Песня стойкости

думаю

Итак, проблема тех христиан из евреев, что достигли некоторых, как им кажется, успехов в финансовом вопросе в том, что они возомнили, что с этим успехом они обрели право учить других, как правильно жить. По сути дела, это стало их катастрофой. Не окончательной, возможно еще кто-то сможет «выжить», но, очевидно, не без потерь. Иаков не скупится на жесткие выпады в их адрес. И, по сути, вся их проблема в том, что они «поторопились», не выстояли, оказались слабыми, не стойкими.

И вот, апостол настаивает на том, чтобы они «укрепили свои сердца», взяв пример с хозяина поля, или с великих божьих пророков. И вот он выбрал одного из этих великих божьих людей. И, конечно же, самый, наверное, яркий из них – Иов.

Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
(Иак.5:11)

Сразу нужно внести ясность. Первое – слово «ублажаем». Ублажать – это восхвалять или превозносить, как самых счастливых, успешных или удачливых. То есть, Иаков говорит, вот настоящий успех – это успех Иова. А ваш успех – это иллюзия, обман, западня. Итак, вот по-настоящему успешный человек – Иов. В чем же его успех. Прежде всего, Бог стал его слушать. Это может кому-то показаться странным. Но слушать и слышать – это разные вещи. Мы слышим разные крики на улице, но не слушаем их. Но когда мы слышим знакомый голос, то все внимание переключается, чтобы слушать, воспринимать. Конечно, это объяснение не связано с конкретными значениями слов, зато показывает суть вопроса. Нет ничего более успешного в жизни, чем то, что тебя Бог в действительности слушает. То есть, если ты о чем-то молишься, это с гарантией начинает выполняться, тут же и сейчас. А все остальное, а именно, что Иов в результате получил имущества и детей больше, чем потерял, это лишь следствие первого.

Итак, перед нами один из самый успешных людей во всей вселенной. Иов так и говорит: «Мы называем счастливчиком…», кого? И тут же говорит: «…тех, которые выстояли». Именно это слово здесь переведено как «терпели». И это очень важно. Потому как мы сегодня под терпением понимаем нечто пассивное и унизительное. Но Писания не использует такое значение, наоборот, Оно говорит о стойкости, об активной позиции в противостоянии чему-либо.

И в качестве примера такой твердости Иаков приводит Иова. В отличии от христиан, к которым обращено послание, Иов оставался верен до крайности и потому был одарован этим самым успехом. Тогда как их кажущийся успех  — фикция, самообман. И апостол говорит: «… вы видели конец (Иова) от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».

Итак, допустим, эти самые христиане вняли слову Иакова. Что же им теперь делать. Ведь они уже наворотили выше крыши. Как исправлять ситуацию? И вот апостол начинает перечислять то, что они не должны, и что должны делать в данной ситуации. А мы помним, что все было бы гораздо проще, если бы они не спешили становиться «учителями».

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
(Иак.5:12)

Итак, вот первое им задание, или, если хотите, епитимья. И, как не странно, это не тридцать «Отче наш» и не двадцать «Славься Мария». Вот что они должны сделать буквально «Прежде всего». То есть, самое важное и самое главное, что стоит на первом месте. Вот первоочередная задача:

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
(Иак.5:12)

Попросту, им задание научиться держать слово. Они должны научиться выполнять свои обещания. И здесь опять намек и некоторая пощечина. Это намек на их неверность. Ведь, по сути, то, что они делали – это предательство, измена. Когда их «да», сказанное однажды Иисусу, превратилось в «нет», когда они начали учить исполнению закона. То есть, Иаков говорит не только о бытовых обещаниях, но о жизненных клятвах. Так вот, не нужно бить себя в грудь, как когда-то Петр клялся сохранять верность до смерти, и отрекся от Господа еще до петухов. Не нужно этих громких, высокопарных слов. Ты просто сдержи слово, и ничего больше не надо.

Но как быть, если тяжело? Как быть, если «в этом Мире иначе не проживешь», «не подмажешь, не поедешь», «дашь, на дашь» и прочее? Как быть, если в этом Мире все обманывают, предают, продают и покупают? И апостол этим «успешным» ребятам отвечает: «Что? Вам тяжело? Вы злостраждете? Тогда вот ответ».

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
(Иак.5:13)

И, наконец, мы дошли до вопроса молитвы. И вот тут, мы сталкиваемся с нашим любимым уже словом, что у Стронга числится под номером 4336. То есть, как я предполагаю, это некий термин, который в греческом языке ничего кроме понятия молитвы не несет, но в устах апостолов он приобретает наследство, полученное от древних еврейских слов, означающих «суд», «осуждение», «вынесение вердикта».

Итак, вот что советует Иаков. Он не советует падать на колени в слезах, когда все плохо. Он советует этим христианам что-то решать. Точно так же, как Иисус в Гефсиманском саду решал, пойти ли по пути Голгофы, или отказаться. И, да, это он решал с Богом. И это мы достаточно подробно разбирали. Так вот, Иаков говорит этим христианам, чтобы они сохраняли верность в твердости. А если приходится переносить какие-то сложности, то вот указание «Устава»: солдат должен стойко переносить все тяготы службы. Так что, если тебе предстоит идти на свою мини-Голгофу, то будь добр, реши, ты со Христом, или уже нет. И тогда делай. А не пытайся усидеть одной «точкой» на двух стульях.

Второе, если ты весел,.. А в греческом это слово содержит еще и значение «быть в хорошем настроении», или «радоваться». Тут намек на обратную ситуацию. Если тебя минула «чаша сия», то, буквально, бряцай по струнам. Кстати, ни о каких псалмах тут речь не идет. Опять же, если не учитывать фантастические вариации ранних переводчиков. То есть, радуйся, что Бог тебя избавил от этого. Радуйся, что выжил. Вся эта формула от Иакова заключается в одном. Вся твоя жизнь полностью зависит от Иисуса. Ты либо хранишь верность Ему, либо нет.

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
(Иак.5:14,15)

А теперь на эти слова я хочу обратить особенное внимание. Все послание адресовано к конкретным людям. А именно к христианам из еврейских беглецов от Римского «усмирительного похода». Причем к христианам добившимся какого-то финансового успеха и решивших, что должны других научить, как нужно жить. Как видим, Иаков очень агрессивно отреагировал на такую их выходку. И здесь он указывает вот на что. Давайте еще раз подумаем.

Перед нами богатые, зазнавшиеся христиане, которые решили, что знают все лучше других. И стали вести себя с остальными верующими надменно. А это значит, что они стали ставить себя выше всех тех, кто не так успешен, как они. То есть, даже старейшины общины были ими пренебрегаемы. Старейшины – это по-гречески «пресбут’ерос», или, в синодальном переводе – пресвитер. Пресвитер – это не должность. Это люди, наиболее почитаемые в общине и имеющие в этой общине решающий голос. Это, если можно так выразиться, члены правления, которыми, с подачи богатеньких, стали пренебрегать. Так вот, если они «больны», то вот им указание. Пусть не стараются молиться сами. Вместо этого, пусть призовут этих самых старейшин. И они придут и что-то сделают. И здесь еще одно действие, которое учитывает Иаков. Это восстановление авторитета пресвитеров.

Итак, прежде всего, в этом послании есть требование к тому, чтобы они опустили свои носы и перестали возноситься перед теми, кто более их достоин.

Любопытен тот факт, что слово «его» мы не находим в большинстве копий данной книги. В современном издании греческого текста это слово стоит в квадратных скобках. Другими словами это слово имеет достаточно сомнительное происхождение. Хотя и нет однозначных доказательств того, что его там не должно быть.

Итак, что мы имеем. А мы имеем намек на очень любопытную вещь. Если поверить большинству копий послания, и учесть что слово «его» апостол не писал, то возникает вопрос, а относится ли вообще в данном предложении слово «помазав» к исцелению?

Мы смотрим в греческий текст и обнаруживаем, что слово «помазав», а это в греческом либо причастие, либо деепричастие. То есть, это слово может означать как первое, так и второе. Если это первое, то оно подобно прилагательному отвечает на вопросы «какой» или «какая». А если это деепричастие, то отвечает на вопросы «что сделав» или «что делая». Любопытно, что в подстрочнике приведен вариант на случай, если это причастие, а в синодальном переводе, если это деепричастие. На самом деле, выбор за переводчиком.

Далее, это причастие-деепричастие находится в прошедшем времени. А если точнее – Аорист. И обозначает прошедшее время глагола. Описывая при этом то, что уже сделано разово, или делалось в прошлом, что реже, многократно.

Не буду дольше мучить. Перед нами люди, которые в Церкви занимались тем, что могли кого-то помазать на что-то. То есть, они не занимались лечением посредством масла, но занимались тем, что определяли, кто и чем должен заниматься. Это прямые лидеры данной общины. И апостол не говорит, чтобы они пришли и помазали больного маслом. Но, чтобы пришли старейшины, которые наделены такой властью, определять уровень посвящения, и они, занимавшиеся тем, что помазывали кого-то на священство, помолились за больных. Давайте я приведу предположительный вариант текста:

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть те, кто имеет право помазывать, помолятся над ним во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
(Иак.5:14,15)

Итак, пусть они «помолятся над ним». Перед нами слово 4336. Что дает нам право перевести так: «пусть они произведут суд над ним». Почему? Потому что они имеют на это право. Более того, это их обязанность.

Второе слово «молитва». Данное слово – является переводом слова, которое во всем Новом Завете встречается еще всего 2 раза. И означает оно в этих двух местах обет или клятву. И у меня вопрос. Почему слово, которое в Новом Завете используется в значении клятвы или обета, вдруг превращается в молитву? Да, действительно, у этого слова есть такая грань значений. Но это лишь один из цветов его радуги. А полнота всех вариантов указывает на то, что данное слово если и говорит о молитве, то, как о сильном желании, мечте, заклятии. И именно в этом смысле оно переведено как обет, но не как религиозное действие. Другими словами человек, взявший на себя обет, используя это слово, поклялся.

Итак, что же получается? А получается следующее. Вот те самые ребята, которые провинились, и к которым пишет Иаков, если заболели, должны склониться перед теми, кто имеет божий авторитет, дабы не только почтить волю Божью, но и поддержать божьих людей. И эти божьи люди, когда придут вынесут вердикт, приговор. Этот самый приговор, вынесенный теми, кто имеет от Бога право помазывать на священство, будет исполнен. Другими словами, если они верны, речь о больных. То обещание или клятва веры исцелит болящих.

И тут еще одна сложность. Не вера тех, кто будет выносить вердикт. Их вердикт в любом случае будет исполнен. Только вердикт их может быть как на исцеление, так и на отказ от исцеления. Это же суд, а не «по щучьему желанию». Так вот, если эти «больные» будут верны, а именно это от них требуется сейчас в послании, то суд будет в их пользу. Их клятва, которую они дали когда-то Иисусу, клятва веры, проявленная в их верности Господу, заставит пресвитеров вынести вердикт на исцеление. И тогда, если вердикт будет в их пользу, восставит их Господь. Вот  такая вот хитрая штука. Давайте еще раз повторю весь текст с учетом понятого. Это мой вольный пересказ:

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть те, кто имеет власть помазывать елеем, совершат суд над ним, во имя Господне.
15 И их клятва веры исцелит болящего (т.е. заставит судей сделать верное решение), и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
(Иак.5:14,15)

И, конечно же, если он был верен, но наделал чего-то, ему будет все прощено. Только потому, что он был верен. Итак, даже здесь Иаков поворачивает к верности. И в следующем стихе он говорит о том же, только применительно к другой ситуации.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)

То есть, не учите друг друга, как жить, но будьте равными, даже более, почитайте другого выше себя. И снова мы встречаем аж два вхождения слова с корнем «молит». Первое звучит в приказе «молитесь друг за друга», а второе в утверждении, что молитва праведного много чего может.

Первое слово, как мы видим, связано с тем, что богатенькие христиане, должны «молиться» друг за друга. Но тут появляется противоречие. Ведь они должны быть, вроде бы, в смирении. Все, что они могут, это 4336 в отношении себя. То есть, принимать решение в отношении себя, быть верными или нет. Но тут уже в отношении друг друга. Может Иаков что-то перепутал?

Нет, он ничего не перепутал. Просто здесь другое слово. Иаков не говорит зазнавшимся христианам решать судьбу друг друга. Но слово, употребленное здесь, обозначает молитву, где выражается желание, похвала и гордость. Да, это молитва, но молитва, в которой человек хвалит того, за кого молится, где он буквально гордится этим другим. Да, молящийся что-то хочет. Он о чем-то просит Бога. Само это уже говорит об отсутствии у них апостольской власти. Но указание к ним, если просить, то просить как для тех, кем они гордятся, кем хвалятся.

И вот еще одна «фишечка». Вот что рекомендует уяснить апостол. Если кто из них, из провинившихся, заболел. Как мы уже выяснили, он должен позвать обладающих властью. И они будут выносить вердикт. Так вот. Прежде чем они будут выносить вердикт, будет правильным, если эти богатенькие буратинки, будут просить за этого больного, чтобы судьи вынесли вердикт на исцеление. Причем, просить не у судей, а у Бога. Ведь много может молитва праведника. И тут еще один укол в их сторону. Если они поймут, как правильно жить, то есть, станут праведниками, то их молитва будет услышана Богом, и судьи сделают верное решение.

Кстати, слово «молитва», что стоит в сочетании со словом «праведника», это не молитва, это прошение. То есть, многое может прошение праведника. И это прошение, как мы видим, относится не к самому исцелению, а к тому, чтобы Бог как-то повлиял на судей, т.е. пресвитеров, чтобы те вынесли вердикт на исцеление, потому как именно они вершители в данном случае судьбы больного. Слово «судьба» я использую исключительно в ироничном значении. Это, чтобы не обвиняли меня в том, что я верю в судьбу. Не верю.

И еще одна ошибка, которую мы делаем, потому как читаем на русском, а не на греческом языке. Мы следующий стих связываем с тем самым прошением наших героев за своего «собрата» по несчастью. Но достаточно взглянут в греческий текст, как становится ясно, что этот стих относится не к ним, но к пресвитерам. Ведь это они будут вершить суд, то есть молиться словом 4336. Так вот, в данном тексте, речь идет именно о вершении суда, то есть, Илия своим судом вынес вердикт (молитвой помолился).

17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
(Иак.5:17,18)

Итак, подобно кому это «нам» был человек Илия? Кто это такие «нам»? Нам, это про апостола Иакова. Это не про христиан, которым было направлено послание. Иаков говорит, что Илия был человек, подобный апостолам. И он своим судом вынес вердикт, чтобы не было дождя. То есть, связал что-то на земле, и небеса выполнили его вердикт. Потом он снова вынес вердикт и небо дало дождь. Как мы видим, здесь «небо дало» это не образное выражение. Это буквально то, что и должно быть. Он  развязал на земле, и небо выполнило его решение.

Все это Иаков говорит зарвавшимся христианам, чтобы они чтили власть установленную Богом, а не ориентировались на тех, кто более успешен финансово. И заканчивает апостол неким «итого». Если кто из вас исправит такого «умника» тот…

19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
(Иак.5:19,20)

Прочитаемся. А у меня уже нет сил. Пойду спать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.