Опять новое слово

думаюИтак, перед нами третий отрывок, где в синодальном переводе нам предлагается слова «молитва» или «молить», «умолять». На этот раз речь идет об истории Иосифа, сына Иакова. Все, надеюсь, помним, что это за история. Братья продали Иосифа торговцам, и он попал в рабство. Со временем он стал вторым человеком в Египте, после фараона. Семь лет по откровению, полученному через Иосифа, Египет копил хлеб. А следующие семь лет оказались голодными. И вот, отец нашего героя, посылает братьев Иосифа в Египет за хлебом. Братья не узнают своего родственника. И он разговаривает с ними наигранно жестко. Потом он, оставив одного в заложниках, других братьев отправил в дом отца за младшим братом. И вот, на пути домой братья говорят между собой следующее:

И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие.
(Быт.42:21)

В этом стихе видно, что братья, хоть и не узнали в большом господине своего брата, внутренне полагали, что все эти мучения они переносят из-за него. Они вспоминают плачь Иосифа и каются. И вот здесь есть фраза, где и встречается слово однокоренное со словом молитва. На этот раз перед нами глагол «умолять» в прошедшем времени. Теперь нужно посмотреть, как же его понимали древние евреи.

Судя по словарю, они данное слово так и понимали — умолять о милости или о пощаде. Таким образом, мы имеем третье слово для нашей таблички. Слово «умолять», которое, наконец-то, именно это и означает. Если обратить внимание на значения данного слова в других формах, становится понятно еще кое-что. Оно наполняется особенными очертаниями. Это такое моление, когда человек пытается изменить отношение другого к просящему. Даже русское слово «умолять» больше говорит не о молитве, как о религиозном действии, а как о действии, целью которого является превратить великого в меньшего. То есть, чтобы великий перестал смотреть свысока, но снизошел, начал сопереживать, сочувствовать. Одно из значений этого слова даже передает такую черту человека, который умоляет, где человек становится неприятным, даже мерзким. Согласитесь, это не просто просьба или прошение. Это даже где-то потеря достоинства.

Но, тут снова возникает тот же самый вопрос. Можно ли такую молитву назвать чем-то вроде разговора с Богом, как не только учили нас, но и мы сами учим других? Как мне видится данная ситуация, так это если и называть разговором с Богом, то в очень специфическом ключе. Ну, что же, заносим в табличку.

Помолится (6419) — 1. судить, осуждать, посредничать; 2. рассуждать, надеяться.

Семьдесят толковников перевели это слово как «молиться» или «ходатайствовать».

Молился (6279) — молиться, упрашивать. Умолять (2603) — умолять о милости или пощаде. Сопряжено с унижением молящегося, потерей его достоинства.
Быт.20 глава. Авимелех виновен перед Авраамом. Авраам решает (судит), что делать с царем, и свое решение озвучивает перед Богом. Бог выполняет решение Авраама. Быт.25:21. Исаак просит о ребенке. Быт.42:21. Иосиф умоляет братьев о пощаде, когда те продают его в рабство.

Это, конечно, может показаться странным, но во всей книге Бытие больше мы не находим слова «молитва». И да, напоминаю, для чистоты исследования я решил на начальном этапе, пока не подтвердится связь одного с другим, не принимать разговор с Богом, воззвания к Нему и прочее за молитву. И на данном этапе никакой внятной связи разговора с молитвой не обнаружено. То есть, на данном этапе нельзя сказать без оговорок, что молитва, это разговор с Богом.

Моисей о фараоне.

Пора переходить к следующим упоминаниям слова «молитва». И мы переходим в книгу «Исход». Перед нами история с десятью казнями над Египтом. Моисей требует отпустить его народ в пустыню, фараон же противится и получает наказания в виде разных бедствий. В данном случае фараон просит Моисея удалить от Египта жаб.

8 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу.
9 Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке.
(Исх.8:8,9)

Давайте сразу посмотрим, что за слово используется в тексте в качестве слова «помолитесь».  Как оказалось, перед нами второе употребление слова под номером 6279 в лексиконе Стронга. Мы его уже встречали в прошлый раз, когда читали о том, как Исаак выпрашивал сына у Бога. Значение этого слова именно это и обозначает — выпрашивание.

Фараон не умоляет Моисея и не просит Моисея, чтобы тот умолял. Он просит Моисея, чтобы тот попросил (не умолял) Бога убрать жаб. В данном случае видно, что фараон пытается не потерять своего достоинства в глазах Моисея. Он не падает, не плачет, не теребит полы его одежды. Он просит, но пытается это делать с достоинством.

Кстати, еще одно замечание. Идея помолиться была не у Моисея. До сих пор Моисей не рождает такого понятия как молитва. Нигде до сих пор у Моисея нет связи с таким понятием.  Это язычник фараон просит еврейского лидера помолиться. И когда Моисей спрашивает у фараона, когда ему это будет угодно, он уже употребляет данное слово, но не как свое, а как цитату слов фараона. Запомните этот момент. Слово о молитве появляется у фараона, у язычника, а не у божьего человека.

Что же делает по тексту Моисей? Он «взывает» к Богу. То есть кричит, если опираться на словарь Стронга.

Как мы знаем, на данном этапе казни не закончились, и история повторяется еще. Теперь проблема с песьими мухами.

28 И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне.
29 Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу, и удалятся песьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу.
30 И вышел Моисей от фараона и помолился Господу.
(Исх.8:28-30)

Во всех этих стихах используется все то же слово «выпрашивать», которое уже в нашей таблице. Фараон все еще с достоинством обращается к Моисею, чтобы тот выпросил у Бога свободу от блох. Точно так же фараон просит Моисея о молитве к Богу, чтобы Он убрал громы и град.

помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град; и отпущу вас и не буду более удерживать.
(Исх.9:28)

Тут есть кое-что любопытное. Пока не знаю, имеет ли это действительно какое-то значение, или мне это только кажется. Но вот что я думаю. Еще раз повторяю, это лишь некоторая догадка, которая по факту может быть просто надуманной. Так вот. Это уже третий раз, когда фараон просит Моисея «помолиться». И, как мы уже заметили, слово «молиться» или «помолиться», обозначенное мистером Стронгом номером 6279 сам Моисей использует лишь в ответе фараону. Первые два раза он использовал в ответ на просьбу фараона слово, которое использует сам фараон. Но здесь уже фараон прямо в ответе пренебрегает данным словом, и заменяет его другим, которое означает «протягивание рук» к Богу. Можно ли это выражение воспринимать как синоним слову «молитва» или это намеренная замена слова еврейским лидером?  Со временем разберемся. Если это просто синоним, тогда все просто. Если же Моисей намеренно отвечает фараону, используя совершенно другое выражение, тогда мы видим что-то другое. И главное, что тут Моисей дает понять фараону, что он не «молится», но «простирает руки». То есть, Моисей не выпрашивает, чего бы то ни было, у Бога, но делает что-то другое. Возможно, просто дает знак. Типа, помахал рукой, в качестве такого условного знака, мол, все ОК. Но так это или нет, увидим чуть позже.

17 теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть.
18 [Моисей] вышел от фараона и помолился Господу.
(Исх.10:17,18)

И снова перед нами слово под номером 6279, то есть «упрашивать».  Теперь речь идет о саранче. Но, как мы знаем, саранчой дело не закончилось. Значит ли то, что здесь снова используется то же самое слово без попыток изменить значение, как в предыдущем случае, мою ошибку? Возможно. Но не факт. Я бы не стал торопиться. Повторение автором слова «помолился» в отношении Моисея могло означать как сам факт того, что Моисей именно это и делал, так и то, что древний лидер именно исполнил прошение фараона. То есть, не буквально помолился, а сделал нечто, в результате чего Бог отвратил «сию смерть» от фараона.

В общем-то, на этом в данной истории использование слова «молиться» завершается. И мы переходим к другому месту, где обнаруживаем данное сочетание букв.

Речь идет о случае с отлитым евреями из золота тельце для поклонения. Бог не на шутку разгневался на евреев. И вот тут то Моисей…

Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
(Исх.32:11)

Итак. Тут нет никакого фараона, который просил бы Моисея сделать что-то такое, к чему тот не привык, или на что он смотрит как-то иначе. Тут только Моисей и Бог. И тут Моисей сам начинает «умолять» Бога. Но давайте не будем торопиться, а посмотрим, какое здесь слово использует автор.

И оказывается, что перед нами новое слово. Мы уже знаем три разных слова с разным значением, которые нам перевели как молитва. Теперь еще и четвертое.

Умолять (2470) — умилостивлять, заискивать, льстить.

Любопытно, что все остальные значения данного слова, я имею в виду значения во всех иных формах данного сочетания букв, говорят о болезненном состоянии, о слабости, изнурении, в том числе и притворно. Если соединить все приведенные значения получаем полную характеристику слова, которое говорит нам о болезненном, тяжелом, вынужденном прошении, при котором человек заискивает и льстит.

Не знаю, заметили ли вы отличие данного слова от предыдущего? В предыдущем слове речь шла о прошении, вместо которого Моисей буквально протягивал руки. Причем идея прошения не шла от Моисея. Он в этом процессе действовал в качестве посредника. Причем заинтересованного, стоящего на стороне Бога. Как бы Бог и Моисей заговорщики, где Божья мощь — оружие устрашения. Вроде как, есть некий снайпер, который держит беднягу на прицеле, и когда бедняга дает согласие, другой заговорщик, что говорит с беднягой, дает знак рукой и снайпер сворачивает свое оружие.

Теперь же все иначе. Моисей на стороне тех бедолаг, что даже не подозревают, какая угроза нависла над их головами. Моисею не нравится идея Бога разобрать и собрать. Он вступается за народ, который с таким страхом выводил из рабства. Неужели все зря? И далее автор приводит нам пример его молитвы. То есть, по тексту молитвы мы можем понять, о чем идет речь. То есть, что это за род молитвы. Мы ведь помним, что уже насчитали четыре таких разновидности. Давайте посмотрим, как выглядит в текстовом варианте болезненное заискивание перед Богом и попытка уговорить вплоть до лести, если верить словарю.

11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;
13 вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно.
14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
(Исх.32:11-14)

Еще раз напоминаю, Моисей не просто уговаривал Бога, но, следуя значению слова, болезненно, тяжело, до немощи, с заискиванием и лестью пытается воздействовать на решение Творца. Так что, это не просто слова, но слова, сказанные в глубочайших душевных муках. Он приводит какие-то доводы против такого решения. И египтяне-то скажут, что Бог вывел их на погибель. И не забыл напомнить о клятве Божьей Аврааму, Исааку и Иакову. Действительно, как же Бог исполнит Свою клятву, если сейчас возьмет и истребит весь народ? Ведь у Авраама больше нет наследников! Вот интересно. Неужели Моисей мог допустить, что Бог сделает что-то такое, от чего Его клятва будет разрушена? Да, и он — человек. Но в тот момент не было времени сообразить, да и напуган был неимоверно за свой народ. Это, конечно, прекрасно характеризует Моисея, как человека, болеющего за людей. Но ясно же, Бог и не собирался ничего такого делать. Он лишь «помог» Моисею немного отрезвиться и вспомнить, кто он и зачем здесь оказался. Но, не это тема нашего расследования.

Итак, Моисей напуган. Он мучительно старается переубедить Бога. Вроде как: «Бог, Ты не прав!». Да, Господи, велика Твоя мудрость и юмор Твой часто трудно оценить правильно. Что можно сказать. Если и говорить в данном случае о молитве, то можно говорить о попытках повлиять на уже принятое Богом решение. Решение, которое молящемуся кажется несправедливым. Уже в данном контексте я не могу отделаться от ощущения, что Бог откровенно «воспитывает» Моисея. Совершенно очевидно, что Бог не бывает несправедливым. Не может быть, чтобы мудрость даже самого мудрого человека на земле, как-либо может повлиять на взвешенное решение Бога, которое связано с Его клятвой. Подумай немного Моисей, и его слова стали бы, скорее всего такими: «Господи, ты предложил мне то, чего захотело мое сердце, но Сам ты не желаешь этого. Но по великой своей мудрости предлагаешь мне самому осознать свою ошибку! Поэтому прости меня за мимолетное желание, и исполни свою клятву Аврааму, Исааку и Иакову».

Может быть, молитва выглядел бы как-то иначе. Но суть от этого не меняется. Сам факт молитвы, который мы здесь находим, скорее, говорит не о том, как надо, но как не нужно говорить с Богом.

Почему же тогда Бог послушался Моисея? Да не слушался Он его. Богу нужно было, чтобы Моисей прочувствовал хотя бы отчасти то, что чувствует Бог по отношению к Его народу. И эта цель была достигнута. А то, что Моисей приписал себе эту великую любовь к народу, уже не важно. Важно, чтобы божий слуга имел те же чувствования, что и Он Сам. Разве не о том же самом говорит апостол Павел?

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
(Фил.2:5)

Если не достаточно Новозаветного утверждения Павла, можно вспомнить о пророке Осии, которому было Богом приказано жениться на блуднице и родить нежеланных детей. Все это ради одного странного, на первый взгляд, желания Бога, заставить пророка прочувствовать хотя бы отчасти, весь букет Его переживаний, относительно Его жены блудницы — Израиля. Итак, добавляем в табличку, но оставляем под вопросом нужность такого рода молитвы.

Помолится (6419) — 1. судить, осуждать, посредничать; 2. рассуждать, надеяться.

Семьдесят толковников перевели это слово как «молиться» или «ходатайствовать».

Молился (6279) — молиться, упрашивать. Умолять (2603) — умолять о милости или пощаде. Сопряжено с унижением молящегося, потерей его достоинства. Умолять (2470) — умилостивлять, заискивать, льстить (делать все это мученически, изнурительно, болезненно, возможно притворно)
Быт.20 глава. Авимелех виновен перед Авраамом. Авраам решает (судит), что делать с царем, и свое решение озвучивает перед Богом. Бог выполняет решение Авраама. Быт.25:21. Исаак просит о ребенке. Быт.42:21. Иосиф умоляет братьев о пощаде, когда те продают его в рабство. Исх.32:11. Моисей пытается повлиять на решение Бога относительно уничтожения народа за отлитого из золота тельца для поклонения.

Пример молитвы приведен.

Исход 8,9 и 10 главы. История с Египетскими казнями.

Молитва в молитве?

Последнее место в книге Исход, где мы встречаем слово однокоренное слову «молитва» в русском тексте, находится в главе 33. Здесь никакой особенной истории нет. Нам просто сообщается о ежедневном обыденном событии, которое стало происходить после исхода народа из рабства. И вот, в один из таких дней, кода Моисей разговаривал с Богом «как бы говорил кто с другом своим», Моисей произносит следующее:

12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»;
13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.
(Исх.33:12,13)

Итак, перед нами, судя по словам автора текста, один из обычных дней Моисея. То есть, изо дня в день, он приходит к Богу и они там как друзья беседуют на разные темы. Но все эти беседы почему-то Писание не торопится называть молитвой. Ладно, оставим пока. Так вот, во время одного такого дружеского разговора (читайте библейский текст чуть выше) Моисей вдруг говорит, что, мол, Бог сказал, что он приобрел благоволение в очах Божьих, но при  этом не торопится открывать ему все тайны. Обидно, однако.

И тут он говорит: «молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ». Есть соблазн весь вот этот текст объявить текстом молитвы. Но давайте будем честными, Моисей не говорит: «Вот молитва моя к тебе». Он говорит: «…, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю:…». А дальше не текст молитвы, но то, о чем он молит.

Сложность религиозного мышления в том, что в совершенно очевидных для простого человека вещах, религиозный все равно найдет мистический контекст. И оторвать зачастую от наезженной колеи бывает почти невозможно. Но я все же попытаюсь. Может кто-то и проснется.

Так вот. Там, где нет религиозного содержимого, в обычных разговорах простых людей, в беседах друзей, родственников, других близких людей, часто можно услышать подобные выражения: «Молю, сделать так», — или, — «Умоляю, дай мне это». И никто не ищет здесь текста молитвы, никто даже не задумывается, что тут есть какой-то намек на молитву. А ведь нам в 11м стихе черным по белому написали: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».

Нам уже дали понять, что здесь нет никакой речи о молитве. Но Моисей очень хочет что-то узнать, поэтому в его выражении появляется слово «молю». Что в разговоре можно понять, как очень сильное желание получить что-то. Давайте же посмотрим, что за слово здесь использует автор.

И вот тут мы обнаруживаем, что вообще ни о каком молении, а тем более о молитве речи не идет. В тексте есть только одно: «…если я обрел благоволение в очах, открой…». Никакого моления, молитвы или чего-либо подобного.

Ну и все. На этом лимит слова «молитва» в книге Исход закончился. В общем-то, можно было и не рассматривать этого места вовсе. Слова же добавлены для соблюдения стиля, удобства чтения и легкости понимания. Все, на сегодня я заканчиваю. Далее перейдем к книге чисел. Там всего два места интересных для нас.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.