Молитвы Иисуса и Иоанна

думаюПродолжаем эпопею с исследованием такого действия, которое называется молитвой. Прежде всего, мы уже что-то знаем. Мы знаем, что есть 2 категории молитв. Первая – это молитвы обычных людей, то есть, людей не облеченных Божьей властью. Вторая – молитва людей Божьих. Первая категория молитв обнаруживается еще в текстах Ветхого Завета. И там она отображена двумя древнееврейскими словами. Первое обозначает процесс суда, вынесения приговора. Второе – приведение доводов, оспаривание, доказательство чего-либо перед Богом.

В текстах Нового Завета все эти понятия вобрало в себя древнегреческое слово, связь которого с теми древними словами мы обнаружили и проследили. И, чтобы как-то обозначить это слово, то для «знатоков» сообщаю, что в справочнике Стронга это слово находится под номером 4336. Я обозвал это действие молитвой власти. Такой молитвой в Новом Завете молятся священники, Иисус и апостолы, потому что имеют на это право. Этой же молитвой в том же Новом Завете молятся фарисеи и их ученики. Но, хоть они и молятся так, как молятся цари и священники, их молитвы бесплодны, так как ни один фарисей не получал на это права.

Итак, вооружившись вот этими, надо подчеркнуть, предварительными данными, мы и двинемся дальше. Но, так как я стараюсь не пропустить ни одного слова с корнем «моли» ради чистоты исследования, то я не могу обойти вниманием и такое событие, когда прокаженный «умоляет» Иисуса о своем очищении.

Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
(Лук.5:12)

История знакомая. Слово, которое нам нельзя пропустить здесь «умоляя». Это слово является переводом древнегреческого слова, которое имеет следующий букет красок: нуждаться, просить. Здесь я не привожу переводы слова в медиальном залоге, так как оно стоит в пассивном залоге.

В общем и целом, ничего интересного. Простой человек, болен проказой, он нуждается и упрашивает. Вот и вся суть. Перехожу к следующему отрывку.

Молитвы в пустынях

Давайте еще раз взглянем, какое слово Лука использует для описания, по всей видимости, частых молитв Иисуса в пустынных местах. Вот сам отрывок.

Но Он уходил в пустынные места и молился.
(Лук.5:16)

Вот такой короткий текст. Это весь стих. И тут есть сообщение, что Иисус прибегал к уединенным молитвам. Что же это были за молитвы? И это уже становится скучным. Уже заранее знаю, какое будет слово. И вы, надеюсь, уже догадались, что это опять «молитва власти», что у Стронга стоит под номером 4336.

Ничего особенного. Просто еще раз получили подтверждение. Идем дальше.

Молитвы Иоанна

Вот, действительно, интересно, Иоанн вел себя так же безответственно, как и фарисеи? Чему он научил своих учеников? Да, это вопрос книжников и фарисеев. То есть тех самых ребят, которые не имея на то право, использовали молитву власти. Которая, само собой у них не работала.

Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
(Лук.5:33)

И вот тут разочарование. Я, надо сказать, втайне надеялся, что Иоанн даст повод и его  обличить в самозванстве. Нет, конечно же, Бог его послал. Но вот, давал ли Он Иоанну право молиться так, как всякий пророк? И вот тут, оказалось, что ученики Иоанна крестителя всего лишь «творили прошения». То есть, их молитвы, это молитвы простых людей, не облеченных Божьей властью. Но, еще не вечер. Может, где-то и обнаружим за Иоанном фарисейскую наглость. Идем дальше.

Молитва перед назначениями

И вновь перед нами молитва Иисуса. Он целую ночь провел в молитве перед тем, как назначить своих первых двенадцать учеников. Свою первую ударную бригаду. Ну, что, несть идеи, что тут будет за слово? Вдохнули и смотрим.

В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
(Лук.6:12)

Здесь целых 2 слова. Одно – глагол, другое существительное. Итак, глагол – 4336, а существительно – это однокоренное слово первому. Стоит под номером 4335. Итак, похоже, это уже подтверждение нашим версиям.

Издевка в нагорной проповеди.

В этой же главе есть цитата, которая у Матфея находится в тексте Нагорной Проповеди. И из внимательного разбора этой самой Нагорной Проповеди, что мы провели ранее, можно совершенно спокойно сказать, что данная цитата у Луки говорится с тем же смыслом, что и у Матфея. Но, сначала прочтем место.

благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
(Лук.6:28)

У нас великая проблема с толкованием данных мест. Если у Матфея все эти фразы выстроены подробнейшим образом, так, чтобы было понятно любому еврею. То при беглом взгляде на текст Луки, кажется, будто автор просто бегло набросал некий «конспект» памятных фраз. Но по тому, как они переданы Лукой, без внимательного рассмотрения сложно увидеть смысл этих фраз. Поэтому они и воспринимаются «как написано». А если учесть, что религия сделала все, чтобы обезличить Иисуса, лишить Его эмоций, переживаний, чувственности, то не остается ничего, как воспринимать именно так «как написано». Не зря эта фара стала главным орудием современных христиан. Почему, потому что «так» не написано.

Лука, в отличии от Матфея, писал не евреям, а язычникам. Причем через несколько десятков (сколько сказать никто не может) лет после Матфея и Марка. К тому времени тексты Матфея и Марка были известны повсеместно. Возможно, Лука не старается передать всех тонкостей данных текстов именно потому, что надеется на знакомство будущих читателей (в данном случае адвокат Павла Феофил) с текстами первых Евангелистов. А, возможно, у Луки другой способ передачи той же информации.

На самом деле, для меня вполне достаточно знать смысл, выявленный через чтение Нагорной Проповеди у Матфея, чтобы понять, почему и какой слово использует здесь Иисус. Боюсь только, что для вас этого будет не достаточно.  Так, что, думаю, потрачу ка я некоторое время на анализ текста. Готовы?

Подгорная проповедь Иисуса

Я ничуть не ошибся и не издеваюсь. Именно «под», а не «на». У Матфея была проповедь «на горе». И эта проповедь была направлена исключительно к избранным ученикам, тем, кто получит Царство и будет служить народу. У Луки же мы видим несколько иную вещь. Лука «проповедует», если верить хронологии автора, позже той самой «Нагорной проповеди».

У Матфея, Иисус сначала проповедует на горе, потом идет ряд событий и только потом Он назначает своих апостолов. У Луки, Спаситель сначала назначает апостолов, а потом, буквально спустившись с горы, говорит остальными. Если у Матфея Иисус ученикам говорит о тех, кто остался у подножия горы, что «они блаженны», то у Луки, Наставник говорит с теми, кто у подножия, говоря «вы блаженны». Если в первом случае подразумевается, что апостолы станут причиной блаженства тех, кто внизу. Они будут защищать, вытирать слезу, воздавать и т.д. К ним была направлена речь. Чтобы они заботились о внешних. То у Луки речь к тем, кому будет вытерта слеза, кого будут защищать апостолы.

Итак, это два события, которые различаются как во времени, так и в адресате. А, возможно, различается и в месте события. Иисус назначил апостолов и, выставив их перед людьми, говорит Свою речь. Он поднял глаза на учеников и людям говорит о них. Поэтому и появляется обращение во втором лице, т.е. «вы». Как бы: «Вот, перед вами новая сила, теперь у ВАС все будет хорошо».

Как только Иисус объявил основные ожидания от новой боевой бригады, он перешел к некоторому наставлению. Я не буду разжевывать весть текст. Затрону только то, что поможет нам обнаружить смысл интересующей нас фразы. А к ней мы еще не подобрались. Итак, Иисус в ходе этой речи начинает озвучивать проклятия к богатым. И среди этих проклятий звучат следуюище:

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
(Лук.6:26)

Запомните эту фразу, даже я сокращу для более удобного запоминания: «Горе вам, когда будут говорить о вас хорошо!». Что здесь непонятного? Иисус четко и ясно выразил свою мысль. Если о вас все говорят хорошо, значит у вас большая проблема. Вы уже пролетели мимо. Вы уже не правы. То есть: «Горе вам…». Надеюсь, здесь все. Но тут же, буквально следующим стихом начинается текст, который обеспечивает именно такое отношение «всех». Кажется, что Иисус прямо так и учит, вот веди себя так, и тогда все будут говорить о тебе хорошо. Давайте почитаем.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
(Лук.6:27,28)

Мы так привыкли говорить, что это и есть учение Иисуса, что стали слепы. Лука же, как он думал, прямо в уши читателю вложил издевку. Он озвучил слова Иисуса о том, что горе нам, если всем нравится наше поведение, и тут же сообщает слова Иисуса, которые прямо противоположны этим утверждениям. Если бы человек первый раз услышал о Христе, и ему попала бы в руки часть этого текста, то что бы читатель подумал? Первое, Иисус сам себе противоречит. Может так подумать читатель? Безусловно. На это у него есть право. Другой читатель, более внимательный, может подумать что-то иное. Второе, если Иисус в Своем уме, значит, Он не может себе противоречить, то есть,  следующие слова, что угодно, только не Его прямое учение. Так что же это?

Ответ прост. И он точно такой же, что у Матфея. Иисус с 27 стиха говорит с издевкой. Он буквально воспроизводит то, что нельзя делать, иначе исполнится угроза 26го стиха. Но говорит это иронично, как «Вредные советы» Остера. Слышали, надеюсь? То есть, хотите, чтобы у вас было «Горе»? Делайте так, и дальше он «жжет напалмом».

Если Бог позволит, когда-то доберусь и до всего Евангелия от Луки. Но сегодня это не наша тема. Мы таки добрались до слова «молитесь». И здесь это «молитесь» — используется в тексте, как «вредный совет».  И слово, которое здесь употреблено – «молитва власти», по Стронгу 4336. Данное слово используется именно потому, что бы усугубить глупость поступающих по этим «вредным советам». То есть, если здесь «молитва власти», то получается, что человек, облеченный в Божье Царство, спасает того, кто буквально обижает его. Не просит у Бога милости к нему, не оправдывает его сердечную боль и прочее. Но являет власть в том, что помогает обижающему, когда тот обижает. Иисус, при всем уважении к толкователям, никогда так не делал. А что Он делал? Он говорил: «Горе вам…», и все. А дальше, как хотите. И никакого прощения им, или милости. Вот, как поступал Спаситель. Горе тем, кто Его гонит, кто мешает Ему продвигать Царство Его Отца. И к таким «мешателям» Он редко проявлял милость. Павлу, например, чрезвычайно повезло, что Иисус так к нему отнесся.

Итак, чтобы было понятно, слова Иисуса звучат приблизительно так: «Если тебя кто-то бьет, помоги ему себя бить, укрепи его руку, чтобы он не уставал, и вообще…».

Не надо смущаться целой тираде о том, как надо любить и прочее. Все эти, казалось бы, правильные слова Иисуса перечеркиваются притчей про слепого, который ведет слепого.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.