Послание Павла Ефесянам (часть 24)

думаюПавел, вразумляя Ефесян, напоминает им суть Евангелия – Христос в нас. И дальше, на основании этого утверждения строит все свое учение, которое заключается в 3х шагах – свержение ветхого человека, излив на него весь свой гнев, разворот на сто восемьдесят градусов в сторону нового человека, возведение его на трон своей жизни. Эти три шага, как правило, не проходят гладко. Ветхий человек не убегает прочь со слезами, он пытается сопротивляться, он убеждает, он манипулирует, жмет на наши слабые места. Чтобы победить его, нужно вмешательство Бога. А это достигается другими тремя шагами. Это обращение к Богу, чтобы Тот дал нам нужные убедительные слова, способные переломить убеждение плоти, это благодарение Бога за эту возможность, где мы можем проявить себя как цари и настоять на своем царском слове, указывая плоти на ее рабское положение, это положение служения, когда мы слышим приказания нового человека, который других ставит выше себя и моет им ноги, как Христос. И все эти этапы Павел проиллюстрировал тремя ситуациями – отношения мужа и жены, отношение родителей и детей, отношения господ и рабов. Для всех этих ситуаций все Павловы принципы действенны, потому что они не от Павла, а от Христа исходят.

Следующий текст, это, своего рода, итого. Это подведение итогов, финальное повеление, поручение, пояснение. Это наставление мы и будем сейчас читать.

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Еф.6:10-17)

Ну, что же, поехали… И сразу мы сталкиваемся со сложностью перевода. Здесь, в синодальном переводе стоит слово «Наконец». МБО перевело это место как «и в заключение хочу сказать». РБО посчитало правильным перевести так: «И последнее:…».  Я полагаю, что все переводчики руководствовались чем-то вроде принятых выражений. Но, как часто, переводя текст, как «принятое выражение» мы упускаем индивидуальность данного конкретного текста. Почему я так думаю? Потому что в греческом, если читать дословно, написано нечто иное. Но, любой переводчик знает, что дословность не всегда понятна, а потому есть ряд выражений, которые дословно содержат одни слова, а в переводе, всегда нечто другое, согласное с правилом.  Это как в английском языке есть фраза, которая звучит как «Хау ду ю ду (How do you do)». Если перевести дословно, получим вопрос, что-то вроде «Как ваши дела» или «Как вы делаете».  При переводе любой переводчик, даже получивший знания лишь в школе, заменит эти четыре слова на русское выражение «Здравствуйте».  Но, если вдуматься, это правило не так уж безгрешно. В таком английском приветствии все же звучит некоторый намек на вопрос, на интерес. Это не просто «привет», это привет с выражением участия. А вот этого выражения в русском переводе уже не будет. За многие годы эта фраза уже приелась и перестала содержать исходный смысл, но изначально-то он был! Вот это «изначально» меня и интересует, потому что у каждого устоявшегося выражения, сначала было некое значение, которое позже стало утрясаться и бетонироваться, превращаясь в это самое «устоявшееся». Так что, каким бы не было устоявшееся выражение, не мешает заглянуть в его корень, исходный смысл. Может быть, все таки, Павел именно его имел в виду?

Так что же там, в этом «Наконец»? В греческом тексте стоит: «В это самое остальное время», или, как можно иначе перевести: «С этого самого времени и дальше». Точно так же можно это место перевести так: «С этого момента».

Смотрите, если нам принять перевод этого места в том виде, как его перевели столпы переводов, как то синод, РБО и МБО, то финал Послания звучит как некая новая мысль. Это как если бы мы на протяжении всего послания говорили о разном, и «наконец» дошли до последнего. Например, как иногда трактуют послание Коринфянам, Павел учит о Христе, о языках, о семейных отношениях, о дарах, и наконец, о чем-то еще. Но мы уже поняли, что Павел не разбивает свое послание Ефесянам на разные темы. Во всем послании есть лишь одна тема – рождение свыше и через это воцарение новой природы. И тема эта была вызвана их предательством Христова учения. Так что все послание – это стройный монолит. И никаких разных тем здесь нет, есть лишь последовательная и строгая мысль, стройное учение.

Значит, финальные строки не могут быть еще какой-либо темой. Последние строки должны подчиняться этому учению, этой мысли, контексту. Вывод, «наконец» не должно разделять, но связывать начало с финалом, подытоживать все послание. До сих пор Павел вразумлял и давал  практические руководства по приведенному им учению. Он преподал единое и цельное наставление. Что теперь? Теперь, как говорит Павел, действуйте! А для этого правильнее все же использовать не «наконец», не «И последнее…» и не «в заключение хочу сказать».  Правильнее, как мне кажется, использовать то, что написано: «С этого момента». Подразумевая, что они все поняли, все уразумели, теперь, с этого момента от них ожидается другая жизнь. Так что же с этого момента от них ожидается?

10 Наконец (с этого момента), братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
(Еф.6:10)

Для полного понимания текста, нужно привести утрированный перевод и рассмотреть значения слов. Напоминаю, утрированный, это когда я вытаскиваю наружу непереводимые в обычном случае артикли.

10. С этого дня, укрепляйтесь в Господе и в этом могуществе этой силы Его.
(Еф. 6:10).

Обращаю внимание на предлог «в»(1722): предлог со значением местонахождения в пространстве и времени: в, на, по, посреди, между, у.

Забавно, не правда ли? Вот перевод МБО: «…укрепляйтесь в Господе Его мощью и силой». А это перевод РБО: «…укрепляйте себя в единении с Господом Его мощью и силой». Любопытно, почему оба библейских общества разделили могущество и силу? У меня нет ответа. Но, похоже синод был ближе к тексту.

Ладно, оставим их в покое, вернемся к посланию. Павел подводит итог своему учению, требуя с этого момента, когда они ознакомились с его посланием, действовать иначе, согласно с учением апостола. Теперь, пройдя весь путь с Павлом, нам, надеюсь, понятно, что значит «укрепляйтесь в Господе». Помните? Я говорю про воцарение нового человека. Укрепление и укоренение в нем и есть укрепление в Господе. Это великая тайна в действии- Христос в нас. Все послание Павел учил, как укрепляться в Нем. Укрепляться в Господе, это утверждать трон нового человека.

Могущество (2904), корень «кратос», ударение на «а»: власть, могущество, сила, держава;

Древние использовали это слово так:

  • Сила, мощь, крепость (всеми силами, во весь опор) – Гомер, Платон, Фукидид, Ксенофонт, Софокл.
  • Могущество, власть (быть всемогущим, царская власть, господство на море, во главе армии) – Гомер, Геродот, Софокл, Фукидид.
  • Глава, вождь, повелитель – Эсхил.
  • Одоление, победа – Платон.
  • Бесчинства, проступки (только во множественном числе) – Софокл.

Новый Завет с этим словом:

(Пророческая песня Марии, матери Иисуса, при встрече с Елисаветой)
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
(Лук.1:51)

15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
17 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
19 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].
20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.
(Деян.19:15-20)

11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.4:11)

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
(Еф.1:15-19)

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
(Евр.2:14)

Обратите внимание, если мы говорили в свое время о силе «дунамис», то говорили о внутренней силе, которую, в прочем, можно видеть в человеке, который тверд в своей вере. Здесь же идет  речь совсем о другом, о слове, которое можно перевести как сила, но имеет отношение к внешнему. Это сила влияния, захвата, победы, одоления. Это сила рабовладельца над рабом, сила борца, над побежденным.

Силы (Его) (2479): сила, мощь, крепость, могущество;

Древнее употребление:

  • Сила, могущество (достигнуть большого могущества) – Эсхил, Фукидид.
  • Мощь, мощность, крепость (сильные и слабые стороны, изо всей силы) – Платон.
  • Возможность, способность (движущая сила, боевая способность, плодородие земли, ниже своих возможностей) – Аристотель, Фукидид, Ксенофонт, Софокл.
  • Сила, твердость – Фукидид.
  • Сила, насилие (сила и право, силой, насилием, убеждением или силой) – Эсхил, Платон.
  • Укрепленность, неприступность – Фукидид.

Это слово в Новом Завете:

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
(Мар.12:30)

11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.4:11)

11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
(2Пет.2:11)

Как видно, это слово больше похоже на «дунамис» по значению, с той разницей, что «дунамис» говорит, скорее, о силе человеческого духа, о внутреннем стержне, силе веры, а это слово «иксус» говорит о силе физической, силе мышцы.

Итак, что мы получаем? А получаем мы вот что:

10.С этого дня укрепляйтесь в Господе  и в этой победе над всеми и всем этой самой силы Его.
(Еф.6:10)

Павел, как бы, говорит, что Ефесяне до сих пор проигрывали, потому что не полагались на реальную действующую в них самих силу Господа. Если мы вспомним, то в самом начале послания стоят эти же два слова, переведенные здесь как «могущество Его силы». Эти два слова расположены в начале послания Павла и в конце. Этими словами он начинает и ими же заканчивает.

Давайте еще более точно вспомним, о чем речь. Вот начало Послания:

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
(Еф.1:15-19)

Итак, Павел начинает с того, что Ефесяне должны уразуметь суть Евангелия – Христос в нас. А это несет за собой и следующее требование, уразуметь, познать, испытать «величие могущества Его в нас».

И преподав урок по рождению свыше, он заканчивает этими же словами, уча укрепляться в этом могуществе этой самой силы. В начале он молится о духе премудрости и откровения, в конце он уже требует действий. Он как настоящий учитель, преподав тему, задает домашнее задание, оценкой которого будет сама жизнь.

А дальше идет особенная рекомендация по исполнению этого «домашнего задания». Чтобы исполнить все, что Повелел им Павел, а в истоке, что повелел им Иисус, нужно приготовиться.  И эта подготовка интересна тем, что не влияет на саму силу или власть, но обеспечивает безопасность. Если все свое послание Павел учил о силе, власти, овладении троном, то здесь дается инструкция, как этого добиться без жертв. Мы же понимаем, что все эти сражения реальны. И часто человек имеющий больше сил проливает кровь и даже гибнет, потому что не учел элементарных предосторожностей. Итак, что же это за предосторожности.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
(Еф.6:11-13)

Итак, Павел не толкает нас на шашку с голой пяткой и на танк с палкой. Он прекрасно понимает, что плоть будет драться. Дьявол соберет все свои силы, чтобы подавить наше восстание. Он не отдаст наворованное просто так. Но, разве не достаточно того, что я царь? Разве нужно еще что-то, кроме моей веры? И Павел отвечает нам: «Да, нужно». Это не главное, но может усилить вас, дать вам опору, даже фору. Павел предлагает нам одеть защитный костюм.

Нет, вы, конечно можете смело идти на полюс в плавках, или на глубину 100 метров без акваланга, полагаясь на одну лишь веру. Хвала вам и честь. Особенно потом, в надгробном плаче. У вас власть, могущество, но вы обнажены, если не учитываете слов Павла. Об этом говорит и откровение Иоанна:

17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
(Откр.3:17)

Смотрите, это Иисус говорит Лаодикийской церкви. Это речь к церкви! Это речь к людям, находящимся в Божьей власти! Однако что-то с ними не так. Бесы видят, что они цари и священники, однако, это цари, которые сидят на помойке и просят милостыни, раздеты и без зрения. Так вот, чтобы нам, воюя с дьяволом, не быть такими же несчастными, нам кое что необходимо. Я часто слышу от христиан: «Я стараюсь, но у меня ничего не выходит». Поймите, это говорит человек, рожденный свыше, обладающей всей властью и могуществом силы Его. Но, проигрывает драки раз от разу. В чем дело? Одежда. Божественная одежда.

Всеоружие (3833): всеоружие, полное вооружение. Здесь подразумевается полное обмундирование воина. Об этом дальше Павел и говорит.
Стать (2476): 1.ставить, стоять, помещать;  стоять, вставать, становиться;

Древнее употребление:

  • Ставить, расставлять – Гомер.
  • Ставить, укреплять, подпирать – Аристотель.
  • Ставить, помещать, размещать – Гомер, Ксенофонт.
  • Выставлять вперед, устремлять – Софокл.
  • Ставить, воздвигать (воздвигли статую, водрузить мачту) – Софокл, Исократ, Платон, Ксенофонт, Аристофан, Геродот, Аристотель, Гомер.
  • Возводить, строить – Фукидид.
  • Ставить на весы, взвешивать – Гомер, Ксенофонт, Аристотель, Платон.
  • Становиться (подойди же ко мне, выйдя на средину, (пред)стать перед судом) – Гомер, Ксенофонт, Эврипид.
  • Стоять, опираться, покоиться – Гомер.
  • Стоять, вздыматься, выситься (кругом возвышались кручи).
  • Поднимать (вздымать волны, сильно волноваться, настораживать уши, поднять голову, вставать со своих мест, взбивать тучу пыли, подняться на дыбы, торчать из земли, волосы дыбом) – Гомер, Софокл, Эврипид, Геродот, Платон.
  • Поднимать, возбуждать (возник спор, вести войны, воспрянуть духом) – Гомер, Софокл, Геродот, Пиндар.
  • Поднимать, испускать (раздаются крики) – Эсхил, Эврипид, Софокл.
  • Держаться, вести себя – Полибий.
  • Останавливать, задерживать (останавливать на чем-то внимание, остановиться на каком-то вопросе, у умирающего глаза остановились)- Гомер, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Плутарх, Секст, Полибий.
  • Переставать, прекращать – Демосфен.
  • Сдерживать, подавлять – Плутарх.
  • Останавливаться (давай здесь остановимся) – Гомер, Аристотель.
  • Устанавливать, учреждать или вводить, устраивать (Геродот, Софокл и т.д.)

Я не буду приводить весь список, в нем еще почти столько же.

Думаю уже понятно, о чем идет речь. Если мы хотим победить, то есть устоять, или восстать так, чтобы потом не опозориться, нужна одежда. Так, с одеждой закончили, пока. К ней потом вернемся более подробно. А пока идем дальше.

Козней (дьявольских) (3180): коварный замысел, хитрость; мгож. ч. козни.

Это слово встречается еще один раз и тоже только здесь, в послании Ефесянам.

14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
(Еф.4:14)

Итак, мы должны понимать, дьявол не пойдет на нас с поднятым забралом. Это не его тактика. Он бьет исподтишка.  Убивает, ласково глядя в глаза своей жертвы. Он обманщик, и ложь – его оружие.  Он не сядет с нами за круглый стол, чтобы обсудить его и наши права на власть. Он будет использовать все методы, чтобы не драться, но победить. Его война на расстоянии. Мы прикажем, он уйдет, но откажется от лакомого кусочка не сразу. Его драка очень похожа на дворцовые интриги. Это так же как происходит во время предвыборной компании. Он использует против тебя все, что спрятано в твоем шкафу. Он откапает всех скелетов. По этому нам не нужно качать бицепсы, нам нужно обеспечить тыл, позаботиться о «папараци». Чтобы никто, никогда не смог найти на нас компромата.

Почему так? Да потому, что наша война не на поле битвы, где мы знаем, рядом с нами друзья и братья, а впереди враг. Наша война не с воинами, не с бойцами. Наша война с «духовной политикой».  Нам придется воевать с «кандидатами на трон». На трон нашей жизни. Это те духи, которые в союзе с плотью. Они ищут за что уцепиться. Это акулы адского пера. Это не воины мечей и луков. Это воины заискивания, улыбок и ложной дружбы. Результатом действия которых оказывается смерть.

Возможно я расстрою кого-то, кто здесь, в этом тексте находит намек на учение по изгнанию бесов. Нет, здесь, конечно можно найти на это указание, но не прямое, а косвенное. Но прямой смысл этого текста – ты сам. Война в твоем сердце, в твоей жизни и только. Но, конечно, победив сатану в своей пустыни, ты обязательно не проиграешь и в сражении с теми же духами в жизни других людей. Иисус победил сатану в Своих искушениях, в результате все бесы бежали от Него как ошпаренные.

Идем дальше. Как Павел называет воинов сатаны, воюющих вместе с нашей плотью против Нового человека?

Начальства (746): 1. начало, основание, просихождение; 2. начальство, господство;  3. угол, край, конец.

Древнее употребление:

  • Начало, основание, происхождение (с самого начала, прежде всего, совсем нет, нисколько, вовсе не слышать, вообще не следовало, положить начало) – Гомер, Пиндар, Геродот, Ксенофонт, Платон, Софокл, Аристотель, Полибий.
  • Край, конец, предел – Геродот, Эврипид.
  • Начало, первопричина, основа, принцип  — Демосфен, Аристотель.
  • Господство – Ксенофонт.
  • Начальствование, командование – Фукидид.
  • Управление, власть – Софокл.
  • Государственная должность – Демосфен, Эсхин.
  • Империя, царство – Геродот, Ксенофонт.
  • Представитель власти (лицо или ведомство) Фукидид.

Это же слово в Новом Завете:

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
(Матф.19:4)

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
(Матф.19:8)

7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 все же это — начало болезней.
(Матф.24:7,8)

11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
(Лук.12:11)

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
(Иоан.1:1)

Итак, смысл этого слова в том, что является источником чего-либо.  Начало чего-либо, приказа, творения, воли и т.д. Первопричина чего бы то ни было. В данном тексте мы имеем дело с началом, первопричиной тьмы этого века. Это начальство, а не исполнитель. Начальство не воюет мечем, оно воюет интригами.

Мироправители (2888): мироправитель, владыка мира. Древними не особо использовалось и в Новом Завете встречается только здесь. Похоже, это слово – изобретение Павла.

Власти (1849): возможность или свобода (делать что-либо), власть, право, сила.

Это слово мы уже подробно исследовали ранее. Это слово использует Иисус, когда говорит: «даю вам власть…». Но у этого слова есть еще интересные значения. Я не буду приводить уже знакомые нам, приведу лишь те, что нужны для понимания.

  • Власть, могущество (власть имущие, стоящие у власти) – Фукидид, Аристотель, Диодор.
  • Изобилие, достаток – Платон.
  • Пышность, блеск – Плутарх.

Все эти слова Павел использовал лишь для того, чтобы показать нам, что мы не будет драться с воинами. Не будем мы воевать с честными бойцами. Наша брань с хитростью, изворотливостью, гадкими интригами. Для этого нужно особенное вооружение, особенная защита. Поэтому здесь не подойдут обычные латы, нормальный щит и булатный меч. Здесь нужно нечто особенное.

Вы уже все поняли, и все же, об этом, в другой раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.