Книжник и ученик

думаюСледующий момент, где можно увидеть какой-то намек на Христову любовь к ученикам, думаю, можно рассмотреть в краткой заметке о книжнике и ученике. Этот отрывок повторяет Лука, добавляя еще один ответ. Но мне кажется, то, что отметил Матфей любопытнее. Лука же здесь умышленно или нет, но кое-что сгладил, сделал незаметным.  И то, что эти переговоры Учителя с Книжником и Его же с одним из учеников расположены Матфеем рядом друг с другом, что-то должно значить. Я не знаю, что здесь мы обнаружим, разберемся по ходу дела. Итак, читаем отрывок.

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
(Матф.8:19-22)

Немного предыстории. Иисус находится в доме тещи Петра, на исцеление которой от горячки ему понадобилось лишь одно прикосновение.  Сколько там пробыл Иисус с учениками, не известно. Известно лишь, что вечером к нему принесли множество нуждающихся в исцелении людей. А Учитель всех их исцелил. И как только Матфей заявил, что Иисус исцелил ВСЕХ, он сообщает, что Учитель увидел толпу народа и решил переплыть на другую сторону. И вот тогда к нему подходит книжник, после чего мы читаем уже наш отрывок.

Но об этом мы еще поговорим. А сейчас вот о чем я подумал. Иисус исцелил всех, кто к Нему пришел. Причем это Он сделал вечером. Итак, все, кто нуждался, уже здоровы. И, судя по всему уже поздний вечер. Логично, что Иисус желает отдохнуть. А народ не уходит. Что делать? Я лично вижу такие варианты. Например, послать всех, скажем, домой. Нормальное решение? Думаю, да. Однако я не нахожу в Писании чего-то такого, чтобы Иисус отправлял народ по домам. Может вы помните?

Что я вижу? Я вижу следующее. Когда ученики предложили Иисусу отправить слушающих домой по причине отдыха и «перекуса», Иисус не послушал их совета. Вместо этого Он решил их проблему иначе. И мы знаем, как. Есть ли в этом какая-то закономерность, до конца еще не уверен. Но, похоже на то.

Второй вариант – это уйти Самому. Вот этот вариант Иисус исполняет с завидным постоянством. Но почему Он уходит? Самое очевидное, что здесь есть – простая человеческая усталость. Иисусу нужен отдых. Разве нет? Посмотрите сами, прямо в этой главе, когда Он с учениками уже на пути к другому берегу, прямо во время бури Иисус спит. Это как нужно умаяться, чтобы во время бури спать?

Ну вот, смотрите. Иисус увидел народ вокруг… кстати, может создаться впечатление, что до сих пор Он народа не видел. Это просто мы так читаем. Но это неверно по одной причине, Иисус только что исцелил ВСЕХ.  Т.е. Он и раньше видел толпу. Но теперь уже все исцелены. А народ не расходится. И Он хочет уплыть на другую сторону.  Почему?

Во-первых, прямо здесь ни Ему, ни ученикам покоя не видать. Во-вторых, все, что Он хотел или мог сделать, Он сделал.

В-третьих, на этом берегу Ему негде скрыться. Единственное место, где Он мог отдохнуть, «оккупировано» народом. Что бы мы сделали? Мы бы вышли из «гостей» и пошли домой, сказав всем «пока». Выйти из дома Петровой тещи Иисус может. Но где тот дом, куда Он может пойти, сказав это «пока». За какой дверью ему можно прилечь поспать? И вот сюрприз. Такой двери не обнаружено.

И прямо в этот момент к нему подходит человек из книжников. Что он, этот человек из книжников предлагает уставшему Иисусу? Он Ему предлагает свое следование за Ним. Вот как объяснить вам суть происходящего. Хорошо. Представьте себе девушку, которая набрала в магазине много покупок и с переполненными сумками идет домой. И вот к ней подходит ее, предположим, молодой парень и начинает говорить ей о том, как он ее любит, души в ней не чает, готов луну с неба достать и т.д. При этом почему-то не замечает сумок. Что можно сказать о таком молодом человеке? Да зачем ей такой дуралей?

Так зачем Иисусу такой последователь, который думает только о своей религиозной высоте? Ведь этот книжник местный. У него есть дом. И, очень вероятно, совсем не далеко. И, почему-то это не Иисус у него в гостях, а он в гостях у бедной вдовы. И отчего-то ему даже в голову не приходит идея предложить Учителю с учениками отдохнуть в своем доме. Его волнует только его собственная святость. Главное, он сам правильный, а остальное он даже не замечает. И вот ответ Иисуса такому праведному:

И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
(Матф.8:20)

Ответ Иисуса явно враждебен признанию книжника в готовности идти куда угодно за Учителем. Иисус просто и четко дал понять, что такой ученик ему даром не нужен. Такие люди никогда не будут Божьими служителями. Они всю жизнь будут стремиться к своей собственной святости, чистоте, возвышенности и т.д. И никогда не станут слугами Божьего народа. Наоборот, они всех заставят служить их «чистым помыслам». Я остановлюсь здесь на книжнике. Потому что думаю, что очень многие в этом книжнике смогли узнать себя.

Перехожу ко второму человеку, подошедшему к Иисусу в тот момент. А к Нему подошел один из учеников Иисуса. Понятно, да? Сначала подошел человек, изъявивший желание стать учеником. И он получил резкий отказ. А потом подошел тот, кому Иисус ответил в свое время согласием. Кого Он принял в свои ученики. И вот какой произошел у них разговор.

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
(Матф.8:21,22)

Я не собираюсь сейчас разглагольствовать по поводу похорон родителей. Суть ни в этом. Суть в том, что если ты чей-либо ученик. И если у Учителя не так много времени, чтобы передать тебе свое ремесло. То любой твой пропуск с гарантией приведет к провалу всего обучения. А у Иисуса – интенсив. Времени в обрез. У Него нет возможности откладывать обучение или делать какие-то длительные перерывы. Таким образом, либо ты ученик, либо нет. Если ученик, то все, на что у тебя есть время, которого критически мало – быть с Учителем и внимать всему, что Он делает и говорит. Либо ты больше не ученик.

И вот теперь, как мне кажется, главное. Иисус не прогоняет ученика, не отказывается от него. Он вообще никого из учеников не прогоняет никогда. Он принимает в ученики не слишком охотно. Но тех, кого Он принял, никогда не прогоняет. Однако, вся Его любовь, о которой Он говорит в конце Своего служения, выражается у Него в особой непробиваемой жесткости к ученикам. Его требования к ним с нашей житейской точки зрения жестоки. Но это и есть Его любовь, которой Он заповедовал апостолам любить друг друга. То есть именно так они должны любить, и никак иначе.

А где же тут любовь? Мы забываем о том, что Иисус – Спаситель, а не душка. Цель и жажда Спасителя – спасать. И любовь Спасителя – спасает. То есть, если нужно ради спасения «вырубить», такая любовь не задумываясь «вырубит». Потому что иначе, человек погибнет.

Мы со своими новомодными взглядами на воспитание детей совсем потеряли настоящую любовь к детям. Мы думаем, что им нужна нежность и ласка. Мы думаем, что детям нужна свобода. А детям нужна любовь, которая сделает их сильными, способными побеждать, преодолевать трудности, выстаивать в реалиях этой несправедливой жизни. Мы решили, что наказание ребенка – это преступление. А на самом деле мы делаем ребенка безоружным и не способным противостоять. Мы смягчаем требования, и теряем душу ребенка.

Да, мы получаем очень благодарных и любящих детей. Допустим. Но это дети, которым придется переносить прививки жизни тогда, когда это уже переносится крайне сложно. И вот, мы имеем детей, не способных пережить отказ девушки. Детей не умеющих настоять на своем. Не находящих сил после падения.

Иисус Сын настоящей и величайшей любви. И вся Его любовь проявляется совсем не в поощрениях, нежности или объятиях. Но в требовании, жесткости, граничащей с жестокостью. И все это в действительности самая настоящая милость и благость. Его прощение велико. Но Он не терпит халявы. Он защищает грудью каждого грешника, а праведников жестко бьет словом. Что до апостолов, то им вообще спуску не дает.

А какой у Него выбор? Еще какое-то время и Он уйдет к Отцу. А им предстоит встретиться с жесточайшими гонениями. Их будут быть, убивать, сжигать, варить в кипящем масле, как апостола Иоанна и распинать на крестах. И им нужно все это встречать достойно. И подготовиться они ко всему этому должны в кратчайшие сроки. Потом шансов не будет. Но если Он будет с учениками нежен и кроток, все погибнет. Да и апостолы тоже. Но уже не с тем достоинством, с каким они шли на свой эшафот, а низко, как любой другой никчемный человек. Теперь же они, например как Павел, прямо говорят: «… мои узы – ваша слава».

Сами посмотрите, как часто Иисус говорит о том, кто достоин быть Его учеником, а кто нет. Но ведь мы эти слова обходим стороной. Они нам не нравятся. Нам хочется жить в «его тени». О! ДА! Это здорово, лежать у Него на коленях. Мы обращаемся к Иисусу с жалобой на великую боль в наших сердцах от того, что нам в детстве сделали больно. И пасторы служат нам, чтобы эту боль исцелить. И вот что нам сказали бы апостолы на все это?

Вы можете себе представить Петра, который бы сидя у ног Иисуса говорил, что его воспитывали неверно. Он никогда не знал папиной любви. И поэтому он стал террористом. И вот Иисус кладет ему руку на голову и говорит о том, что папа Петра любил его.

Я вижу совсем другую картину. И Его любовь выглядит так: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.