Послание Павла Ефесянам (часть 20)

думаюПо разным обстоятельствам несколько дней не мог вернуться к тексту. И, даже, немного забыл все подробности. Но ничего, сейчас вспомним.

 

Павел пишет Ефесянам, потому что они стали обращаться к ложному служению. Они послушали иудействующих христиан, которые утверждали, что угодить Богу можно лишь исполнением закона, а Христос умер, чтобы дать нам новый старт.  Беспокоясь об их спасении, Павел молится, чтобы Бог дал им духа премудрости и откровения к познанию Его. После этого он напоминает суть Евангелия, которая заключена в древней тайне – Христос в нас. А это значит, что уже не мы угождаем Богу, а Христос в нас УЖЕ угодил Ему. Завет закрыт, а мы живы, только если живем Им – Христом. Если же живем собой, стараясь выполнить невыполнимое, оказываемся вне благодати и погибаем.

Чтобы укорениться и утвердиться в новом человеке, нужно сделать три действия – свергнуть ветхого человека, развернуться к новому и посадить его на трон своей жизни. И это нужно делать как можно быстрее, так как дни лукавы. Не знаешь когда придет испытание. По этому нельзя попусту тратить время, но нужно доделывать начатое Божьим Духом. Чтобы довести начатое до конца (исполниться Духом), нужно делать следующее – говорить себе важное и утверждающее, благодари Бога за все и от самого сердца, отдавай честь братьям, ставя их выше себя.

Затем апостол дает практические указания по применению данных ранее инструкций. И первое указание было в отношении семьи. Жены должны почитать (как сказано ранее) своего мужа, при этом СВОЕГО – это ключевое слово. Мужья же должны любить своих жен. И это выражается в жертвенности мужей. Отдавая себя за жену, как Иисус отдал себя за церковь, и тем самым сделал ее чистой и непорочной. А теперь продолжим:

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:27-33)

Говоря о том, что мужья должны любить своих жен, почему именно мужья, я объяснял в предыдущей части, он уточняет как. Мужья должны любить своих жен, как Иисус церковь. И именно этот образец является здесь ключевым. Нельзя это место читать вне контекста. Иначе останется одно: «Мужья, любите своих жен». А дальше, кто во что горазд. Сегодня мы слышим массу вариаций на эту тему. И проповеди начинаются с букетов, заканчиваются постелью. Извините, дорогие мудрецы, но Иисус не дарил букетов церкви, а про остальное и говорить не нужно.

Здесь, именно в этом послании, не идет речи о стиле отношений мужа и жены. Здесь Павел не имеет в виду ни букеты с постелью, не ужины со свечами. Здесь идет речь о победе над плотью, над эгоизмом, над «самостью», над грехом. Можно, конечно поговорить и об этом, но не через это послание.

Апостол здесь (подчеркиваю это слово) говорит о главном, об отношении. Ведь можно и цветы дарить и все остальное, а любви не иметь. И эти отношения – показатель личной победы над сатаной. Это показатель правления нового человека или бунта старого. Итак, отношения мужа и жены – особенное поле битвы с дьяволом. Мне кажется, именно здесь больше всего люди поливают свою кровь. Именно здесь люди либо находят, либо теряют смысл жизни. Но, я могу и ошибаться.

Теперь, если отношения в семье – это самый главный тренировочный центр, то понятно, почему Павел разговор о практике начал именно с него. При том, мы знаем, что сам Павел, был без жены, по крайней мере, в то время, когда писал это послание. Он так и говорит, что лучше быть как он (апостол), потому что женатый должен заботиться о жене, а свободный имеет свободу заботиться о Боге. Но, все же, именно здесь можно получить одну из самых великих побед.

Итак, говоря о любви Христа к своей церкви, Павел, проводя параллель, говорит о любви мужа к жене.

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
(Еф.5:28)

Где же здесь параллель? А параллель прослеживается дальше, через один стих:

30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
(Еф.5:30)

Смотрите, что происходит! Иисус, умерев, поселился в нас, да так, что стал править нами, заменил нас Самим Собою. Теперь, как сказал Павел, уже не мы живем, но живет в нас Христос. Совершенно ясно, если апостол с этим проводит параллель, то совершенно также должно происходить и в нашей жизни.  Муж, жертвуя собою ради жены, каким-то образом, поселяется в ней, и как бы становится ею. Так, что уже не жена живет, а муж в ней. Но, такое возможно лишь тогда, когда муж отдает себя за нее. Муж должен воспринимать жену не как тело, которое он может «юзать» (пользовать), когда захочет, а как тело, в котором он живет. Жена для мужа не объект вожделения, а собственное тело, которое, при выполнении выше изложенных условий, начинает делать то, что мужу нужно, практически исполнять волю мужа.

И это не рабская любовь. Иисус, отдавая Себя за церковь, ни в чем не проявил рабства, но всегда царственность, всегда власть. Он не угождал церкви как человек, но спасал ее, поднимал, воскрешал. Я думаю, эта тема еще открыта для современных христиан. А здесь я лишь прикоснулся к этому вопросу.

29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
(Еф.5:29)

Отношение мужа к жене, в этом стихе, вновь сравнивается с отношением Господа к Церкви. Здесь отношения названы как «греет и питает».  Мы привыкли воспринимать «греет и питает» как нечто земное. Обнять жену, согреть, купить ей шубу, отопление оплатить. Заработать денег на еду и т.д. А как Господь греет и питает свою Церковь? Ведь мы должны это понимать не как люди в быту, а как Господь по отношению к Церкви! Притом, если помните, все это говорится в ключе победы над ветхим человеком и воцарения нового, созданного по Христу. То есть в действиях направленных на жену, должен подняться тот человек, что рожден от Бога, а тот, что рожден по плоти, должен стать рабом!

Питает (1625): 1.питать; 2. воспитывать, взращивать, вскармливать;

Древние греки, такие как Эсхил, Геродот, Аристотель, Плутарх и Софокл, использовали второе значение этого слова. А у Аристотеля можно найти еще одно значение – вынашивать.

В Новом Завете это слово используется еще один раз, здесь же, в послании Ефесянам.

4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
(Еф.6:4)

И, о чудеса перевода, здесь это же самое слово переведено как «воспитывайте». Мне вообще интересно, первое значение «питать», где-нибудь используется? Если бы это слово было у разных авторов, или, хотя бы в разных посланиях, можно было бы сказать, что там автор говорит о разных вещах, по этому, в одном месте он имел в виду «питание», а в другом «воспитание». Но здесь, в одном общем контексте, одним и тем же автором, в потоке одной мысли… Разве можно здесь перевести это слово разным значением? Правда, если бы Павел как-то акцентировал эту разницу, так ведь нет, не акцентирует.

Короче, здесь не идет речи о еде. Не о «питании» говорит Павел. По всей вероятности здесь идет речь о «взращивании, вынашивании».  Ведь Иисус именно это делает с нами. Он нас вынашивает, взращивает.

Но, вы спросите, почему я избегаю слова «воспитание». Потому что Иисус не воспитывает нас. Если бы Он воспитывал, то имел бы дело со старым, ветхим человеком, которого нужно было бы дрессировать. Но Иисус делает не так. Он не воспитывает, Он поселяется и затем вынашивает нового ребенка в нас. Вы понимаете? Муж (как и жена) не имеет права воспитывать жену, но взращивать, вынашивать себя в ней. А для этого нужна жертва. Хороший учитель видит, что живет в ученике, и прикладывает все силы, чтобы это начало взрастить, выносить. Мы это называем «открыть талант». Вот о каком «питании» идет речь.

Греет (2282): нагревать, разогревать, греть; переносное значение – лелеять, нежно обходиться;

Древние греки это слово использовали в разных значениях. Вот примеры — нагревать, разогревать, греться (т.е. жить) на солнце, сушить, воспламенять, разжигать, становиться вне себя от радости, греть, лелеять, пламенеть, быть страстным, нагреть (обмануть, надуть).

Представляете, сколько разных значений у этого слова! Но, что из этого списка делает с Церковью Иисус? Он ее разжигает, делает страстной, заставляет пламенеть, наполняет радостью.

11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
(Рим.12:11)

11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
(Иоан.15:11)

Вы понимаете, что значит любить свою жену!? Что значит греть и питать ее! Слава Господу, что Павел несколько раз уточнил, что это идет речь о Церкви и Господе. И еще выделил это отдельным высказыванием!

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:32)

И эти уточнения, вместе с 32м стихом, не дают нам никакого права в рамках этого послания говорить о какой то иной любви. И именно в таких отношениях происходит победа над плотью, лазутчиком и голосом дьявола.

Как ни странно, именно это, судя по уточнению Павла, имелось в виду в книге Бытие.

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
(Еф.5:31)

И этот 31й стих, дает нам напоминание, что, на самом деле, такое требование любить, относится не только к мужу, но и к жене. Но, именно в Ефесе дела обстояли так, что жены не уважали мужей, а мужья, ненавидели своих жен. Поэтому эти наставления распределены Павлом в таком порядке.

33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:33)

Но, правда в том, что и то и другое – задача каждого. А это возможно лишь тогда, когда ветхий человек сброшен, и вы, повернувшись к новому всем своим сознанием, поставили Его на свой трон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.