И снова Давид

думаюСледующий случай, где мы находим слово однокоренное «молитве», мы находим в первой книге Паралипоменон. И во всей данной книге это единственное вхождение интересующего нас слова.

О чем же идет речь в связанном с данным словом отрывке. По сути, перед нами повтор уже знакомого события, где Давид решил построить Дом Богу. Как мы читали ранее, Бог мгновенно отреагировал. И отреагировал Он не очень благожелательно. Вместо того, чтобы пустить слезу умиления от жертвенности Давида и его любви к Нему, Бог проявил явное недовольство такой идеей.

Нафан, друг Давида, сначала было отреагировал так, как отреагировал бы любой на его месте. Действительно, когда кто-то что-то хочет делать для Бога, разве это плохо? Но как только он выразил свое благословение Давиду, Бог тут же разворачивает Нафана с противоположным посланием. И далее становится совершенно ясно, правда только нам, хоть и не всем, что Бог совершенно не  восторге от такой идеи.

Вернувшись к Давиду, Нафан повторяет слова Божьи. И здесь интересно то, что слова Нафана несколько иначе переданы в данной книге, нежели мы читали ранее. Несколько иначе, но точно так же, по сути. И вот это отличие является подтверждением нашего понимания сути.

Итак, давайте еще раз посмотрим на слова Божьи. Первое, что говорит Бог: «Не ты…». Это мы находим в 4м стихе 17й главы. А из прочтенного ранее нам уже ясно, что Храм Богу будет строить Христос, но никак не Давид и ни в коем случае не из камня.

Второе, Бог объясняет, почему Давид не будет строить Ему Дом. И вот этот ответ звучит любопытно. С пятого стиха 17й главы мы узнаем, что причина отказа Давиду кроется не в Давиде. И это ключевой вопрос. Если бы все было заключено в Давиде, то Соломон, как доверенный строитель, по мнению большинства, еще меньше подходит для данной роли. Так вот, все кроется не в рыжеволосом царе, внуке язычницы. Давайте посмотрим внимательно, в чем причина отказа.

5 ибо Я не жил в доме с того дня, как вывел сынов Израиля, и до сего дня, а [ходил] из скинии в скинию и из жилища [в жилище].
6 Где ни ходил Я со всем Израилем, сказал ли Я хотя слово которому-либо из судей Израильских, которым Я повелел пасти народ Мой: зачем вы не построите Мне дома кедрового?
(1Пар.17:5,6)

Это может показаться странным, но причина отказа в том, что Бог вообще никогда не желал земного Дома. Он просто не хочет ничего подобного тому, что люди понимают под Храмом. Посмотрите на начало пятого стиха. Поставьте перед ним фразу, которой можно заменить предыдущий текст, например: «Я не хочу, чтобы ты построил мне дом». И соедините это с пятым стихом. Что получится? Только уберите с глаз религиозные шоры. Прочтите просто. Получится такая связка: «Я не хочу, чтобы ты построил Мне Дом, ибо Я не жил в доме с того дня, как вывел сынов Израиля и до сегодня».

Давайте повторим опыт со следующим текстом: «Я не хочу, чтобы ты построил Мне Дом, ибо Я все время (далее цитата) ходил из скинии в скинию, из жилища в жилище». Рождается ли у вас понимание причины отказа? Если нет, продолжим следующей строкой в 6м стихе: «Я не хочу, чтобы ты построил Мне Дом, ибо (далее цитата) сказал ли Я хоть слово кому-либо из судей Израильских, которым Я повелел пасти народ Мой: зачем вы не построите Мне  дома кедрового?».

Итак, Бог никогда за всю историю жизни человека не хотел иметь никакого земного дома ни из камня, ни из кедра, ни из чего-бы то ни было еще. Но есть кое-что, чего, возможно, мы ранее не заметили. Здесь же прозвучало достаточно отчетливо. Бог говорит, что Он переходил «из скинии в скинию и из жилища в жилище». Надо отметить, что ребята, переводившие Писания в 19м веке, были достаточно честны. Они позаботились о том, чтобы читатель не попадал в заблуждение, но имел максимально ясное представление о тексте. Дело в том, что словосочетание «в жилище» они заключили в квадратные скобки. Что они значат в Ветхом Завете? Они означают неоднозначность. То есть, в каких-то текстах данное словосочетание наличествует, а в каких-то нет. И сказать однозначно, была эта фраза изначально или нет, на тот момент было невозможно. Кроме того, для того понимания текстов, что царило во время перевода, появление данного словосочетания никакого влияния на понимание смысла не оказывало.

Совершенно другое дело мы. Для нас оно может значить многое. Да и просто тот факт, что во многих копиях Ветхого Завета данная фраза отсутствует, говорит не в ее пользу. Так что же может оказаться, если подтвердится отсутствие данной фразы изначально. А то, что Бог всегда уходил из человеческого жилища. Он не ходил из жилища в жилище. Он избегал селиться в человеческом жилье. Однако соглашался обитать в скиниях. И вот тут возникает другой вопрос. Что за скинии? В общем и целом — это палатка, сделанная из кожи.

Почему же Бог не хочет жить в жилище, но соглашается жить в палатке? Ответ, как мне кажется, очевиден. Бог всегда в движении. Он Бог движения. Он творец. Он никогда не уйдет на пенсию. Ему не интересны остановки. Если мы правильно понимаем ситуацию, достаточно было Фарре, отцу Аврама остановиться, как Бог отвернулся от него и переключил свое внимание на сына, на Аврама. И снова, требование было к Авраму — двигаться. Первое требование: «Выйди из дома родства твоего, из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе». А второе требование, которое Он озвучил позже: «пройди по земле сей от края до края». Бог не позволяет Авраму останавливаться.

Но на данном указании, как мы и читали ранее, Бог не останавливается. Он говорит, что не Давид, а Он, то есть Бог всегда заботился о Давиде. И не Давиду строить Дом Божий, а Бог построит дом Давиду. Более того, заботился Он о Давиде не ради самого Давида, но ради народа Его.

9 и Я устроил место для народа Моего Израиля, и укоренил его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет более тревожим, и нечестивые не станут больше теснить его, как прежде,
10 в те дни, когда Я поставил судей над народом Моим Израилем, и Я смирил всех врагов твоих, и возвещаю тебе, что Господь устроит тебе дом.
(1Пар.17:9,10)

и только сейчас Бог сообщает Давиду, кто именно устроит Дом Божий. При этом Он уже дал знать, что не желает жить в жилище человеческом. Он говорит, что однажды, когда Давид уже отойдет к отцам своим: «тогда Я восставлю семя твое после тебя…» И вот тут, многие сразу включают умника и говорят: «Вот прямое указание на Соломона». Да? Вы точно уверены? А может, сначала прочтем следующие за этим слова? Нет? Читаем.

11 Когда исполнятся дни твои, и ты отойдешь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его.
12 Он построит Мне дом, и утвержу престол его на веки.
13 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, — и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде тебя.
14 Я поставлю его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол его будет тверд вечно.
(1Пар.17:11-14)

Может быть, вы не заметили, но Бог совершенно отчетливо заявил, что тот, кто построит Храм Богу, будет семенем (потомком) Давида «которое будет из сынов твоих». Итак, речь идет не просто о сыне, но о сынах. Мало того, семя, которое Бог собирается восставить, выйдет из сынов. То есть не из Давида, а из его сынов. Не из сына даже, а из многих. Здесь указание на множество поколений.

Второе, на что упрямо никто не хочет смотреть, даже когда им это показываешь, это указание на «вечность престола». То семя Давида, которое будет из сынов его, будет царствовать вечно.  Та же мысль повторяется в конце 14-го стиха.

Третье, что должно бы отрезвить всех упертых, указание на то, что Бог будет ему не дядей, не царем, не Богом, но Отцом.

И последнее. Бог собирается поставить его, Соломон рядом не стоял, навсегда и в Его Храме (ой!) и в Его Царстве. Но мы же знаем, что этот остров не обитаем. Божье Царство и Соломона увязать в одно крайне сложно. Хотя бы потому, что, как мы уже тоже знаем, Царствовать в Его Царстве собирается ни кто иной, как Христос Иисус. Никаких других царей в Его царстве не предвидится. Апостолы, это цари во Христе, а не сами по себе.

Что услышал Давид?

А теперь самое веселое. Давид все это выслушал. Но что он услышал? Он услышал лишь то, что Бог выделил его, наградив домом и наследником, который, по мнению Давида «возвысил Давида». Что еще услышал Давид? Он решил, что Бог как-то оценил евреев. Но тут есть нечто неприятное для евреев. Он не возвышал евреев. Он возвысил «народ Его». А вот еврей это или нет, дело десятое. Итак, Давид себя увидел во всем этом. И все. Он здесь не заметил приход Мессии. Он не увидел множество бывших язычников, которые становятся народом Божьим, подобным Израилю. Он не увидел так же и множество евреев, которых Бог лишил права называться народом Божьим. Ничего этого Давид не заметил. Он празднует Божью милость.

Знаете, что еще увидел Давид? Он увидел опасность того, что Бог передумает. И он решил предупредить Бога от такого шага. И знаете, о чем говорит нам такое «предупреждение»? Оно говорит нам о том, что у Давида что-то шелохнулось в душе. Он что-то заподозрил. Нет, не понял, не увидел. Но где-то на уровне интуиции почувствовал, что не все так просто. Знаете, так бывает, когда менеджер обещает тебе золотые горы, но ты понимаешь, что чего-то упустил. Какой-то пункт не заметил, и это может привести тебя к краху. В данном случае не Бог прячет опасный для Давида пункт, сам Давид не замечает и не понимает послания.

Но зачем я все это рассказываю. А вот зачем. Давид, выслушал слова Бога. Он в восторге. Но есть некое подозрение, которое он пока не понял. Как поступил бы нормальный человек, узнав о милости Бога? Поблагодарил бы и пошел. Но не Давид. Он начал требовать гарантий. Да ты с ума сошел, царь человеческий! Тебе и так дается все просто даром, а тебе нужны какие-то гарантии? Царь говорит : «Давай прямо сейчас начинай, а то не поверю». Ну, конечно не так, хотя суть от этого не меняется.

Но что на самом деле говорит Давид? Да вот, пожалуйста: «Итак, давай, утверждай, что сказал». Он буквально требует подтверждения:

Итак теперь, о, Господи, слово, которое Ты сказал о рабе Твоем и о доме его, утверди навек, и сделай, как Ты сказал.
(1Пар.17:23)

Но Царь тут же спохватился. Он, видимо, осознал, что наглость его перешла все границы и тут же начал оправдываться:

Ибо Ты, Боже мой, открыл рабу Твоему, что Ты устроишь ему дом, поэтому раб Твой и дерзнул молиться пред Тобою.
(1Пар.17:25)

Это звучит как: «Ну, Ты же Сам сказал, никто Тебя за язык не тянул». И вот тут, наконец-то мы находим наше слово (единственное на всю данную книгу). И словом «молиться» нам перевели уже прекрасно знакомое нам «судит(ся)», «осуждать»: «…поэтому раб Твой и дерзнул судиться пред Тобою».

26й стих так же звучит как: «Ну Ты же Бог, а не я. Ты Сам сказал все  это».

И 27й стих: «Ну раз сказал, то начни уже…». Вот такой он — Давид батькович.

Так вот, Давид здесь не молится. Он, как написано «судится» с Богом. И как это все выглядит, мы увидели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.