Геенна

думаюМы уже подробнейшим образом рассмотрели все места, в которых встречаются такие слова как «ад», «рай», «преисподняя» как существительное  и «преисподний», как прилагательное. На очереди еще несколько слов, которые, так или иначе, сегодня понимаются в качестве ссылок на «тот свет».  И, я думаю, наступила очередь такого слова как «геенна».

Снова и снова мы должны вспоминать, что то или иное слово используется современником этих слов. Современные понятия нам не только не помогут, но и введут в заблуждение. Только современники могут понимать то, в каком смысле использовалось то или иное слово. Мы с вами, конечно же, не современники. Однако специально для нас работали орды ученых, которые создавали словари, восстанавливали исторические значения слов. И теперь эти словари доступны любому пользователю интернета. Действительно, чтобы раньше произвести какое-то филологическое исследование приходилось либо идти в библиотеку, причем в специализированную, либо выписывать почтой за большие деньги немаленький томик нужного нам словаря, а так же, разыскивать издания, по которым можно было как-то разобраться в вопросе использования слов.

Сегодня же все проще. Словари отсканированы и выложены в свободный доступ. Не нужно денег на покупку раритетов. Не нужно обзванивать библиотеки и книжные магазины в поисках нужной литературы. Большая часть действительно полезного точно так же отсканирована и предоставлена к нашему использованию. Мы живем в удивительное время. И не только это. Есть множество энтузиастов, которые провели тяжелейший и достаточно изнурительный труд, чтобы мы получили уже обработанные данные, в которых все достаточно ясно и внятно изложено. Да, что я рассказываю! Это известно всем. Вот только, почему-то, до сих пор христиане не очень то используют эти возможности, чтобы находить истину. И остаются уверены в том, что их учат истине, оставаясь в положении страуса. Они, почему-то думают, что раз пастор учит, то с пастора и спросится. Но, дорогие братья, тот факт, что с пастора спросится не отменяет и того факта, что спрос будет и с каждого из нас. Ведь тебе была дана возможность найти, но ты предпочел закопать голову в песок. Чего же ты теперь хочешь?

Но мы не из таких. Мы лезем в дебри, ищем ответы и не успокаиваем себя сказкой о том, что все уже найдено и хранится в качестве знаний современной церкви. Все ровно наоборот. И это доказывает простая вещь. Подобно Лютеру, у которого волосы встали дыбом от ужаса, который он испытал, увидев невероятную разницу между тем, что написано в Священном Писании и реальностью, мне приходится приглаживать свой скудный «подшерсток» при внимательном чтении тех же писаний. На самом деле со времен Лютера в этой области изменилось не так уж и много. Да, что-то нашли, что-то исправили, но нам все еще остается бремя Лютера. И на фоне его недосотни тезисов, которые он вывесил на вратах храма, наш список вопросов вряд ли там уместился бы.

Таким образом, мы продолжаем искать, и, самое главное, находить ответы. И мы все еще критически рассматриваем все основания для учения о «том свете». И, как оказывается, никаких оснований для него в Писании нет. Если о чем-то можно сказать, что то или иное притянуто за уши, то это учение даже не за уши, оно просто появилось из воздуха. И тут я оговорюсь. Я не рассматриваю вопрос существования ада или рая, я рассматриваю вопрос существования учения об аде и рае внутри Писания. Причем о том рае и аде, о котором знают и говорят все христиане. Мне так же совершенно наплевать, верят в эти злачные места все или не верит никто. Есть лишь одно мерило истины для современного верующего в Христа человека – Библия. Вот это поле и является тем самым полем, на котором находятся все ответы на все наши вопросы. На другом поле я копаться не собираюсь. Хотите, ройте сами. Там не мой огород.

Итак, сегодня начинаем разбираться со словом «геенна». И первое место, где это слово встречается – Евангелие от Матфея. Читаем:

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Матф.5:22)

Ну что же, начнем. Если вы немного потратили время на изучение моей работы под названием «Глобальное переосмысление Нагорной Проповеди», то, вероятно вы знаете мое понимание этих текстов. Для остальных я повторю что-то. Вопреки общему пониманию, то, что мы называем «Нагорной проповедью» проповедью не является. Да и название это придумано уже в более поздние времена. Нагорная проповедь никогда не предназначалась широкому кругу слушателей, а позже читателей. Эту речь Иисус направлял исключительно к тому, кто стал Его учеником. Это была «камерная» беседа Учителя с отдельными последователями.  И сутью этой беседы было важное послание о том, что исполнить Закон невозможно. И любые попытки угодить Богу через исполнение Закона обречены на провал.

Отрывок, что мы сегодня читаем, это часть обсуждения такого пункта Закона как «Не убей». И вот Иисус, показывая на этот пункт Закона, сообщает, что на самом деле, когда этот пункт формулировался Богом, в него было заложено нечто большее, чем просто убийство. И то, что в него было заложено Богом изначально, озвучивается Учителем как раз в нашем отрывке. Это НЕ НОВОЗАВЕТНАЯ заповедь. Это объяснение ВЕТХОЗАВЕТНОГО правила. И суть этого объяснения проста. Ученики должны были понять, что данный пункт никогда и никем не выполним. Хотя, что я говорю, фарисей и тут нашел способ исполнить его. Ведь, достаточно придраться к слову и, вуаля, с юридической точки зрения, закон исполнили. Действительно, ведь можно не говорить «рака», даже слово «дурак» можно не произносить. Просто заменив его на что-то другое. Но ведь вы не думаете, что Бог все это говорил лишь для того, чтобы перечислить слова, которые нельзя произносить. Все гораздо сложнее. И, потом, Богу наплевать на наши юридические потуги. Мы можем оправдываться как угодно, Его суд от этого ничуть не изменится.

Итак, все до одного люди много гневаются на своих близких напрасно. Это потом они понимают, что ошибались. Но факта «беззакония» это не отменяет. Но это не главное в нашем разборе. А что же главное. А вот что. Обратите внимание о каких наказаниях идет речь? В первом случае, а именно при напрасном гневе, вопрос наказания, по словам Самого Спасителя,  должен рассматриваться в суде. Но в каком суде? Может быть в небесном? Как думаете? Ну, наверное, как только мы погневались на кого-то, там, в Небесах запускается судебная машина и сотни ангелов начинают расследование. И, в конце концов выносится какой-то приговор. Так?

Было бы так, если бы ни одно но. Мы рассматриваем наименьшее из трех зол. Следующее зло – это произношение унизительного слова в отношении брата. В этом случае провинившийся подвергается не просто суду, а верховному суду. Правда… с одной оговоркой. Не торопитесь сравнивать синедрион с Высшим небесным судом. Нет. Да, синедрион, это высшая судебная инстанция. Однако высшая она только внутри отдельно взятого города или селения. Да, название звучит круто, но это лишь внутри одного поселения. Это даже не высший государственный судебный орган. Чтобы лучше понять, можно объяснить так. Представим, что в городе есть несколько судей. Так вот, какие-то дела имеет право рассматривать один судья. Допустим, у нас есть судья Пупкин. Вот этот Пупкин имеет право вынести вердикт по делу о напрасном гневе на брата. Но когда рассматривается дело о унизительном слове, то уважаемый судья Пупкин не имеет права выносить решений. Для такого сложного дела требуется почти весь судебный корпус. Во времена Иисуса Синедрион состоял приблизительно из 70 человек. То есть, решение по этому вопросу может выноситься только общим решением этих 70 судей, где мнение Пупкина имеет только одну семидесятую долю общего мнения.

На самом деле всеми такими вещами Иисус лишь показывает серьезность этих нарушений. Если даже простой гнев на брата является поводом для судебного разбирательства, то унизительное слово – это ЧП городского масштаба! То есть, перед нами нет никакого намека на Небесный суд. Это лишь иллюстрация серьезности в земных образах.

Но Учитель не останавливается и говорит о третьем уровне преступления. Тут надо уточнить. Сказать «безумный», это значит указать на то, что человек лишен рассудка. Это уже не унижение, это лжесвидетельство. Кстати, вы помните, как разгневался Иисус, когда за ним пришла мама с братьями, поверив слову о том, что Он вышел из себя? Ведь там Иисус буквально отрекся от своих родных. Чего такого произошло, спросите вы? А произошло то, о чем Иисус говорил в Нагорной Проповеди. Его назвали безумным. Если Иисус так серьезно отнесся к такому обвинению в свой адрес, неужели здесь, когда он разъясняет Закон Своим ученикам, он будет говорить о чем-то меньшем?

Так вот, какое же наказание должно последовать за обвинение человека в безумстве? Обратите внимание на то, что за это преступление человек лишается даже права на разбирательство. Тут «расстрел на месте». Никаких судов. Человек сразу должен быть наказан. Но чем? И вот тут появляется на арене слово «геенна». Причем она ни какая-нибудь. Она огненная.

… а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Матф.5:22)

И теперь простой вопрос. Если первые два согрешения никакого отношения к Небесной каре не имеют, какова вероятность того, что третье наказание должно быть свыше? Думаю, такая вероятность крайне мала.

Но что же такое, эта геенна? Может это дикая собака? Конечно же нет. Это слово происходит от названия долины Еннома к юго-западу от Иерусалима, недалеко от «Солнечных врат». И является фонетической транскрипцией с арамейского Геанна. На еврейском «Ге Хинном» буквально означает долину Еннома. В Писании эта долина известна как «Долина сынов Еннома».

По сообщениям очевидцев (древних авторов) в этой долине сжигали мусор и мертвых животных. Но смысл этой долины несколько шире, чем просто «свалка». Дело в том, что в истории Иудеи есть некоторые черные пятна. А именно, в этой долине устраивались языческие обряды поклонения солнцу. Возможно потому, что рядом были солнечные врата Иерусалима. Эти обряды включали в себя проведение детей через огонь. А в более раннее время включали в себя человеческие жертвы в честь солнца. Пророки Ветхого Завета пророчили гнев Бога на эту долину, подразумевая и тех, кто в этой долине провидит свои грязные оргии.

И.Ф.Шифман в одной из своих книг пишет: «Среди обычаев сиро-палестинского региона особое место занимало приношение в жертву (сжигание живьем) богу сыновей жертвователя, практиковавшееся обычно в критической ситуации. Такие жертвоприношения назывались по-финикийски молх, по-еврейски молех… Останки таких жертв хоронили на специальных кладбищах, называвшихся тофет… В долине Хинном недалеко от Иерусалима иудеи  приносили в жертву животных, поскольку человеческие жертвоприношения в Иудаизме запрещены; из еврейского ге Хинном(«долина Хинном»)возникло слово «геенна»»( Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987. — с. 197—198).

Давайте посмотрим, что об этой долине говорят пророки:

30 Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его;
31 и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
32 За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть [место сие] Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.
33 И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их.
34 И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею.
(Иер.7:30-34)

 

3 и скажи: слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима! так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, — о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах,
4 за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных
5 и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне;
6 за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения.
7 И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечом пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным.
8 И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его.
9 И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего, находясь в осаде и тесноте, когда стеснят их враги их и ищущие души их.
10 И разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобою,
11 и скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен, и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения.
12 Так поступлю с местом сим, говорит Господь, и с жителями его; и город сей сделаю подобным Тофету.
(Иер.19:3-12)

Вот слова еврейского ученого Давида Кимхи о слове «гехинном»: «а место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают  нечистоты и трупы. Так же там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом».

Но, оставим указание на символичность на совести Давида Кимхи. Если речь о символичности, то в чем символичность? Из всего выше сказанного я делаю следующее предположение. Геенна в устах древних евреев – это место, где сжигались люди. Это место, из-за которого Бог изливал гнев на весь Израиль, наказывая всех жестоко. Это место проклятия. И это место отнюдь не символично. Современникам Иисуса, как и Самому Спасителю, это место было доподлинно известно. И отношение к нему у искренне верующего человека было однозначным. Для древнего человека было гораздо лучше быть просто убитым, чем оказаться в этом мерзком месте. И тут не нужно никакой символики. Это место стало притчей во языцех.  Попасть в геенну, значит обречь себя на гнев Бога, на весь тот ужас, который испытали евреи в рабстве и евреи сожженные в жертву языческим богам.

Кроме всего прочего Иисус буквально этой фразой объявлял грешника язычником, лишая его права быть частью божьего народа. То есть, когда Иисус говорит: «…подлежит геенне огненной», он говорит, что этот человек больше не иудей, он язычник, и пусть идет в жертву своим богам.

Возможно, вы скажете: «Но как же ты говоришь, что это не символы? Ведь во времена Иисуса, да и вообще за всю историю Иудеи никогда не было такого, чтобы за гнев кого-то судили, за унизительное слово собирали синедрион, а за объявление в безумстве лишали гражданства и выгоняли к язычникам». Да, этого никогда не было. Но это говорит лишь о том, что данный закон никогда и никем не выполнялся. Он просто никем не воспринимался так, как должен был восприниматься. Но именно так понимался пункт Закона «не убей» автором всего Закона.

Что же касается нашего расследования, так вывод прост. Ни о каком аде между смертью и воскресением здесь так же не идет речи.

До встреч, дорогие.

Геенна: 2 комментария

  1. Спасибо огромное . Как мне нравится все что вы пишите . Я недавно начала делиться с вашими откровениями с другими ,а до этого жадничала. Хотела только сама читать. 😀Спасибо большое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*