Второе послание Петра (часть 5)

думаюПетр утверждает, что знает и получил ровно столько же, сколько знают и получили все остальные христиане, и, при всей славе, которая разносится о нем и о других высших апостолах, он всего лишь посланник, курьер, которому доверено послание. И это послание он обязан донести до адресата.  Беда же в том, что появились мысли и даже учения о том, что, якобы, есть какое то тайное знание, и возможно даже, какие-то другие Писания, о которых апостолы умалчивают. Но если их найти, то и тебя начнут сопровождать чудеса и знамения. Петр опровергает это и направляет взгляд христиан не на поиски «тайного и сокрытого», а на тот же самый путь, на который они встали в день покаяния.  Но при этом и вводит некоторую коррекцию. Он показывает нам, что войти в Царствие можно лишь если идешь по пути. А как знать, что я правильно иду? Помочь в этом нам призваны некоторые знаки, которые Петр назвал в семи словах.

Надо так же кое что еще объяснить. Если быть до конца честными, то эти 7 тестов располагаются не линейно. Да, мы знаем, что Петр подал их в определенном порядке. Но, мы не понимаем одного, Петр это делал на греческом языке, принятым в то время способом, который тем людям был понятен. Другими словами это не семь последовательных шагов, а знаки, которые просто должны быть и, не важно, в какой последовательности.  Это  я к тому, чтобы мы из этих тестов не делали формулу.  Хотя сами знаки верны и истинны.

И этот путь приводит нас к познанию Иисуса. То есть к единству с Ним. Когда Он делает то, что хочет нашими руками, и говорит нашими устами.  И такое единство или познание очень важно. И дальше в послании Петр лишь усиливает значимость этих знаков и результата, т.е. познания.

13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(2Пет.1:13-15)

Телесной – слово добавленное, в исходном, древнейшем греческом тексте этого слова нет. Но оно, по сути не мешает, лишь дает некоторое пояснение.

Храмина (4638): палатка, шатер, жилище;

По смыслу ясно, что идет речь о физическом теле. Сама эта фраза позволяет нам определить возраст послания. Петр здесь говорит (13-14стихи) о своей скорой смерти. А это случилось в Риме, приблизительно в 67-м году. Но не это главное.

Важно то, что Петр это послание пишет перед смертью. А перед смертью люди, как правило, говорят о самом важном.  И, судя по всему, самое важное для Петра – чтобы христиане не сворачивали с истинного пути, чтобы мы с вами могли ориентироваться на местности, и не соблазнялись обочиной.

Поэтому, пока Петр еще живет в своем теле, он считает «справедливым» «возбуждать нас напоминанием» того, о чем писал выше.

Пробуждать (1326): 1.пробуждать, будить, разбудить; ср-з.-страд. просыпаться, пробуждаться, вставать; 2. возбуждать, вызывать, волновать.

Древние:

  • Пробуждать, будить – Плутарх, Палатинская Антология, Аристотель (прежде чем проснуться);
  • Возбуждать, вызывать – Плутарх.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их [волнами], и они были в опасности.
24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
(Лук.8:23,24)

В приведенных выше словах одно и то же слово перевели как «разбудить» и «встать».

16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18 Дул сильный ветер, и море волновалось.
(Иоан.6:16-18)

Здесь же действие пробуждения, перевели чем-то стабильным. У переводчиков не начинался шторм, а море просто «волновалось».

1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
(2Пет.3:1)

Итак, Петр последнее время перед своей смертью решил посвятить «пробуждению». И будить он решил постоянным напоминанием истинного пути.  Мало того, перед собой Петр поставил задачу, чтобы и после его земной смерти напоминание это осталось в сознании христиан. Иначе говоря, то, о чем мы сейчас читаем, с точки зрения апостола Петра важнее всего остального в христианской жизни.

15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(2Пет.1:15)

Буду стараться (4704): 1.спешить, торопиться; 2.стараться, стремиться, усердствовать, прилагать усилия.

Интересно, Петр зная о своей скорой смерти, о которой его известил Сам Христос, он собирается забросить все, в уплату  именно этому посланию. Он, буквально, ТОРОПИТСЯ, напоминать и напоминать эти 7 знаков истинного пути, чтобы, когда он уйдет, эти слова постоянно бы приходили им на ум, стояли у них перед глазами, звучали бы в их ушах.

Не знаю как вам, а мне кажется, что мы, обходя это послание стороной многое  упускаем. А в истории христианства это послание вообще часто не воспринималось как истинное. Думаю, дьявол просто старался спрятать от нас правду, закрыть важное.

16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
(2Пет.1:16)

Итак, Петр определил задачу максимум на свой остаток жизни. Он передал и само послание. По сути дела, все остальное, это уже не весть, а доказательство ее истинности. Но это мы еще увидим.  Теперь ему важно, чтобы это послание было принято со всей серьезностью. Поэтому он начинает доказывать истинность своих слов. И первое, на что он опирается – это свидетельство. Дело в том, что и во время апостолов и позже люди легко увлекались мифами. Воспринимая их как нечто несущее тайны мира. И если эти тайны раскрыть, будешь вечно жить или всегда здоров и богат. Петр же утверждает, что все, о чем апостолы рассказывали, ничего общего с мифами и сказками не имеет. Все, что они открывают, никогда и не было, по сути, закрыто.  Просто сердце человека так извращено, что не видит очевидного. А когда Иисус явил Себя миру, когда он учил и являл славу Бога в исцелениях и чудесах, то и там не было никаких мифов. Все то, о чем учили апостолы, они видели своими глазами.  Посмотрите, апостол Иоанн, практически повторяет тот же текст, только своими словами.

1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, —
2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, —
(1Иоан.1:1,2)

И далее Петр приводит те особенные моменты, приходящие ему на память, доказывающие величие Иисуса, явлениям которых они были свидетелями.

17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
(2Пет.1:17,18)

Они были свидетелями, они прямо там находились, где Иисус принял от Бога честь и славу.

Честь (5092): 1. цена, стоимость; 2. честь, почет, почесть, почитание, попечение.

То есть Бог почтил Сына, оказал Ему почесть. Отец Сыну!!!

Слава (1391): мы совсем недавно рассматривали значение этого слова и пришли к выводу, что здесь идет речь не о блеске, а об ожидании, чаянии, расчете, намерении, замысле, Если бы это слово стояло во множественном числе, то его можно было бы перевести как «слава» или «репутация», но оно стоит в единственном числе, так что, этот перевод не подходит.

Итак, Петр и другие апостолы были свидетелями того, как Бог почтил своего Сына, оказал Ему честь и возложил на Него Свой расчет, Свои ожидания,  Свой замысел. И они, апостолы, были этому свидетелями именно тогда, когда с Неба пришел голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».  И мы знаем, что во всех, кроме Иоанна, Евангелиях именно такой текст звучал на Иордане, во время крещения у Иоанна крестителя.

Но вот странность, Петр следующим стихом говорит, что это произошло «на святой горе».  Иордан не течет по горам, и Иоанн креститель не крестил на горах. А с другой стороны, мы читаем о том, что произошло с апостолами на «горе преображения». Однако там текст совсем иной, хотя и похожий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, его слушайте».

Проблема не в Петре, а в нашем прочтении. Петр лишь сказал, что и на святой горе они слышали тот же голос. А не то, что они слышали именно этот текст. Текст был другим, а голос был тот же.

Здесь Петр, фактически привел уже 2 доказательства истинности Христова учения. И вот мысль. Если Петру приходится доказывать истинность учения Христа, а не только своих слов, то в церкви большие проблемы. Ладно, идем дальше, к третьему доказательству.

19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
(2Пет.1:19-21)

Третье доказательство – это «пророческое слово», записанное в Писании (стих 20).  Петр утверждает, судя по контексту и нити, куда Петр ведет свою мысль, что и Сам Иисус и Бог Отец и даже Писания указывают именно на эти 7 знаков, позволяющие обнаруживать Божий путь и проверять свое положение в вере.

Петр обращается к Писанию как к третьему доказательству своей правоты. И не только своей, но и всех апостолов. При этом делает оговорку, показывая на недостаточность только Писаний. С одной стороны, очень хорошо, что христиане изучают, исследуют Писания, но без Духа Святого, без познания Христа, Писания остаются мертвыми и не открывают истинного смысла.

Смотрите, он говорит «вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему (пророческому слову в Писании).  То есть он действительно поощряет их в этом. Мало того, он называет его (Писание) светильником, который светит в темноте, пока не наступит ясность, день. Вот это «взойдет утренняя звезда в сердцах ваших», прямое указание на действие откровения. Пока откровения нет, очень хорошо пользоваться тем, что написано. Потому что «вернейшее пророческое слово» принесет свет, ясность, какое-то понимание, в жизнь человека. Вот только светильник сильно отличается по интенсивности от «утренней звезды».

Но при этом очень важно понимать, что понять Писания без Святого Духа невозможно. И об этом нужно всегда помнить. Удивительно, как слова Петра разбивают наше традиционное отношение к Писанию. Петр практически предостерегает христиан быть водимыми одним лишь писанием.  Потому что в результате появится множество мнений, учений, взглядов. И мы видим в результате массу христианских конфессий, деноминаций, и дробление не заканчивается. Каждая маломальская группа верующих пытается идти своим собственным путем.  И все эти пути отличаются друг от друга кардинально.  Но если бы христиане ориентировались на истинные знаки, если бы они были водимы Духом Святым, если бы они хотя бы понимали, что это такое…

Итак, Петр предостерегает превращаться в христиан, водимых только словом Писания. Петр говорит, что если мы хотим поставить Писание в качестве нашего проводника, то мы должны кое что понимать. И это «кое что» мы должны понимать ПРЕЖДЕ ВСЕГО. То есть это понимание должно встать на самое первое место. Иначе будет катастрофа.  Что же мы должны понимать или знать, прежде чем беремся за Писание?

20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
(2Пет.1:20,21)

Вот здесь, на страницах этого блога, мы разбираем Писание Петра. Разбираем мы его, опираясь на греческий язык. Но было бы ошибкой думать, что один лишь греческий язык дает ответ на все. Если бы это было так, то на все вопросы уже давно бы были найдены все ответы. Выучил древний греческий и «вуаля», вы знаток истины. Однако дело обстоит совсем не так. Многие года, профессионалы, настоящие знатоки греческого языка бьются над смыслом текстов. Целые институты и академии тратят массу времени, денег и человеческих сил, чтобы разгадать все, что записано в текстах Священного Писания, и все же, мы с вами сегодня сидим и разбираемся, спорим с этими умницами, перепроверяем тексты и т.д. Почему? Потому что не работает греческий язык.

Так как же мы сегодня находим смысл посланий? Как же я, прямо тут   что-то поясняю? Дело в том, что на самом деле, все обстоит иначе. Есть течение Духа Святого, который во время чтения писаний, упорно говорит, что смысл не верен. Если бы все было правильно, то Он бы не беспокоился. Наоборот, если все верно, Он тут же свидетельствует нашему сердцу, сообщая нам удовольствие от истины.

Так вот, получая от Него сигнал тревоги, который говорит:  «Внимание, обман, текст  трактуется ложно», или нечто такое: «Значение раскрыто не до конца, нужно исправить!» — мы беремся вновь за исследование, стараясь найти такое объяснение, на которое Он скажет аминь. И пока он этого не сказал, мы ищем, спорим, рассматриваем и т.д.

Но это одна сторона медали. Другая же нам говорит следующее. Когда мы начинаем задаваться вопросами, которые инициировал Дух Святой, Он сам начинает вести нас в нужном направлении, подсказывать значение, подбрасывать мысли, пока мы, наконец, не услышим то, что Он давно уже нам говорит.  И все это потому, что наша плоть, сильно противится Божьему Духу и старается исказить Его голос. Но, чем больше мы послушны Духу, тем тише и беспомощнее звучит хрип плоти.

Вот и получается, что все наши толкования, это результат работы Духа Святого. А чистота толкования зависит прямо от нашего терпения и внимательности к Его голосу.

Итак, принцип прост. Пророческое слово изрекали люди, водимые Духом Святым, значит, и понять его может ТОЛЬКО тот, кто водим Духом Святым. И здесь мы снова возвращаемся к требованию «познавать» Христа Иисуса. Потому что только так, мы можем быть водимы Его Духом.

Второе послание Петра (часть 5): 2 комментария

  1. Спасибо. Долгое время я возвращалась к тексту 2Пет.1:3-11 пытаясь углубиться, постигнуть о чем говорит ап.Петр, но полной ясности не было. Спасибо Отцу за Его слово и водительство Святого Духа, за то,что это слово несет свет и ведет нас к истинному Свету! И спасибо за этот разбор Писаний!
    Да сияет свет Его ярче! Дивный свет!

    • Слава Господу, что использует меня в этом деле, и спасибо вам, за поддержку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.