Первое послание Петра (часть 26)

думаюСегодня продолжу то, что начал в прошлой части. Прежде я лишь рассмотрел значение слов «пастырей» и «сопастырь». Вывод один – Петр не обращается к людям, занимающим должность, он обращается к людям владеющим настоящим авторитетом. Людям, за которыми действительно идут и кого на самом деле слушают. Почему в современных церквях часто возникают проблемы с расколами? Одна из причин – недостаточный авторитет лидера.  Современный лидер не зарабатывает авторитет, он его получает вместе с должностью. Пастор становится пресвитером не потому, что имеет достаточный авторитет, а потому, что удобен старшему пастору. И община одурачена религией, смиренно принимает того, кого ставит старший пастор, который тоже не всегда имеет заслуженный авторитет.

Мы должны понять, понятие «старейшина» в христианство пришло из Иудейского общества. И в этом обществе никто не полагал людей на старейшин. Старейшинами люди становились по двум причинам. Первое – человек должен был достичь определенного возраста, второе – должен заслужить авторитет у своей общины. Иначе говоря, никто в общине не должен сомневаться в его «старшинстве».  Это не значит, что все должны были с ним соглашаться, но авторитет должен был быть в наличии.

Иисус, проповедуя Евангелие, не принес нового «старшинства». Он не перестраивал отношения внутри общины. Мы нигде не найдем учения Христа, говорящего о новой должности пастора. Но на Своем примере Он дал понять, что значит быть настоящим пастырем.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
(Иоан.10:11)

И при этом Иисус не покушался на звание старейшины. Никто ни разу не назвал Иисуса старейшиной или пресвитером. Итак, понятие пресвитера или старейшины христиане напрямую заимствовали от древних евреев.  А раз так, то и понимание старейшины у первых христиан было совершенно таким же. Если кто-то является старейшиной (пресвитером), то этот человек имеет достаточный возраст и несомненный авторитет.

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
(1Пет.5:1-4)

Петр себя называет сопастырем. Приставка «со» говорит о труде в одной упряжке, совместный труд, труд с единой целью и в полном согласии. Кроме того, обратившись к настоящему значению слов мы видим, что Апостол обращается к старейшинам, т.е. людям которые в общине имеют непререкаемый авторитет, как по своим делам, так и по возрасту. Древние евреи с особым почтением относились к старшим людям. И себя он называет сопастырем, а в исходном греческом тексте «сопресвитером», т.е. таким же старейшиной, как и они, который трудится плечом к плечу с ними.

Казалось бы, достаточно и того, что ты старейшина по всем канонам, Петру тогда было не меньше 70 лет. Однако, Петр утверждает свой авторитет еще и на том, что он:

  1. Свидетель страданий Христовых
  2. Соучастник в славе, которая должна открыться.

Свидетель (3144): свидетель; а тж употреб. о человеке, засвидетельствовавшем своею верностью И.Х. мученической смертью.

Древние:

  1. Свидетель(ница) – Софокл, Аристофан, Платон (в присутствии свидетелей);
  2. Свидетельство, подтверждение, доказательство, довод – Платон (приводить что-либо в подтверждение);
  3. Засвидетельствовавший своей кровью, т.е. мученик – Новый Завет.

Новый Завет:

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
(Матф.18:16)

8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:8)

Всего около 40 отрывков.

Вот это высказывание Петра: «свидетель страданий Христовых». С первого взгляда мы можем подумать, что идет речь о том, что во время страданий Иисуса Петр находился рядом и наблюдал их. И, благодаря этому он (Петр), якобы имеет какие-то особые льготы. Но, вокруг креста Иисуса было очень много народу. И все эти люди могут называться свидетелями? Кто-то скажет да, но тогда другой вопрос. Если буквально видеть достаточно, чтобы стать свидетелем (в Библейском смысле слова), то зачем нужно «крещение Духом»? Сегодня многие говорят, что крещение Духом нужно для того, чтобы говорить языками, чтобы исцелять, чтобы творить чудеса, чтобы переживать любовь Отца и т.д. и т.п. И отчасти все эти высказывания правильные, но Сам Иисус о крещении сказал другое. Посмотрите приведенный выше отрывок. Что там написано?

Может быть там написано так: «когда сойдет на вас Дух Святый, будете мне чудотворцами»? А может: «будете мне целителями»?  Он даже про языки ничего не уточнил. Но вот что Сам Господь определил целью для крещения Духом: «будете Мне свидетелями»!

Если я могу быть свидетелем Иисусу лишь тогда, когда «сойдет на меня Дух Святый», то это совершенно точно не относится к тому, что я когда-то видел или нет до этого. Иначе, Иисус сказал бы, что-то вроде: «когда сойдет на вас Дух Святый; и будете смело рассказывать всем о моих мучениях на Кресте».

Вот это «будете Мне свидетелями» наводит на одну мысль, учитывая все выше сказанное. Мы не приобретем силу для рассказа о земных страданиях Иисуса, а будем свидетельствовать о том, что Иисус делает сегодня. Иначе говоря, крещение Духом – это возможность видеть Христа прямо сейчас. И свидетельство наше не в том, чтобы рассказывать, что мы увидели, а являть то, что Иисус делает сейчас.

Давайте взглянем на послание Павла Коринфянам:

1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
5 чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
(1Кор.2:1-5)

Прежде всего нужно обратить внимание на первый стих, а именно на то, что Павел приходил «возвещать», т.е. говорить слово. И он приходил «возвещать… …свидетельство».  И именно это слово (т.е. свидетельство) было «не в убедительных словах… …, но в явлении духа и силы,…». Павел дает здесь четкое понимание, что такое быть свидетелем. Быть свидетелем, значит являть (делать видимым) то, что делает Бог, т.е. Его дух и Его силу.

И если мы примем такое объяснение слова «свидетель», то Петр добавляет к словам Павла новую характеристику. Петр еще и свидетель страданий Христовых. Если Павел, настоящий свидетель, и он являет дух и силу, как и Петр, настоящий свидетель, и он являет Христовы страдания, то оба эти свидетеля говорят об одном и том же.

Явление духа и силы – это явление твердости и веры на пути через страдания, это явление «внутреннего стержня», верности, упорства, любви к людям и к Богу, послушания Божьей воле, стремления принести Царство Божье на эту землю, чтобы здесь Божья воля была точно так же воспринимаема и видима, как Его воля на Небе. Вот почему Петр ставит себе в авторитет «свидетельство». Потому что он знает, что все христиане наслышаны о том, как Петр стоит за Христа, как он верно поступает и не колеблется. Петр указывает на это, потому что для тех христиан – это было убедительно.

И второе утверждение авторитета – соучастник в славе, которая должна открыться.

Соучастник (2844): (со)товарищ, (со)участник, причастник, сотрудник, сообщник.

Древние:

  1. (со)участник, (со)товарищ – Эсхил, Платон (единомышленник), Эврипид (подруга жизни, супруга).
  2. Товарищ, приятель – Демосфен, Аристотель.

Новый Завет:

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков;
(Матф.23:29,30)

Когда Иисус возвращает апостолов к Себе, он находит их на озере у лодок, расстроенных тем, что после ночной ловли приплыли с пустыми руками. Иисус заставил их вновь закинуть сеть и рыбаки выловили столько рыбы, что гнилая сеть Петра не выдержала.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
(Лук.5:8-10)

4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
(2Пет.1:4)

19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
(1Кор.10:19,20)

7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
(2Кор.1:7)

17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
(Флм.1:17)

32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии];
(Евр.10:32,33)

Судя по всему, это слово говорит о дружеском сотрудничестве, общении, некотором соучастии в чем-то.  Итак, Петр соучастник, сотрудник, друг, той славы, которая для многих еще не видна. Петр имеет с ней (славой) прямое общение.

Смотрите, все послание Петр говорит о благе несправедливых страданий. А здесь он прямо указывает, что христиане не видят результатов такого блага. Результат – это особенная слава, которая видна не сразу. Но, если ты начинаешь идти по наставлению этого послания, то эта слава, как результат участия в свидетельстве Христовых страданий, становится очевидной. И, по сути, все послание Петра говорит о свидетельстве страданий Христа. Здесь и нужно явление духа и силы.

Итак, Петр, как человек, который привык делать видимыми дух и силу Христа «умоляет» старейшин церквей, понимая их авторитет.

2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
(1Пет.5:2-4)

Кстати, это еще одно доказательство, что старейшины не были должностями и не назначались ни кем. Если бы Петр обращался к назначенным на должность людям, то, мог бы припугнуть, что снимет с должности, или даже приказать. Судя по тексту, старейшины были далеки от идеала. Они были старейшины не потому, что знали истину, а именно потому, что имели какой-то жизненный авторитет.  При этом забота о «стаде» для них была обузой. Но они продолжали свои «традиционные» старейшинские заботы, потому что  находили в этом выгоду, корысть. Но так как их забота была не от любви к людям, а ради какой-то выгоды, то и отношение к людям было, как к тем, кто обязан подчиняться. Они ими командовали, сами не сильно стараясь вести себя правильно.

И Петр, понимая всю эту ситуацию, не сбросил на них все силы Небес, не низвел на них огонь, как Илия. Он их умоляет. По сути, все послание направлено на этих старейшин, которые не поняли Божьего Духа. И теперь Петр, в надежде, что достучался до их сердец, умоляет изменить свое мышление и отношение к братьям и сестрам. И он, Петр, как тот, кто на собственном опыте знает, что такое «неувядающий венец славы», так как является соучастником его, обещает, что и старейшины удостоятся этой награды. Только если они исправят свое отношение к церкви Христовой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.