Первое послание Петра (часть 3)

 

думаюПетр, обратившись к церквям, которыми руководил Павел, как к избранным, лучшим, тем, кто рожден от Бога, напомнил им о сути спасения, которое, если мы верим, находится в руках Бога. И Он следит, чтобы спасение исполнилось.

6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
9 достигая наконец верою вашею спасения душ.
(1Пет.1:6-9)

В шестом стихе мы находим первый намек на проблемы в церквях. Здесь узнаем, что они проходят какие-то искушения, читай, испытания. Но, чтобы лучше понять шестой стих, давайте посмотрим на греческий текст. Но, прежде, посмотрим, как этот стих перевели другие переводчики. Синодальный мы уже прочли, теперь РБО (Российское Библейское Общество).

6. Так радуйтесь этому, даже если теперь и приходится, совсем ненадолго, погоревать от разных испытаний.
(1Пет.1.6)

И вот перевод МБО (Международного Библейского Общества).

6. Поэтому радуйтесь, даже если сейчас какое-то время вам и приходится страдать в различных испытаниях.
(1Пет.1.6)

Вот что мне не понятно.  Я силюсь уяснить, почему все переводчики, просто хором, перевели слово «радуйтесь», поставив его в повелительное наклонение. Видимо у людей, работавших над переводом, нет больше вариантов. Либо у них не укладывается в сознании, как здесь может быть что-то другое. В греческом тексте нет повелительного наклонения!  Это слово стоит в отложительном залоге, что равнозначно нашему страдательному залогу. Страдательный залог, это когда предмет является получателем действия, например, мальчика ударили мячом. Кроме того, это слово стоит в изъявительном наклонении, это просто сообщение о событии и больше ничего. А вот откуда все, совершенно согласились перевести это слово в повелительном наклонении? Я вообще не понимаю. Но, в прочем, я не переводчик. Но я, как НЕ переводчик, читаю здесь нечто другое.

Итак, Петр говорит, что мы соблюдаемы силой Бога к спасению, готовому открыться в последнее время…

6. в котором ликуете (торжествуете, веселитесь, сильно радуетесь)…
(1Пет. 1:6)

Я понимаю так, что переводчики не понимают, как можно ликовать в настоящем времени в спасении, которое готово открыться  во времени будущем.  Но в будущем ли? Кто сказал, что разговор о будущем? Где это прописано? Это мы решили, что в будущем. Мы так истолковали Писания сами для себя. Это наше и только наше изобретение. Мы притянули за уши какие-то места писания, связали тексты, не относящиеся друг к другу, и получили стройное объяснение, которое ничего общего не имеет с истиной. А потом, встречая утверждения, подобные этому, впадаем в ступор и пытаемся выйти из положения, подтасовывая переводом смысл текста.

В последнее время не означает в будущем. В последнее время означает именно то, что написано – последнее время. Не лучше ли признать, что это высказывание не понятно, чем отбрасывать его в будущее? Мы отбросили это утверждение в будущее время и тем самым вычеркнули себя из всех реальных событий первой церкви. Мы теперь ждем в будущем то, что должно происходить с нами прямо сейчас. И, конечно же, ничего не получаем. Потому что это нужно было получить уже давно, пройти это и набраться опыта, а мы, отвернувшись от реальности, «простираемся вперед», думая, что именно об этом учит Павел.

Надо немного отвлечься, чтобы уяснить себе раз и навсегда, смысл этого утверждения – «последнее время».

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
(1Иоан.2:18)

Вот современник Петра и Павла, апостол Иоанн прямо говорит, что он живет в это самое последнее время. И признак последнего времени по Иоанну – появление многих (!) антихристов. Повторяя эту же мысль, Иуда говорит:

17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
(Иуд.1:17,18)

А чуть выше, в этом же послании, он говорит так:

12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
(Иуд.1:12)

Видите, Иуда уверен, что живет в последнее время! Ошибается ли он? Ничуть! Но, как долго может длиться это последнее время? Ведь с тех пор прошло уже две тысячи лет! Дело в том, что последнее время не длится, оно наступает. Оно не начинается в какую то дату и не заканчивается в другую. Оно наступает, нападает, наваливается, атакует каждого христианина в свое время. Для каждого верующего это «последнее время» свое. И здесь нет разницы, родились мы в 21м веке или в самом первом. Последнее время, это время, когда мы оказываемся на грани падения, гибели, разочарования, разрушения. У Авраама было свое последнее время, когда он должен был принести своего единственного и любимого сына в жертву. Для него же такое же последнее время наступало, когда он уже не чаял исполнения Божьего обетования и выговаривал недовольство Богу. После чего, поверил Ему, и это вменилось Аврааму в праведность. Для Иисуса последнее время наступило тогда, когда его повели на Голгофу, а для Петра, когда у него спросили, не ученик ли он Иисуса. Для Павла последнее время наступало несколько раз, когда его побивали камнями, и он падал замертво, но Бог воскрешал его и давал силы подняться и воевать дальше. У каждого из нас это последнее время приходит неожиданно.

Иисус сравнивает приход последнего времени с приходом «господина» в свое имение и обнаруживающим своих рабов поступающих нечестиво. Именно говоря о последнем времени Иисус предупреждает бодрствовать, потому что не знаем в какое время придет Иисус. Потому что для кого-то это будет действительно последним временем.

Итак, последнее время, это то, что происходит с нами не так уж и редко. И каждый раз, проходя через последнее время, мы проявляем нашу веру или наше неверие.

И в этом ключе становится более понятным значение слова «спасение». А когда еще нужно спасение, как не в последнее время? Разве нам нужно спасение тогда, когда с нами все в порядке? Нет,  нам нужно спасение именно тогда, когда мы на грани и у нас нет шансов, или нам кажется, что у нас нет шансов. Нам нужно спасение тогда, когда мы понимаем, что гибнем. А когда мы не видим своей гибели, то все предложения о спасении нам кажутся странными.

Теперь, что мы чувствуем, когда получаем спасение от безысходности?… Если только что мы должны были погибнуть, что мы чувствуем, когда «миновала нас чаша сия»? Если мы получили спасение в «последний день», мы в нем радуемся, или ликуем. Может быть, это не так очевидно снаружи, потому что в такой момент мы можем быть физически измотаны, но наше сердце в этот момент на небесах! И если бы у нас были силы, наше ликование было бы видно всем. Посмотрите, что происходило с теми, кого Иисус исцелял.

Итак, я думаю, достаточно показал, что не нужно ставить слово «радуйтесь» в повелительное наклонение, а правильнее перевести «радуетесь».  Потому что мы, получая спасение, которое открывается в последнее время, в последний момент, именно это и делаем, восхваляя Бога за скорое избавление.

Таким образом, мы приходим к пониманию, что это не повеление радоваться, подобно повелению Иакова, а утверждение, что в момент спасения, в тот момент, когда спасение открывается, мы обретаем радость, хотя до этого мы какое-то время переносили скорбь.  В Новом Завете достаточно иллюстраций этому событию. Например, иллюстрация с родами, когда женщина некоторое время скорбит, а потом, родив, радуется, и эта радость затмевает перенесенные страдания.

Значит Петр, обращается к опыту знакомому христианам малоассийских городов. Он знает, что христиане обязательно проходят трудные периоды в жизни, и часто эти трудности достигают пика, становясь по истине «последними днями». И, опираясь на Слово Божье, полагаясь на Христа, они приходят к ликованию победы над стараниями сатаны.

Начав перевод с ложного понимания «последнего времени» все переводчики оказываются в плену ими же сделанного перевода и вынуждены коверкать смысл текста и дальше. Я не буду приводить переводы синода, РБО или МБО, а сразу обращусь к греческому тексту.

7. так что эта испытанность вашей, более ценной, чем гибнущее, хоть и огнем испытанное золото, веры, обнаруживалась  для похвалы и славы и чести в явлении Иисуса Христа.
(1Пет.1:7)

Итак, я отказался воспринимать текст, как он есть, потому что он отсылает нас в будущее, которое на самом деле должно происходить с нами уже сейчас. Что же я получил? А получил я вот что. Мы попадаем в испытание, какое угодно. Нам трудно это испытание проходить. Полагаясь на нового человека, Христа в нас, приобретённого Духа Святого, мы, в некий особенным момент, получаем победу. Эта победа дает нам  радость. Это и понятно. Но это не все. Получив победу, наша вера становится явной. Мы обнаруживаем, что именно вера привела нас к этой победе. А возможно, это обнаруживаем не только мы, но и кто-то еще! И как для нас, так и для этого «кого-то еще»      такой результат явно и убедительно говорит о реальности и могуществе, чести и славе Того, в кого мы верили. Мы верили в Иисуса и Он не подвел. Следовательно – Он верный, настоящий, и т.д. и т.п. И если обычное золото может прославить человека, как богатого и мудрого бизнесмена, то вера прославляет Иисуса как настоящего, надежного и верного Учителя. Мудрый бизнесмен – уважаем людьми как бизнесмен, но часто нелюбим как человек. Иисус, прославленный через нашу веру, становится любимым и уважаемым. Он приобретает несокрушимую славу настоящего Друга. Именно так мы и должны прославлять Его. А хорошее пение в Его славу, это самый примитивный уровень славы. Такую славу может давать даже тот, кто совсем в Него не верит. Это не значит, что прославление в наших церквях не нужно. Просто, как сказал сам Господь: «И то нужно исполнять, и этого не забывать».

Итак, получив спасение от Него, через послушание Ему, мы радуемся и наполняемся еще большим благодарением, и прославляем Того…

8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
9 достигая наконец верою вашею спасения душ.
(1Пет.1:8,9)

Вот что замечательно, Иисус, поселился в нас через наше новое рождение. Мы не видим Его во плоти. Мы не можем Его обнять, лечь ему на грудь, как Иоанн. Но, день ото дня приобретая опыт общения с Ним, мы все больше наполняемся радостью от Его реальности. И доверяя Его голосу, в результате достигаем своей верой того самого спасения, о котором говорилось выше. Вы, надеюсь, поняли, что речь идет не о Евангелизации, а о нашем спасении в последний день, последний момент, тогда, когда наша жизнь может быть на волоске. Нельзя достичь спасения, опустив руки в трудное время. Свобода не обещана тем, кто поверил немного, а потом разочаровался и стал тонуть. И это Иисус может, и часть делает, но это милость. А обещание нам дано на веру до конца. Нам дана Божественная гарантия, что при условии веры до последнего, мы получаем победу. Это ГАРАНТИЯ от Бога! Понимаете? Если мы молимся за исцеление, человек умирает, это еще не конец. У нас есть гарантия, вера до конца – спасение. Мертвый  человек, это еще не конец. Конец наступит лишь тогда, когда я опущу руки. Может быть конец, когда человека похоронят? Конец, наступит лишь тогда, когда Я опущу руки веры. Ну, может быть, конец наступит тогда, когда человека кремируют? Конец наступит лишь тогда, когда Я перестану верить! И это единственный конец провала. Но, если я не перестаю верить, то конец веры – победа. Это гарантия! Вот что значит «достигая наконец верою вашею спасения душ».

Может быть вы еще не уверены, что здесь говорится именно об этом? Хорошо, я не в курсе, что говорит греческий текст, но верю, что так. По этому прямо сейчас посмотрим.

Вот синодальный перевод:

9 достигая наконец верою вашею спасения душ.
(1Пет.1:9)

Достигая (2865): носить; ср.з. уносить, получать, преобретать;
Наконец (5056): 1.конец, окончание, завершение; 2.цель; 3.пошлина, оброк, налог.
Древние использовали так:

  • Свершение, завершение, исполнение – Гомер, Пиндар, Фукидид,
  • Развязка, результат, последствия, исход – Софокл, Гомер, Демосфен.
  • Благополучный исход, успешная развязка, успех – Софокл.
  • Окончание, конец – Софокл, Ксенофонт, Геродот, Гомер, Эсхил, Платон и т.д.
  • Кончина, смерть – Эврипид, Геродот, Ксенофонт.
  • Высшая точка, предел – Платон, Эврипид.
  • Окончательное решение – Эсхил.
  • Награда, приз – Пиндар.
  • Власть, право, законная сила, полномочия – Фукидид, Ксенофонт, Геродот, Софокл.
  • Цель – Платон, Лукиан, Плутарх.
  • Срок – Гомер.
  • Платёж, подать, налог, пошлина – Платон, Демосфен, Ксенофонт.
  • Расход – Фукидид, Платон.
  • Выгода, польза – Софокл.
  • Подношение, дар – Софокл, Геродот.
  • Священный обряд, церемония – Софокл, Эсхил.
  • Отряд, Колонна – Гомер, Фукидид, Геродот.
  • Вереница, сонм, толпа – Эсхил.
  • Имущественный ценз или сословие – Демосфен, Исей.
  • В конце концов, наконец – Геродот, Фукидид.

Спасение (4991): спасение, избавление, сохранение, сохранность, безопасность.
Душа (5590): Душа (1. Дыхание, жизнь; 2.внутреннее естество, центр внутренней жизни человека; 3. Сущность человека; 4. Личность т.е. отдельное человеческое «Я», человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств; 5. Живое существо; 6. Человек, мн.ч. люди);
Древние использовали это слово так:

  • Дыхание, преимущественно дух, душа, сознание – Гомер, Пиндар, Эврипид, Аристотель и т.д.
  • Жизнь – Фукидид, Геродот, Ксенофонт, Геродот, Эврипид.
  • Душевные свойства, характер, нрав – Ксенофонт, Платон, Геродот.
  • Настроение, чувства – Демосфен.
  • Описательно в значение существо, личность, человек (часто в переводе опускается) – Софокл (Я лично), Эсхил (предаться наслаждению), Исократ (приручать животных), Аристофан (много людей, многие), Ксенофонт (О, мой милый!).
  • Бабочка, мотылёк – Аристотель, Плутарх.

Как видно из всего приведенного здесь, нет ни малейшего намека на то, что мы, как протестанты, привыкли называть спасением. То есть проповедь и покаяние, принятие Христа, как своего спасителя. Здесь нет ничего похожего на это. Все, что здесь есть – реальное спасение от реальных опасностей для жизни. И это спасение мы получаем верой в Иисуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.