Важно понимать, что следующий текст, является прямым продолжением предыдущего. Это не новая тема, не другое учение, не отход в сторону, это та же тема, что и прежде. А так как все послание Иоанна, так или иначе, говорит о рождении свыше, то эта тема пронизывает и данный текст. В предыдущей части мы рассматривали речь Иисуса о том, что пришло время окончательно забрать всю власть у князя мира сего. И эта власть забирается через смерть плоти, посредством смерти и воскресения тела. Таким образом агент дьявола уничтожается.
Так же мы говорили, что все учение Иисуса стоит вокруг Божьего правления над плотью при жизни, вплоть до тела, которое в результате Отец воскресит.
Если мы понимаем, что следующий за этим текст – это продолжение, то совершенно ясно, что подразумевает Иисус под светом. Свет и есть это самое учение, о котором Он сказал прежде.
35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
(Иоан.12:35-36)
Ясно, что Он, Иисус, как носитель Божьего учения о Царствии, является светом для людей. Почему, потому что свет – это Его учение о Царствии. Зная, что скоро Его распнут с позором за стенами города, Иисус предупреждает, что скоро некому будет их учить. И никто не станет больше для них примером для подражания. Свет уйдет.
Его предупреждение в том, что, пока есть возможность ходить во свете, нужно это делать. Ходить во свете – следовать Его примеру. Учиться, перенимать, подражать.
Зачем? «Чтобы не объяла вас тьма» (Иоан.12:35б).
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Иоан.1:5)
Смотрите, точно такое же выражение мы видим в начале Евангелия. Но там мы читаем о Свете, которым является Иисус, а здесь, Он же рекомендует апостолам ходить во свете, чтобы потом, когда Иисуса с ними не будет, самим быть светом. Почему? Да потому, что тьма уже не сможет их объять. А это возможно лишь тогда, когда ты сам стал этим светом.
…а ходящий во тьме не знает, куда идет…
(Иоан.12:35в)
Следуя логике повествования приходим к выводу, что, если свет, это учение о власти над своей плотью, и, следовательно, над дьяволом, то, любой другой взгляд – тьма.
Все остальные понимания, суждения о Христианстве, мысли – тьма. Если нет власти над плотью – ты во тьме. Следовательно, ты никогда не знаешь, что и как делать. Так как ты раб этой плоти.
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
Здесь Иисус дает нам понять, что Он полное отражение Отца. То есть Он настолько исполняет Его волю, что отличить Его от Отца практически невозможно. Это особенно важно для Иудеев. Которые упрямо различали Иисуса и Бога. Максимум, кем готовы были признать Господа, это пророком. Но, как все пророки до Иисуса, Он не может быть подобным Богу. Значит, слова пророка не обязательно должны быть связаны с его жизнью, и пророк не обязан был отображать Бога.
Иисус же берет на себя ответственность, что Он и Отец полностью совпадают. Все мысли, дела, желания и характер, все одинаково. Это возможно лишь в том случае, если Иисус, действительно, Сын Бога. Значит и Сам Бог имеет то же сердце и те же стремления. И сам Бог имеет ту же власть и ту же силу. Это справедливо в обе стороны. Если Сын – полное отображение Бога, то Бог – полное соответствие с Сыном. Веря в Сына, веришь в Бога. Веря в Бога, веришь в Сына. Не веришь в Сына, не веришь в Бога. Это просто.
Теперь, Если у Иисуса та же власть и те же мысли и желания, значит и Бог хочет того же. То есть Бог мечтает дать людям эту самую власть. Его единственное желание, чтобы Его дети правили этим миром. Чтобы ни что не могло им, то есть нам, противостоять. Для того и пришел Иисус, чтобы сделать нас победителями сатаны. Чтобы тьма, читай зло, болезни, неурядицы, не могли захватить нас, объять нас. Потому что любая победа над всем этим, лежит в Божественной власти.
Следующее утверждение сильно противостоит принятому взгляду о Божьем суде. Считают, что суд – это воздаяние за грехи. Рисуется картина, где Бог сидит на троне и говорит – этого в ад, а вот этого в рай. Этому жизнь, а тому смерть. Создается впечатление, что Бог совсем не любовь и вся его натура – это некий отвлеченный судья, которому нет до нас дела.
Но, следующие слова опровергают это. Особенно это понятно, если мы учитываем прочитанное прежде – «видящий Меня, видит и пославшего Меня».
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
(Иоан.12:35-50)
Итак, Иисус, а следовательно и Отец не имеют в своем сердце ни малейшего желания судить. Ни Отец ни Сын не желают отправлять кого-то в рай или в ад. Все, что Они Оба хотят – спасти всех, кто этого хочет. И весь суд заключается в одном. Вот Его рука, возьмись и будь спасен от трясины жизни, стань ее хозяином. Это спасение. Суд – это когда та же рука протянута к тебе, но ты не веришь этой руке и не берешься за нее. Тогда трясина этого мира затягивает тебя, и ты захлебываешься от всей этой гадости, которой она тебя начинает пропитывать.
Говоря о том же, Иисус часто употреблял термин «гиена огненная». Этот термин, всего на всего, означал свалку, на которой жгут мусор. Поверишь слову Иисуса, будешь в Славе, не поверишь, окажешься на свалке, вонючей и горящей. На свалке жизни, в помоях. То же самое он говорит в притче о двух братьях. Когда один из сыновей ушел от отца и дошел до рожков, которыми кормили свиней. Вот она гиена огненная, вот она свалка жизни, трясина этого мира.
И самое ужасное во всем этом то, что эта рука не молча находилась перед тобой. Тебя уговаривали, предупреждали, внушали, убеждали и т.д. и т.п.
И как же обидно бывает, когда ты попадаешь туда, о чем тебя предупреждали, и ты помнишь это, и думаешь, почему же я отверг это слово, почему не согласился. Сейчас все было бы по другому.
И вот что он заповедал – дать нам вечную жизнь. Дать нам вечную власть над дьяволом. Дать нам вечную власть над самой жизнью. И в этом Его учение. Прими эту власть и властвуй, чтобы распорядившись этой жизнь владеть вечной.