Второе послание Петра (часть 4)

думаю

8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
(2Пет.1:8-12)

Петр утверждает, что он имеет ровно те же возможности и знание, что и остальные христиане. И никаких особых секретов у него нет. Та же вера. Но раз у христиан возникли вопросы, почему Петр ходит в благодати, а они нет, Петр отвечает. И первый ответ – это  вера. Важно определить для себя истинное положение дел, в вере ты или нет. Потому что принадлежность к церкви еще ничего не дает. И Петр предлагает эти тесты.

Если имеешь веру, то должна быть мужество от веры. И это мужество покажет и истинность твоих знаний. Если есть мужество и знания, то должно быть самообладание. Если это есть, то должна быть стойкость, выносливость. Если и это есть, то должно быть почтение, которое сохраняется благодаря всем приведенным выше характеристикам. Если есть почтение, которое сохраняется даже среди испытаний, то в результате должно быть братолюбие. И в конечном итоге мы получаем ту самую любовь, которой учит Спаситель. И далее Петр говорит:

8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
(2Пет.1:8)

У меня возникли некоторые проблемы со смысловым переводом этого стиха. Как я ни старался, у меня получался совсем иной результат. Но, я решил положиться на профессионализм переводчиков. И синодальный и МБО и РБО в этом согласны. Тем более, что мой результат не делает революцию, и на общий контекст никак не влияет. Так что оставлю как есть.

На что же я хочу обратить внимание. Я хочу, чтобы мы заметили, что, фактически еще в самом начале апостол уже третий раз использует одно и то же слово «познание» (эпигносис (1922)).  Вообще, если мы замечаем такое настойчивое употребление какого-то слова в писании, то можно делать вывод, что именно это слово является главным и определяет смысл послания. Итак, это слово «познание».

Я не буду здесь повторять всю логику этого слова, просто дам свое определение. Познание – это слияние с кем-то или чем-то, соединение, становление частью чьего-то естества.

Итак, познание Господа – это слияние с Ним, соединение с Ним, становление частью Его естества. Так вот, Петр убеждает нас, что если мы проходим в той или иной степени все экзамены веры, то мы идем путем познания.

Я сказал: «в какой-то степени», потому что сам Петр дает для этого повод. Он говорит что это, читай 7 тестов, есть и умножается. Вот это «умножается» сразу показывает нам на то, что есть и меньше. Здесь полезно вспомнить слова Иисуса.

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
(Лук.16:10)

То есть не нужно себя бичевать за то, что в вас этого недостаточно. Потому что важны два пункта. Первый – чтобы хоть сколько-то было. Второй – чтобы это «хоть сколько-то» умножалось. И вот тогда, если это, пусть малое, умножается, то мы не останемся без результата. То есть, мы на пути познания и обязательно достигнем цели. А вот если этого совсем нет!

9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
(2Пет.1:9)

Я еще раз повторю для самый самокритичных. Не я, а сам Петр сказал слово «умножается». И это слово ясно и четко дает нам понять, что принимается нечто меньшее. Ладно, думаю все всё поняли.

Итак, если это СОВСЕМ (!) нет, вот тогда плохо. Тогда мы слепы. И не просто слепы, а сами, собственными усилиями, без помощи дьявола, закрыли глаза. То есть не захотели идти по этому пути. Здесь мы себя ведем как страус, засовывающий свою голову в песок от страха. Как дети, которые при опасности закрывают свои глаза. Мы не хотим верить, что должны проходить через эти 7 испытаний. Как ученики, которые накануне экзаменов натирают градусник или жуют сахар с йодом, чтобы показаться больными. Но, правда в том, что, так или иначе, мы все равно проходим через испытания. Разница лишь в том, готовы мы или нет. Готовы, проходим, нет, проваливаемся. Так что нет смысла закрывать глаза и засовывать голову в песок.

Закрыл глаза (3467): быть близоруким; возм. закрыть глаза.

Мы часто употребляем выражение «это близоруко». Когда мы хотим кому-то показать на его недальновидные решения, которые скоро приведут к плачевным результатам, мы гворим: «ты поступаешь близоруко». Это говорит о том, что человек не умеет или не хочет думать, смотреть немного вперед. И такое нежелание чаще всего говорит о трусости, слабости, рабстве.  Либо человек глуп, либо он вынужден делать не выгодные для него решения. Если он глуп и труслив, это одно. Но если он сидит у кого-то на крючке и потому вынужден делать недальновидные с нашей точки зрения поступки, это другое. У кого и на каком крючке может сидеть человек? Как правило – это «скелет в шкафу». В этом мире люди разыскивают компромат на человека, а потом шантажируют его, заставляя делать эти самые недальновидные поступки. Эти люди не придумали такой способ сами, им его продиктовал учитель всех шантажистов – сатана. Потому что сначала он изобрел этот метод и применяет его всюду.

Как часто приходится слышать такие ГОРДЫЕ заявления: «кого угодно можно простить, но только не меня, потому что я ТААААКООООГО натворил!!!». И дьявол тут как тут, хлопает в ладоши и подпевает: «правильно, умница, ты таааакоооое сделал, что никто и никогда тебя не простит».  И человек верит ему. И потому не принимает прощения от Иисуса, остается во грехе. Но, давайте честно, все-таки это просто отмазка. Такой человек просто не хочет стать «религиозным».  Он боится этого больше чем дьявола.

Еще хуже, если христианин думает о себе как о грешнике. И тогда дьявол снова прибегает и подпевает. Но, если вы родились свыше, вы уже не имеете права думать о себе как о грешнике. Человек, который грешил или уже умер, или присмерти. Потому что вы теперь новое творение во Христе Иисусе.

Итак, человек может говорить о себе: «Я не могу пройти даже в минимуме через эти 7 тестов. Я слаб, всегда всего боялся, поэтому делал гадости. Я обречен на провал». Но такая философия говорит о том, что он совершенно забыл о жертве Иисуса. Он забыл, что Господь свою кровь пролил, чтобы ты о себе никогда этого больше не говорил. Он умер, чтобы ты ожил, воспрял, задышал. Чтобы мы с тобой встали и делали невозможное. Он поселился в нас, передав нам все свои характеристики, чтобы мы больше не думали о себе по привычке, но как дети Божьи.

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:10,11)

Маленькое отвлечение от основной мысли послания. Дело в том, что часто слово «братия» трактуют так, что все обращено к мужчинам, а к женщинам нет никаких слов. Это в корне не верно.

Братия (80): брат.

Казалось бы, чего здесь особенного, вот же, «брат» и все, никаких сестер. Но не торопитесь, посмотрим, что скажут древние:

  • Эпическо-ионическая форма, брат и сестра – Эврипид, брат по отцу и по матери – Геродот;
  • Братский, братнин – Эсхил, Софокл, Плутарх;
  • Перен. братский, родственный, близкий – Софокл (нечто вроде этого), Платон (дела, близкие к этим и совершаемые родственным между собой душами), Плутарх ((сражение), напоминающее Марафонское).

Как видно, слово «братия» могут быть и сестрами. А по сути – это родственные души, без отношения к полу, подобные, похожие друг на друга.

Любопытно, что переводчики синодального перевода, на самом деле, понимали это и потому не переводили это слово словом «братья»,  которое в русском языке обозначает именно мужской пол, а именно «братИя», что в русском языке означает объединение, союз единомышленников, людей с родственными душами.

Теперь возвращаюсь к тексту.

10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:10,11)

Слово «старайтесь» указывает нам на необходимость приложения усилий. Нам нужно напрягаться, что-то делать, а не ждать, когда благодать сама сойдет на нас. И выше Петр показал, что именно нам нужно делать. Вот эти 7 тестов и определяют наши усилия. Именно заботясь о плодах семи испытаний, мы делаем твердым наше звание и избрание.

А какое наше звание? Наше звание «христианин». К моменту написания это название уже прижилось в христианской среде. Еще в первом послании Петр использует именно это звание «христианин», как особенное.

15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;
16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
(1Пет.4:15,16)

Итак, наше звание Христианин. Что это слово означает? Чтобы лучше понять смысл этого слова, нужно обратить внимание еще на один момент.

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
(Деян.9:1,2)

Дело в том, что здесь выражение «принадлежащих сему учению», переведено не очень корректно. РБО перевели это как «последователей Пути», МБО как «принадлежащих Пути».  То есть до того как последователей Иисуса стали называть христианами, они сами называли себя последователями Пути.

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Иоан.14:6)

Я думаю, что Петр вкладывал в звание «христианин» и то значение принадлежности Пути, т.е. Христу как пути. Само слово «путь» обозначает движение. Определение направления и действия в этом направлении. На пути можно спать и не двигаться, но тогда для тебя путь перестанет быть путем, а превратится в обочину. Христианин – это человек принадлежащий Христу и идущий Его путем.

И как я могу укреплять свое звание? Только движением по этому пути. И, как на обычном пути, мы время от времени сверяем свое положение со знаками на дороге, так и на пути за Христом, мы имеем эти знаки. И Петр определил некоторые для нашего успеха. Он как знаток пути, указал нам до какого знака дойти сначала, потом указал второй, третий и т.д. И если мы не собьёмся с «ПУТИ», то придем куда нужно.

Мало того, что Петр указал нам верное направление, он еще и открыл нам самую безопасную тропу. Он говорит что, делая так, мы никогда не споткнемся!

10 … так поступая, никогда не преткнетесь,
(2Пет.1:10б)

Преткнетесь (4417): 1. перех. сталкиваться, поражать, опрокидывать; 2. неперех. спотыкаться, претыкаться, ошибаться, согрешать; возм. терпеть поражение, погибать, разрушаться.

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
(Иак.2:10)

Смотрите, здесь у Иакова тоже стоит «споткнется», а переведено «согрешит».

2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
(Иак.3:2)

И здесь тоже «спотыкаться», а не «согрешать». Я имею в виду буквально не «согрешать», а «спотыкаться». Но по смыслу, слово «согрешать» здесь так и воспринимается.

Смотрите, человек, пытающийся идти по пути исполнения закона, обречен на падение. Потому что на этом пути, малейшее нарушение – крах. Человек много говорящий, обречен на ошибки. Но если мы идем путем, предложенным Петром, то на нем нет порогов.  Здесь нет неожиданных ям и корешков.  Здесь невозможно ошибиться. Этот путь прям и ясен. И смотрите, куда нам Петр указал дорогу.

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:11)

Я не буду здесь повторять все, что касается понятия Царство Господа. Если вы хотите в этом поковыряться, обратитесь к моим статьям «размышление о власти».  Скажу лишь кратко. Царство Божье, оно же Царство Небесное, оно же Царство Господа – это не место и не государство, это власть, влияние, возможность создавать и отменять законы, и вершить суд, как власть имеющие. Войти в Царство, значит войти в полноту власти. Начало власти находится там, где Петр указал, в мужестве, самообладании, т.е. во власти над собственной плотью. И если мы движемся открытым Петром путем, который, по сути, не Петр открыл, а Иисус, то войдем в эту вечную полноту Божьей власти. И будет это не после смерти, как нас обманывает религия, а при жизни. Но для этого нужно, как говорит Петр: «более и более постараться».  Нужно к этому приложить много сил.

12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
(2Пет.1:12)

Эти слова совершенно просты. Петр говорит, что «никогда не перестанет напоминать» христианам об этом пути, об этих 7 тестах, или знаках на Христовой дороге. Он готов напоминать еще и еще раз, и никогда не перестать делать это, потому что это путь к Божьей славе. И это нужно напоминать часто, не смотря на то, что люди уже слышали об этом. Все потому же. Потому что этот путь единственно верный и безопасный, в плане разочарований. Не преткнёшься, значит, не разочаруешься. И вот это «никогда не перестану», говорит нам еще раз о том, что эти 7 знаков крайне важны для нашего хождения. И если мы ими пренебрегаем, то, скорее всего, припремся опять в очередную религию, там и заснем вечным сном, там и упокоятся наши погибшие души. А мы должны не упокоиться, а ожить, восстать, воскреснуть и действовать.

Второе послание Петра (часть 4): 3 комментария

  1. Спасибо!
    Итак, » Если имеешь веру, то должно быть мужество от веры. И это мужество покажет и истинность твоих знаний. Если есть мужество и знания, то должно быть самообладание. Если это есть, то должна быть стойкость, выносливость. Если и это есть, то должно быть почтение, которое сохраняется благодаря всем приведенным выше характеристикам. Если есть почтение, которое сохраняется даже среди испытаний, то в результате должно быть братолюбие. И в конечном итоге мы получаем ту самую любовь, которой учит Спаситель.» Другими словами: вера производит вышеперечисленные качества, которые и свидетельствуют, что мы на правильном пути — в Царство Отца.
    Из РБО 2Пет.1:5 «…приложите все старания, чтобы у к р е п и т ь свою веру добродетелью » (т.е. мужеством), мужество — знанием и т.д. Не получается здесь другой смысл ?

    • В РБО получается другой смысл, но с ним не могу согласиться. Просто потому, что уже к этому месту контекст послания оказался другим. Здесь вообще не идет речи об укреплении веры, здесь идет драка с ложными верованиями. С представлениями христиан, что апостолы имеют что-то тайное и потому у них все замечательно. Они говорят, что вера у них есть, а чудес нет, значит есть что-то скрытое, просто апостолы умалчивают. По этой причине Петр пишет послание, а никак не об укреплении веры. Мало того, вообще понятие «укрепление веры» мне кажется неверным. Хотя бы потому, что на просьбу апостолов «укрепить у них веру» Иисус ответил, что «если бы они имели веру хотя бы с горчичное зерно» то дальше по тексту. Так что, думаю РБО не правы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.