Послание Павла Ефесянам (часть 10)

думаюПавел с самого начала послания дал Ефесянам понять, что они доставляют ему массу хлопот, поэтому он постоянно о них молится. И его молитва о том, чтобы они «поумнели» и поняли, зачем вообще нужен Христос. Открыв им тайну Божьего домостроительства (Христос в нас), он говорит, что Иисус выделил для церкви, для созидания каждого члена, взращивания его в полный возраст Христов, апостолов, учителей и т.д. И все это лишь для того, чтобы каждый в отдельности и все вместе пришли в совершенный возраст, когда то, во что верят, становится единым с тем, что видят. То есть, если верят в исцеление, то и получают это. Не верят в то, что видят, а видят то, во что верят.

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
(Еф.4:17)

Итак, если наш возраст, наш целевой возраст – это исполнение всего, во что верим, то не лучше ли стремиться к нему, чем заниматься разными домыслами и философиями. Именно для того, чтобы чудеса стали нормой для каждого, чтобы дьявол не мог найти нигде места для отдыха, ради этого Павел не просто учит, а заклинает Господом Ефесян. Мне кажется это сильным заявлением. Павел, фактически объявляет им, что если они не будут этого делать, то попадут под проклятие. И то, как они до сих пор поступают, надо прекратить, потому что это не поведение последователей Христа, а поведение обычных людей, которые не знают Учителя. Все, что они делают, делают основываясь лишь на своем плотском, суетном расчете. А этот человеческий расчет – по сути тьма, или помрачение.

18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
(Еф.4:18)

Почему так? Да потому, что сердце обычного человека, любого, даже самого доброго, сильно ожесточено, и не способно видеть истину. Сердце обычного человека – это слепота, добро ради своего эго. Не поступать с другими так, как бы хотел, чтобы с тобою поступали, а поступать с другими так, ЧТОБЫ так же с тобой поступали. Вы видите разницу? И это касается любых вещей жизни.

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
(Еф.4:19)

Посмотрите сегодня на экраны телевизоров. Сегодня добрая половина информации – это разврат. Может быть нам не нравится это слово. Люди находят массу оправданий своей неверности. Но, как бы это не называть, как бы мы этого не оправдывали, но, измена, все равно останется изменой, предательство предательством. «Муж алкашь, а кто обо мне подумает? Я тоже хочу жить!» — говорит какая-нибудь женщина, и ложится в постель с новым возлюбленным. «Я мужик, я не могу без пастели, иначе буду болеть!» — говорит мужчина и делает то же самое. Любое оправдание, которое мы сегодня слышим, вызывает сочувствие. Действительно очень многие переживая предательство со стороны близкого, сами начинают предавать, оправдываясь тем, что не они начали. Но, как предательство не оправдывай, оно все равно им и останется. Переживая боль и разочарования, люди доходят до бесчувствия, становятся не способными видеть честь, и смеются над теми, кто пытается что-то сказать в пользу святости. И чем хуже наше сердце чувствует любовь, тем больше мы ее хотим, по этому и начинают люди, как наркоманы, гоняться все большей и большей «дозой» удовлетворения, и никогда не находят его. Точно так же обстоит дело и с жаждой справедливости. Начинается это «по хорошему». Нам хочется справедливости, но заканчивается это лишь одним – защитой своих собственных интересов. И эта защита доходит до такого уровня, что все остальные интересы идут побоку. Фактически, защищая справедливость, человек сам становится ее врагом. И чем больше он за нее воюет, тем больше он воюет против нее.
Можно без остановки перечислять все это. И это не понимали Ефесяне. Но мы то, надеюсь, понимаем? А?

20 Но вы не так познали Христа;
(Еф.4:20)

Павел, обращаясь к христианам Ефеса, взывает к их особенному опыту. Опыт познания Христа.

Слово «познали» в данном тексте (3129): учиться, изучать, научаться, усваивать, приучаться. Смысл этого слова в том, что кто-то что-то замечает, узнает, осознает. До кого-то что-то доходит, он начинает понимать. Увидев, некто узнает что-то. Узнает как того, кого уже встречал и запомнил в лицо.
Иначе говоря, Павел утверждает, что Ефесяне уже знакомы с настоящим Иисусом. Им, просто, нужно вспомнить это знакомство.

21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, —
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
(Еф.4:21-22)

Эти стихи требуют вмешательства. В данном случае, как мне кажется, самым удачным переводом является перевод, сделанный Российским Библейским Обществом (РБО).

21. если, конечно, вы услышали о Нем, если вы были наставлены Им, ведь истина – в Иисусе. 22. Вас научили, что нужно отказаться от того, что было свойственно вашему прежнему образу жизни, что нужно совлечь с себя ветхого человека, которого губят обманчивые страсти.

Чтобы еще лучше понять смысл, снова сделаю свой «утрированный» перевод.

21. Если, конечно, Его вы услышали, и в Нем были научены (наставлены), так как истина именно в этом Иисусе, 22. чтобы вы свергли этого древнего человека по такому вашему поведению, этого разлагающегося по знакомым вам желаниям известного вам обмана,

Во-первых, Павел ставит вообще под сомнение, что Ефесяне слушали Именно Того Иисуса. Под этим «слышали», Павел, видимо, подразумевает, не просто слушание апостолов, а через речь апостолов, могли слушать и Самого Иисуса, внимать Его Духу. Именно поэтому Павел ставит под сомнение то, что слушая апостолов, они вообще что-либо слышали. И второе сомнение – в Ком они были научены. Наверное, об этом придется немного подробнее.

Во времена Иисуса был известен лишь один тип учителей. Это учитель, с которым ученик жил все 24 часа. Он с ним ел, спал в его доме, не отходил от него ни на минуту. Только такой учитель мог действительно чему-то научить. Сегодня таких учителей не видно. Сегодня есть «ПЕДАГОГИ». Это няньки на час. Все, что они передают – теория. Ученики не видят своими глазами всего того, чему эти учителя учат. Ученикам все приходится обнаруживать самим. И имея перед собой пример отвлеченный, не близкий, остаются совершенно далеки от предмета изучения. Поэтому современное общество – это общество теоретиков.

Сегодня почти не осталось настоящих отцов. Мальчиков учат женщины. Они говорят им, нужно быть мужественным, нужно уважать женщину. Но перед глазами они либо не видят мужчин вообще, либо видят мужчин, которых нельзя назвать примером. В результате, берут пример с женщин. Они, глядя на женщин, и отображая собой своих учительниц, стараются быть мужчинами. Как можно быть мужчиной, слыша об этих «таинственных» существах лишь со слов женщин?
Кроме того, ни одна женщина сегодня, совершенно не представляет, каким, на самом деле должен быть этот таинственный мужчина. И они воспитывают мальчиков, внушая им не то, что должно быть, а то, чего они хотят видеть.

Рабочие, обучаются своей профессии в Колледже, но становятся настоящими рабочими лишь на предприятии, во время практики. Лишь там они видят, как настоящие рабочие выполняют свою работу.

«Научиться в ком-то» означает, иметь кого-то тем самым учителем, с которым ты живешь все свое время. Этого учителя ты видишь перед своими глазами, его ты слушаешь, берешь с него пример, осмысливаешь.

И вот проблема. Иисус ушел. На земле есть лишь последователи. И если бы последователи имели лишь теоретическую основу, все бы заглохло еще в первом веке. И сегодня мы даже и не вспомнили бы о Христе. Но ученики родились от Иисуса. Они стали носителями Его природы, характера, чувств, желаний. Они стали отображением Его. Пусть не совершенным, но отображением.

Если же Ефесяне не поняли этого, и приняли апостолов лишь как рассказчиков, то услышали ли они Иисуса? В Нем ли научились?

Жители Ефеса привыкли ко многим «рассказчикам». Многие учителя приходили в этот город. Одним больше, одним меньше, какая разница. Возможно и апостолов они восприняли так же, как нечто новое, любопытное, но не достаточно серьезное, чтобы сильно менять свою жизнь. Весь Античный народ задавался вопросом, что есть истина. Пилат, в разговоре с Иисусом, задал тот же вопрос риторически, не ожидая ответа. Задал так, как бы хотел сказать, что истины все равно никто никогда не узнает. Павел же пишет Ефесянам, что они должны были услышать Самого Иисуса через речи апостолов, и в Нем научиться, потому что та самая истина, о котором вздыхал Пилат, находится именно в Иисусе.

Свержение старой власти

Далее, чему именно они должны были быть научены в Господе? Самый первый пункт, объявленный Павлом – свержение старой власти. Кто занимал тронный зал? На троне восседал ветхий человек. Что это за существо? Это человек, который все время хочет лжи. И гоняясь за обманом, он разлагается. Он вдыхал обман и выдыхал его. Он питался ложью и производил ложь. И все его дела – следовали его главной цели – обману. В его ложной любви, ложных страстях, ложной правде, ложной истине, ложной доброте и т.д. и т.п., он все больше и больше умирал, затягивая за собой нас, как своих рабов. И мы, все больше и больше поддаваясь на его уловки, становились похожи на него. Мы преображались в его образ, день ото дня. Сначала искренне сопротивляясь, но потом все больше и больше соглашаясь с ним. Он захватывал нас обманом, жаждой любви, разными ложными чувствами. Оплетал нас лживой романтикой, лживой эгоистичной справедливостью, жаждой ее восстановления, расправы, наказания нечестных. Ставя нас самих на одну ступень с этим нечестием и несправедливостью.

И именно этого ветхого человека, который учил нас и подчинял нас всю нашу жизнь, выдавая себя за нас самих, и должны были свергнуть Ефесяне. Мы-то думали, что это наша страсть, наша жажда, а, всего лишь, встречались с высококачественным обманом и манипуляцией. Имя этому человеку – плоть. Прошу не путать плоть с телом. Тело само по себе, хорошая вещь. Бог с любовью составлял его в утробе матери, чтобы нам было хорошо, чтобы мы в этом теле были счастливы. Но плоть, умирая сама и разлагаясь ото лжи, заставляет умирать и наше тело.

Но это лишь первый пункт, а что же дальше? Вот и второй пункт:

Обновиться духом ума

23 а обновиться духом ума вашего
(Еф.4:23)

Вообще очень сложно иногда переводить текст, если не понимаешь всего смысла послания. Обычно переводчик, если не улавливает смысла, переводит текст, используя нечто среднее, или уже часто используемое в тексте, авось пронесет. И, что не удивительно, проносит. Если бы мы не вникали в смысл, то, вероятно, приняв 23 стих «во всей полноте» перевода, могли бы подумать, что у нашего ума, есть некая отдельная духовная сущность. И этот отдельный от всего человека умственный дух, нужно обновлять. Тогда возникает масса вопросов. Что это за дух такой? И откуда взять для него апгрейд? У нас уже есть Дух Святой, но он не нацелен только на ум, он вообще не нацелен ничего обновлять. Дух Святой возрождает, воскрешает или рождает. Ни о каком обновлении речи быть не может. О чем же здесь идет речь?

Мы уже знаем, что в большинстве случаев, слово «дух» переводится с греческого «пневма». В данном тексте это не исключение. Но это слово столь богато значениями, что невозможно подобрать однозначный перевод.

Итак «дух» (4151):ветер, дуновение, веяние; 2. дыхание, дух жизни, душа; 3. Дух; 4. вдохновение, расположение, настроение.

Согласитесь, при таком разнообразии, просто так сказать, что это дух, нужно быть слишком уверенным в таком переводе или слишком смелым. Кто-то скажет, но о чем же здесь речь? Во всем тексте Писаний мы только так и переводим! Это то и плохо, что только так, не разбирая смысла. Другой скажет, мы переводили, советуясь с умнейшими людьми, знатоками писаний. И здесь проблема. Мы имеем дело с таким текстом, который сам нам говорит, что истина ОБЯЗАТЕЛЬНО будет скрыта от мудрых, но открыта детям. И если вы сейчас сказали, что это глупость, то только подтвердили это изречение.

Вот если бы переводчики могли посоветоваться с самим Иисусом, тогда, думаю, проблем бы не было. Но где Его взять? Где взять настоящие откровения, если на протяжении всей истории Христианства о рождении свыше сначала напрочь забыли, а потом, вспомнив, оставили его лишь на одно событие при покаянии. А дальше?

Однажды Махатма Ганди сказала: «Мне нравится ваш Христос, но мне не нравятся ваши христиане. Они так на Него не похожи!»

Вот обвинение, против которого можно брызгать слюнями, махать кулаком, но факт остается фактом. Мы совсем на него не похожи! Потому что совершенно не понимаем истины рождения свыше и исполнения Его духом. Извините, увлекся мыслями, возвращаюсь.

Итак, что же такое, «обновиться духом ума»?

Ум (3563): ум, разум, интеллект, мышление, образ мыслей, мнение, замысел, намерение. Почти такие же значения предоставляет нам Большой Древнегреческий Словарь. Смысл слова, судя по всему этому разнообразию, сводится к мышлению как к некоторому направленному движению. Мыслить, значит двигаться в каком-то направлении. Конечно же двигаться мысленно. Мы даже часто говорим такую фразу: «ты движешься в правильном направлении», или «ты мыслишь в нужном направлении».

Если это так, то для слова «дух», лучше подойдет именно «ветер, дыхание, жизнь как движение». Отсюда, выражение «обновиться духом ума», буквально означает «поменять направление течения мыслей».

Получается, что Павел в качестве второго пункта учения во Христе, должен быть пункт изменения направления мышления. Практически это означает, полный отказ от привычных рассуждений, их отвержение, отречение от знакомой с детства логики. Если до Христа, твои мысли были направлены на улучшение своей жизни, на личные достижения в этом лживом мире, то теперь все должно кардинально измениться. В Евангелии это звучит достаточно часто. Но, в послании к Ефесянам, Павел утверждает, что в учении Христа есть еще один пункт:

Король умер, да здравствует король.

О чем я говорю? Мы свергли старую власть. Мы поменяли направление мышления. Что еще нам нужно? Царство не может быть без царя. На трон нужно короновать нового владыку!

24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
(Еф.4:24)

Облечься (1746): одевать. Номера Стронга не балуют нас переводом этого слова. Что же, посмотрим, что даст нам Большой Древнегреческий Словарь (БДС): 1. одевать, надевать на себя, 2. проникать, входить, 3. брать на себя, предпринимать. Здесь даже приведено много примеров, и в том числе есть такой пример – захватить власть в свои руки (Плутарх).

Смотрите, если мы при толковании зорко следим за контекстом, то следуя его правилу, мы должны перевести это «облечься в нового человека», как «взять на себя, или поставить над собой власть нового человека». Ведь чуть выше, мы «свергли с себя власть старого».

Итак, что же получается? Приведу свой «утрированный» перевод (с вычурными артиклями и значениями слов).

24. И поставить над собой власть этого самого нового человека, который создан по Божьему образцу в праведности и святости именно этой, обсуждаемой все послание истины.

Итак, на освободившийся трон, обязательно нужно кого-то посадить! И по словам Павла, Христово учение требует посадить на освободившийся трон именно этого, рожденного свыше, человека. Который от Бога унаследовал эту тайную истину – Христос в нас. И этот человек, создаваемый ради этой тайны, творился в полной святости и полной праведности. Этот новый человек, котоырй в нас – совершенен.

Рождение свыше, может стать полным ответом на все наши вопросы, если мы выполнили эти три пункта:
1. Свергли ветхого человека с его ложными требованиями
2. Повернули на 180 градусов свое мышление
3. И возвели на трон нового Царя, рожденного от Бога.

Почему сегодня христиане часто не похожи на Христа, да потому, что не исполнены полностью все требования Иисуса. Ты рожден свыше? Но сверг ли ты гнилого царя? Ты сверг гнилого царя, но изменил ли направление своего мышления? Ты сверг и изменил, но сделал ли нового человека новым Царем своей жизни? А, может быть, ты пытаешься посадить на трон нового Царя, не свергнув старого? Или, возможно, ты производишь революцию, не изменив направление мышления? Как бы там ни было, вот эти три ипостаси, ответ на многие вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.