Пробежимся по Числам.

думаюКогда переходил к книге Чисел, возник вопрос, неужели в Библии есть книги, в которых слово «молитва» отсутствует полностью? Я еще раз перепроверил как смог книгу Левит и не нашел в ней никакого упоминания о молитве. Как такое возможно? Книга, которая, наверное, более всех остальных говорит о правилах служения Богу, вообще не упоминает слова молитва? Меня терзают смутные догадки. Но о них позже, если подтвердятся.

А мы, отложив книгу Левит, переходим к книге Чисел. И первое место, где мы встречаем однокоренное слово слову «молитва», это 11я глава.

1 Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.
2 И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.
3 И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень.
(Чис.11:1-3)

Так, сразу посмотрим, какое слово здесь использует древний автор. А то, вдруг, опять окажется, что зря тратим время на то, чего нет. Так, что у нас тут? О! Знакомое слово! Мы уже с ним встречались. Это то самое слово, которое мы обсуждали самым первым. Помните про «как решит, так и будет»? Да, это слово уже нам встречалось в истории Авраама и Авимелеха. Когда Бог «взял за шкирку» царя Авимелеха и предложил Аврааму решить его судьбу. Там и использовалось слово, которое означает «судить, осуждать, рассуждать, надеяться».

Итак, перед нами нечто подобное. Народ начал роптать. То есть между собой выражать недовольство Божьей властью в лице Моисея. И Бог уже начал казнить народ. Но, тут нужно обратить внимание, как и в прошлый раз, это скорее угроза уничтожения, чем реальное уничтожение. Для Бога нет ничего невозможного. Он мог просто послать метеорит или разверзнуть землю и поглотить весь народ. Нет. Он начал с края, создал угрозу. Зачем? Чтобы они успели сделать верное решение.

Они правильно отреагировали. Они прибежали к представителю Бога на земле и, как написано, «возопил народ». Я обнаруживаю здесь даже какую-то иронию. До этого они тихо между собой шептались, но Бог заставил их кричать. Разве не забавно? Мне это кажется очень ироничным. Все их мысли тут же открылись и они в них раскаялись. Что требовалось от Моисея? От него требовалось рассудить, вынести приговор народу. Вот Моисей и рассудил, вынес свое решение.

Как я уже сказал ранее, я не знаю, почему это слово семьдесят толковников решили переводить словом «молитва», видимо в то время они что-то иначе понимали. И молитва для них значила нечто иное. Но мы ведь разберемся, в конце концов, что они понимали под этим словом. А пока, что имеем, то имеем. Мы помещаем и этот пример в нашу табличку.

Помолится (6419) — 1. судить, осуждать, посредничать; 2. рассуждать, надеяться.

Семьдесят толковников перевели это слово как «молиться» или «ходатайствовать».

Молился (6279) — молиться, упрашивать. Умолять (2603) — умолять о милости или пощаде. Сопряжено с унижением молящегося, потерей его достоинства. Умолять (2470) — умилостивлять, заискивать, льстить (делать все это мученически, изнурительно, болезненно, возможно притворно)
Быт.20 глава. Авимелех виновен перед Авраамом. Авраам решает (судит), что делать с царем, и свое решение озвучивает перед Богом. Бог выполняет решение Авраама. Быт.25:21. Исаак просит о ребенке. Быт.42:21. Иосиф умоляет братьев о пощаде, когда те продают его в рабство. Исх.32:11. Моисей пытается повлиять на решение Бога относительно уничтожения народа за отлитого из золота тельца для поклонения.

Пример молитвы приведен.

Числ.11:1-3. Ропот еврев и огнь на краю стана. Исход 8,9 и 10 главы. История с Египетскими казнями.

Змеи

Второе и последнее место, связанное со словом однокоренным слову «молитва», находится в 21-й главе данной книги. И перед нами история со змеями, которые напали на стан евреев в пустыне.

4 От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе.
(Чис.21:4-7)

Ну а дальше мы знаем. Бог повелевает Моисею сделать змея из меди и поместить «на знамя».  Каждый, кто после укуса змеи взглянет на змея, будет исцелен.  И тут народ опять сам приходит к своему лидеру и просит его помолиться Богу, что Моисей и делает незамедлительно.

Так вот, наверное, вы уже догадались, какое слово здесь использует автор. То самое, что означает «судить, рассуждать». То есть, ни о какой молитве в обычном смысле этого слова здесь речи не идет. Моисей никого ни о чем не просит. Именно Моисей судит свой народ и выносит свое решение. Бог начинает казнить, но, расчет на покаяние людей.

Может быть, вы не обратили внимания, но с момента появления змей, до момента молитвы Моисея прошло достаточно много времени. Ведь текст Писания нам сообщает, что «умерло множество народа». А теперь простой вопрос. Разве Моисей не знал, что народ мрет от укусов в множестве? Сообщение о том, что умерло «множество народа» говорит, что Моисей не торопится молиться за людей. А это, в свою очередь, говорит о том, что Моисей сам на стороне казни. Но когда его отношение к людям изменилось? Тогда, когда люди пришли к нему с покаянием. Только после этого их лидер сказал Богу, что решил помиловать свой народ. И Бог предлагает компромиссное решение — змей на знамени. С одной стороны, те, кто не верит, продолжает умирать. С другой, кто поверил, достаточно только посмотреть куда нужно, все исцеляется. Такой специфический фильтр, через который народ фильтруется. Лояльные власти остаются жить, остальные гибнут.

Итак. В книге Чисел мы нашли только два примера молитвы. И оба этих примера скорее говорят о чем-то другом, нежели о том, что мы привыкли называть молитвой. Моисей не просит, как мы привыкли думать, он выносит свой вердикт. А Бог ждет от Моисея, что тот решит. Буквально, как Моисей скажет, так Бог и сделает. Это не просьба, это изъявление воли. Но это и не разговор. До сих пор, разговор в Библии не называется молитвой. Он так и называется разговором. И не видно никакой связи между понятием молитвы с разговором. Так что, вопрос еще актуален. А пример мы, конечно же, записываем в таблицу.

Помолится (6419) — 1. судить, осуждать, посредничать; 2. рассуждать, надеяться.

Семьдесят толковников перевели это слово как «молиться» или «ходатайствовать».

Молился (6279) — молиться, упрашивать. Умолять (2603) — умолять о милости или пощаде. Сопряжено с унижением молящегося, потерей его достоинства. Умолять (2470) — умилостивлять, заискивать, льстить (делать все это мученически, изнурительно, болезненно, возможно притворно)
Быт.20 глава. Авимелех виновен перед Авраамом. Авраам решает (судит), что делать с царем, и свое решение озвучивает перед Богом. Бог выполняет решение Авраама. Быт.25:21. Исаак просит о ребенке. Быт.42:21. Иосиф умоляет братьев о пощаде, когда те продают его в рабство. Исх.32:11. Моисей пытается повлиять на решение Бога относительно уничтожения народа за отлитого из золота тельца для поклонения.

Пример молитвы приведен.

Числ.11:1-3. Ропот еврев и огнь на краю стана. Исход 8,9 и 10 главы. История с Египетскими казнями.
Числ. 21:7. Моисей выносит решение по делу ропота и змей.

До встречи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.