(Исследование силы) Дунамис в Деяниях

думаю

Самое первое появление в Деяниях слова с корнем «дунамис» мы уже рассмотрели в предыдущей части. Теперь мы просто движемся по мере появления этого корня в тексте. Итак, вот следующее появление.

 

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
(Деян.2:22)

Это место интересно тем, что стоят рядом в одной линии перечисления три слова, которые в других местах переводили одинаково. Но так как они в перечислении, переводчик не мог этого себе позволить. Так что ему пришлось углубиться в смысл слов и получить свой перевод.

  • силами – дунамеси (дунамис). Это слово часто переводилось как чудеса. Мы видели это раньше, когда рассматривали именно это употребление в текстах Нового Завета.
  • чудесами – тераси (терас). Это слово всегда переводится как чудо или чудеса.
  • знамениями – сэмейос. Иногда переводилось как чудо или чудеса.

То, что переводчиков «колбасит» в понимании этого слова говорит о трудности в понимании смысла текстов Нового Завета. А рядовой христианин строит свое понимание на этих переводах. Чего нам еще ожидать?

Вот значения этих слов:

  • силы – действие потенции, угрозы или обещания, влияние, авторитет внушение страха или полного доверия. У бесов вызывает неудержимый ужас и приводит к бегству или заискиванию перед этой потенцией. Откуда я это взял? Подумайте сами, это же на поверхности.
  • Чудеса – удивительные и непонятные вещи. Действия признанные невозможными, сверхъестественными. Чудо – нереальное событие, произошедшее в реальности.
  • Знамения – действия доказывающие что-то. Делаются специально для доказательства, или подтверждения слов. В то время как чудо не имеет такой цели, а знамение вполне может быть чудесным, хотя и не обязательно. Например, Иисус въезжает в Иерусалим на осле – это знамение, но не чудо.

Итак, здесь мы находим прямое указание на то, что силы и чудеса – это разные слова, несущие разный смысл. Это я для тех, у кого еще есть сомнение, что мы правильно понимаем перевод этих слов. Идем далее.

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
10 и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
(Деян.3:1-16)

Немного истории.

Во время Вавилонского пленения евреи не могли приносить жертвы в храме, поэтому начали создаваться первые синагоги, где кровные жертвы были заменены «жертвой хвалы» и происходили в определенные часы. После возвращения из плена эта  практика была включена и в литургию Храма. Во время Римской Империи иудеи и христиане начали следовать римскому распорядку дня, выделяя время для молитвы. В Римских городах в определенное время бил колокол, возвещавший о каком то этапе. Первый удар (час первый) звучал около 6ти утра. Второй (час тритей, т.е. прошло три часа от первого часа.) звучал в 9 утра. В полдень колокол сообщал об обеденном перерыве (час шестой, т.е. от первого часа прошло шесть часов). В 3 часа после полудня колокол сообщал о времени начинать работу вновь (час девятый). День завершался в 6 часов вечера последним ударом колокола (время вечерней молитвы). Первые христиане, отделившись от иудеев, сохранили этот порядок молитв по времени. Например, Петр молился в шестой час молитвы, а именно в полдень. Можно себе представить какая жара была на крыше в это время.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
(Деян.10:9-13)

В рассматриваемом же нами месте Петр и Иоанн шли в храм на молитву девятого часа, т.е. в три часа дня, после обеденного перерыва. Далее они видят человека, которого, судя по всему, они видели много раз. Но, почему-то до этого они не реагировали на него никак. Думать, что апостолы его раньше не видели, по крайней мере, не корректно, так как написано совершенно ясно: «его сажали каждый день (!) при дверях храма». В этот период времени христиане еще молились в храме, и строго соблюдали устоявшийся порядок молитв. Так что Петр с Иоанном видели его не один раз. Но именно в этот момент, когда бедный человек обратился к ним за «копеечкой», они «всмотрелись в него».

Можно подумать, что до этого человек не обращался к ним. Но в греческом тексте нет  указание, что он просил милостыню именно у них. Есть лишь указание, что он их увидел и продолжал просить милостыню. То есть делал то, что обычно. Думать, что этого раньше не было, так же глупо. Что же произошло? Лука умалчивает об этом. Он лишь описывает событие как факт, но его не интересует причина. Так что и мы не будем ничего додумывать. Оставим это как есть.

Итак, апостолы заметили, наконец-то беднягу. Они обратились к нему и потребовали, чтобы он на них взглянул. Как вы думаете, если человек обращается именно к вам, вам нужно заставлять его посмотреть на вас? Но апостолы именно это требуют от больного. Это еще одно указание на то, что больной не обращался именно к ним, а, в общем, ко всем проходящим. Он занимался своей привычной «работой», выпрашивая деньги у всех приходящих в храм и выходящих из него четыре раза в день. Четыре раза в день апостолы видят его и никак не реагировали. Позже, когда христиане уходят из храма, Петр молится уже на крыше.

Итак, они заставляют его посмотреть на них. Тот смотрит и ожидает денег. Наконец Петр говорит:

6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
(Деян.3:6-8)

Меня всегда озадачивает это выражение: «что имею, то даю тебе». Да, я слышал уже много объяснений. И то, что Петр имел какую-то тайну, которую и дальше масса догадок. И то, что Петр имел только Имя Иисуса. И все, что он мог дать – это самое Имя. Но вот в чем нюанс. Мы уже кое-что обнаружили. Мы обнаружили, что и апостол Иоанн и его друг Петр уже (!) исполнены духом. И если не так, то они могли делать это мгновенно. Они уже знают, что такое «одеть» силу. И этот процесс «одевание силы» реален и узнаваем. Иисус именно это определил для учеников признаком крещения духом. И именно эта сила должна была сделать учеников свидетелями. То есть в отличие от имени, исполнение духом с переживаемым облачением в силу действительно можно иметь.

Так же мы узнали, что сила «дунамис» вызывает ужас у бесов любого ранга. И бесы не в состоянии оставаться в покое, если рядом есть эта сила, они просто бегут. Так что фраза «что имею, то и даю» звучит в этом свете очень определенно. Ученики прекрасно знали эту Божественную потенцию, и были наполнены Небесной Победой, и исходящей от этого верой. И дать, что имею, означает не передать силу, а произвести гарантированный результат. Другого просто не могло случиться. А теперь посмотрим на объяснение, которое Петр дал для этого события.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
(Деян.3:12-16)

Смотрите, в 12-м стихе Петр реагирует на удивление людей. И первое, что он делает, противостоит читаемому в глазах людей превозношению данных конкретных апостолов. Очень важно понимать, что слова 12-го стиха – это реакция на то, что он увидел. А именно произошло ЧП (чрезвычайное происшествие). Весь народ, что был в храме, сбежался к апостолам. Апостолы хорошо запомнили слова Учителя:

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
(Лук.10:18)

Мы рассматривали это место совсем недавно. И такое внимание людей к апостолам должно было их заставить напрягаться. Как бы там ни было, первое, что перенаправил апостол, была сила «дунамис».  Это достаточно ясно показывает, что именно работало в деле исцеления теперь уже счастливого бывшего больного. Петр, так сказать, обмолвился, проговорился. Хотя, конечно же, он и не собирался этого скрывать. И уже не важно, что он противопоставил дальше. Первым было указание на силу.

Но дальше, Петр берет ситуацию под контроль и использует ее для проповеди. И уже проповедуя, он указывает на Того, кто является причиной происшедшего исцеления. Его проповедь коротка, но информативна. Сегодня, если бы мы так проповедовали на улице, вообще никто бы не обратил на нас внимания. Но здесь было исцеление такой силы, что каждое слово имело вес.

И в своей проповеди Петр уже не говорит о силе, но все сводит к одному Имени. А об этом мы уже говорили недавно. Так как это уже не просто имя, это имя Того, Кто держит в страхе весь нечистый мир. И до прихода Духа, одно лишь имя, как набор звуков приводило в ужас всю вселенную. Но сегодня, имя Иисуса, это не просто набор звуков, это уже Дух Того, Кто носит это имя. Теперь имя Иисуса – это не просто «Иисус» как имя собственное. Это уже Сам Иисус в теле апостолов. Это Его Дух, вместе с Его силой «дунамис». Теперь значение имени гораздо шире и страшнее чем раньше. Если раньше еще можно было как-то посомневаться в том, что посланник пришел действительно от Иисуса (помните сынов Скевы?), то после прихода Духа, нечистый уже не может сомневаться, так как видит этот дух. Ведь нечистый – это дух. И дух духа видит  сразу, как в нашей поговорке про рыбаков, которые видят друг друга издалека.

Зачем я все это говорю. А говорю я это для того, чтобы мы не думали, что нам нужно только имя Иисуса, как набор звуков. Без Духа мы не справимся, мы безоружны, обречены на провал. Каких-то духов мы еще можем напугать именем Иисуса, но не всегда и не всех. И чаще всего это требует «поста», т.е. упорной молитвы до победного конца.

Смотрите, когда Бог послал Ананию в дом, где был ослепший Савл (Павел), дал ему очень конкретное указание.

17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
(Деян.9:17)

Смотрите, чего хочет Бог от Савла. Понятно, почему Бог не требует покаяния, Савл уже сто раз покаялся к этому моменту. Бог ничего не требует от Савла, но в Его воле две вещи. Первое – прозреть, это и понятно. Второе – исполнение Святого Духа! Смотрите, Богу ну нужно от Савла ничего, только одного – исполнение Духом. Он не требует от него проповеди в синагогах. Он не ждет от него посвящения, святости и праведности. Его интересует ТОЛЬКО ОДНО – исполнение Духом.

Почему же мы часто полагаем, что от нас ожидается чего-то еще? Мы все ставим с ног на голову. Исполнение Духом гарантированно приведет ко всем остальным плодам. А без исполнения Духом ничего самому достигнуть не удастся. Но в Духе все становится возможным. В Духе мы приобретаем победу Иисуса. И нам не нужно ничего доказывать. Нам не нужно ничего достигать. В Духе уже все есть. Праведность? Наша – как одежда запачканная. Его – совершенная и чистая. Потенция? Наша – отчасти, ограниченная нашими способностями. Его – полная, безграничная. Нашу дьявол не боится. Хотя, если мы настойчивы – уважает. И некоторые бесы даже нашей настойчивости боятся. Его – один запах «дунамис» приводит его в трепет. И нет во всей вселенной такого духа, который не трясся бы перед этим «дунамис».

Итак, если мы используем одно только Имя Иисуса, как набор звуков, как наименование личности, будет успех и даже очень часто. Далеко не так много бесов, которые рискнут сопротивляться угрозе имени Иисуса. Но обязательно попадется дух, который будет противиться, и тут нужно будет стоять и доказывать, что ты именно тот, за кого себя выдаешь. Пользуясь таким Именем нужно доказывать, настаивать, утверждать, зарабатывать авторитет. И в результате, конечно может быть успех, но далеко не у всех и не всегда.

Если же используем имя Иисуса, которое приходит с Духом – все отменяется, не нужно доказательств, не нужно настойчивости, все уже есть в Духе. И авторитет зарабатываете уже не вы. Вы просто пользуетесь Его авторитетом.

Используем имя как набор звуков – есть повод хвалиться, ходим в Его духе, ни малейшего шанса похвастаться, все, совершенно все не наше, все Его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.