Они дадут отчет

Петр снова и снова утверждает, что усиленное внимание борьбе с грехом — путь в никуда. Он даже заявляет, что тот, кто страдает несправедливо как Христос, то «перестает грешить», то есть, все, что он ни делает, правильно, даже если с точки зрения теологов, это грех. Тем самым апостол буквально уничтожил важность понятия грех. Сделал его никчемным. Потому что теперь, при условии, названном выше, любой грех получает амнистию. Но повторюсь, при условии, объявленном выше. А это, должно привести читателя в понимание важности правильных действий. Не в том смысле, грешим или нет, а в том, ради чего все делается. Ведь Сам Иисус постоянно повторял одно и то же: «Ради Меня». Но мы идем дальше. И вот наш следующий текст.

3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
(1Пет.4:3-6)

Итак. Если христианин пьет «чистое словесное молоко», его ценности меняются, акценты смещаются в нужном направлении. В результате он становится устроителем дома. Тут интересно слово «устраивать». Ведь «устраивать» и «строить» не совсем одно и то же. Строить можно дом, гримасу, кого-то из себя. А устраивают сцены, беспорядки или жизнь. Поэтому фраза «устрояйте из себя дом духовный» подразумевает, наверное, не столько строительство, сколько обустройство, создание атмосферы. Но простите меня за невольное отвлечение.

Вернусь к теме. Так вот. Христиане, постоянно «пережевывающие» мысль, высказанную Петром в начале послания, становятся «устроителями» дома. А это значит, что они нацелены на отношениях в семье, а не на моральном облике каждого в отдельности. Да, конечно, уют сильно зависит от каждого. Однако речь не об уюте, а о том, кто его устраивает, невзирая на личности. Таких людей Библия называет миротворцами. И такие люди чаще всего оказываются крайними, им достается несправедливо от тех, о ком так они заботились. Такое поведение дает человеку индульгенцию. Дает, потому что он уже живет не по своей воле, но по воле Божьей.

Это не значит, что он весь из себя духовный, аж искры сыпятся. Это значит, что его желания и действия соответствуют Божьей воле. При этом он может выглядеть совсем не духовно. Не великий молитвенник, не постится, не повторяет: «Так говорит Господь». Но его действия легализованы Богом. Все происходит так, будто у него есть грамота: «Предъявителю сего дозволено все!». И подписано Богом. Вот это и значит, живет по воле Божьей.

Петр старается донести до христиан данную мысль, потому что, как он говорит, довольно уже жить по воле языческой. Ведь они помнят, как жили до Христа. И тут еще одно любопытное заявление Петра. Тут ведь какая история получается. Петр — еврей, пишет христианам, которые тоже евреи. И пишет им, что те поступали по воле языческой. Логично было бы предположить, что адресат, все таки, не еврейский, а, как и сказано, языческий. Но вот подсказка. А язычники считали себя язычниками? Как так получилось, что апостол буквально приравнял евреев к язычникам. Или не приравнял?

Итак, перед нами греческое слово, которое произносится как «этнос». Знакомо? Думаю да. Даже русские люди, пусть приблизительно, но понимают смысл слова «этнос». Давайте поступим так, как мы уже привыкли делать. Надеюсь, что уже привыкли. Мы посмотрим в словарь и исключим две категории. Первая — переводы Стронга, причина не единожды обсуждалась. Вторая — все слова с пометкой «Новый Завет» или «NT». Причина так же многократно обсуждалась. Что же у нас выходит?

Этнос:

  1. общество, группа, толпа;
  2. класс, сословие;
  3. пол;
  4. племя;
  5. народность, народ;
  6. род, вид, порода;
  7. стая, стадо, рой.

Хм… А где, собственно, язычники? А нету! Просто, когда-то, в старые стародавние времена, некоторым очень рьяным верующим почудилось, что народы или племена, это обязательно язычники. И именно у переводчиков Нового Завета появилась идея толковать слово так, как мы сегодня читаем в тексте. Но  дело в том, что сами язычники не понимали, что это за термин. Данный термин был понятен исключительно евреям, и уже потом, через евреев данный термин пришел в «зарубежное» христианство. В том смысле, что сначала христианство было у евреев, а потом вышло за рубеж.

Итак, Петр не вкладывает в свои слова тех оскорбительных значений, которые каждый еврей воспринял бы подобающе. Ведь любой еврей, слыша слово «язычник» тут же морщился в брезгливости. Но теперь Христос пришел к язычникам. И евреям приходится мириться с тем, что именно среди них они находят свое спасение.

Итак, апостол не использует термин «язычники» в данном тексте, но нам его подсунули старательные переводчики. И здесь смысл, как я вижу, сразу сильно меняется. Перед нами картина, где евреи вынуждены вести себя по воле разных народов. Ведь еще до прихода Христа они оказались в оккупации. Если мы помним, даже во времена Иисуса «чистыми» оставались всего полтора колена, которые жили в Иудее. А все остальные уже тогда жили по воле разных племен и народов. Отчего и снискали неуважение священников и книжников. Оттуда и высказывание «разве может что быть доброе из Назарета?».

Вот о чем говорит Петр. До Христа еще не зная Христа, им приходилось жить не так, как хотелось. Находиться под влиянием разных народов. И не только под гнетом, но и по собственной воле. Как бы, привыкая и уже не замечая ничего плохого в том. Отсюда и весь этот «изысканный список». Опять же, не так это звучало бы, если адресатом были  язычники. Но для еврея данный список — жесткое обличение.

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
(1Пет.4:3)

Да, чтобы не подумали превратно. Иудеев я назвал чистыми в кавычках. Итак, весь список здесь дается не для того, чтобы из него мы создавали некий апостольский список языческих грехов. Он здесь приводится исключительно для того, чтобы «взорвать» мозг читающего. Ведь он его, то есть, читающего назвал всеми этими неприличными словами. И Петр, похоже, ничуть не смущается такому приему.

Итак, вот, вы повиновались их идеям, разделяли их, вели себя «как все». А теперь что? Вы гипотетически «попили чистого словесного молока» и выздоровели. Теперь вам важно не ваше удобство и наслаждение, а устройство дома. Вы уже правильно расставляете акценты. Вы делаете то, что важнее для дома, а не для вас лично. Они привыкли угождать своим желаниям, жить для себя любимых. А вы живете не так. Вы стали чужими. Они вас боятся. Дело не в том, что вы буквально перестали что-то делать. А в том, что теперь это для вас не важно. Это вам не интересно, не ценно. Как в свое время Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно».

почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
(1Пет.4:4)

Смотрите, как говорит Петр, они дивятся. Они не понимают, что происходит. Для них такое поведение — загадка. Так не ведут себя нормальные плотские люди. Значит, вы что-то задумали! Вас надо опасаться. Однако Петр тут же успокаивает еврейских христиан в окружении язычников:

5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
(1Пет.4:5-7)

Здесь у нас сложная строка. Дело в том, что обычно данный текст воспринимается как пророчество о некоем «судном дне», который настанет в конце всех времен. И надо сказать переводчики здесь дали шороху. В своем стремлении угодить теологии господствующей в то время церкви, они не постеснялись откровенно ввести нас в заблуждение. В прочем, сегодня ничего не меняется. Каждый переводчик стоит на каком-либо своем убеждении и переводит данные тексты соответственно. Но у нас нет такого права и привилегии. Мы ищем настоящий клад. А подобные подходы уведут нас от нашей «находки».

Мы, либо, будем честны, либо промахнемся, как и все до настоящего времени.

Прежде всего, никакого «вскоре» здесь нет. Вместо него стоит слово, означающее готовность. Как натянутая тетива лука или резинка рогатки, если будет угодно. То есть, Петр сообщает, что Тому, Кто уже сейчас, а не вскоре, готов вынести вердикт, все «агрессоры» дадут отчет. Не «ответ», а именно «отчет». Если уж, говорить о греческом тексте, то даже не отчет, а определение. То есть, то, что описывает, объясняет, дает ясное представление о чем-либо. В таком слове скрыта угроза, которая нависла над всеми теми «агрессорами», которые несправедливо нападают на верующих.

Давайте еще раз. Петр не сообщает читателям о будущем всемирном суде гнева. Он говорит о том, что Суд Божий уже готов излиться. Сегодня, сейчас. И он никак не связан с ожидаемым финальным судом. Например, когда пришло время, суд излился на Израиль. И вот, Петр уже пишет разбежавшимся евреям.  И это был день суда для Израиля. Но он не был днем суда окончательного для всего Мира.

Следующая строка вызывает много споров. Хотя, на самом деле, здесь все предельно просто.

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
(1Пет.4:6)

Конечно же, речь не о том, что кто-то проповедовал тем, кто уже умер. То есть, не о том, что кто-то спустился в ад и там что-то говорил. Некоторые так и говорят, что здесь речь об Иисусе. Ведь главой ранее Петр заявляет, что Иисус куда-то там нисходил. Но мы уже знаем, что тот остров не обитаем. Как раз именно потому, что Петр в предыдущей главе упомянул проповедь умершим, он здесь повторяет ту же мысль. Но мы помним, что там было. Там живой в то время Ной, проповедовал людям, живущим в то время, о благодати спасения через ковчег. Сегодня они уже мертвы. И им было проповедано. Но не после смерти, а тогда еще, когда они были живы. Сегодня же они мертвы. О них и речь. И не только о них, но о всех, кому было проповедано, но ими не было воспринято, а потом они умерли. Всем им проповедано было при жизни.

Итак, Петр говорит. Что и тем ребятам, что проповедовал Ной (в качестве одного из множества примеров) была дана возможность получить суд не по плоти, но по духу. Они могли получить суд от Бога, если бы выбрали ковчег. И тогда, если бы они поверили духу Христову в Ное, то и жили бы, как и Ной. Но они выбрали суд по плоти, не поверив духу в Ное. И потому погибли.

Но только ли в морской пучине дело? Разве только от гибели в море спас Ной своих детей с их женами? Нет. Теперь они воскреснут и будут жить, не взирая на свои дела до потопа. Не важно, хорошие они были или плохие. Библия вообще ничего не рассказывает о них до того события. Все, что произошло. Они пошли за отцом. И теперь все повернулось так, что даже после того, как Хам поступил гадко с отцом,  наказание получил внук, а не сам виновник. Одно решение — вечные последствия. Хам уже получил индульгенцию на всю оставшуюся жизнь просто потому, что поверил и пошел за словом Божьим. Он стоял на стороне Слова все сто лет, пока строился ковчег, и все хохотали в голос над их стараниями.

Но, что говорить, не долго веревочке виться. Ведь… …а что дальше?

Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
(1Пет.4:7)

Здесь вновь проблема. Нас опять отбрасывают в некий «конец». Такое ощущение, что Петр ждет всемирного конца с минуты на минуту. И вновь идем в греческий текст. И опять находим двусмысленность в тексте. Не все так очевидно. Оказывается, данный текст можно перевести так, как это сделали ребята из бригады синода. А можно и иначе.

Прежде всего, нет тут никакого «впрочем». Но, даже если оставить в качестве литературного перевода это слово, то смысл здесь нужно видеть иной. Не в том, что близок конец всего, по типу «Конца Света», а близок как конец каждой жизни. Любой человек живет и умирает. И этот конец невероятно близок. Животное, растение, дело и все в этом мире имеет близкий конец. Близкий не по времени, а по возможности. В том же смысле, как в высказывании Иисуса и Иоанна Крестителя «Царство Божье приблизилось». Еще раз. Близок не срок конца, а возможность его. Именно в этом смысле, как те, кто ходит под дамокловым мечем «неожиданного финала» нужно быть трезвым.

Что происходит с «нетрезвыми», они вдруг, неожиданно и быстро гибнут. Потому что не смотрят по сторонам, а если смотрят, то не видят. Ходят как слепые, а лев, не тот, что из колена Иудина, а тот, что рыкает, только и ждет, когда такой слепец попадет ему в лапы. Итак, фраза апостола может звучать в литературном смысле так: «Финал всякой жизни ходит рядом. Итак, вразумитесь, и делайте свои молитвы (или что там, еще разберемся) понимая, что делаете».

Итак, что же они делают не так? И тут мы приходим к нашему центральному вопросу о молитве. И находим здесь слово, что у мистера Стронга числится под 4335. А это однокоренное существительное глаголу 4336. И это слово мы уже прекрасно выучили, повторяя раз за разом. Это слово не имеет отношения к молитве в том смысле, как мы привыкли ее понимать. Но оно означает «выносить приговор», «судить» или «что-то решать». Первые два значения имеют право делать только пророки и цари в Ветхом Завете. А в Новом только апостолы. А второе должен делать каждый верующий. Оно не означает молитву, но означает ответственное решение, выбор, то, как тебе самому поступить. Оно не касается решений относительно внешних. То есть, простой верующий не имеет права судить другого. У него на это попросту нет права.

Так вот, выражение Петра о том, что они, то есть христиане из евреев, которые бежали из Израиля, должны быть трезвыми на молитву, означает простую вещь, они должны понимать, что делают, трезво делать свой выбор, и так же трезво поступать. И ничего более. А дальше сам апостол поясняет, что именно значит его заявление. Только не формулировкой, а делами. И об этом мы поговорим в следующий раз.

Благословений, прочтемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.