Продолжаем по Луке

думаюПодведем некий итог. На данный момент мы ничего нового в плане молитвы не увидели. Иисус все время делает действие, которое до сих пор обозначается одним и тем же термином, который позже стали переводить как молитва, молился и т.д. Но этот термин практически не предусмотрен для использования людьми не облеченными в Божью власть. Напротив, люди все время делают действия, которые так же переведены как молитва, молился и т.д., но слова здесь стоят совершенно другие, и обозначают прошения, моления, уговоры и прочее в том же духе.

Снова молитва Иисуса

Мы продолжим прочесывать все, что сказано о молитве. Итак, снова Иисус молится. Снова наедине, правда с оговорочкой. Наедине, но ученики с Ним.

В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
(Лук.9:18)

Ну и могу поспорить, вы уже догадались, какое слово здесь переведено словом «молился». Правильно, все то же самое слово, которое мы назвали условно «молитвой власти», у Стронга это слово значится под номером 4336. Тут опять ничего необычного.  Совершенно та же ситуация и со следующим отрывком.

После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
(Лук.9:28)

Здесь то же слово переведено как «помолиться». Но есть некая подробность. Именно во время такой молитвы, т.е. молитвы власти произошло преображение:

29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
(Лук.9:29,30)

Здесь, как вы понимаете, слово «молился» тоже является переводом слова под номером 4336 по списку Стронга. А вот следующий отрывок мне кажется более интересным.

2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! …
(Лук.10:2,3)

В действительности мы это место уже рассматривали в самом начале работы по молитве, когда начинали с Евангелия от Матфея. Но тогда у меня еще не было прямой связи определенного слова с древними еврейскими терминами. Да и общее содержание Евангелия не было так открыто, как сегодня. Так что, подброшу еще одну мысль. И да, здесь Иисус не использует термин власти. Здесь используется то же слово, что и в Евангелии от Матфея. Но слово, относящееся исключительно к безвластным людям. Когда это становится явным, смысл фразы оказывается несколько иным. Ну, может не совсем, но, что-то меняется.

Так вот. У Матфея данная фраза относится к 12 апостолам. Лука же адресует ее семидесяти. По сути, это не имеет значения. Но уже говорит нам о несколько ином времени события, описанного у Луки. На что я обратил внимание. Если помните, ученики были недовольны тем, что Иисус не желает учить их молиться. Они предъявляли Наставнику претензию. Мол, Иоанн, видите ли, научил своих последователей молиться, а Иисус нет. Несправедливо! На что Иисус достаточно жестко отбрил их молитвой «Отче наш», которая скорее говорит не о том, как им молиться, а о том, что их молитва пока не имеет никакого значения. Если у кого-то вопросы, вернитесь к разбору места с этой молитвой. Здесь я не буду повторяться.

Почему Иисус так откровенно саботирует учение о молитве? Причем Сам молится в пустынных местах, даже иногда с учениками. Если я прав в оценке молитвы Иисуса, как молитвы власти, на которую имеют право только те, кому это право дал Бог, то становится понятно, почему Иисус игнорирует недовольство апостолов. Они просто еще не имеют права на такую (!) молитву. Все, на что они имеют право – это молитва прошения, моления, плача и рыдания. То есть, на молитву немощи.

Так вот, в рассматриваемом нами отрывке вдруг совершенно отчетливо звучит Его отношение к такой молитве. Он буквально бросает вызов ученикам. Однако в синодальном переводе это не очевидно, так как здесь стоит слово «молите», тогда, как вернее было бы его перевести как «умолите», то есть: «Пойдите, уговорите Бога, а Я посмотрю…».

Ученики носились с вопросом молитвы, очень хотели научиться (!) молиться. Они думают, что результат молитвы зависит от правильности молитвы. Но Иисус все ставит на положение молящегося перед Богом. Если Бог дал тебе право что-то решать, ты решаешь, то есть, молишься молитвой власти, и тогда все, что ты связал на земле, небо связывает на небесах. То есть, Небо полностью подчиняется твоим решениям. Вот что такое молитва власти. И, наоборот, если у тебя нет такой власти, то все, на что ты можешь рассчитывать, это милость. Но, к сожалению, милость как лотерея. Может, повезет, а может, и нет. Потому что Дух Святой как ветер, никогда не знаешь, откуда дует и куда.

Итак, как я уже сказал. Иисус бросает вызов ученикам, заржавевшим в вопросе молитвы. Им хочется научиться, стать профессиональными молитвенниками. Они хотят иметь успех от правильной молитвы. Иисус на это чихает. Ему это не интересно и для Него это глупость высшей пробы. Не бывает правильной или не правильной молитвы. Есть право что-то решать, и есть милость. Все остальное – религия. Итак, Иисус своим ученикам говорит:

2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, (У)молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! …
(Лук.10:2,3)

Иисус, как бы, говорит. Ну что вы прицепились к молитве. Если вы считаете, что в ней что-то есть, идите и умолите Господина жатвы, чтобы он выслал делателей. Так что, идите! Так и хочется добавить «отсюда». Но, конечно же, Иисус не так сказал. Он сначала дал им понять глупость их притязаний, а потом перешел к заданию, которое они действительно должны выполнить.  Очень надеюсь, что суть понятна.

Еще раз по Отче наш.

Нет, не пугайтесь. Я здесь не буду повторять всех размышлений по этой молитве. Только пару мыслей. Но, сначала, давайте прочтем.

1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш,…
(Лук.11:1,2)

Как видим, в этих двух стихах аж 3 вхождения интересующего нас слова. Напомню разницу между этой молитвы у Матфея и у Луки. У Матфея данная молитва приведена внутри Нагорной проповеди. Это часть Его обличения религиозного подхода, когда люди не понимают, что делают, но делают с упорством. Здесь же все происходит гораздо позже тех событий. Ситуация совершенно иная. Иисус молится где-то. При этом присутствуют ученики. И вот, глядя на то, что делает Иисус, один из учеников просит Его научить их этому действу. Ну, то есть, Иисус молится. Ученики со стороны наблюдают и у них волосы встают дыбом. Потому что то, что делает Иисус,  никак не вяжется с тем, что делают все остальные. Как мы уже видели, однажды, когда Он так молился Спаситель Сам внешне изменился, да еще пару Великих появилось рядом с Ним. Думаю, что ни одна из молитв Иисуса не оставалась без чего-то реального. Может не такого яркого, конечно, но все же…

Итак, ученики внимательно наблюдают и видят результат (какой не важно). Если бы ничего не происходило, то ученики просто подражали бы Иисусу. И все! Не нужно ничему учиться. Сегодня в церкви все так и происходит. Люди приходят, смотрят по сторонам, иногда для успокоения совести что-то узнают, но в основном идет просто действие по образцу «Делай как я». Почему же ученики не могли так сделать? Да потому что здесь есть результат. Может они и пытались. А, возможно, и не один раз делать то же самое. Только у них ничего не получалось. Вот почему они хотя чтобы Иисус буквально научил.

Не знаю как вы, но я подхожу с просьбой научить только в том случае, если я не понимаю, как правильно. Но сначала я уже попробовал и не получилось. И вот это «не получилось» не имеет отношения к красоте, изысканности слов. Совершенно ясно, что все это имеет отношение к результату. И только к результату. У учеников нет результата, когда они пытаются делать так, как это делает Мессия. Отсюда и просьба: «Научи!».

И здесь немаловажно то, что ученики используют слово, которое обозначает молитву власти. Они не просят научить их просить или умолять. Они просят научить именно вот этой «секретной» молитве, в результате которой приходят древние пророки. Иисус что-то говорит (на самом деле неважно что), и всегда (!) получает то, что Он говорит. Это ошеломляет. Ученики пытаются делать то же самое, и… пшик.

Смешно так же звучит указание на Иоанна: «…научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». По их словам Иоанн научил своих учеников тому, что они сейчас видят у Иисуса. По всей видимости, ученики Иоанна уже хвастались ученикам Иисуса, что их учитель обучил их молитвенному мастерству. Но мы же знаем, «что остров необитаем». Ни у Иоанна, ни у его учеников никогда не было ни одной явно отвеченной молитвы. Сказать Иисусу: «Научи нас, как Иоанн научил своих»,- все равно, что сказать: «Научи нас летать, как тот летчик, когда друзей выбросил из самолета без парашюта». Ничего кроме сожаления о бестолковости своих учеников и смеха они не могли вызвать у своего Учителя.

Так что Иисус мог ответить на такую глупость? Каков вопрос, таков ответ: «О! Не проблема! Молитва власти, это молитва Того, у кого Отец – Бог. Если у вас Отец – Бог (а на тот момент это еще неправда), то молитесь так. И, да, здесь тоже «молитва власти». Вот и все! Как я уже сказал, подробности этой молитвы я здесь повторять не буду.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.