Бац, и вторая смена

думаюДействительно. Вот так ходишь в церковь, ходишь. Изучаешь Писание на курсах, семинарах, конференциях и т.д.. И уже полагаешь, что все знаешь, все понял, что нужно выучил. И не только это, но уже осознаешь себя учителем для безграмотных, светом просвещения. А тут, как в известном фильме, бац, и вторая смена.

С каким старанием мы изучали молитву «Отче Наш»! Спорили, сколько ее нужно повторять. Какой смысл вкладывать. Даже назвали ее «Господней Молитвой». И вот, решаешь прочесть эти же слова с другой точки зрения, и оказываешься у чего-то вроде разбитого корыта. Все, чего уже намечтал себе от золотой рыбки, развеялось, улетучилось, и видишь перед собой все то же разбитое корыто. И надо начинать снова, но уже без помощи золотой рыбки – учителя просветителя, умницы проповедника, который на удивление все знает и понимает, только Бога и Его Сына в реальности показать не способен.

Но это все – лирика. А мы читаем конкретный текст, записанный апостольской рукой и сохраненный для нас Божьей волей. И это должно быть для нас главным, а не то, как нас научили в той или иной церкви.  И вот наш текст.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(Матф.6:5-13)

Если вы недавно читали мои слова по этой молитве, то сейчас увидите, сколь кардинально изменился мой подход и восприятие этого текста. При этом многие вещи, что я уже говорил, все же остаются верными. В общем-то, все эти «новые» вещи и сделали возможным пересмотр данного текста. И не просто сделали возможным, но и стали, отчасти, его причиной.

Итак, давайте еще раз вспомним общую канву так называемой Нагорной Проповеди. В ней Иисус не преподает новых истин. На самом деле, все, что в церкви подается как учение Христа, является частью нормального иудейского учения. Отсюда многие заблуждаются, думая, что Иисус лишь раскрыл правильное понимание Писаний. С одной стороны это верно. Он действительно раскрыл правильное понимание Закона, однако, Он это сделал для одной цели, чтобы последователь Иисуса осознал всю невозможность и бессмысленность идеи соблюдения этого самого Закона.

В общем и целом, все, что до этого было сказано резкого и существенного можно обобщить в одну фразу. Если ты хочешь заработать Царство Божье своими силами, то ты должен быть совершенен как Бог и за всю жизнь не допустить ни малейшего промаха, потому как малейший промах является нарушением всего Закона.

Отсюда, если ты не можешь исполнить Закон, то дай Иисусу сделать это вместо тебя, а дальше слушай, что Он тебе скажет. Иисус так сильно желает отбить у апостолов малейшее желание исполнить закон, что тратит массу времени на то, чтобы высмеять все их жалкие попытки на этом пути. Он даже иронизирует над их верой в то, что Бог является их Отцом. Если Он твой Отец, то ты должен бы, по идее, быть совершенным, в противном случае, ты врешь.

Нас, конечно, напрягает тот факт, что Иисус так старается нас разубедить, при этом, мы пока не видим, чем именно Он желает заменить эту нашу веру. Но, давайте наберемся терпения. Ведь мы понимаем, что вся речь Иисуса на Елеонской горе была сказана за один раз. Он не разбивал, как это делаю я, свои фразы на части, чтобы преподать их в разные дни. То есть, все это было монолитным монологом, единым потоком. При этом, безусловно, этот монолог был столь эмоциональным, сколь эмоциональным может быть Сын Творца эмоций.

Итак, в  речи Иисуса звучит ироничное «Отец ваш», с одной стороны Он как бы отделяет Себя от их веры в это, с другой стороны, иронизирует над тем, что Бог может быть их Отцом. Если бы они действительно были Его сынами, то…

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:5,6)

Я не буду повторяться по поводу слова «награда», это было достаточно подробно рассмотрено в предыдущих статьях. А это у нас уже, если я не ошибаюсь 10 беседа. Просто замечайте эти вещи в тексте. Но, если ты сын Бога, т.е. не так, вот как, если ты называешь Бога своим Отцом! Да! Если ты называешь Бога своим Отцом, то твое поведение должно быть не таким, как у фарисеев во время молитвы. Почему? Потому что они не являются детьми Бога. Откуда это? Да от того, что для них важно мнение людей. А для сыновей Бога мнение людей безразлично (ну или почти). Если же ты хочешь получить «зарплату» божью, то а) зайди в комнату твою, б) затвори дверь твою, в) помолись Отцу твоему (ирония). И, неустанные удары по мнимому сыновству, Отец твой (снова ирония) отдаст тебе зарплату.

Здесь я ничуть не ошибся. Именно отдаст, а не воздаст. А если глянуть в словарь за подробностями, то увидим еще и не это. Тут целый букет: заплатит, возвратит (долг), вернет, даст взамен, ВЫДАСТ и т.д. и т.п..

Для тех, кто воспринимает эти указания как руководство к действию, подумайте и ответьте себе на простой вопрос. Ну, может я погорячился, вопрос не очень простой. Итак, вопрос.

Иисус здесь разговаривает с учениками. Это мы уже поняли. Никого из посторонних, теоретически тут не должно было быть. Они конечно могли быть, но они не подразумевались в разговоре. То есть, вся речь Иисуса была направлена ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для своих. И мы знаем, что с момента, когда ученики пошли за Иисусом у них больше никогда не было «своей комнаты». О какой комнате говорит Учитель, если Он прекрасно понимает, что у них никогда в жизни такой возможности больше не будет? Я имею в виду, возможность войти в свою комнату, и тем более, затворить за собой дверь.

Вы скажете, это аллегория? Да! Это действительно аллегория. Но не в том смысле, что это серьезное наставление, руководство к действию, а в том смысле, что это не для них, а для тех, кто вопреки сказанному Учителем, все еще попытается исполнять Закон. Такой человек не может быть последователем Иисуса, у него еще может появиться свой кабинет.

Если кто-то думает, что Он своим взором смотрел в будущее и видел современных «апостолов», которые принимают «пациентов» за пасторским столом, то я сильно сомневаюсь, что это было актуально для тех апостолов. Они даже подумать об этом не могли тогда. Да и ненужно было им это.

Но есть ли в этих словах что-то действительно серьезное? Да, есть. На самом деле, именно так и живет Сын Божий. Все его послание и говорит нам: «Если ты Бога считаешь своим Отцом, то мнение людей для тебя не важно, но важно мнение Отца. Если ты молишься, то делаешь это так, как будет делать любой сын, говоря с Отцом – так, чтобы никто не слышал. Я бы не хотел, чтобы мои секреты с моим папой кто-либо слышал. Если я обсуждаю насущные вопросы с родным мне человеком, то это не для чужих ушей. Но если я что-то делаю на публику, то это точно не то, о чем я бы хотел говорить с папой с глазу на глаз.

В этом же ключе стоит рассматривать и следующую фразу:

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф.6:7,8)

Все, что здесь звучит, это тот факт, что настоящие сыны все это итак понимают, а если не понимают, то они и не сыны. Вот зачем ты молишься 3 часа? Зачем молишься всю ночь? Что не так? Хорошо, у тебя, наверное, накопилось много вопросов. Это нормально. Тогда понятно, что на все это тебе нужно много времени. Но если все это время ты говоришь что-то односложное, а за невозможностью придумать, о чем говорить, используешь для этого языки, то… Ну ты понял, да?

Опять же, можешь ты молиться сколько угодно, хоть 5 минут, хоть 5 недель без передышки. Но молитва должна иметь причину. И этой причиной не может быть расписание в молитве или обязательство молиться столько-то часов каждое утро или каждый вечер. Все эти «часы» свидетельствуют лишь об одном, Он еще не твой Отец, хоть ты и думаешь иначе. А вот и молитва настоящего Сына. То есть, если ты Сын по сути, то это твоя молитва, если нет, она к тебе не относится. Да ты и не сможешь ею молиться, понимая, о чем речь.

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(Матф.6:9-13)

Тут некоторые вещи я повторю, а какие-то, возможно, скажу впервые. Кстати, здесь Иисус впервые использует звание отца с притяжательным местоимением «наш». До этого, мы обращали внимание, было местоимение «ваш». Однако, это «наш» явно оторвано от Иисуса. Почему? Потому что Иисус им говорит: «Молитесь же так…». То есть, это вы должны так молиться, если Отец мой, является Отцом вашим. Вот вы и молитесь к нему, как к вашему Отцу. То есть, здесь Иисус все еще отстранен от их мнения о едином Отце.

Итак, о чем же молитва настоящего Сына Божьего? Может быть о зарплате? Или, может, о работе? А быть может о невесте? Может быть, о смене власти на более лояльную к христианам? Нет, нет, и снова нет.

Пункт первый: «Да святится имя Твое». Вот это «да» в начале фразы может означать в русском языке много чего. Это и «да» как таковое, то есть, согласие с чем-либо. Это и «пусть», то есть, некое попустительство, согласие, непротивление. Ну, хочет человек голову разбить, да ПУСТЬ разбивает, это же его личное дело. Но есть и другое значение – значение клятвы, обещания, установки цели. Сами выберете, что вам больше нравится. И по смыслу эта фраза звучит так: «Я клянусь сделать все, чтобы Твое имя было свято,  неприкосновенно, непорочно!». Но сегодня эти слова звучат совсем иначе: «Да пусть святится имя Твое, я же все равно ничего здесь не могу изменить».

Точно то же самое касается и фразы: «да приидет Царствие Твое». По смыслу это звучит так, исходя из предыдущей логики: «Я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы воля твоя исполнялась на земле так же, как она исполняется на небе. Я сделаю все, чтобы Твое Царство пришло».

Вот это слова Сына. И Сына больше ничто не интересует. Ему не интересны вопросы заработка, женитьбы или здоровья. Почему? Потому что у него есть Отец. И этим все сказано. И этот Отец обеспечит любые нужды Своего Сына. Ему не нужно для этого что-либо делать. Сын не работает за хлеб. Сын работает, потому что Он Сын. А хлеб – это то, что Отец всегда даст ему столько, сколько нужно. И об этом Иисус говорил с учениками несколько раз и показывал это через чудеса.

Дальше идет фраза, которую обычно трактуют как прощение за грех. Нет, речь тут не о грехе, речь о «долгах». То есть о том, что Сын должен своему Отцу. Почему такая странная просьба? Да потому, что речь идет не о настоящих Сынах, а о мнимых. О тех, кто… …вспомнили? О тех, кто ЗАРАБАТЫВАЕТ свое сыновство.  Отсюда и категоричное:

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
(Матф.6:14,15)

Итак, если вы тут видите намек на благодать, у вас чудесное зрение. Я же здесь никакой благодати не вижу. Здесь совершенно очевидное «дашь на дашь». И это «дашь на дашь» работает, если ты не желаешь жить по благодати, но хочешь своими силами заработать Божье расположение. Итак, если ты не отбросишь все помыслы о возможности как-то делами угодить Богу, то к тебе будет применено это правило. Сделал? Получи зарплату. Причем не важно с каким знаком. Не сделал, получи взыскание. Нравится? Вперед. Не нравится? Забудь о Законе.

До встречи.

Бац, и вторая смена: 2 комментария

  1. Иисус три года учил чему то апостолов. А научил ли? Они же почти и не поменялись в этом обучении. И все же дал Царство. Был ли плод обучения апостолов? В апостолах не видно. Можно было дать Царство не через три года, а и через три дня. В чем смысл трёх годичного обучения?

    • Почему же, учил, только не видно, потому что смотрим не туда. Они не менялись, они готовились к дню пятидесятницы и становились друзьями. Чтобы человека сделать другом нужно много времени, на это трех дней крайне мало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.