Молитва в послании Римлянам.

Итак, двигаемся в нашем «расследовании». Можно сказать, что послание Павла Римлянам разделяет первое место с первым посланием Ефесянам по количеству мест, где упоминается слово «молитва» в русском переводе. Не знаю, поможет ли нам этот факт в понимании сути молитвы. Увидим. Очень надеюсь, что для понимания сути, не придется перелопачивать все послание.  Уж очень оно емкое. Так что же? Приступим. И сразу упоминание о молитве мы находим в первой главе, в 10м стихе.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
(Рим.1:9-12)

Каждый раз повторяю, при чтении посланий Павла, что его известная фраза «благодать вам и мир» в посланиях находится не от великой воспитанности апостола. В данном послании она находится чуть выше, в 7м стихе. Для меня эта фраза стала маркером. Если я ее нахожу у Павла, а в послании Евреям ее нет, значит, послание написано по причине недостатка той самой благодати и мира. В обоих посланиях Тимофею он еще добавляет пожелание милости, чем так же нарушает свое, казалось бы, вежливое правило. Так, мы находим в седьмом стихе эту фразу, значит в церкви, к которой обращено послание, есть проблемы, из-за которых у этой самой церкви наблюдается недостаток благодати и мира. Восполнения, которого и жаждет апостол.

Кроме того, Павел начинает свое письмо с заявления, что он – раб и призванный, а не самозваный апостол. Про самозваного – это мое замечание. Это значит, что в той церкви, куда пишет Павел, к нему относятся с недоверием. Почему такое может быть?

Прежде всего, совсем непонятно, откуда взялась эта церковь в Риме. Нет никаких сведений о том, что кто-то из апостолов ее основал когда-то. Да, мы знаем, что Павел был в Риме. Об этом сказано в Деяниях, в 28й главе. Но является ли он основателем той церкви, куда сейчас писал, неизвестно. Есть несколько мифов. Но миф есть миф.

Тут ведь как. То, что описывает 28я глава Деяний, это, приблизительно 61-63гг. (по Гарнаку – с 57 по 59й года). Но еще в 41-54 известны столкновения римских христиан из евреев с евреями, вследствие чего все евреи были высланы из столицы. А ко времени поэтического пожара, устроенного Нероном в 64м году христиан было уже «несметное множество», как писал философ Тацит.

Знаем также, что в день пятидесятницы, описанный во второй главе Деяний, свидетелями удивительных языков стали многие пришедшие из Рима. Может они, а может еще кто-то, принес христианство в Рим. Есть даже легенда о Веронике и Марии Магдалине, которые пришли в Рим и там проповедовали.

Кто, почему, как, неизвестно. Одно знаем точно. Павел был вынужден писать к Римской церкви, потому что внутри нее что-то происходило. Многие исследователи сходятся в том, что главной проблемой в Римской общине стало разделение между христианами из Евреев и христианами из язычников. И данный раскол разросся до такой величины, что, как с горькой иронией пишет тот же Павел: «… вера ваша (т.е. христиан в Риме) возвещается во всем мире». И вот это ироничное заявление, отнюдь не похвала, звучит в их адрес здесь же, в первой главе в 8м стихе:

Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
(Рим.1:8)

Тут, переводчики опять немного слукавили. Они связали благодарение Павла с распространением веры. В этом, видимо, есть доля правды. Однако, греческий текст подает немного иной смысл. Есть отдельное заявление апостола о том, что он «прежде всего» благодарит своего Бога через Иисуса Христа «о всех вас». А потом объясняет, почему. То есть, интонационно эти две фразы разбиты.

Чтобы понять настрой апостола, попробуем взглянуть вот с какого ракурса. Письмо начинается сразу с заявления, что он не какой-то там Вася с поселка, а апостол, причем призванный, и отделенный для благовестия (греч.). Затем его почти стандартное заявление с пожеланием благодати и мира. Желают, как правило того, чего не хватает. Кроме того, в 6м стихе есть фраза, которая ставит читающих на место. Он говорит, что они находятся там же, где все те народы, к которым Бог послал Павла проповедовать. То есть, они не какие-то особенные. Они такие же, как и любые другие народы. А это удар по их еврейству. Причем очень болезненный.

И после этого его заявление о благодарности уже звучит не так однозначно. Это так же, как некоторые современные братья говорят: «О, я очень благодарю Бога за свою жену. Он через нее постоянно учит меня смирению». Или тот же Павел:

За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
(1Фесс.5:18)

Что значит, за все. А то и значит. И за хорошее, и за плохое. Если Павел требует от Фессалоник такой благодарности, то совершенно логично ожидать от него самого того же. Вот он и благодарит за всех их Бога. Но вот что самое забавное. Если бы все было хорошо, то он не написал бы о «призме» через которую ему приходится проходить в своей благодарности: «Через Иисуса Христа». Он не может просто так благодарить Бога за них. Это слишком для него, как для человека. А вот через Иисуса – да, тут есть силы для такой благодарности.

Но и на этом Павел не останавливается и еще подливает масла в огонь. Он заявляет, что «непрестанно вспоминает» о них. Это записано в 9м стихе той же главы послания Римлянам. Если кто-то о ком-то вспоминает «непрестанно», то это либо сильно любящая жена, либо сильно обеспокоенный родитель, у которого сердце не на месте.

Все эти по-еврейски ироничные заявления Павла, показывают сильную обеспокоенность апостола событиями в Риме. Он сильно недоволен всем этим. И прилагает усилия к тому, чтобы исправить, если это еще возможно.

Итак, когда же апостол «непрестанно вспоминает о них»? И здесь мы обращаемся к 10му стиху.

всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам,
(Рим.1:10)

И опять мы нарываемся на классическую «подгонку» перевода под понимание переводчика. Но, как уже много раз говорил, у переводчиков вообще нет необходимости дословно перевести текст Библии. Просто потому, что это невозможно. Перед ними задача создать, так называемый, литературный перевод. А он обязательно содержит, выражаясь техническим языком «допуски и посадки». Они доносят смысл. А смысл берется по большей части от того, как текст поняли сами переводчики. И это правило. Да, он, переводчик, тратит много времени на попытки понять сказанное. Но он лишь переводчик, а не теолог. Он знает правила языка, но не понимает сути. А если он к моменту перевода уже научен определенной теологической парадигме, то и все его переводы будут ей соответствовать. И это неизбежно.

Подстрочный перевод гораздо меньше подвержен такому влиянию. Но даже он не остается полностью безопасен. Так что, выход один. Всегда работать с текстом самим.

Так о чем это я? Ах да. Перед нами десятый стих. По тексту перевода мы полагаем, что Павел вспоминает о Римских христианах каждый раз, когда молится, чтобы воля Божья, когда-нибудь склонилась к тому, чтобы привести Павла в  Рим. И, да, мы знаем. Она-таки повернулась. Я про последнюю главу Деяний. Где Павел под «охраной» проповедует в Столице.

Но греческий текст содержит немного иную подачу информации. Здесь молитвы и прошения – перечисление. По сути, Павел делает две вещи. Он либо молится, либо просит. И в первом и во втором случае апостол упоминает перед Богом Римлян. Давайте я приведу подстрочный перевод Алексея Винокурова.

Всегда на молитвах моих, просящий ли как уже когда-нибудь преуспею в воле Бога прийти к вам.
(Рим.1:10)

Надеюсь, вы обратили внимание на «ли»? Литературно данный текст лучше бы звучал так: «Всегда, будь то на молитвах моих, или просящий как-нибудь в воле Бога прийти к вам». То есть, перед нами две разные операции. Одна называется «молитвой», вторая «прошением». В общем, вторую можно вообще никак не называть. Павел просто просит, и все. Две разные вещи.

И вот тут, мы снова обращаемся к греческому языку и смотрим, что да как. И вот, там где слово «молитвах» — стоит слово, число которого по Стронгу мы уже выучили наизусть. Его число 4335. То есть, то самое апостольское суждение, вынесение вердикта, вынесение приговора, дарование милости и прочее. А «просящий» — это и есть просящий. Первое – действие, которое является обязанностью апостолов и их ответственностью. Второе – желание человека по имени Павел. К которому благоволит Бог.

Ну, и дочитаем предложение, раз уж начали. Павел постоянно вспоминает о Римлянах как в процессе выполнения своих прямых обязанностей, так и потому, что у него есть большое желание, приехать в Рим и там что-то сделать. А желает он вот чего:

11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
(Рим.1:11,12)

Павел видит некий недостаток в Римской церкви и очень желает «весьма желает» встретиться с церковью (читай управлением общины), чтобы им что-то преподать. Попросту, он хочет чему-то их научить. Они чего-то не понимают, не видят. И это является возможной причиной их провалов. Потому и есть недостаток в благодати и мире. Более того, судя по Павлу, им нужно «утверждение». Они нуждаются в чем-то твердом. То есть сейчас их положение шаткое.

И, наконец, он хочет «утешиться с ними общей верой». Тут стоит интересное сложносоставное слово, означающее совместное, общее утешение, успокоение. Снятие напряжения. Как бы сегодня некоторые сказали: «Павел хочет прийти и все разрулить». Извините за жаргонизмы.

В общем, в Римской церкви ситуация близкая к катастрофе. И Павел, хоть и старался сильно попасть в Рим, все время встречал преграды. Потому и обеспокоен. Потому, даже во время своих прямых обязанностей он не перестает повторять свою просьбу к Богу, чтобы получить возможность хоть как-то поговорить с Римлянами. И, судя по Деяниям Апостолов, он эту возможность получил. Правда, очень экстравагантным способом. Под охраной.

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.