Размышления о Власти… (часть 9)

Следующее место, которое мне хотелось бы разобрать – это глава 9, стихи с 18 по 26. Но, проблема в том, что это событие описано в 3х евангелиях, и везде с разными деталями. Они, детали, не противоречат, просто на одни детали обращает внимание евангелист, а на другие нет. И это зависит от цели данного евангелия. Например, Матфея вообще не интересует имя действующих лиц. Но это имя четко указано у Луки и у Марка. Луку не интересуют подробности того, что сказал Иаир, а Матфей и Марк, уточняют это. Лука, в этом случае, просто передает суть просьбы, а у Марка и Матфея есть ее текст.

Я сейчас попробую объединить все эти вещи, и мы постараемся увидеть событие в той полноте, которую возможно обнаружить в текстах трех Евангелий.

Сводный текст:

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Иисуса, падает к ногам Его. (Мар.5:22)
и усильно просит Его (Мар.5:23а) и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. (Матф.9:18)
потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.(Лук.8:42)
И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. (Матф.9:19)
За Ним следовало множество народа, и теснили Его. (Мар.5:24)
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, (Лук.8:43)
но пришла еще в худшее состояние,- услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? (Мар.5:26-30)
 … кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.(Лук.8:45,46)
Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. (Мар.5:32)
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. (Лук.8:47)
Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. (Мар.5:34)
… Женщина с того часа стала здорова. (Матф.9:22б)
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. (Лук.8:49-50)
 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. [Видевшие] пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.(Мар.5:37-43)
И разнесся слух о сем по всей земле той. (Матф.8:26)

Как видим, текст получился не маленьким. Сразу видно, что Матфей не тратит время на подробности. Матфей указывает лишь то, что считает важным. Вообще, это событие у Матфея получилось «скромным». Но Матфей обратил внимание на «рукоположение». Итак, давайте разберем в подробностях, что же произошло.

Некий начальник, а точнее один из начальников синагоги, по имени Иаир (Матфей не обращает внимания на имя) приходит с горем к Иисусу. Здесь все понятно. Он в горе и падает и просит много. Здесь, на самом деле мне более интересно то, о чем просит Иаир. Понятно, что он просит прийти. Здесь он отличается от сотника. Но, любопытно то, что он просит «возложить руку (Матфей) или руки (Марк)». Лука на это внимания не обратил.

Почему меня заинтересовало это событие, я имею ввиду «возложение рук»? Дело в том, что возложение рук – общепринятая практика в иудее. Что значила эта практика, для какой цели использовалась?

Все очень просто – это действие либо для наделения кого-то властью, либо объявление чего или кого-либо (того на что возлагают руку) своим имением или своим владением. Другими словами, если я в древнем Израиле возлагаю руку на что-то или кого-то, то либо объявляю его, перед другими, имеющим право командовать ими, либо говорю, что он или она принадлежат мне. Если пророк, например Моисей, возлагает руку (руки) на человека (Иисуса Навина), это значит, что тот человек получает всю власть, которой обладал пророк. И что эта рука (читай помощь, поддержка, опека) будет с тем человеком везде.

18 И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою,
19 и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их,
20 и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых;
21 и будет он обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество.
(Чис.27:18-21)

Или о владении:

8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
(Быт.49:8)

Итак, Иаир просит возложить руку (руки) на дочь. Он один из начальников синагоги, значит это образованный иудей. Он понимает, что такое «возложение рук». Он понимает, чего просит. Он не имеет и мысли о движении какой-либо силы. Он в возложение рук вкладывает одно из тех значений, которые перечислил я. Но Иисус не дает девочке власть. Что остается? Видимо, Он объявляет ее своим владением. Эта девочка принадлежит Ему. И, когда это объявлено, бесы не могут ничего противопоставить. Здесь работа власти. И, смотрите, Иисус не спорит. Не говорит, что руковозложение нужно для чего-то другого. Все люди в один голос говорят не о силе Иисуса, а о его власти. Это было видно из предыдущих мест писания, которые мы уже разобрали.

Итак, Иаир как бы говорит, приди, прояви свою власть, забери мою дочь у смерти. И все это заключено в простой фразе «приди, возложи на нее руку Твою».
Я, пока обойду стороной событие с женщиной, а сразу перейду к последней части истории. После события с женщиной к Иаиру подходят люди и сообщают плохую весть. Все кончено, она умерла. Бесы победили.

Иисус опровергает привычное мнение, и говорит:

не бойся, только веруй, и спасена будет. (Лук.8:49-50)

Обычная власть, та с какой сталкивались все учителя иудейские – это власть живых над живыми. Здесь же Иисус вдруг объявляет, что, смерть – не конец Его власти. Его, Иисуса власть распространяется и на смерть. Есть еще возможность спасти дочь!

И здесь Иисус не требует какой-то сверхъестественной веры, все чего Он требует, просто довериться Ему. Он как бы говорит, не паникуй, доверься, все будет, так как надо. Это обычное требование к человеку, который потерял надежду.

И дальше происходит не менее интересное событие. Иисус берет небольшую группу людей. Почему же не всех? И здесь мы должны себе ответить на вопрос. Если бы Иисус взял всех, смог бы он, тогда воскресить? А если бы он никого не взял, тогда что? Смог бы? И единственный ответ, который мы можем найти в писании – никогда Иисус не проигрывал битву за здоровье или за жизнь.

Это означает лишь одно, Иисус воскресил бы дочь Иаира в любом случае и при любых обстоятельствах. Но зачем тогда эти «хитрости». Ограничение людей, сопровождающих Его и изгнание всех плачущих.

Я настаиваю, что для Иисуса все они не могут быть преградой. Но, все же Он их прогнал. Почему?

Ответ на это я вижу такой. Иисус не Тот, кто просто исцеляет, Он еще и учит учеников делать это. Он «дает наглядные уроки».
Недавно мы разбирали историю с расслабленным человеком, которого принесли друзья его. И Иисус видя их веру…
Помните? Он «видя их веру» сделал то, что сделал. А если бы Он не увидел их веру? Что было бы тогда? Что, расслабленный остался бы расслабленным?
Если вы верите в могущество Иисуса, вы никогда с этим не согласитесь. И я с этим не соглашаюсь, иначе пришлось бы признать, что Иисус не «вседержитель», что Он не «начало и конец», что Он самозванец. Но, слава Богу, все не так.

Я снова утверждаю, что Иисус исцеляет независимо от обстоятельств. Но, почему указание на людей, которые имеют веру? Почему Иисус ограничивает сопровождающих его определенными личностями? Почему только отец и мать? Почему надо выгнать всех остальных?
Итак, попытаюсь ответить.

Иисус Царь не от этого мира. Это значит, что Он не собирался и не собирается занимать какой-либо земной престол. Он не собирается быть президентом ни одного из государств. И он не воюет с людьми, а лишь с бесами.

12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
(Еф.6:12)

Бесы понимают власть Иисуса, люди не всегда, или, даже, почти никогда. По этому, если бесы видят Иисуса, то с криком уносят ноги, а люди видят просто «сына человеческого» (маленькие буквы умышленно). Такое положение дел может повлиять на метод, с которым Иисус подходит для решения задачи.

О чем я говорю?
Представьте себе «преступную группировку», в логово которой заходит человек, наделенный такой властью, что ни один член этой группировки не может сказать ничего против. Это тот человек, который, каким то способом взял за глотку их главарей. Что произойдет? Правильно, все будет так, как скажет этот человек. Но, если в этой группе окажутся люди, которым наплевать на главарей этой группы и которые не понимают, почему этот человек тут командует. Что будет тогда? Здесь 2 варианта. Либо, они будут благоразумны и поостерегутся связываться с таким человеком, либо их благоразумие им изменит, и тогда будет драка. Результат драки будет зависеть от множества условий.

Но мы говорим об Иисусе. Бесы – знают власть Иисуса, так как Господь схватил сатану за горло и держит крепко. Люди же, ничего не смыслят в Его власти, по этому, «они много смеялись над Ним». Если бы Иисус не выгнал их, то пришлось бы использовать особые возможности и полномочия Господа. Но, как мы помним, «наша брань не против крови и плоти…». По этому самое безопасное – выслать людей.

И я не зря сказал, что у Иисуса есть еще одна задача – научить апостолов. Иисус не хочет учить апостолов «особым полномочиям», потому что финал – возможная гибель людей. Его задача – научить апостолов воевать властью, а не силой. Вот почему, в Евангелии от Матфея мы вообще не находим разговора о силе. А чтобы действовать властью, нужно удалить всех тех, для кого эта власть невидима и непонятна. И с другой стороны, нужно чтобы ученики увидели результат действия именно ВЛАСТИ, а не силы. Потому что они в скорости должны будут действовать именно ВЛАСТЬЮ, а никак не силой.

Как мне кажется, с вопросом «почему Он прогнал» мы разобрались.
Остался вопрос «почему он взял?».

И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова… …Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним… (Марк).

Иисус представляет на Земле власть Бога (Царство Небесное). Он взял с собой учеников, и не всех, а лишь тех, кто, по Его мнению, верит в эту власть. Он взял с собой родителей дочери — как пострадавшую сторону. Они – обвинители и враги тех бесов, которые захватили их дочь. Вся эта команда никак не могла помешать проявлению чистой власти, без примеси силы.

И вот вам картинка – «царство бесов», во власти которых лежит дочь Иаира. В эту «идилию» входит команда представителей «Царства Бога». Все бесы прекрасно понимают эту власть и знают Иисуса. Что дальше? А дальше дело техники. Нужно просто подойти и забрать ребенка. Что Иисус и сделал.

Но вы помните о «рукоположении»? Иисус так и сделал. Просто наше «религиозное» мышление не может понять, что «рукоположение» — это не обряд, а действие власти.

… Отец все отдал в руки Его… (Иоан.13:3)

Он просто подошел к ребенку и забрал ее. И не важно, что именно Он при этом сказал. Речь же приведена для того, чтобы показать, как это просто, когда есть власть и ты ее осознаешь и пользуешься ею. Нет никаких часовых молитв, долгих требований и т.д. Нет ни просьб к Богу, ни требований к бесам. Он просто подходит и говорит – «девица, тебе говорю, встань». Здесь даже есть некоторое пренебрежение к тем бесам, которые ею владели.

«Тебе говорю» — Он как бы дает понять, что на бесов ему плевать. Они – не вопрос.

Событие с женщиной рассмотрим в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.