути, главной мыслью Павла является утверждение, что познание Христа – ответ на все вопросы. И опираясь на это утверждение, Павел начинает разбор каждой из проблем, каждый раз приводя, в результате, к Господу. Тем самым показывая, что ответ с самого начала был у Него. И если бы Коринфяне понимали это, то и вопросов бы не было.

Не было бы и тех ребят, которые называют себя «духовными». А на самом деле, не только они, но и вся церковь, по мнению Павла – плотские. Почему? Потому что у них все еще есть ссоры и распри. Да и появление этих гордецов говорит о том же.

И в контексте этой мысли Павел, наконец, приходит к проблеме языков. Потому что у этих «духовных» появились проявления, которые до сих пор Коринфяне видели только у оккультистов. Однако, Павел не отверг языков, а, скорее наоборот, встал на их защиту. Указав, что это одно из проявлений Божьей помощи для христиан. Он даже привел ряд таких проявлений, подарков Божьей любви, как вариации Божьих объятий.

Говоря о разнообразии Божьих проявлений, он приводит в пример человеческое тело. И указывая на разнообразие в теле, постепенно подводит к мысли, что и мы, рожденные свыше, как и тело, созданы в разнообразии. Бог задумал нас разными, и в этом есть гармония, которую хорошо видно в работе всего разнообразия человеческих органов. И эта гармония являет собой особенное единство. Очень важно понимать, что единство не в одинаковости, а в совместной работе разнообразия. Наоборот, в одинаковости есть уродство.

Рассуждая таким образом, Павел вдруг подводит к главной мысли. Если мы еще помним, весь сыр бор идет вокруг «духовных». Так зачем же Павел так широко косит? А вот зачем. Вот где он вернулся к этим «гордецам».

24 и неблагообразные наши (члены тела) более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
(1Кор.12:24-26)

Теперь понятно, зачем все эти рассуждение о теле. Как часто мы цитируем эти места, но не обращаем внимания на причину этих слов.  Итак, Павел привел нас обратно к «духовным», которые здесь называются «неблагообразными нашими». Если кто не знает старого слова «неблагообразный», поясняю. Это тот, у кого не хороший вид. И Павел даже находит место для небольшой иронии. Он «духовных» сравнивает с подобного рода членами тела. То есть эти гордецы, которые кичатся своей духовностью, на самом деле члены тела, которых показывать другим не хорошо – срам. Они позорят Имя Христово. Поэтому человек их особенным образом покрывает. Покрывает так, чтобы не было видно срама.

Надо отдать должное Павлу, он очень вежливо и тонко их охарактеризовал. Современный человек, безусловно нашел  бы более едкое слово, для того же. Но, Павел исполнен любовью. Он нежен и терпелив. По этому, хоть они и вывели его на гнев, так что он пообещал с ними сразиться, все же, находит в себе силы не опускаться до грубости.

И дальше Павел открывает одну важную мысль. Буквально она звучит так: «Бог… …внушил о менее совершенном большее попечение».

И здесь Павел начинает следующее повествование. Если мы помним, то в начале 12-й главы послания Павла Коринфянам, апостол назвал 3 категории Божьего вмешательства. Вот эти три категории : Блага от Духа, Поручения от Господа и Помощь от Отца. Блага Духа Павел перечислил.

Кстати, здесь еще одно заблуждение. Мы просто взяли и посчитали, сколько Павел перечислил благ (которые мы называем дарами). Их всего 9. Похоже, я в прошлый раз, пропустил истолкование языков. Но, надеюсь не нужно подробно об этом говорить, здесь все как обычно. Так что иду дальше.

Мы насчитали 9 благ и решили, что это все блага. Мы каждый раз забываем, что Павел не пишет научного труда о Дарах. Он пишет письмо для тех, кто еще плохо понимает во что верит. И поэтому не обязан описывать все подробно. Его задача вразумить, исправить, наставить на путь, а не преподать учение о дарах. А это значит, что его перечисление скорее спонтанное, а не научное. Грубо говоря, что он посчитал важным перечислить, то и перечислил. А все это или нет, нам не сказано. Все, что хотел показать Павел – разнообразие и в разнообразии единство. А для этого не нужны математические выкладки. Если бы он хотел преподать учение о Дарах, то мы бы так и читали. Я преподаю вам учение о дарах.

Когда мы читаем первый стих 12-й главы, мы именно так и воспринимаем. Мол Павел хочет нас научить пользоваться дарами. Но, если вы все поняли, здесь не о дарах речь, а о «духовных», т.е. тех, с кем Павел пообещал сразиться, когда придет. И говоря о благах, он говорил о разнообразии, чтобы и для «духовных» нашлось место. А точнее для их языков. С одной стороны он готов с ними соревноваться своим «дунамисом», а с другой он их защищает. Правда, не столько их, сколько языки, которыми они говорят.

Итак, в начале главы Павел указал на 3 категории. Первую он уже обсудил, перечислив всего 9 благ от Духа. И здесь, когда он, через разнообразие в членах, подошел к «неблагообразным», он начинает говорить о второй категории – поручения Господа.

28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
(1Кор.12:28-31)

Вот здесь уже говорится о том, что мы называем дарами. Это дары для церкви. Опять же не для человека, не для христианина, а для тела Христова.

Итак, здесь не то, что Дух делает, когда проявляет любовь христианину индивидуально. А то, что делает Господь для всей церкви. Первая категория – индивидуальные отношения, вторая – церковные.

Вот здесь Апостол – это назначение. Это поручение Иисуса, и обязанность человека. Это не дары для поместной церкви, а дары для всего Тела Христова. И распределение здесь очень интересное. С одной стороны, как говорят некоторые исследователи, здесь слова «во-первых, во-вторых» и т.д. даны для «красного словца», для пущей убедительности. Но я не верю, что бы Павел опустился до такой низости. Его порядок на чем-то стоит. Ну, что же, давайте посмотрим. Там и найдем наше слово с корнем «дунамис».

На первое место Павел ставит Апостолов. И здесь вот что нужно понимать. Большая буква здесь стоит благодаря переводчикам. Они так сильно уважают звание апостола, что не могут не написать с большой буквы. Шучу. Переводчики решили, что это высшие апостолы, потому что именно их выделяют большой буквой. Но это не так. Ни о каких высших здесь речи не идет. Здесь идет вообще о «должности».

Мы уже раньше говорили, что Иисус не выбирал дьяконов или епископов, пресвитеров или иегуменов. Единственные, кто был отобран Учителем – ученики. И этих учеников он стал посылать с поручениями и именно это означает апостол. Ничего возвышенного в этом нет. В первой церкви слово апостол тесно связалось с учениками. Не только 12, но и 70. И не только 82 (12+70) но и все те, кого научат эти 82. Иначе говоря, ученик – это апостол. Если ты не апостол, ты не ученик.

Иисус не учил апостолов создавать кого-то еще. Хорошо известное всем христианам место из Евангелия от Матфея говорит об этом. И если бы не старания переводчиков, мы бы все понимали иначе.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:19,20)

Здесь есть два слова «научите» и «уча». На самом деле это совершенно разные слова. Первое – если пренебречь Лексиконом Стронга, что я последнее время делаю постоянно, переводится как «быть учеником». Потому что только в Новом Завете это слово перевели как «научить». Второе – учить, обучать, наставлять. Здесь Лексикон Стронга не противоречит тому, как это слово употребляли древние.

То есть, Иисус не сказал, идите и научите, но идите и сделайте так, чтобы были ученики. А ученик Иисуса – это всегда апостол. Мы же сегодня все извратили, и ждем, когда же у нас начнется то, что было в первом веке. Если ничего не менять, как в первом веке будет только смерть.

Итак, апостол – это основная боевая единица Христианства. Это канон, образец, эталон. Все остальное, что бы ни было в церкви должно соизмеряться с этим эталоном. По этому Павел апостола ставит на первое место.

28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
(1Кор.12:28-31)

Второе место тоже логично. Пророк – это вариант апостола. То есть можно сказать, что пророк – это апостол, который большую часть времени занимается тем, что исправляет, наставляет, ободряет Тело Христово. То есть, в чистом виде апостол идет по городам, провозглашает Царство Божье. А пророк занимается тем, что сегодня мы называем душепопечительством. Павел, фактически, по отношению к Коринфской церкви делает то же самое. Но Павел не только это делает. Он идет в новые места, он подвергается ударам, строит новые церкви, взращивает новых учеников. А так как должны быть и те, кто продолжает работу апостола на месте – нужны пророки. Итак, пророк – это душепопечитель. Только действует он не через психологию, а через Дух Христов. Он говорит слова прямо от Бога.

Третье место – учитель. Это тоже апостол, задачей которого является именно то, что стоит в названии. Он не меньше любого другого апостола, но востребованы не все его функции. Учитель – это не тот, кто преподает уроки в классе. Учитель – это тот, кто, живя с христианами, исполняя Слово Господа вместе с учениками, показывает, что и как должно быть. Если кому-то не понятно, как поступать в той или иной ситуации, учитель не говорит, что надо делать, а вместе с учеником идет и делает, предоставляя возможность ученику делать то же самое. Он внимательно следит за действиями христиан и в нужный момент приходит с помощью и примером.

Далее Павел бросает распределение по местам и просто перечисляет без указания на важность обязанности, которые Господь поручает христианам. Следующий исполнитель Божьей воли, называется так – силы. Надеюсь, вы уже обратили внимание на целую батарею квадратных скобок в этом предложении. Вы уже знаете, это добавка, сделанная кем-то из древних переписчиков. Он, несчастный, попытался нам помочь понять, о чем речь. Но вот вопрос, сам то он понимал? Ведь добавлял он далеко не в первом и даже не во втором веке. Как бы там ни было, мы совершенно свободно можем не обращать внимания на все, что в этих скобках.

Итак, силы – это категория людей, имеющих определенные обязанности в церкви. У древних греков, очень часто множественное число слов с корнем «дунамис» переводилось как «войска» или «вооруженные силы». Я не могу однозначно сказать, что именно здесь имеется в виду. Могу лишь, основываясь на значении, которое мы определили ранее, предположить, что это люди, имеющие особый авторитет, благодаря которому поддерживался порядок. Что-то вроде современных ашеров. Скорее всего, это были ребята с хорошей физической подготовкой. Так что им вряд ли не часто приходилось применять свой авторитет. И, по-видимому, одной из их задач было оберегать от вторжения незваных гостей.

Следующая категория тоже стоит на «силе». Но в этот раз это группа людей, задачей или обязанностью которых было следить за здоровьем. Они «доставляли» блага исцелений нуждающимся.

Далее, люди, которым было Господом (не пастором) поручено или доверено доносить до людей благо «вспоможения». Я знаю несколько людей, которые способны просто и без напряга подтолкнуть человека к глобальным решениям и поступкам. В обычной ситуации человек будет мучиться, решать, советоваться, и, возможно никогда не сделает чего-то важного. Но есть люди, которые, будто мимоходом, скажут пару слов, и человек запускает двигатель и выходит за грань возможного. Я поражаюсь таким людям. Они редко бывают на первых местах, но, как правило, всегда рядом с теми, кто там оказался. Потому что именно они их туда привели.

Таким «вспомогателем» был Варнава для Савла. И, возможно мы бы никогда не узнали о Савле, если бы ни он. Но, может быть я и переоцениваю его роль. Об этих людях очень трудно судить, потому что их дела не так явны. Все, что они делают, делают, оставаясь в тени «великих». Но без них, никаких «великих» вообще не было бы.

Далее, Господь дает обязанность «управления». Я хочу, чтобы мы понимали, что все эти обязанности даются апостолам. И все это апостолы, только каждый занимается чем-то необходимым в данный момент и для данной ситуации. И никто лучше него этого не сделает. Управление, в греческом так и звучит – «управление», но не только.

Управление (2941): управление (кораблем); переносное значение – управление, заведывание, руководство;

Древние:

  • Управление кораблем, кораблевождение – Платон
  • Управление, заведывание, руководство – Пиндар.

Как видно, Лексикон Стронга здесь полностью соответствует древнему употреблению слова.  В общем смысле понятно. Эти люди ведут за собой. Они являются вдохновителями и первыми исполнителями Божьей воли. Они заражают стремлением, действием и увлекают людей к исполнению Воли Бога. Тем самым распределяя и направляя людей в нужное русло.

И наконец, Павел приходит к проблеме. Не зря здесь в обязанностях людей буквальным повтором является именно «разные роды языков». Все остальное отличается от благих даяний Духа. Там удовольствие, здесь обязанность. И совершенно логично Павел именно языками закончил это перечисление.

Он весь  этот ряд и задумал, чтобы подвести вновь, только с другой стороны к тем «духовным» ребятам. Здесь даже ирония проглядывает.

Павел, будто, говорит: «Если есть такие апостолы как пророки, учителя, силы и т.д., то почему не может быть такой обязанности от Бога, как говорение на языках?». Не дар или благо, а именно обязанность. Они же о себе думают, что они супер духовные! Павел, как бы, указывая на этих «духовных» говорит: «Раз они так важны в своих глазах, наверное, это очень нужная должность для Церкви».  Павел даже не постарался изменить формулировку. Оставил в точности ту, которая звучала в категории благодеяний от Духа.

Если мы забываем, что Павел имеет очень тонкое чувство юмора, мы не поймем этого. Но Павел очень часто говорит с некоторой колкостью, буквально на грани оскорбления, но при этом, не перешагивая этой грани.

Павел не против языков, он, скорее, за. Тем более, как он сам говорит, он больше всех говорит языками. Но эти «духовные» перегибают палку. И Павел потешается немного над ними. Они благо, т.е. то, что Дух дал нам для удовольствия, для помощи, как поцелуй Отца, превратили в обязанность, в должность, в погоны. Он, позже, уделяет достаточно много времени вопросу языков, но здесь, он не учит о языках, здесь он бьет «духовных».

Его насмешка звучит дальше в 30-м стихе. Когда подразумевая под языками специальную обязанность, намекая на «духовных», он говорит о «говорящих и истолковывающих», это его камешек в их огород. Не могут языки, которые даны для личного использования, стать должностью в Церкви. Это не погоны! В такой же позиции оказываются и истолкователи. Возможность истолковывать не дает никакого выигрыша перед остальными. И никак не может оказаться в одном ряду с обязанностями. И, наконец, Павел продолжает.

31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
(1Кор.12:31)

Буквально: «ревнуйте о благах или удовольствии большем». Здесь все еще звучит насмешка. И эта насмешка должна разбудить «духовных», потрясти их. Это, как бы, крик Павла к их разуму: «Неужели еще не понятно, что удовольствие не может быть обязанностью? Удовольствие не может быть достоинством!

И вот еще одна засада. Мы даже не подозреваем, что после слова «больших» стоит точка. То есть здесь Павел закончил свою мысль. А следующая часть, уже относится к другой мысли. Я не понимаю, почему глава начинается после этого предложения. Вторая часть звучит приблизительно так:

31… И все же, через преобладание (я) покажу вам путь.
(1Кор.12:31)

Через преобладание, то есть, благодаря тому, что я, Павел,  все же лучше понимаю, чем вы.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.