Дунамис, продолжаем исследовать Коринф.

думаюИтак, давайте еще раз вспомним, что такое «дунамис». Дунамис – это сила, которая не проявлена в физическом действии, но действует  не менее реально. Действует так, что ей подчиняются физические объекты. Дунамис – это потенция, возможность, которая, в нужной ситуации проявится в силе «кратос» или «исхус». А пока нет необходимости, она сокрыта, оставаясь потенцией или возможностью. И эта возможность либо угрожает, либо сулит что-то хорошее. И сама эта угроза или обещание, действует так реально, что враг бежит, а друг радуется. Это та сила, которая побеждает задолго до боя.

Говоря о силе «дунамис» Христовой, мы говорим о той возможности, которую дьявол познал, когда оказался побежденным Иисусом. И теперь он знает эту возможность. И сама эта возможность уже воспринимается им без всякого сомнения. С одной оговоркой. Если только он точно знает, что передним не самозванец, а, либо сам Иисус, либо он точно знает, что этот человек Иисусом послан. Вот что такое «дунамис». И я взял на себя обязанность проверить, работает ли это определение по всему Новому Завету. Потому что, в случае, если мы найдем место, где это не работает, значит, в нашем определении есть ошибка. Значит, нужно вновь все пересматривать, и, наконец, найти правильное понимание этого вопроса. Поэтому то, что я здесь пишу, ни в коем случае не учение, а исследование. Но до сих пор, пройдя множество мест писания, значение срабатывает, и, даже дает пояснение на некоторые места писания. В прочем, у меня нет задачи их толкования. Это я делаю уже по пути.

Да, еще одно. В прошлый раз, я пропустил слово «чудотворцы». Это место мы рассматривали, когда говорили о чудесах. Если кратко, то это не чудотворцы, а «силы». И текст звучит так: «не все силы?». Это, кстати, доказывает, что чуть выше говорится не о даре «сил чудодейственных», а о должности: «все ли силы?».

Итак, идем дальше, вот новое место со словом того же корня — «дунамис».

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
(1Кор.14:11)

Интересное употребление слова «дунамис». Здесь Павел, говоря о языках… Лучше давайте по порядку. Хотел короче, но не получается, приходится продолжить толкование послания. Ну, что же. Видимо без этого не обойтись. Просто без этого не будет полной ясности. В первую очередь для меня.

В прошлый раз мы остановились на том, что в конце 12-й главы обнаружили странный перевод. Этот перевод явно делался через «не могу». То есть переводчик совершенно не въезжал в суть послания, как в прочем и сегодня. И, основывая свой перевод на своей теологии, как это часто бывает, пытался подогнать перевод под что-то вразумительное. Точно так же делают и сегодня. Если переводчик не в состоянии понять текста, он обращается за консультацией к теологам. А теологи, в свое время, учились по другим переводам или сами, изучая греческий по таким словарям как Лексикон Стронга, тоже оказывались в странном положении. И либо сдавались под авторитетом прошлых толкователей, либо просто обходили эти места стороной. И вот эти теологи приходят в качестве консультантов к переводчикам и консультируют, и консультируют, и консультируют. И получается замкнутый круг. А потом мы спрашиваем, почему мы читаем в Библии одно, а в жизни видим другое.

Совершенно очевидно, что если мы хотим чего-то понять или открыть. То, гарантированно сталкиваемся с необходимостью риска. Потому что без вариантов мы начинаем говорить не так как все, и вызываем на себя разные атаки. Потому что дьявол две тысячи лет старался все закопать в мудрости человеческой, а тут приходит какой-то человек и работу целой армии «копателей» пытается разбить.

Очень яркий пример этого я нахожу в жизни Джона Лейка младшего. Его руками Бог исцелял многих и многих. Он открыл  принципы служения исцеления, передал их людям, основал комнаты исцелений. Но приняла ли церковь его открытия? Ничють! Как молились по старинке, так и продолжили. Как умирали от рака и страдали от одержимостей, так и продолжили. И потом эти «теологи» приходят в качестве консультантов и мы получаем то, что получаем. Перевод, который не поняли переводчики, и не подумали даже понять консультанты. А потом мы читаем и строим на этом свою веру. И что же за вера у нас получается? И сколько еще таких мест в Писании? Понятно, почему многие христиане опускают руки и говорят: «А! Все равно Библию не понять!».  И вот, книга, написанная для простых людей, вдруг, превратилась в книгу для элиты.  И теперь, чтобы вернуть эту книгу обратно простым, нам приходится прилагать титанические усилия, очищая ее от этой сатанинской «элитности».

Это опять крик души. Простите. Ну, что же, продолжим.

Итак, Павел обращается к Коринфянам, и говорит, намекая на «духовных», что пора бы задуматься о благах (имеется в виду благах Духа) более важных, чем языки или их истолкование. Так как блага Духа даются человеку и лично для него. И в этом нет никакого достоинства, хотя люди и думают, что это очень важно для Церкви. Это важно для нашего личного общения с Отцом, и в этом смысле, конечно, оказывается важным для церкви, но это косвенная важность. Это не обязанность, хотя «духовные» решили, что это их должность. Но, давайте идти к чему-то более важному, более ответственному.

И, наконец, Павел говорит, что вопреки всем этим убеждениям «духовных», которые на самом деле – плотские, он все же сможет показать им настоящий путь. Он их пересилит, заставит увидеть. Вот позиция Павла.

Все еще имея «духовных» в виду, он говорит, что главное – это любовь. Потому что блага Духа без любви – ничто. Он так и говорит (я убираю все, что в квадратных скобках): «Если я держусь пророчества (так буквально звучит текст) и знаю все тайны, все знаю, имею всю веру, так что и горы ходят, а любви не имею – то я ничто».

Обратите внимание на «держусь пророчества». Здесь переводчики тоже впихнули (другого слова не нахожу) слово «дар». Они так и продолжают его пихать, основываясь на разных грамматических правилах, которые уютно подходят к таким ситуациям. Кстати, как оказалось, это не моя идея, что «духовные», это люди, а не дары. В древности некоторые учителя так же учили. Для меня, если честно, это оказалось сюрпризом. Но, позже, почему-то их перемудрили и доказали, что речь идет о дарах, а не о людях. И теперь, все официальное христианство считает, что Павел говорит о дарах. Очень любопытно. Об этом вскользь упоминает Лопухин в своей «Толковой Библии», комментируя первый стих 12-й главы этого послания.

Павел, говоря о любви, свою речь, как я вижу, отправляет этим «духовным» ребятам, которые дошли до того, что говорение на языках поставили на первое место (вот почему Павел ставит его на последнее). Они сделали говорение на языках даже важнее служения апостолов. Такое отношение на самом деле имеет свои корни.

Дело в том, что у древних греков есть четкое представление о божественности. Они считали, что для понимания Бога необходимо «отключать» разум. Отключать – это термин, который здесь я употребляю лишь для яркости. В общем и целом, чтобы достичь или понять бога (специально ставлю маленькую букву) нужно, чтобы голова не работала. Поэтому Павел использует позже фразу «разум остается без плода». А дальше все просто. Если «духовные» получили такое экстатическое состояние,  значит, их избрал Бог. А апостолы, напротив, оказываются в унижении, потому что не впадают в такое состояние. То есть их Бог не избрал. Ужасно то, что сами языки, действительно даны Богом, но человеческое извращение, как всегда, играет свою «человеческую» роль.

Итак, Павел указывает на первое и самое главное – любовь. И ясно и четко говорит, что именно любовь, показатель истины. А все остальное без нее – пустой звук.

И Павел, перечисляя все то, что делает любовь, особый акцент ставит на том, что относится к «духовным» коринфянам, хотя к ним можно смело отнести все, в качестве обличения. Итак, Павел, практически, обвинил коринфян, которые возгордились своими «сверх способностями» вот в чем:

  • в нетерпении
  • в отсутствии милосердия,
  • в зависти
  • в превозношении
  • в гордости
  • в бесчинстве
  • в погоне за выгодой
  • в раздражительности
  • в злых помыслах
  • в радости от неправды
  • в огорчении от истины
  • в насмешках
  • в подозрительности
  • в полагании на себя
  • в желании господствовать, чтобы другие несли их проблемы.

Далее Павел говорит, что все наши «сверхъестественные» вещи действуют отчасти, и когда придет совершенное, пропадет. Что же останется? Когда языки пропадут, когда пророчества станут не нужными, что останется у этих ребят? Остаться может только любовь, но если они ее не имеют, то что?

Дальше он говорит, правда очень нежно, ставя себя в пример,  что они младенцы, потому что и думают и говорят как дети. Но, пора уже становиться взрослыми! Хватит играть в песочнице! Потому что если человек говорит и рассуждает как ребенок, то он и есть – ребенок. Взрослый человек тем и отличается, что и думает и говорит как взрослый.

Пока человек младенец, он все видит отчасти, как бы гадательно, когда взрослеет, видит все как есть (12-й стих). И вот три единственно важные вещи – вера, надежда и любовь. И даже среди этих важных вещей, любовь важнее.

И 13-я глава начинается с текста, который я уже рассматривал недавно. Немного повторюсь, и, даже, с некоторыми корректировками, учитывая ту мысль, которую мы обнаружили у Павла.

С самого первого стиха он, продолжая все ту же идею, говорит, что, если они взрослые и знают истину, то первая их задача – это ревновать о духовных (Я принципиально игнорирую квадратные скобки). Не жаловаться на них, а ревновать о них! То есть любить! И вот зачем. Чтобы через любовь начать пророчествовать.

Понимаете? Пророчество – это не дар, который нужно выпрашивать. Пророчество – это твое решение. Чтобы пророчествовать, нужно сильно любить людей. Так любить, чтобы открывать рот и рисковать. Чтобы говорить то, что может их обидеть, но говорить, чтобы обличить, исправить и наставить на правильный образ мыслей и поступков. Ревнуй о «духовных», в первую очередь, чтобы пророчествовать (1Кор.14:1).  Запомни, пророчество, как действие – это твое решение, а не манипуляция с Неба. Если ты любишь, ты откроешь рот и начнешь говорить, а Бог вложит свои слова в твое сердце.

Языки вещь замечательная, но ими не спасешь, не обличишь, не исправишь и не наставишь (2-й стих), а кто пророчествует, тот назидает, увещевает и утешает. Языки замечательная вещь, но она работает на тебя. Но, если ты хочешь, чтобы Божья любовь была в тебе, нужно пророчествовать, то есть изливать Божью любовь. Только так можно строить отношения в христианской семье (4-й стих). Павел так и говорит, что это классно, когда все говорят на языках. Но пророчество важнее и полезнее. Правда есть оговорка. И языки могут превратиться в пророчество, если кто-то будет истолковывать.

Он так и продолжает. Он заставляет коринфян нарисовать в своем воображении некую картинку. Вот Павел приходит к ним и все, что говорит, говорит на чужих языках. Сильно они обрадуются приезду Павла? Представьте себе, что к вам приехал кто-то очень важный для вас, кто может чему-то научить, вразумить, поправить. И вот он приезжает, и, оказывается, что ни в церкви, ни в окрестностях, нет переводчика. Вы улыбаетесь, угощаете его чаем, что-то пытаетесь ему объяснить на пальцах, и так, три дня. Много на такой конференции останется людей?

Павел сравнивает говорение на языках к церкви с сигнальной трубой, которая вдруг, вместо известного всем сигнала к бою, начала играть «fillings» или какой-нибудь блюз. Люди в войсках будут смотреть друг на друга и спрашивать: «И что нам делать?».

Но, если вы ревностно относитесь к духам разного рода, теряете сон, обнаружив, что в церкви появились этакие «духовные», то ищете изобилия  к назиданию церкви. Это я так перевел 12-й стих.

12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви.
(1Кор.14:12)

Буквально этот текст звучит так:

12.Так и вы, поскольку вы ревнуете о духах, ищите изобилия к устроению церкви.
(1Кор.14:12)

Я, кстати, успешно пролетел то предложение, где использовано слово с корнем «дунамис». А оно находится в стихе 11.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
(1Кор.14:11)

Как ни странно, здесь искомое слово – «значение». То есть Павел говорит, что, если он, Павел, не понимает смысла, или действия слова, авторитета слова, то и результата для меня не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.