Послание Павла Ефесянам (часть 21)

думаюСложность чтения посланий вообще и этого в частности, в какой-то степени заключается в том, что мы читаем, во-первых, через переводчика, во-вторых, не вполне представляя историческую ситуацию, в-третьих, имея сильно задубевшую колею в сознании, наезженную религиозными мыслителями и учителями. Если кто помнит виниловые пластинки, знает, достаточно одной царапины и неприятности с «заеданием» обеспечены. И как ни старайся, игла все время будет сваливаться на путь «ошибки», вместо того, чтобы аккуратно воспроизводить то, что записано в начале.

Наше восприятие текстов Писания, как та пластинка, прежде чем мы «услышим» оригинальный звук песни, нужно произвести тщательную работу по реставрации.  Царапины – это то, что мы сегодня называем традициями. Кто-то усердно ссылается на писания разного рода святых, более позднего периода, чем тексты Нового Завета. И то, что их кто-то назвал святыми, почему-то тут же дает им право заявлять, что истинно, а что нет. И мы перестаем думать. Перестаем искать, будто уже нашли. Но ведь именно так и думают большинство христиан. Все уже найдено, все уже открыто в Писании, нужно только следовать Его тексту. При этом подразумевается не оригинальный текст, а текст перевода.

Даже греки не напрягаются в этом направлении, хотя тексты Нового Завета написаны на греческом. Так сильны традиции, что люди, чей родной язык ближе всего к языку Евангелия, не думают об истинном смысле текстов. Не зря Иисус говорил: «Бойтесь закваски фарисейской и саддукейской».  Это и есть религиозная закваска, делающая людей слепыми и глухими к Духу Писания.

Древний человек, времен Иисуса, гораздо легче воспринимал эти тексты. Это был его родной язык, он жил в том окружении, толкований было мало, хотя и были. Но все они были свежими, а святыми назывались лишь христиане той же эпохи. По этому, современнику Павла нужно было просто прочитать. А нам приходится копать, копать и еще раз копать.

Какой-нибудь супер духовный человек мог бы сказать: «Какие же вы христиане, если вам приходится копать. Вы же имеете помазание, которое вас учит, спросите и получите». Молодец! Правильно говоришь, но глупо. На самом деле многие так говорят, только вот плодов, тех самых, о которых говорит Иисус и Его апостолы, у этих людей, как правило, нет. Зато гордость выше крыши. Мы же не будем гордецами, но спокойно постараемся все понять. И на этом пути, то самое помазание нам и поможет.

Итак, я продолжаю чтение Послания Павла Ефесянам. И в прошлый раз, я, похоже забыл отметить очень важную мысль. Говоря об отношениях мужа и жены, Павел ставит их в пример тому самому принципу, который озвучил чуть ранее. Посадить на трон нового человека, сбросив старого, развернувшись всем своим сознанием к новому. И когда приходится трудно, когда нужно побеждать, говори себе нужные слова, за все благодари Бога, и тогда ставь другого выше себя.

Тебе трудно поставить свою супругу или мужа выше себя? Трудно почитать супруга (супругу)? Первое, найди нужные слова. Павел сам предлагает одно из таких мест: «станут двое одной плотью». Никто не найдет для тебя нужные слова, ищи их сам. И если не хватает мудрости, проси у Бога, дающего всем просто и без упреков (Послание Иакова). После этого, когда ты исполнился решимости это сделать (это не относится к тем, для кого это просто), прославь, поблагодари Бога за этот урок, за эту супругу ( этого супруга), которую Бог доверил тебе. И действуй. Вот как выглядит духовное упражнение. Вот как выглядит духовная битва. Теперь, переходим к следующему тексту.

1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
(Еф.6:1-3)

Чтобы исключить ненужные домыслы, мол, это о духовных детях, приведу перевод слова.

Дети (5043): дитя, ребенок, чадо, младенец; Как видно, у мистера Стронга нет намека на ученичество или последователей. Может в писании что-то есть? Нахожу про Рахиль, которая плачет о детях своих, про детей Авраама, про то, что люди, будучи злые умеют добро давать детям своим и т.д. Правда есть несколько мест, где Иисус называет дитем больного или еще кого-то. Но, судя по основной массе, разговор, все же, об обычных детях.

Следующее замечание. Фраза «в Господе» сомнительна. То есть встречается далеко не во всех копиях. Что позволяет думать, что эта фраза кем-то добавлена для пояснения. Писал ли Павел эти слова или кто-то ему «помог», сейчас сказать трудно. Но, судя по следующим стихам, этой фразы здесь не должно было быть. Почему? Потому что 2й и 3й стихи, это цитата из Ветхого Завета. А Ветхий Завет не был заветом рождения свыше. Значит, люди в Ветхом Завете не могли буквально быть в Господе. Все, что они могли, пытаться исполнить закон, не учитывая своих желаний или возможностей. Но этот ветхозаветный закон имеет особенность. Это единственный закон с гарантией определенного результата. Если любой другой закон, просто закон, и неисполнение любого закона сокращает жизнь, а исполнение не продлевает ее, то этот закон, может продлить. Хотите жить дольше, вот средство долгой жизни.

Но, так как закон дается всем людям, которые не рождены свыше, то фраза «в Господе» тоже отпадает. И остается у нас простое указание детям повиноваться своим родителям.

Повинуйтесь (5219): слушаться, покоряться, повиноваться.  Древние греки использовали это слово так:

Прислушиваться, вслушиваться, внимать – Гомер, Эврипид, Феокрит, Аристофан, Эсхин, Фукидид, Платон, Аристотель.
Откликаться, отвечать – Платон, Ксенофонт, Демосфен.
Слушаться, подчиняться – Платон, Эсхин, Фукидид, Плутарх.
Поддаваться, уступать – Геродот, Лукиан, Пиндар.
Воспринимать, понимать, усваивать – Платон.
Подразумевать – Платон, Плутарх.

Как видно, слово не простое. Это не просто повиновение. Это слово может значить и внимание, восприятие, понимание, особое мнение, уступки, а не только подчинение.

Осталось посмотреть, где в Новом Завете встречается это слово.

27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
(Матф.8:27)

27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
(Мар.1:27)

6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
(Лук.17:6)

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
(Деян.6:7)

13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
(Деян.12:13)

6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
(1Пет.3:6)

12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
(Рим.6:12)

16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
(Рим.6:16)

Думаю достаточно. Просмотрев все эти тексты, я прихожу к выводу, что это слово говорит об особом повиновении. Оно о повиновении со вниманием. Это слово рисует нам человека или беса, который внимателен к тому, кого слушает. Он внимает, он весь во внимании, он все время в готовности. Это не о том послушании, когда нужно 10 раз повторять. Это о послушании, когда исполнение происходит сразу, без замедления, без проволочек.

И еще одно. Судя по всему, Павел говорит не тем детям, которые бессмысленны и полностью зависят от родителей, а тем, которые уже в силе. Они уже все могут сами. Они, как им кажется, все понимают лучше и правильнее. Это для взрослых детей. И, на вопрос, как быть с родителями, которые не в Господе, ответ один, как написано. Почему? Можно, конечно, как Павел, сослаться на ветхозаветный закон, но есть еще одно. Это контекст.

А контекст говорит нам, что мы имеем дело со свержением старого царя и воцарением нового. Мы имеем дело с трудным делом дворцового переворота. И этот переворот внутри нас самих. Однажды, когда Иисус сказал ученикам, что нельзя разводиться, ученики сильно удивились. Они в один голос закричали: «Да как же это возможно!?». Иисус ответил, что человеку это невозможно, а Богу да. Мы же здесь читаем о новом рождении. Человек – это мы старые, ветхие. Этого «человека» мы и должны свергнуть, потому что для него нет ничего возможного в этой сфере. А вместо него посадить того, кто создан по Богу, кто от Него рожден. Кто сам бог. А вот Ему-то уже все возможно.

И если вы, хватаясь за голову говорите: «как же это возможно, подчиняться своим родителям, когда они так несправедливы, так не правы?!». То вооружитесь тем же уроком Иисуса. Человеку это не возможно, а для Бога нет ничего невозможного. Вот где ярко станет видно, посажен на троне новый человек, или сидит еще старый.

Итак, что мы делаем? Сначала утверждаемся в том, что это нужно сделать. Находим нужные слова, чтобы решиться на это. Потом благодарим Бога за эту мудрость и власть. За дар благодати в этом деле. И, наконец, действуем, действуем, действуем.

Один комментарий к “Послание Павла Ефесянам (часть 21)

  1. Спасибо! Это мне очень нужно сегодня, и было нужно многие прошедшие годы… говорить слова почитания матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.