Тот же час

думаюДавайте вспомним, что мы уже видели. Иисус в Храме встречается с наиглавнейшими людьми еврейского народа. В результате разговора Он заявляет о том, что Бог покидает Храм. При этом сам Храм Он не называет домом Божьим, но домом «вашим», обращаясь к еврейским лидерам. Как только Он выходит из Храма, Он тут же объявляет о полном его разрушении. Чуть позже, когда Иисус уединился с учениками на Елеонской горе, Он говорит им об опустошении Храма и последующем его осквернении. Тут же дает указание, чтобы они, как только увидят эту скверну, тут же «брали ноги в руки» и бежали без оглядки от того места, где стоит оскверненное здание. А так же, бежать от того народа, который позволил его осквернить.

Затем, Он говорит, что гнев Божий на народ будет длительным. «Божьи охотники» на проклятый народ будут отыскивать всех и повсюду, чтобы расправиться. На это время христиане должны будут скрываться и не реагировать на любые соблазны, чтобы не погибнуть от руки губителя. В то время ситуация будет выглядеть так, что каждый шакал возомнит себя орлом, потому что будет охотиться на труп, а не на живую дичь. Но на этом дело не закончится. И теперь мы читаем продолжение.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
(Матф.24:29-31)

Обычно, когда люди читают эти стихи, в воображении рисуется нечто апокалиптическое. Небо заволакивается дымом от мощного ядерного взрыва, с неба падают метеориты в большом количестве. И, наконец, дым рассеивается и с неба сходит великое войско Христово.  Как один огнем горя, тридцать три богатыря. Только не из моря, а с небес. Да, такая картина впечатляет. Она вдохновила не одного писателя, режиссера или художника. Но спешу разочаровать. Данный текст в действительности имеет нечто иное.

Давайте еще раз. То, что мы читаем сейчас, это не выступление вдохновенного поэта. Это сложный и серьезный разговор. Вряд ли тут есть место для поэтических зарисовок. Ну да ладно. Оставим красоты на откуп фантастам. Сами же перейдем к прозе.

Есть пара мест здесь, которые указывают на ошибочность описанной мною выше иллюзорной картины. И первое — заявление о том, что «звезды спадут». Сегодня, почему-то, даже верующие, те кто называет себя христианином, не брезгуют использовать утверждение, что, мол, первые христиане были не образованными. Они, де, не знали, что звезды — это громадные космические тела, и упасть на землю не могли. И путали их с метеоритами.

Ну, во-первых, каждый ребенок в древнем Израиле к определенному возрасту знал наизусть Тору, т.е. первые пять книг Библии. Во-вторых, все евреи того времени знали псалмы, текста которых мы сегодня читаем в псалтыре. В-третьих, ко времени прихода Иисуса самыми популярными и обсуждаемыми книгами были книги пророков, так как весь народ с нетерпением ждал прихода Мессии.

Так вот, во всех этих книгах, вопреки атеистической пропаганде есть, пусть не подробное, но описание устройства мира. Чего стоит одно заявление Иова! А по некоторым исследованиям теологов историков, книга Иова датируется допотопным временем. Не знаю, насколько это правда. Но эта книга является, пожалуй, самой древней из всех книг Библии. Так вот, в ней Иов кричит следующее:

Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем.
(Иов.26:7)

Скажите теперь, что земля стоит на слонах и черепахах. Или вот такое заявление пророка Исайи:

Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча [пред Ним]; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
(Ис.40:22)

И все бы ничего. Можно было бы сказать, что речь идет о плоской земле, и тем самым обвинить древних людей в безграмотности. Однако древний текст не позволяет нам этого. Дело в том, что слово, переведенное нам как «кругом», означает не плоский круг, а круг, как шар. А это, согласитесь, уже совсем другая история.

Так вот, древние евреи, и уж тем более древние евреи времени Иисуса прекрасно знали о том, что Земля — шар и висит она «не на чем».

И все это сказано задолго до прихода Христа. Многие верят, что книга Иова была написана между 16м и 12 веками до нашей эры, но ученые настроены более скептически. Они датируют появление этой книги временем между 6м и 4м веками до рождества Христова. Как бы там ни было, книга достаточно древняя, чтобы понимать мировоззрение первых христиан.  Книга Исайи была создана в 8м веке до Рождества Христова.

Но я не для того начинал писать эту работу, чтобы доказывать уровень познаний древних евреев. Надо лишь понять, что древние евреи, в отличии от языческих современников, прекрасно понимали, что такое звезды, и выражение «звезды спадут» никак не могли спутать с падением метеоритов. Тем более, что речь не о том, что «звезды» рухнут на землю. А о том, что света не дает ни солнце, ни луна, ни звезды.

Однако, сказано не «погаснут», а именно «спадут». Тут нужно обратиться снова к греческому тексту. В букет значений этого слова входят такие понятия как: падать, кидаться, падать мертвыми, рушиться, утихать, умолкать, ошибаться, пропадать, исчезать и т.д.. Я уже много раз говорил о специфике древнего греческого языка, который сформировался не без серьезного влияния на него взглядов философа Сократа, который старательно боролся с многозначностью слов. Благодаря его стараниями древний греческий язык приобрёл свойство, которого никогда ни в одном другом языке не было. Все значения, которые есть у слова, являются неотъемлемой частью любого другого его значения. То есть, если в списке значений есть слово «падать», значит, это понятие сохраняется и тогда, когда мы читаем «исчезать». То есть, исчезает, падая, или исчез упав. Если мы читаем «падать мертвым», то мы должны понимать, что значение включает оба понятия. То, что описывается данным словом, как падающее мертвым, обязательно исчезает, а не продолжает лежать мертвым. И так далее.

Итак, звезды в словах Иисуса исчезают с неба, падая мертвыми, при этом разрушаясь и умолкая. Да перед нами некие живые существа! Нет? Вам так не кажется? Хорошо, погодите, это еще не все.

Следующий момент, на который стоит обратить внимание — слово «силы» в фразе «и силы небесные поколеблются». Относительно данного слова я очень подробно и «нудно» писал в труде «Исследование силы».

Вкратце дело обстоит так. Слово, которое нам перевели как «силы», это греческое слово «дунамейс», производное от «дунамис». Беда в том, что кто-то из проповедников внушил христианам, что это слово говорит о силе подобной силе динамита (название происходит от того же слова).  Однако, слово «дунамис» не имеет отношения к самому взрыву, как таковому. Речь идет о власти, возможности, потенции. Именно это и означает данное слово. Другими словами, когда Иисус говорит о том, что силы небесные поколеблются, Он говорит о том, что поколеблются «власти небесные», или, если хотите «небесные авторитеты». То есть, речь здесь не о землетрясениях и не о разрушении мироустройства, не о сходе планет со своих орбит. Власти, авторитеты небесные поколеблются.

Теперь, соедините оба момента, что мы только что рассмотрели. Некие «небесные власти» рухнут, то есть, потеряют авторитет и некие звезды умолкнут, умрут, исчезнут с небосклона. Никаких ассоциаций не возникает?

А теперь соедините все это с утверждением о том, что солнце померкнет, и луна не даст своего света. Думаю, картина станет яснее.

А теперь вернемся к разговору. Ведь перед нами серьезные «мужики». Они далеки от поэтических образов. Откуда же здесь такое «творчество»? Неужели Иисус вдруг «включил пророка»? Да ничуть. Здесь снова есть насмешка. Он ерничает, как и во многих других случаях. Но ерничает уже не над учениками, не над теми, кто Его слушает в данный момент. Все еще свежа память о недавнем общении с вождями народа. Вот, кто в Его «насмешке» является «светилами». Вот, какие «небесные силы» поколеблются. Мы все еще внутри того же события, которое началось в Храме и продолжается на Елеонской горе.

А дальше, еще интереснее. Читаем тридцатый стих. Вам понравится.

тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
(Матф.24:30)

На самом деле, если у кого и было «поэтическое» настроение, так это у переводчиков, которые не смогли уловить ни настроения Иисуса, ни его иронии, ни, тем более, смысла. Это с их «нелегкой» руки мы читаем данные слова, как пророческие. То есть, читаем так, будто Иисус начал говорить как ненормальный, будто Он под эйфорией. Давайте разбираться.

Первое — слово «явится». Идем к греческому тексту и обнаруживаем, что словом «явится» нам переведено слово, имеющее следующий набор значений: светить(ся), добывать (огонь), являть, показывать, обнаруживать, указывать  (на что-то), доносить, разоблачать, посылать, отражать,

То есть, что за слово перед нами. Нам сообщается, что после тех событий или во время тех событий что-то засияет, высветится, будет добыто, будет обнаружено, на что-то будет указано, о чем-то будет донесено, что-то откроется, будет отражено. С одной стороны, все верно переведено «явится». Но при более внимательном рассмотрении данного слова, мы обнаруживаем некоторые характеристики, которые говорят не просто о том, что буквально появилось на пустом месте, но то, что там уже было, стало явлено, обнаружено, найдено, стало ясным, понятным.

Давайте еще раз. Обычно слово «являться» мы воспринимаем как нечто, чего не было, и, вдруг, стало. Было пусто, не было никакого содержания, нечему было являться. И тут «бац» появилось. То есть, Иисуса, как бы не было на этом месте, Он был где-то в других местах, а потом «бабах», и вот Он уже здесь, смотрите! Но данное слово имеет несколько другую окраску. Здесь используется слово, которое подразумевает появление того, что здесь было всегда. То есть, «знамение Сына Человеческого в небе» было всегда,  о чем мы еще сейчас поговорим. Просто теперь, это знамение, наконец-то обнаружили, его «добыли», его открыли, его узнали. Чувствуете смысл слова «явится»?

Итак, что же будет обнаружено вследствие описываемых ранее событий? На этот раз наше слово — «знамение». В действительности мы это слово встречаем в Писании много раз. Но понимаем ли мы, что оно значит? Как правило, мы идем по пути наименьшего сопротивления. Мы открываем какой-нибудь справочник «начинающего христианина» и ищем слово «знамение». И в этом справочнике какой-нибудь опытный христианин дает пояснение. Мы, конечно же, успокаиваемся, и идем, разъясняем уже другим начинающим христианам, что такое «знамение». Теперь уже мы стали опытными. Но вот незадача. Тот самый человек, что нам разъяснил, что значит то или иное слово, даже не является носителем его. Он трактует его исходя из традиций своей церкви, а не из настоящего его значения. Но это уже совсем другой коленкор.

Мы же не будем идти таким путем. Мы пойдем чуть иначе. Мы поступим «по-нашему». Правильно, посмотрим, что под этим словом понимали его древние носители. А они под словом «знамение» понимали вот что:

  1. 1. отличительный знак, эмблема — Аристофан, Геродот, Эсхил (трезубец, эмблема бога (Посейдона)).
  2. Значок, отметка — Платон (отметки обо всех их деяниях).
  3. След — Ксенофонт (следы сошествия (Геракла в царство теней)).
  4. (верный) признак, примета, доказательство, довод — Фукидид.
  5. Знамение — Ксенофонт, Платон.
  6. Знак Зодиака, созвездие — Эврипид.
  7. Условный знак, сигнал — Фукидид, Ксенофонт, Аристофан.
  8. Отпечаток — Платон.
  9. Знамя, флаг, флажок — Геродот.
  10. Межевой знак — Ксенофонт, Демосфен (вне пределов).
  11. Печать — Платон.
  12. Скорописный (стенографический) значок — Плутарх.
  13. Математическая точка — Аристотель.
  14. Момент — Аристотель.

Думаю, не нужно долго объяснять, что это слово не означает ничего мистического по своей сути. В общем, тут речь идет о некоем знаке или следе, печати или отпечатке (следе). А учитывая сказанное чуть ранее, то речь идет о следе, который тут был всегда, только его никто не замечал.

Так вот, что за картину рисует нам Иисус. Он обещает апостолам ряд «скорбей». Бог будет изливать Свой гнев на место и людей, которые изгнали Его из Его Дома, которые сделали государственный переворот вселенского масштаба. И после всех этих событий все авторитеты потеряют свой статус (те авторитеты, что стали виной ухода Бога из Храма). И вот, когда все те авторитеты рухнут, падут как звезды, перестанут казаться людям солнцем и луной, вот тогда люди увидят то, что всегда было перед их глазами. Но по причине «сияния солнца» прямо в глаза они не могли это заметить, не могли разглядеть.

Они увидят «знак Сына человеческого». Воспринимать можно как угодно. Знак ли это, печать ли, или признак, доказательство, а может Его следы. Но увидят то, что всегда тут было. Знак Христа не прятался, не скрывался, не шифровался. Он всегда открыто лежал перед глазами, прямо там, где его увидят все. Вот только увидеть его можно только тогда, когда религиозные авторитеты погаснут. Любые авторитеты вместо Иисуса. Даже если этот авторитет — апостол Павел. Если кончено он, вдруг, затмил образ Христов.

Итак, допустим, религиозные авторитеты, наконец-то, померкли и больше не светят нам. Допустим, мы, наконец-то, прозрели. До нас дошло, что, да как. А дальше? А дальше, по словам Самого Иисуса, «восплачутся все племена земные». Вот это слово, а я имею в виду слово «восплачутся» в греческом языке очень интересное. Дело в том, что в тексте оно стоит в медиальном залоге. А в медиальном залоге это слово значит «горько оплакивать». Но там есть и некоторое дополнение. Не просто «горько оплакивать», но горько оплакивать «с биением себя в грудь».

Иначе говоря, Иисус описывает картину, когда люди, обнаружив то, что всегда было у них перед глазами, буквально бьют себя в слезах. Нет, это не сумасшествие. Такое бывает, когда люди осознают свою ошибку, но ничего уже не могут сделать. Таким образом, они пытаются сами себя наказать, потому как винить некого, разве что самого себя. Значит, как только погаснут яркие лучи религиозных авторитетов, и люди увидят истинное ЗНАЧение слов Иисуса, они будут сильно, отчаянно ненавидеть себя за глупость, за слепоту, за нежелание слышать и видеть то, что им говорилось, что всегда было прямо здесь, перед глазами.

Но и на этом еще ничто не заканчивается. А дальше, как «в лучших фильмах». Как только люди поняли всю глубину своего провала, приходит Иисус. То есть тогда, когда уже поздно что-либо менять. И для них это происходит «вдруг». Я же говорю: «Как в кино». Очень драматичный финал.

Жил человек. Служил оккупационным войскам. Сдавал своих собратьев в СБУ. Верил, что оккупанты уже победили. И сильно раздражали его листовки на столбах. И смеялся он в лицо тем, кто предупреждал его о возмездии. Но однажды он увидел, как оккупанты поспешно пакуют вещи и бегут из города. И страшное осознание своей ошибки парализовало его. И как только он пришел в себя, увидел он, как войска освободителей вошли в город. Дальнейшая история данного человека крайне грустная.

Но что происходит дальше? А дальше все очень логично. Небесный царь, захватив всю власть по всей Земле, собирает своих верных, кто оставался верен Ему во время оккупации Земли человеком греха.

и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
(Матф.24:31)

Но я вернусь таки на пару шагов назад. А именно к словам Иисуса о том, что племена земные восплачут. Речь именно о том, что восплачут «все племена земные». Это еще одно странное место, которое легко понять превратно. До сих пор, вроде бы, проблем не было. Все, что говорилось, так или иначе, относилось к апостолам, живущим во времена Иисуса. То есть, те, к кому вся эта речь была обращена. Но тут, вдруг, речь о «всех племенах земных». То Наставник говорит, что они, то есть апостолы, должны смотреть, потом бежать. А тут, все. Что-то здесь не так. И вот, что не так.

Сегодня принято толковать это как указание на финальную трагедию Мира. Даже наш главный священник заявил, что нужно как-то оттягивать приход Иисуса, потому что, с его точки зрения — это «конец света». Не буду рассуждать, откуда он это взял. Может ему что-то приснилось, а может кто-нибудь по телефону продиктовал. Важно, что на самом деле говорится в данном тексте.

А теперь давайте порассуждаем. Имеет право быть такое мнение, как у нашего главного патриарха? Да, конечно. Но, тогда, забегая вперед, совсем не укладывается в канву указание Иисуса на то, что сей род не закончится, как все это будет. А есть ли еще какие варианты? Важно, чтобы сохранялось указание на то, что «все племена земные» восплачутся и на то, что род сей, т. е. род людей, живущих во время Иисуса должен стать свидетелем происходящих событий, о которых говорит Мессия.

Мне кажется, что такой вариант есть. И этот вариант не подразумевает конца света, или событий где-то в одном определенном месте в истории. Суть в том, что «восплачут все племена» не в один момент истории, но каждый род в свое время. Главное здесь не то, что все восплачут, но когда. А когда все восплачут? Все племена земные восплаут, «когда увидят Сына человеческого грядущего, т.е. приближающегося на облаках небесных с силою и славою великою». То есть, данное событие не пройдет мимо ни какого поколения. Все пройдут через  это. Каждый в свое время. Поэтому и данный род не прекратит своего существования, как все это обязательно произойдет.

В каждом поколении будут религиозные лидеры. У каждого поколения будут свои «солнца» и «луны». Каждый в своей жизни переживет момент, когда «звезды» слетают со своих пьедесталов, когда авторитеты рушатся. В каждом поколении приходит свое прозрение, и всегда есть те, кто уже опоздал делать выбор, когда он видит Христа в силе и могуществе, но уже поздно что-то менять.

Итак, все племена земные, значит не только все, кто будет жить в одно какое-то определенное время в самом конце всех времен, но все племена, что жили и будут жить. И вот тут начинается нечто похожее на пророчество. Правда, и это еще, вряд ли пророчество. До сих пор была простая логика. Теперь, логика переходящая в будущее. Логика, строящаяся на знании Божьего сердца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.