Фарисей и мытарь

думаюКто же у нас следующий на очереди? А на очереди у нас парочка из притчи Иисуса. Помните, да? Пришли два парня. Один фарисей, другой мытарь. Один хвалился перед Богом, другой каялся. И здесь у нас два вхождения слова однокоренного слову «молить». Давайте прочтем часть текста.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:10-14)

Лука не сильно напрягается в описании всех событий, что происходили вокруг данной притчи. Да и сама притча есть исключительно у Луки. Ни один из евангелистов не вспомнил, почему-то, о ней. Можно ли здесь обнаружить контекст? Да, конечно. Ведь и эта притча не записана как нечто отдельное.

В прошлый раз мы говорили о фразе, которая относится исключительно к апостолам. И я проигнорировал притчу, которая шла вслед за той фразой. Я имею в виду фразу Иисуса о том, что нужно всегда молиться и не унывать. Ведь Иисус не просто сказал ее, но и сопроводил притчей. И в притче Он ученикам нарисовал следующую картину. Мол, есть некая вдова, нуждающаяся в защите и ужасный несправедливый судья. И эта вдова добилась своего только лишь потому, что была настойчива. И, казалось бы, причем тут вдова и апостолы?

Да вот, причем. Иисус специально показал немощную вдову, чтобы показать положение апостолов в сравнении с ней, и несправедливого судью, чтобы показать превосходство справедливого Бога. Поэтому и финал той притчи звучит так:

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лук.18:7,8)

Итак, как мы видим, речь идет о защите «избранных Своих», а не о всех подряд. Но проблема в другом, Иисус сильно сомневается (Он это тоже умеет), что найдет в результате на земле веру. То есть, Иисус очень критически настроен здесь к Своим ученикам. Он, буквально, унижает их, говоря: «Сильно я сомневаюсь, что вы сделаете все, как Я вам говорю. Слабоваты! Завалите дело на Земле!». Такой оборот в речи Иисуса к ученикам не спроста, Он отрезвляет их, заставляет собраться, возможно, даже, дать себе какие-то клятвы. Что, в результате сделает их более «упертыми» или «упрямыми» в достижении целей, поставленных Спасителем. И вот во время этого разговора он поворачивается к тем, кто о себе что-то там возомнил. Например, таким был Петр, потому как все время якал. Я и в огонь, и в воду, и в тюрьму и на смерть! И свое такое яканье он противопоставлял другим апостолам, чем и унижал их, стараясь самому казаться выше.

Вот когда Иисус начал говорить о тех двух парнях. О фарисее и мытаре. Но, уже видно, что Иисус не настроен на лирический лад. Он уже закипел. И эта притча совсем не для фарисеев. Эта притча целиком обращена к Его ученикам. И, как ни странно, в лице того самого фарисея выступают такие ребята как Петр и ему подобные. Возможно, это был Ваня и Яша (по прозвищу «сыны грома»). Но это лишь предположение.

Но, давайте уже к словам. Итак, два парня пришли в Храм. Мы уже читали у Матфея, как Иисус гневается на продающих в Храме и говрит: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников»! И мы уже знаем, что здесь слово «молитва» это то самое властное слово. То есть, по сути, Храм должен выступать ка дом торжества справедливости. Не процесса, когда люди просят и иногда получают, а места, где люди восстанавливают справедливость. Причем эту справедливость восстанавливает Сам Бог. Вот, что подразумевается под домом молитвы.

Итак, если Храм, это место, куда люди приходят восстановить правду, то и фарисей с мытарем пришли туда не ради приятного времяпровождения с Богом, но для восстановления чести и достоинства. Буквально, они пришли за оправданием. Поэтому и в конце притчи Иисус говорит:

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот…
(Лук.18:14а)

Вы видите, что Иисус говорит. Мытарь пошел более «оправданным», чем фарисей. Они за этим приходили. Они пришли за судом Божьим. Вот для чего нужен был Храм. Поэтому они и пришли не просто «поговорить с Отцом Небесным», но пришли за справедливостью и милостью. Буквально за оправданием. Поэтому и слово, которое здесь использовано – 4336. Если это дом молитвы (4336), то и пришли они за этой самой молитвой (4336). Не за прошением, не за молением, не за разговором, но именно за тем, зачем нужен Храм.

И вот, желая оправдания фарисей «молился», то есть приводил доводы, доказывал (а это именно то, что входит в смысл данного слова) Богу, что он хороший. А что делал мытарь? А он ничего не доказывал. Поэтому он и не «молился» (4336). Он просил прощения. Он просил милости.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
(Лук.18:13)

Итак, мы снова и снова находим подтверждение тому, что в действительности значит слово под номером Стронга 4336, которое в русском варианте ничем не отличается от множества совершенно иных по смыслу слов и звучит как «молитва»(4335 существительное) или «молиться»(4336 глагол). Таким переводом буквально уничтожается смысл послания. Читатель не видит никакой разницы между всеми этими «молитвами» и приходит к «тарахтению губами».

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.