Второе послание Петра (часть 3)

думаюО чем мы прочли ранее. Петр опровергает мысль о том, что высшие апостолы имеют какое-то тайное знание. И указывает, что как высшие, так и низшие имеют один и тот же старт, одну и ту же веру, истину, один и тот же кредит доверия. Что же касается того, что у высших происходят чудеса и их служение сопровождается знамениями, то это может иметь любой, если только для него главным в жизни станет «познание» Сына, познание рожденного от Бога нового человека. А начало познания Сына заключается в простом исполнении Его повелений, т.е. когда Он может что-то делать через нас.

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
(2Пет.1:3-4)

Таким образом, удаляясь от власти плоти, от власти этого мира, мы начинаем идти определенными шагами в нашем развитии, точнее в нашем познании Иисуса.  Итак, как от Божьей силы, через познание Иисуса, нам дано все, что нужно для нашего роста, то опираясь на обетования Иисуса, исполняя Его повеления, мы продвигаемся в Его познании и удаляемся от растления похотью.

5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
(2Пет.1:5-8)

Продолжая свое послание в начале пятого стиха Петр говорит: «…то вы, прилагая к сему все старание».  К чему «к сему»? Все к тому же, к познанию Христа, проявляющемуся в исполнении Его требований, опираясь на Его обещания. Далее, прилагая усилия, старания, причем «все» старание (в греч. всякое старание), к процессу познания мы должны что-то «показать».

Покажите (2023): давать, доставлять, поставлять, поддерживать.

Употребление этого слова в Новом Завете:

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:11)

10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
(2Кор.9:10)

5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
(Гал.3:5)

19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
(Кол.2:19)

Понятно, что это слово здесь переведено как «покажите», в попытке передать не буквальный процесс показа, а то, что в результате должно стать явным, что должно быть в итоге.  Иначе говоря, если человек идет по песку, в итоге должны быть следы, если я поехал в Москву, то в первом итоге я должен сесть либо в машину, либо взять рюкзак и пищу на несколько дней, а следующим итогом может быть покупка билета у кондуктора или водителя, и т.д. То есть, если я открыл рот, то должен издать какой-то звук. И вот это слово «покажите», означает, «придите к определенному итогу, предоставьте что-то в результате.

Почему Петр требует каких-то результатов? Да потому, что сказать: «Я познаю Иисуса» — может каждый, но только тот, кто это делает в действительности, получает «контрольные» результаты. Вот об этих «контрольных результатах» Петр и говорит. Школьник в течение своего курса сдает массу контрольных заданий. Это необходимая операция, которая показывает в первую очередь самому ученику его успехи. Так и в нашей школе познания Петр определил эти контрольные тесты. Итак, что же это за тесты?

Покажите в вере вашей добродетель

Итак, первым результатом веры должна быть добродетель.

Добродетель (703): Между прочим, мы только что рассматривали это слово. Помните?

3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
(2Пет.1:3)

Слово «благостию», в приведенном выше отрывке, и слово «добродетель» в рассматриваемом тексте – это одно и то же слово. А это кое-что открывает. А именно, Петр играет словами, желая указать на связь между этими отрывками.

Иисус призвал нас Своей славой и «благостию», или «добродетелью», то и мы должны показать эту же характеристику в своей вере.  То есть, если я верю в Иисуса, то эта вера неизбежно приводит к результату, к благости.

Давайте теперь вспомним, что же означает это слово. А это слово означает не что иное, как мужество, храбрость, крепость, бодрость, мужская красота (красота силы). Это то, что мы называем мужественностью. Итак, первый результат веры – это мужество, смелость. Смелость – противоположность трусости, мужество – противоположность слабости (а не женственности).  Только мужество это не от личных качеств должно идти. Часто в этом мире за мужество выдается нечто другое.

Итак, допустим, мы сдали первый экзамен. Теперь можно переходить на следующий уровень.

В добродетели рассудительность.

Первое слово мы рассмотрели, как же дело обстоит со вторым?

Рассудительность (1108): Это то самое слово, которое многие знают. В греческом языке это слово происходит от слова «гносис», т.е. знание. 1. Знание, ведение; 2. Познание, понимание, разумение.

Давайте опять посмотрим на древнее употребление этого слова:

  • Познавание, познание – Платон, Аристотель;
  • Знание – Аристотель;
  • Наука – Аристотель;
  •  Узнавание – Фукидид (не узнавать кого-либо);
  • юр. Расследование, дознание, следствие – Демосфен;
  • (личное) знакомство – Эсхин.
  • Отчетливость, ясность – Платон (быть более известным, знакомым);
  • Известность, слава – Лукиан;
  • Распоряжение, указ – Лукиан;
  • Филос. позд. гносис. гностическая философия.

Если честно, я немного в шоке от перевода слова, так как до этого времени понимал стих немного иначе. Теперь, чтобы разобраться, нужно полное представление о слове. Конечно, насколько это возможно. Придется посмотреть на употребление этого слова в Новом Завете.

77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
(Лук.1:77)

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
(Лук.11:52)

7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
(1Пет.3:7)

18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
(2Пет.3:18)

18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
(2Пет.3:18)

Обратите внимание, здесь слово, переведенное как «познании», соответствует нашему слову, которое мы сейчас рассматриваем, а в начале Послания, словом «познание» перевели совсем другое слово. Уже поэтому эти два слова не стоит связывать друг с другом. А наоборот. Его следует связать с нашим словом, которое здесь переведено как «рассудительность».

Продолжаем дальше рассматривать употребление этого слова в Новом Завете.

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
(Рим.2:17-21)

14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
(Рим.15:14)

1 О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
(1Кор.8:1)

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
(2Кор.4:6)

16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
(Еф.3:16-19)

Я думаю более чем достаточно. Ни о какой рассудительности здесь речи не идет. А именно о знании. И раз так, то смысл становится таким.  Верующие много болтают о своей вере и знании. Так вот, Петр связал их слова в один узел, указав на это так. Раз ты говоришь, что верующий, то у тебя должна  быть храбрость, мужество, даже доблесть. И именно эта храбрость, это мужество и покажет, есть ли у тебя настоящее знание или нет.

В рассудительности воздержание

Допустим, мы сдали второй экзамен. Мы доказали своей смелостью, что мы на самом деле верующие и действительно знаем, о чем говорим. Но это лишь начало, что же дальше? Следующий экзамен, это воздержание в рассудительности. Что такое «рассудительность» мы уже поняли, здесь речь идет о знании, о понимании истины. Что же означает здесь воздержание?

Воздержание (1466): воздержание, самообладание.

Древние:

  • Дословно власть, господство – Платон (самообладание, воздержанность), Ксенофонт, Исократ, Платон, Плутарх, Аристотель (саообладание перед лицом страшных опасностей), Плутарх (бескорыстие, честность).

Вот так слово, даже не знаю… это не просто самообладание или воздержание, это «самообладание перед лицом страшных опасностей»!

24 Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.
25 И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.
(Деян.24:24,25)

Послушайте, до сих пор разного рода религиозные деятели внушали мне, что воздержание, это отказ от еды, от питья, от отношений с женщиной и т.д. Но истинный смысл этого слова совершенно в ином!!! Это не религиозная чепуха, это характеристика настоящего мужчины! Это слово описывает такого христианина, который действительно может и должен быть образцом для подражания. Голливуд лишь мечтает о героях, а Иисус принес Евангелие героев! И, если мы правильно понимаем Его послание, то должны стать такими.  Евангелие не призвано делать людей безобидными, оно призвано сделать людей мужественными, причем мужественными даже «перед лицом страшных опасностей».  И в Деяниях апостолов религиозник прочтет о том, что Павел говорил о воздержании от еды, пития и секса, а на самом деле Павел говорил о власти над собой даже когда ужасно страшно.

В понимании истинного значения этого слова по иному читаются слова совершенно знакомого отрывка из послания Павла Галатам:

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)

Итак, именно способность держать себя в руках даже пред лицом страшных опасностей», а не воздержание от чего-то пустого, является настоящим плодом Духа Святого. Почему мы об этом никогда не говорим?

Если я действительно верю, то буду смел как лев. Эта смелость доказывает то, что мое знание верно, и наоборот, если этого нет, видимо я совсем не понимаю Евангелие. И если я знаю верно, то я владею собой в любой, даже самой страшной ситуации.  Это третий экзамен или тест на правильность. Помните слова Давида?

23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
(Пс.138:23,24)

5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
(2Кор.13:5)

«Разве только вы не то, что должны быть»… Серьезные слова Павла, сейчас зазвучали как-то иначе…

В воздержании терпение

Что же должны мы показать на четвертом этапе проверки? Что должно доказать мне, что я действительно владею собой в любой ситуации? К этому призвано «терпение».

Терпение (5281): терпение, выдержка, стойкость, постоянство, перенесение (трудностей), выносливость.

Использование древними:

  • Оставание – Аристотель («оставаться» и «последовать» понятия противоположные);
  • Стойкость, выдержка, выносливость – Аристотель, Платон, Полибий (стойкость в чем-либо, сопротивляемость ударам).

Возможно, вы привыкли понимать слово «терпение» как нечто пассивное. Возможно даже вспоминаете поговорку: «Бог терпел и нам велел». Это, практически, лозунг униженных и оскорбленных. Но, как видно из рассмотренного текста, это совсем иное понятие. Это понятие активное, это понятие агрессивное. Это позиция противления, противодействия.  Это не позиция головы, которая чувствует боль от удара об стену, а позиция стены, которая даже не пошевелилась от этого удара. Это позиция, когда человек не сдается даже тогда, когда проигрывают все, когда все против него. Терпеть, значит не сдаваться. Это не согбенный человек, это человек стоящий прямо лицом  к противнику.

Итак, если я владею собой, то я непоколебим, меня нельзя сдвинуть. Если же меня можно сбить с позиции (я не об упрямстве), то я не сдал экзамен. Это не про фанатизм. Терпение не означает упрямство. Это противление злу, а не добру. Это противление глупости, а не Божьей мудрости.

Мужество, владение собой и стойкость – вот доказательство настоящей веры и истинного знания. Идем дальше…

В терпении благочестие

Какой еще должен быть результат настоящей веры?

Благочестие (2150): благочестие, благоговение, почтение (к Богу).

Древние:

  • Благочестие, благоговение – Софокл, Платон, Демосфен, Исократ (по благочестию, из благочестивых чувств), Эсхил (Арей, для которого нет ничего святого);
  • Почтение, глубокое уважение – Платон;
  • Дочерняя или сыновняя любовь – Ксенофонт, Софокл.

Это слово говорит об особенно трепетном, почтенном отношении к чему-либо.  Это когда человек имеет в себе нечто «святое», т.е. неприкосновенное. И это «благочестие» не позволяет ему нарушать некие границы в отношениях с людьми.

Судя по посланию Петра можно сказать, что этот тест мы проходим тогда, когда вокруг происходит что-то ужасное. Возможно, что-то унизительное или очень болезненное. И это событие вынуждает, подталкивает нас к каким-то поступкам, за которые потом нам будет стыдно. Но, мы владеем собой, мы не сдаемся и потому не идем на поводу этих гадких чувств. И в результате наша честь остается нетронутой, мы не нарушаем пределов, остаемся в почтении, не оскверняемся.

В благочестии братолюбие

Судя по всему, эти экзамены мы проходим в общении с ближними, и реже с посторонними.  И Петр прямо сводит все к отношениям с братией, т.е. с братьями и сестрами. Все это мужество, стойкость, самообладание и почтение нам нужно именно здесь и реже вне этого общения. Именно здесь возникают те ситуации, когда мы легко перешагивает границы уважения или почтения друг к другу. Но, если мы проходим все эти экзамены, то наши действия громко заявляют о нашем отношении к братьям.

Братолюбие (5360): братолюбие.  Древние точно так и используют это слово – братская любовь (Плутарх, Бабрий, Лукиан).

И в конечном итоге…

В братолюбии любовь

Я думаю нет смысла разбирать значение слова любовь. Отмечу лишь, что здесь говорится о любви «агапе», т.е. любви жертвенной.  Мы очень часто слышим проповеди о любви. Мы должны любить. И все эти проповеди правильные. Но никто не учит о том, что такая любовь – результат сильнейших испытаний.  Именно Петр дает полное объяснение этого слова здесь, в этом послании. И судя по Петру, любовь – это такие отношения, которые выдерживают любые испытания. Это почтение, уважение, трепетное отношение к людям, которые своим поведением толкают нас к отказу от этого уважения. И делают это настойчиво и жестоко. И вот именно здесь нужна вера. Здесь должны работать те настоящие знания, которые  делают нас мужественными, а не истеричными и слабыми. Здесь нужно сильное самообладание, т.е. нужно иметь настоящую власть над своей плотью. Применяя эту власть оставаться твердым и непоколебимым в своем уважении к этим людям. И проявляя к ним это почтение, выходит на свет то, что на самом деле называется любовью «агапе».

И никакие другие признаки не говорят о нас как о верующих.

Второе послание Петра (часть 3): 2 комментария

  1. Вроде у меня первый каммент не прошел.
    Последний абзац нужно было громко прочитать на последнем служении ))
    Ты вообще когда говорил в конце так спокойно и тихо, в этом чувствовалась любовь к нам. Прям, мне показалось, что Господь всегда так говорит — тихо, спокойно, а мы орем, голдим, спорим и не слышим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.