Послание Павла Ефесянам (часть 23)

думаюПродолжая чтение Послания Павла Ефесянам, вспомним, что было сказано до этого. Павел обвиняет Ефесян в слепоте и непонимании Божьей воли. Он напоминает им суть Евангелия – Христос в нас. Рекомендует им укрепиться и укорениться во внутреннем человеке. Для этого нужно сбросить ветхого с престола и посадить нового, рожденного от Бога. Это делается не тогда, когда все хорошо, а тогда, когда ветхий проявляет свою власть, когда хочется взорваться, отомстить, воздать и т.д. Именно в это время нужно проявить иную власть, власть, которую имеет новый человек, тем самым сбросив ветхого и сделав его рабом. Если не хватает сил для этого, нужно найти нужные слова для себя, понимая роль этого события возблагодарить Бога и действовать. И это действие заключено в странном завоевании – почитание другого выше себя.

Такой подход Павел проиллюстрировал через отношения мужа и жены, родителей и детей. Теперь третья иллюстрация – рабы и господа.

5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
(Еф.6:5-9)

Рабы (1401): раб, слуга, невольник;

Использование древними:

  • Рабский невольничий – Фукидид, Софокл, Эврипид.
  • Подневольный, зависимый – Софокл, Ксенофонт, Платон.
  • перен. Неблагородный, низкий, грубый, недостойный – Софокл, Эврипид, Платон.
  • Подчиненный, служебный – Аристотель.
  • Раб, невольник – Ксенофонт, Аристотель, Эврипид, Софокл.

Из всего этого можно сделать вывод. Речь идет не только о тех рабах, о которых нам преподавали в школах, которых непрестанно бьют бичами и они живут в грязи, питаясь отбросами. Сегодня, каждый человек, устроившийся на работу, и зависящий от договора, совершенно соответствует этому определению. Но это не значит, что Павел не писал этого и обычным рабам. Главное, что этот текст для нас так же актуален, как и две тысячи лет назад.

Повинуйтесь (5219) – это то же слово, что употреблялось для описания отношений детей к родителям. Здесь именно подчинение, повиновение. Для работника, нанятого и связанного законом с работодателем, почтение выражается в подчинении, совершенно так же как почтение детей к родителям. Слуга, работник, раб никак иначе не сможет выразить своего почтения к начальнику, хозяину, господину. Почтение, признание начальника выше себя, выражено в подчинении ему.

«По плоти». Стоящий в греческом тексте артикль ясно показывает, что нужно слушаться господ по плоти, а не слушаться по плоти господ. Вынужден пояснить. Кому то может показаться, что нужно слушаться не по духу, а по плоти. Т.е. верь во что хочешь, а по плоти поступай, как укажут хозяева. Но здесь не так, здесь не разделяется на послушание по плоти и послушание по духу. Здесь хозяева делятся на хозяев по плоти и по духу. Господин по Духу – Христос Иисус, и другого у нас быть не может. По плоти же у нас может быть много господ. Царь, президент, учитель в школе и институте, кондуктор в автобусе, полицейский на дороге и т.д. и т.п.

Иисус показал это, отвечая на искушение:

17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
(Матф.22:17-21)

Никто из плотских господ не в состоянии запретить тебе верить и жить по этой вере, а все остальное не должно быть важным.

Страхом (5301): страх, ужас, боязнь, опасение, благоволение;

Если еще помните, совсем недавно мы встречали кое что похожее.

21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:21)

И здесь мы обнаружили, что в тексте стоит не «Божием», а «Христа». То есть «повинуйтесь… … в страхе Христа».  Проследив контекст я пришел к пониманию того, что речь идет не о боязни Христа, не о том, что Христос накажет или воздаст, а о Христе, который в нас, живет и возрастает. И если я не буду торопиться «питать» его, «новорожденный» погибнет. Страх погубить Божье рождение в себе – вот, что значит этот страх.

Когда Павел говорит о повиновении рабов хозяевам в страхе и трепете, речь идет о том же. Почему я так думаю? Очень просто.  За все Евангелие мы не встретили ни одного места, где Иисус кого-либо наказал, кроме смоковницы. Наоборот, когда апостолы, разгневавшись пожелали низвести огонь на этот народ, Иисус ясно сказал: «не знаете какого вы духа». То есть наказание – это не Христов Дух. Кроме того Иисус сказал, что Он и Отец – одно. Кто видел Иисуса, видел и Отца. Если наказание – это не Христов Дух, то это так же справедливо и для Отца.  Причем речь идет о таком, что вызывает страх и дрожь (трепет).  На протяжении всего послания Павел говорит о рождении свыше, о новом человеке, рожденным от Бога, сотворенным по Его образу и подобию. И укоренение в нем, его укрепление – первый долг любого христианина.  Указание на то, что временя злы (лукавы), сообщает нам и то, что нового человека нужно взращивать, кормить, вынашивать, заботиться, чтобы не погиб. И делать это нужно быстрее. Итак, страх (в смысле ужаса, боязни) не может быть обращен от Божьего ребенка к Отцу.

Тогда, может быть, он обращен к господам? Но ведь учение Христа направлено против любого такого страха.  Христианин не должен бояться никого из людей! Это, по моему очевидно!

Итак, страх и трепет относится не к Господу и не к господам, но к рожденному в нас, к нашему с вами рождению свыше. Если мы не исполняем волю Божью, мы ставим на трон плоть, а Бога сбрасываем, значит, получив рождение, мы сами от него отрекаемся. Но, тогда, «потеряв ребенка», мы вновь оказываемся под Ветхим Заветом. А это значит, что мы прокляты и у нас нет шансов. Вот, что должно вызывать страх и трепет.

Что у нас получается? Что-то вроде этого:

Рабы, слушайтесь господ, которые по плоти, со страхом и трепетом (беспокоясь о жизни нового человека).

В общем смысле именно ради этого «нового человека» и нужно все делать. Далее, как же нужно слушаться. Мы уже поняли, что не со страхом и трепетом, так как же?

5 … в простоте сердца вашего, как Христу,
(Еф.6:5)

Простоте (572): простота, прямота, искренность, безыскусственность, честность, прямодушие; возм. щедрость, радушие (сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью помочь или оказать услугу).

Даже если бы не было этого слова, фраза «как Христу» должна была бы все пояснить.  Итак, ты работаешь под чьим то началом? Твое исполнение Божьей воли в том, чтобы почитать начальника, ставя его интересы выше своих, точно так же как ты ставишь интересы Христа.

6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
(Еф.6:6,7)

Ключевая фраза здесь  — от души. То есть с желанием, стремлением, рвением. Так, чтобы тебе обязательно сказали: «Тебе что, всех больше надо?» И такое действие должно идти не от корысти. А для того, чтобы свергнуть плоть или подавить ее восстание, а нового человека посадить на трон или удержать там и укрепить его власть.

8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
(Еф.6:8)

Этот стих часто не понимается, потому что мы знаем, что мы спасаемся не по делам, а по благодати. Здесь же, вроде бы, сказано, что мы получим от Господа по мере дел. Неувязочка. Но все просто. Давайте я приведу свой утрированный перевод, где я выпячиваю артикли и расширяю значения слов.

8. Зная, что каждый, если, что-либо сделает доброе, получит это у Господа, и не важно, раб или свободный.
(Еф.6:8)

Смысл стиха совсем не в воздаянии за добро, а в том, что это самое добро, которое он должен делать, получает от Господа. Понимаю, что требуется пояснение. Хорошо.

Ветхий Завет говорит, делай хорошо и получишь воздаяние. Новый Завет говорит, родись свыше и получи Божью природу  (благо или добро), и будешь поступать под ее руководством и получая от нее силу.  Так вот, если я хочу исполнить волю, повинуясь хозяину, если я раб, то моя задача, получить силу для этого у Господа, и тогда сделать. И здесь нет разницы раб ты или свободный. Добро, т.е. способность исполнять Его волю, получается до исполнения и для исполнения, а не после, как в Ветхом Завете.

9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
(Еф.6:9)

А теперь смотрите, что Павел требует от господ: «…поступайте с ними (рабами) так же,…».  Павел только что учил, как поступать рабам с господами, а тут он говорит господам, чтобы те поступали ТАК ЖЕ! Как «так же»? Так же как Павел учит поступать рабов. Так же как Павел указал немного ранее — «повинуясь друг другу в страхе Христа».

И их повиновение, а точнее выражение почтения, будет работать в сокращении строгости.  У Бога нет лицеприятия. Ему все равно, что ты господин, а он раб. Он смотрит на то, как один почитает другого. Есть ли этот почет, есть ли это уважение.

Но, давайте немного уточним значения слов.

Умеряя (447): 1. развязывать, ослаблять; 2. оставлять, покидать.
Строгость (547): угроза.

Древними это слово использовалось так:

  • Угроза – Гомер и т.д.
  • Хвастливое обещание, похвальба – Гомер.

Два примера из Нового Завета:

29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
(Деян.4:29)

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
(Деян.9:1)

Как видно, здесь нет речи о строгости, как мы ее понимаем, но об угрозах, говорящих о возношении господина над рабом. Конечно, в этом случае никакого почтения быть не может. Как господину справиться с этим? Все тем же способом. Сбрось того, кто кричит в тебе об угрозах, посади того, кто говорит о почтении. Если не хватает сил, найди у Бога слова, убеждающие в правоте нового человека, возблагодари Бога за мудрость и именно эту ситуацию, через которую новый человек лишь укрепится в своей власти, и действуй, затыкая ветхого и порабощая его, а нового утверждая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.