Первое послание Петра (часть 25)

думаю

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
(1Пет.5:1-4)

Пастырей (4245): старец, старейшина, пресвитер; ж.р. старица; предок.

Использование слова в Новом Завете:

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
(Матф.15:2)

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
(Матф.16:21)

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
(Матф.26:47)

3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
(Мар.7:3-5)

В притче о блудном сыне Лука использует это же слово, чтобы описать старшего сына:

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
(Лук.15:25)

В случае с женщиной, пойманной в прелюбодеянии, когда Иисус защитил женщину, то:

9 Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
(Иоан.8:9)

Часть пророчества Иоиля, описанного в Деяниях Апостолов тоже содержит это слово:

17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
(Деян.2:17)

Вот то же слово в ситуации, когда апостолы решили помочь братьям в Иудее:

29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла.
(Деян.11:29,30)

Павел и Варнава проходят через Листру и Антиохию полагая везде пресвитеров.

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян.14:23)

1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
(2Иоан.1:1)

1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
(1Тим.5:1,2)

4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
(Откр.4:4)

Сопастырь (4850): сопресвитер, сопастырь.

На самом же деле, это слово означает точно то же самое, что и предыдущее, только со значение СОтрудничества, совместного действия.

Из всего приведенного выше можно заключить лишь один вывод.  И он не очень приятный для приверженцев традиции. Религия превратила это слово в должность, и обратила возраст и авторитет в погоны.  Как же нужно извращенно мыслить, чтобы одно и то же слово переводить то старец или старейшина, то пресвитер (подразумевая под этим должность).

Я полагаю, что такая идея возникла после того, как церковь начали рассматривать как способ удачной карьеры. Нужно было как-то оправдать рукоположение людей, не имеющих ни возраста, ни какого-либо авторитета. Тогда, видимо, места Писания, вроде Послания Тимофею, или Титу начали трактовать как «назначение».

4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
(Тит.1:4,5)

И вот это слово «поставил» мы воспринимаем как «назначил», но это слово в греческом тексте такое значение получает лишь в медиальном залоге, а здесь залог действительный. Это значит, что поставить старейшина означает не назначить, а именно поставить. То есть поднять и укрепить, дать опору, ободрить, направить, передав в дополнение уже существующему авторитету еще и апостольский. Но это уже тема иного исследования, а здесь же я, всего лишь,  хочу оттолкнуться от значения слова «пресвитер» и понять послание Петра.

Далее, наверное, не очень правильно переводить это слово как пастырь или сопастырь. Хотя в контексте все же указывается на пасторскую функцию старейшин. Но, это, скорее не основное значение, а следствие того авторитета и возраста, который имеют старейшины.

Если же возникает вопрос о Тимофее, так как он был молод, то Тимофей не был пресвитером. Он был «епископом», т.е. надзирающим или ответственным.

Епископ (1985): блюститель, надзиратель, смотритель, страж, епископ;

Здесь та же история, люди взяли и превратили это слово в должность, в золотые погоны. Я помню, однажды один из наших братьев был в гостях в греческой пятидесятнической церкви, и они с грустью говорили ему, что слово «епископ», на их языке ни в коем случае не звание, а, скорее обязанность, что-то близкое к повинности. И стоит по значению на одном уровне с дьяконом, т.е. человеком занимающимся помощью другим. Епископ и дьякон – это не архиереи, это те, кому старейшины поручили выполнять определенную работу. Епископам – сторожить, помогать сохранять чистоту, а дьяконам – помогать в чем-то более материальном, как то забота о столах и т.д.

В принципе, я не против должностей, раз уж их нам дали, то не нужно отказываться, просто нам теперь нужно понять свой уровень ответственности и истинный смысл текстов Писания.

Ну вот, не получилось мне сегодня разобрать Петра, придется это сделать в другой раз. Но, как минимум, я сегодня разобрался со значениями некоторых слов, которые важно понимать при чтении, как послания Петра, так и всего Писания в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.