Все приложится

думаюСначала я думал, что приведенный ниже текст, это другое обетование.  Но после более внимательного рассмотрения в свете того, что уже открыто, понял, что это не так.  И этот текст, практически, является продолжением все того же послания о «явном воздаянии», которое мы рассматривали в предыдущей части. Так, что, продолжим…

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Матф.6:19-24)

Чтобы понять связь этого отрывка с предыдущим текстом нужно вспомнить, на чем мы закончили разговор в рамках именно нагорной проповеди. А мы говорили о том, что послание Иисуса заключено в вере, которая проявляется в проявлении ожидания. Верующий в Бога ожидает воздаяние от Него, а неверующий, от людей. Таким образом, говоря об обетованиях, мы говорим об обетовании воздаяния тем, кто надеется на Бога. И это воздаяние отличается от воздаяния от людей. Теперь переходим к тексту.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:19-21)

Часто, рассуждая о сокровищах, которые заповедует нам собирать Иисус, мы предполагаем что-то абстрактное. Мы говорим о том, что когда-то мы придем на небо, подразумевая смерть, и там, у нас будет много еды. Другие ожидают воздаяний в виде больших домов. Кто-то фантазирует еще интереснее. Другие, полагая, что речь о сокровищах не относится к жизни после смерти, ожидают откровений. Со вторыми я больше согласен. И, все же, есть ли где-то более ясное указание на то, что же мы должны собирать?

И оказывается, что такие указания всегда лежали у нас перед глазами. Но наш разум, завуалированный традиционным мышлением, т.е. религиозными убеждениями, был не способен увидеть этого. И, чтобы понять это, мы вновь обращаемся к принципу контекста.

Я не зря связал один текст с другим. И в контексте предыдущего текста мы остановились на вере в Божественное воздаяние, в чем и заключается обетование. Так не нужно создавать лишних сущностей, следующий стих и далее, говорит о том же. Нельзя дробить текст Матфея на разные темы. Здесь, пока что, тема одна – Божье воздаяние. Под «здесь», я понимаю нагорную проповедь.

Если мы еще не забыли, эта проповедь адресовалась исключительно ученикам. А ученик, это тот, кто должен в конце обучения получить «всеоружие» божье, чтобы восставать против любых козней дьявольских (Ефесянам 6 глава). И в этом смысле совершенно понятно, почему для ученика (особенно) важно, чтобы он полагался именно на Бога. Потому что на человека полагаться нельзя, он предаст, покажет слабину. Мы так же говорили, что под воздаянием подразумевается вход в полноту Божественной власти, приобретение высшего звания Сын Божий (не путать с рождением свыше).

Итак, сокровище, это и есть то самое воздаяние, о котором мы говорим с самого начала. Это и есть вход в полноту власти, это и есть вход в звание Сына Божьего.  Вот это сокровище невозможно потерять. Его никто не украдет. И никакая ржавчина не может до него добраться. И следующая фраза, что в 21-м стихе, вновь связывает нас с духом. Сердце очень часто связывается именно с действием духа. И именно сердце определяет, в каком духе движется человек.

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:21)

Фактически этими словами Иисус показывает нам некий механизм. Если я хочу двигаться в Божьем духе, то это означает, что мое сердце должно в Этом Духе оказаться. А для того, чтобы мое сердце вошло в Движение Божьего Духа, важно чтобы для меня именно воздаяние от Бога стало важнейшим и определяющим. Только так, я действительно могу ходить в Его Духе.

В том же контексте нужно читать и следующие стихи.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
(Матф.6:22,23)

Око (3788): глаз, око.

Но не все так просто, как может показаться с первого раза. Давайте посмотрим каким содержанием это слово наполняли древние греки:

  • Глаз – Гомер (видеть (собственными) глазами), Софокл (устремить на кого-либо взор), Гомер (предстать пред чьи-либо очи), Геродот (удалиться прочь с чьих-либо глаз), Аристофан (говорить (прямо) в глаза), Аристофан (поглядывать по сторонам), Ксенофонт (не спускать глаз с кого-либо, бдительно следить за кем-либо), Платон (то, что находится перед глазами), Ксенофонт (хозяйский глаз), Пиндар, Эсхил (вечернее (ночное) око, то есть луна;
  • Ботаника – глазок или почка – Ксенофонт;
  • Краса, гордость – Пиндар;
  • Радость, утешение, сокровище – Эврипид.

Обратите внимание на самое последнее значение, которое использовал в свое время Эврипид. Это наводит на одну интересную мысль. В каждой культуре есть выражение, которое описывает трепетное отношение человека к чему-либо или к кому-либо. Когда человек что-то или кого-то считает своим сокровищем. Например, в нашей, русской культуре, совершенно привычно звучит «зеница моего ока».  То есть самое дорогое, что есть у человека. Зеница – это зрачок.

В Писании, в синодальном переводе можно найти подобное выражение:

10 Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего;
(Втор.32:10)

Кроме того, глаз, это тот орган, который всегда смотрит в сторону самого главного.  А теперь, наделив «око» значением чего-то самого дорогого, буквально «сокровищем», переведем рассматриваемый текст еще раз.

Светильником для тела является это самое сокровище (глаз, зеница ока, величайшая ценность). Итак, если это сокровище твое искреннее, то все тело твое будет светлым; если же это сокровище (глаз, зеница ока, величайшая ценность) для тебя плохо, не годно, все это тело твое будет темным. Итак, если этот самый свет, который находится в тебе – тьма, сколь же велика эта тьма.

Что же у нас получается. Если для тебя на самом деле сокровищем является то, что дает Бог, а не то, что дают люди, если ты, искренне, всем сердцем смотришь в этом направлении, то твое тело будет во свете. Если же это Божье сокровище не является для тебя сокровищем, то есть оно, Божье воздаяние тебя не устраивает, то все твое тело, а точнее ты сам, будешь во тьме. Итак, если тебе светит не Божье воздаяние, а человеческое, то тьма в тебе очень и очень велика.

9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
(1Иоан.2:9-11)

Тьма переживается как неудовлетворенность и недовольство, раздражение и обида, зависть, и злоба, ненависть, разочарование и т.д. и т.п. Если есть что-то из этого, значит ты во тьме. А это, в свою очередь, указывает на то, где находится твое сердце, что является для тебя сокровищем, тем, на что ты смотришь.

И следующий текст только утверждает это:

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Матф.6:24)

Итак, опираясь на тот же контекст получаем, что один господин – это маммона, или воздаяние от людей, другой Господин  — Бог со своим воздаянием.

И следующий текст не выпадает из той же мысли ни на мгновение.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:25-34)

Обычно мы связываем эти слова с простыми нуждами, есть и одеваться. На это, как нам кажется, указывает сам текст. Но смысл этих слов немного глубже. Он не зря стоит в одной обойме с «явным воздаянием» от Бога. Дело в том, что мы, ожидая воздаяние от людей, надеемся не только на то, что нас похвалят или нам поаплодируют. Мы идем дальше. Знакомства, связи, уважение, отношение, авторитет, все это выливается в быт. Есть связи, куплю что-то особенное, чего простые люди не купят. Если меня уважают, то я имею привилегии, меня не остановят гаишники, мне что-то сойдет с рук. На праздник у меня будет не то, что у всех, приобретённое на рынке или в магазине. На моем столе будет «дефицит».  Меня угостят, мне подарят, меня «почтут». И я буду среди достойных. Мне не стыдно будет пригласить «высоких гостей».

Надеюсь вы понимаете, что эти стихи не говорят о том, что не нужно работать и зарабатывать на пропитание. Мы знаем, что апостол Павел шил палатки или талифы (культовое покрывало для мужчин). Тот же апостол Павел сказал всем известную фразу, ставшую крылатой после ее искажения: «Кто не работает, тот не ешь». Все это говорит против мнения, будто Иисус требует от нас не заботиться о пропитании и одежде. Мы сделали такой вывод, потому что привыкли выдирать стихи из контекста. Мы совсем разучились читать Евангелие как единый монолит.

Итак, кто-то скажет, если я не позабочусь об отношении, не позабочусь о человеческом воздаянии, то на новый год буду пить морс и закусывать шпротами. Если я не побеспокоюсь, то на празднике мне придется быть в обычном костюме, а это не статусно. Это унизительно. Вот о чем говорит Иисус, когда произносит : «не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться?».

Почему? Потому что только язычники, то есть те, кто не знает и не любит Бога, кто не верит в Его воздаяние, ищет всего этого. А ученик Иисуса, тот кому Он хочет доверить полноту Божьей власти (Царство Божье), должен верить в реальность этой власти. А значит и в реальность Божьего воздаяния. Иначе, ничего не выйдет. Потому Иисус и говорит:

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:33,34)

И вот, что интересно. Иисус не пренебрегает нашим авторитетом. Он лишь говорит, что за «достойную» одежду хочет отвечать Он Сам. И за достойное питье и за достойную еду, чтобы не было стыдно пригласить «высоких людей». Только все это «достоинство» не должно занимать ум последователя Христа. Его ум должно занимать лишь одно – Божье Царство, полнота Божественной власти, Звание истинного Сына, Божье воздаяние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.