Наполняемы Духом?

думаю

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
(Еф.5:18)

Проблема. Если упиваться вином – это, буквально, наполнять себя напитком. Или, если точнее, быть наполняемыми напитком. То фраза «исполняйтесь Духом» не так проста. 

Проблемы.

  1. Здесь так же пассивный залог. То есть, это не вы наполняете себя Духом. Вы оказываетесь в зоне действия Духа, и там наполняетесь. Это скорее похоже на бутылку опущенную в воду. Это не бутылка всасывает в себя воду. Это вода, независимо от бутылки вливается в ее внутренность.
  2. Слово «Духом» стоит в древнем греческом Дательном падеже. Это то же самое, что наш творительный. Ну, или почти то же самое. И, вроде бы, переведено верно. Духом. Однако в греческом тексте стоит предлог. Который используется в некоторых случаях. А именно тогда, когда речь о чем-то находящемся где-то. То есть, суть фразы, похоже, такова: «…но исполняйтесь (чем не сказано) будучи в Духе». Не чем, а где. Если по аналогии с напитком, то, действительно Духом, но, не будучи активным «всасывателем», а просто находясь в зоне действия Духа.

И вот тут у многих должен возникнуть внутренний дисбаланс. Я так думаю. Современная «технология» музыкального поклонения в церкви часто нацелена именно на усиленное наполнение Духом. И этот процесс рассматривается как нечто активное. У меня родилась аналогия. Пусть она не очень приятная, но, как мне кажется, хорошо описывает наш вопрос.

Представьте себе курилку. Я имею в виду специально отведенную комнату для курильщиков. Кто туда ходит? Логично предположить, курильщики. Кто это? Это ребята, которые при входе начинают активно «добывать дым» и втягивать его в себя своими недобитыми легкими. Это активные ребята. Но в реальности, в курилку иногда вынуждены заходить и противники курения. Либо, что бы кого-то найти, либо обсудить с кем-то важный, не терпящий отлагательств вопрос с человеком, который, как минимум пять минут будет спокойно сидеть и не убежит от вас.

И вот, эти люди, которые не курят и не являются активными курильщиками, оказываются в зоне действия ядовитого дыма. И пока они там находятся, они исполняются табачным духом. И вот это как нельзя лучше описывает то, о чем говорит Павел.

То есть, надо не создавать атмосферу Духа, а нужно прийти в Его атмосферу. И вот почему у нормального христианина может возникнуть диссонанс внутри. Современные поклонники привыкли и научены именно создавать атмосферу, а не входить в нее. А беда в том, что у людей нет никаких шансов в создании этой атмосферы. И происходит подмена.

Поклонники, вместо того, чтобы найти Дух и войти в Его присутствие, создают некую атмосферу вокруг себя, генерируют ее. Эти вещи очень сложно различить в церкви. Действительно, идет то, что мы называем поклонением. Звучит музыка или молитва в голос, звучат какие-то слова и мы чувствуем… …О! Мы чувствуем!! А что мы чувствуем? И вот тут возникает не просто вопрос, а вопрос всех вопросов. Что это? Это открылись небеса или это мы тут надымили?

Помните старую христианскую шутку. Господи! Ты чуден!! А твои дети еще чуднее. Очень легко спутать вхождение в Его присутствие с такой «генерацией подобия Его присутствия». Ведь мы не можем создать Его присутствия лишь по простой причине, потому что Его присутствие – это Он Сам. А мы не можем Его сгенерировать. Но вот что мы можем. Мы с легкостью создаем духов. Причем таких, каких захочем. Правда потом сами же потом от них стонем и жаждем освобождения, но с неутомимостью творим их постоянно. И делаем это просто потому, что это заложено в нашей природе. Мы по умолчанию – творцы. И мы можем создавать реальный… …назовем его  «дух присутствия». И вот перед нами два служения. И там и тут звучит музыка. И там и тут христиане что-то ощущают. И там и тут уверены, что это Он. Но если в одной это действительно Он, то в другой лишь жалкое подобие, сотворенное группой прославления.

Есть примеры в Писании? Да! И все знают, например, следующее событие. Помните, царь Саул вошел в «сонм пророков». Сам он не пророк. Он вообще ничего такого не умеет. Но вот он оказался в некой атмосфере. И тут «…бац, и вторая смена». Перед нами уже не просто царь, а кто-то, из чьих уст льются пророчества.

А вот простой пример второй церкви. Речь о стрелке пророка Илии с пророками Ваала. Помните, что они там делали?

26 И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.
27 В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!
28 И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.
29 Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха.
(3Цар.18:26-29)

Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Вот что мы упускаем, читая эти строки. То, что делали пророки Ваала – это привычная для них практика. Они входят в некое состояние, которое тоже дает ощущения, переживания, чувства. Их эмоции зашкаливают. И у них полное ощущение присутствия своего бога. Но все эти ощущения остаются внутри них самих. А снаружи «не было ни голоса, ни ответа, ни слуха».

А в чем разница? А разница в том, что Саул, пророков мы пока упускаем, вошел в атмосферу, которую он не создавал. Он просто вошел туда, где все уже есть. А пророки Ваала работали «генераторами».

А что Иисус говорит об этом?

13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Матф.7:13,14)

Вы когда-нибудь обращали внимание на эти слова «входите» и «находят». В наших церквях, почему-то, все решили, что уже все найдено, осталось только войти. И, конечно же, вход осуществляется с пением и ликованиями. Но ведь это сказано не в Ветхом Завете. Это говорит Иисус. И Он говорит, что путь еще надо НАЙТИ. И мало того, НАХОДЯТ этот путь НЕМНОГИЕ. А все почему? Потому что этот путь УЗОК, а врата ТЕСНЫ.

Итак, по всему Писанию нам повторяется вновь и вновь, искать и входить. И ничего не сказано про создание и генерацию.

Ну, хорошо. Мы поняли, что генерировать – это повторять дела пророков Ваала. А как найти, и, как входить? А я знаю? Но я знаю, кто знает. Павел, например, один из тех, кто нашел и вхож. Давайте его и почитаем дальше.

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:19-21)

Да нууууууу!!! Мы это уже читали сто раз. То же мне, открыл Америку.

Так мы же все уже читали сто раз. Разве нет? Но давайте попробуем немного под другим углом посмотреть на давно известные слова апостола. Может, мы что-то упускаем постоянно? И, конечно же, снова обращаемся к греческому тексту.

И вот что неожиданно для себя обнаруживаем. 19-й стих является по структуре полной копией финала 18-го стиха. Разница лишь в том, что «исполнение» действие пассивное, а «назидая» — активное. Все остальное прямая калька. Но, давайте по порядку.

Слово «назидая». Если выбросить все, что предложили и насочиняли переводчики Нового Завета, у нас остаются лишь следующие значения этого слова: говорить зря, болтать, молоть языком; говорить, владеть речью; говорить, рассказывать, беседовать; издавать любые звуки, от нечленораздельных до музыкальных. И, скажите мне, где здесь «назидание»? Видимо переводчикам что-то померещилось. Так вот, выражение «назидая самих себя» ничего другого не значит, как «говоря самим себе». Как видим, ничего особенного, вроде бы не сказано. Но…

Если помним, в восемнадцатом стихе, то есть, буквально, только что, Павел сказал: «наполняемы, находясь в зоне влияния Духа». И тут же он говорит: «говоря себе (находясь в зоне влияния) псалмов и гимнов и песен духовных,…». Здесь точно такой же предлог и точно такой же падеж. И если мы перевели конец восемнадцатого стиха «исполняйтесь в Духе», то почему мы как-то иначе должны переводить то, что написано точно так же?

Вы спросите, а что это меняет? А ответ не так прост. И, что самое важное, для понимания послания нам придется немного откатиться назад. А именно к 17-му стиху. Теперь нужно полное внимание:

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
(Еф.5:17,18)

Помните, чуть раньше я обратил внимание на то, что Павел нам не сказал, чем именно мы должны «исполняться». Это мы решили, что должны исполняться (быть наполняемыми) Духом. Кстати, большая буква к исходному тексту не имеет отношения. Не факт, что вообще речь о Святом Духе. Когда апостолы писали свои послания, еще не изобрели маленьких букв. То есть, все их послания были написаны одними БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Это потом, кто-то взял на себя ответственность и определил, где должны быть большие, где маленькие. Но, как вы понимаете, это уже не имеет никакого отношения к тому, что апостолы действительно хотели сказать.

Но, извините, я отвлекся. Так вот. Факт в том, что в тексте Павла действительно совсем не очевидно, что речь идет об исполнении в Духе Святом. То есть, о том, что Дух Святой каким-то образом должен нас наполнять. Но вот что точно очевидно. То, чем мы должны быть наполняемы, находится в атмосфере духа (либо человеческого, либо Святого, тоже не очевидно). И не только, но и в атмосфере псалмов, славословий. То есть там, где мы поем Господу своими сердцами.

Давайте я просто перефразирую слова Павла, а вы потом решите, как лучше это понимать. И мы вернемся к 17-му стиху.

Но будьте наполняемы (чем, пока не ясно) в Духе, в псалмах, в славословиях, в пении Богу сердцем.
(Ефес. 5:18б-19)

И теперь возвращаемся к 17-му стиху. Вот тут мы находим повелительное наклонение. А как же с «исполняйтесь»? А нет там повелительного наклонения. Если говорить еще более точно, то Павел нам не говорит: «Будьте исполняемы». Он говорит: «И не напиваемы  в вине,… но исполняемы в духе». Но, понятно, что мы так не говорим, поэтому, логично перевести повелительным наклонением. Однако, повторюсь, повелительное наклонение есть в 17-м стихе, а в 18 и 19 его нет. То есть, положа руку на сердце, апостол нам НЕ ПОВЕЛЕВАЕТ быть исполняемы в Духе.

Так что же нам повелевает апостол? А вот что он повелевает:

  1. Не будьте неразумны (нерассудительны).
  2. Познавайте, что есть воля Божия.

Итак, Павел повелевает церкви в данной части текста две вещи. Первое – не дурить, второе – что-то выяснять.

Вот это «познавать» — перевод совсем другого слова. Древние греки вкладывали в это слово следующие понятия: сводить (как сваха), внимать, слушать, замечать, понимать.

Так вот. Павел приказывает церкви не заниматься глупостями, не тратить время в пустую, но вникать, замечать, внимать, понимать, ЧТО ЕСТЬ ВОЛЯ БОЖЬЯ.

А теперь, самое интересное. И, наверное, самое сложное. Я просто прочту, как это открывается теперь:

«Понимайте, что есть воля Божья. И (вникайте в это) не упиваясь вином, а наполняйтесь (этим осознанием, пониманием воли), находясь в Духе, в пении, в славословии…».

И вот к чему мы пришли. Вопреки устоявшемуся толкованию о том, что Павел здесь учит исполнению Духом, как оказалось, Павел здесь учит о познании Его воли. И исполнению именно этим познанием, а не Духом. Но это утверждение, конечно же, не отменяет всего остального, что мы знаем о Духе Святом и исполнении Им. Просто в данном конкретном месте речь совсем о другом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*