Вода, кровь и Дух.

Ну вот. Настал уже новый 2020й год. И волхвы уже два раза сходили в Иерусалим. Позади праздничное веселье. А вот вопрос молитвы все еще не закрыт. Я очень надеюсь, что в этом году мы  закончим с данным вопросом. И рассеяв религиозный туман истиной, мы приступим к той молитве, которую от нас ждет Иисус. А пока мы подбираемся к пониманию молитвы внутри одного послания. А именно внутри послания апостолов рукой Иоанна к заблудшим христианам не желающим иметь общения с настоящими учениками Иисуса. Ну, а те, кто считает, что первая церковь была идеальной и образцовой, пусть идут лесом. Слава Богу, там много снега нынче. Итак, вот продолжение текста.

5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
(1Иоан.5:5-8)

Как мы уже выяснили, Иоанн со своими друзьями апостолами имеет веру в то, что Иисус уже все сделал. То есть, победил мир. И апостолы, веря в это, находясь в этой победе, шествуют по Миру, как его победители. То есть, куда бы они ни пришли, везде победа. Почему? Потому что не они побеждают, не они сражаются, но Иисус уже победил, сделал все для них. Они лишь пользуются Его победой. Ходят в ней.

И, делая черту под всем сказанным, апостол делает заключение. Действительно, кто же еще может побеждать (иметь победу) как ни тот, кто верит, что Иисус — Сын Божий. Это не вопрос, это утверждение.

В греческом тексте здесь стоит слово, описывающее «решительную победу». И слово это является причастием/деепричастием настоящего времени. То есть, как и переведено в синодальной  редакции. Точно в такой же форме стоит и глагол «верует». Итак, чтобы убрать все лишние вопросы, простой перевод «кто верящий, тот побеждающий». То есть, кто верит, что Иисус — Сын Божий, тот побеждает. Постоянно побеждает. Не раз от разу. А всегда, без промахов и ошибок. Опять же, не потому, что верующий такой великий воин, а потому что он находится в победе Одного единственного великого Воина.

А теперь к сути. В предыдущей беседе мы уже говорили о том, что только Тот, Кто рожден от Бога, может победить Мир. Если я на его стороне, то уже не мое умение играет роль, не мои возможности или сверхспособности, а Его мощь. Он Сын Бога, Ему ничто не может противостоять. Если я на Его стороне, я априори победитель.

Далее. Учителя тех ребят, к которым пишут апостолы рукой Иоанна, по всей видимости, не признают Иисуса Сыном Бога. Но тогда придется признать, что у них нет той самой победы, о которой сейчас говорят апостолы. Ведь такую победу может иметь только тот, кто верит в то, что Иисус Божий Сын. Не веришь, побеждаешь сам, если можешь. Веришь, ходишь в Его победе. Но тут еще одно.

Не вздумайте примерять это на себя. Речь идет об апостолах и лжеапостолах. Иоанн здесь имеет в виду именно их. Они учат Божий народ тому, что у него отбирает победу. И задача Иоанна показать именно их неправду. Неправду лжеучителей. В противовес им, конечно же, Иоанн ставит себя и своих собратьев.   Они — апостолы, имеют победу, потому что верят в то, что Иисус Сын Бога. А те, лжецы, потому что верят в противоположное.

Так сложилось, что следующий текст последнее время рассматривается исключительно как доказательство или опровержение триединства Бога. Думаю, если бы апостол знал, что сегодня вокруг этих слов будет такая «бойня», он бы написал что-нибудь иное. Но, что имеем, то имеем. Одно понимаю точно. Иоанн вообще не собирался здесь разводить дискуссию по поводу три или двуединства. Вот и мы не будем. Нас интересует исключительно то, что именно хотели сказать верные Христовы свидетели.

6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
(1Иоан.5:6-8)

Как мы уже понимаем, речь здесь о сыновстве Иисуса. Является Он Сыном Бога или нет. Но прежде, восстановим исходный текст. В греческом древнейшем тексте написано так:

6. Этот есть (артикль) пришедший через воду и кровь, Иисус Христос; не в воде только, но в воде и в крови; и Дух есть свидетельствующий, потому что Дух есть истина.
7. Потому что три есть свидетельствующие,
8. (артикль) дух, (артикль) вода и (артикль) кровь, и (артикль) трое к (артикль) одному есть.
(1Иоан. 5:6-8).

Апостолы выступают против ложных учителей, которые посмели учить верных тому, что Иисус не Сын Бога. Заявив, что по этой причине такие учителя не имеют никакой победы, апостолы переходят к другим доказательствам. И их доказательства — Сам Бог. И вот как построена мысль апостолов. У древних евреев есть правило, которому они привыкли следовать неукоснительно, ибо прописано в Писании. Если есть 2 или 3 свидетеля, то утверждение верно.

Мы упускаем массу недочетов этого правила, которые очевидны даже без специальных очков. Но апостолы ссылаются на это правило, потому как те учителя, что захватили умы неразумных христиан, по всей видимости, иудеи. То есть, они всячески склоняют христиан к признанию Закона. А для этого крайне важно отказаться от дел Сына Божьего. То есть, важно признать, что Он не Сын. Вот их задача. Но так как они, как мы уже сказали, иудеи, по нашему сугубо частному представлению, они должны неукоснительно исполнять и то самое, оговоренное выше правило. Если есть 2 или 3 свидетеля, то утверждение верно. Для язычников такое правило ничего не значит. Оно важно только для иудея.

И вот с чего начинают апостолы. Они говорят, что Иисус Христос, это тот самый, который пришел через воду и кровь. Тут есть соблазн, попытаться поставить в параллель утверждение Иисуса о том, что родиться нужно от воды и Духа. Но данное утверждение уже не складывается, так как вместо «Духа» здесь кровь. А кровь — это прямое указание на человеческое существо.

Почему евреи должны были как-то отреагировать на заявление апостолов? Неужели есть что-то, что для еврея связано с водой и кровью? И вот тут мы вспоминаем слова Евангелия.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
(Иоан.19:32-37)

Прежде всего, автор послания и автор данного отрывка — Иоанн. Совпадение? Не думаю. Опора на воду и кровь, по всей видимости, фишка Громовича. И здесь же, в тексте Евангелия от Иоанна мы находим свидетельства Писаний. А они говорит о двух вещах. Иисусу не сломают кости, и Он будет пронзен. А почему Иисусу не сломали кости? Потому что солдаты увидели свидетельство — кровь и воду.

Знали об этом иудеи? Безусловно! Все враги Иисуса прекрасно слышали о том, что Иисус умер. И никто не сомневался в этом именно благодаря свидетельству воды и крови. Если бы была только кровь, это значило бы, что Иисус, возможно, еще жив. Но вода и кровь — гарантия смерти. Для самых непосвященных поясню. Вода — это сыворотка. Кровь внутри уже свернулась. Отсюда смесь.

Итак, каждый еврей доподлинно знал, что Иисус умер. И знал это именно благодаря крови и воде. Так что, именно такое сочетание слов известно и понятно каждому еврею. Любой иудей того времени мог сказать: «Да, я знаю, что Иисус умер, потому что, когда прокололи Его бок, оттуда вытекла вода и кровь».

Следующее утверждение апостола указывает еще на одно убеждение тех учителей. А именно вот такое заявление: «Не в воде только, но в воде и крови». То есть, учителя тех, к кому пишут апостолы, верили, что Иисус пришел через воду. В данном случае исключительно через воду. Есть много теорий о том, что здесь понимается под водой, что под кровью. Даже распиливается на два варианта. Духовный контекст и плотской.

Есть одна проблема. Иоанн пишет не философам. И его речь не является научным докладом. Он не размышляет над сущностью бытия. Он доказывает простым (!) людям, что те, с кем они дружат, враги. Это очень важно. Он говорит к простым ребятам. Они не обязаны вникать в его высокий теологический слог. Он пишет изначально о понятных для любого вещах. Но все те теории, о которых мы сегодня слышим, нацелены на философское образование или на его намек. Да, современные теологи защищают докторские на всех этих вариантах. Они еще сочинят многое, лишь бы потом козырнуть своим образованием.

Не подумайте. Я ничуть не против образования. Я сам кое-что имею. Но если вашим доказательством правоты стали ваши достижения или корочки, значит, вы уже неправы. А вообще, любой образованный человек скажет, что использование в спорах довода, что у вас какое-то образование, это манипуляция, что есть колдовство. Или приводите полноценные и весомые доводы, или не говорите ничего. А махать своими дипломами, это то же самое, что во время драки сказать, что вы правы только потому, что у вас есть старший брат или папа полицейский. Не унижайте себя, дорогие братья.

Итак, Иоанну совершенно не интересно чье-либо философское мышление. Он взывает к чему-то знакомому для каждого еврея и христианина. Как в свое время сказал апостол Павел, они, то есть апостолы, если и преподают мудрость, то лишь совершенным. А те, к кому обращена речь Иоанна совершенством, увы, не блещут. С такими, по словам апостола Павла, они говорят как с младенцами. Все, что они могут дать — молоко, чтобы зубки не поломать раньше времени. Так что, все утверждения Иоанна о крови и плоти должны быть крайне понятными и знакомыми, еще раз повторяю, каждому еврею.

Я, возможно, ошибаюсь со своим предположением в отношении воды, но знаю точно, это что-то из области предельно знакомого тем, кто читал текст в то время. То есть, христианам внушили, что Иисус пришел исключительно водой. Либо просто водой, но без крови. Что именно они имели в виду под словом «вода», мне сложно сказать. Но отсутствие крови в их теологии предполагает отсутствие смерти. То есть, Иисус, как бы, не умирал, значит и не воскресал.

Но апостолы настаивают на известном всем факте. Иисус пришел именно через воду и кровь. Опять должен пояснить. Речь, по всей видимости, идет не о том, когда Он родился. Но о том, когда Он получил возможность прийти Духом. То есть, Он пришел воскресшим, в полной славе, со всей победой, в бессмертии. Вот о каком пришествии говорит Иоанн. Именно о смерти на кресте знают все. Именно то, что произошло на кресте, может быть свидетельством, читай, доказательством, смерти Иисуса. Другими словами, Иисус пришел через свою смерть. Он вошел в тела апостолов именно через воду и кровь. Убери смерть Мессии, и все развалится.

Еще до распятия Он говорит апостолам, что Ему должно уйти. Потому что, если Он не пойдет, читай, на крест, то и не придет Утешителем. Теперь он в Мире благодаря Своей смерти. Смерть Его есть итог всего послания. Здесь проявление Его любви и ее доказательство. Здесь свидетельство всех, а главное, свидетельство врагов. Они все хором подтвердили. Он умер. То есть, он действительно положил Свою жизнь за них.

Итак, перед учениками есть облако свидетелей, которые подтверждают факт смерти Мессии. Того мессии, в которого они верят, что Он не умирал. Потому что, если Он не умирал, значит и не воскресал, значит нет воскресения.

Но кроме того, что есть человеческие свидетельства о факте смерти, а значит о любви к своим людям, есть свидетельство Духа. И вот тут начинается полная вакханалия человеческих измышлений. А не нужно ничего изобретать. Для любого древнего еврея времен Иисуса и апостолов, Дух понимался однозначно. Дух — это Бог или Его природа. А Бог — это Дух.

Например, в послании Галатам Павел пишет о делах плоти и Духа. Очень часто проповедники увлеченно рассказывают о том, что речь идет о плоти и духе внутри человека. Но речь совсем не об этом. Изучая Павла, можно сказать с полной уверенностью, здесь Павел совершенно отчетливо расставляет акценты не между какими-то составляющими одного человека, а между человеком и Богом. То есть, дела плоти — это дела человека. А дела Духа — это дела Бога. И в этом смысле человек Богу противится. Он хочет не того, чего хочет Бог. Понятное дело, речь идет не о сознании или выборе человека, а о его природе. А Дух, это Божья природа. Можно сказать и так, Дух — это Божья суть, Его истина, Его Я. А плоть — это суть человека, его правда.

Итак, возвращаясь к Иоанну, читаем, что Сам Бог свидетельствует об Иисусе. Где? И опять никаких вопросов у простых евреев. В Писании! И об этих свидетельствах они так же знают с детства. Итого. У нас уже три свидетеля. И это, не учитывая толпы народа.

7. Потому что три есть свидетельствующие,
8. (артикль) дух, (артикль) вода и (артикль) кровь, и (артикль) трое к (артикль) одному есть.
(1Иоан. 5:6-8).

Мы много раз уже говорили об артиклях. Кратко напомню. В самом общем виде, артикль можно перевести как «этот самый» или «тот самый». Апостол говорит, что у нас есть три свидетеля. Этот самый дух, эта самая вода, и эта самая кровь. И все эти самые трое свидетелей, свидетельствуют или ведут к одному. Причем, среди всех этих троих, Третий — самый важный.

И все-таки, речь не столько о воскресении, сколько о Божьей любви к человеку. И все это согласуется с контекстом всего послания.

Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
(1Иоан.5:9)

И снова игра с артиклями. Если учесть все артикли, а их тут бешеное множество, то получаем такой текст. Подчеркну только те артикли, которые важны в понимании. Ясное дело обязательно стоят артикли и перед словом «Божие», «Бог» и т.д.. Вот текст:

Если мы принимаем свидетельство тех самых людей, вот это свидетельство Божье — больше, потому что вот именно это то самое свидетельство Божье, которым Он свидетельствовал о Сыне Своем.  Какое «то самое». На что указывает артикль? Да все на тот же «Дух», который свидетельствует о Сыне. То есть, именно то, о чем мы говорили чуть выше.

А, и да, нет тут никаких свидетелей раздельно, на земле и на небе. Не знаю, кто и когда все это добавил.

Прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.