Пишу вам…

думаюНе стану подробно напоминать все, что говорил Иоанн до этого. Кратко. Церкви докатились до отвержения апостолов. Иоанн, стараясь хоть как-то достучаться до их сознания пишет послание, в котором сообщает простую истину. Если они отвергают брата, не имеют общения, грешат, значит ни о каком познании Бога,  что похоже они утверждают постоянно, не идет речи. Тот, кто действительно познал Бога, не грешит, открыт к общению, и вообще, ведет себя точно так же как Иисус. 

И вот, Иоанн подвел некую черту под всем сказанным, говоря, что ненавидящий брата, находится не во свете, а во тьме, в ней он ходит и не знает куда идет. Т.е. такой брат попросту слеп.  Все эти слова пропитаны любовью и болью к тем, кого апостол зовет своими детьми.

12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
(1Иоан.2:12-14)

Не знаю, как вы, а я слышал уже множество проповедей на тему, что значит дети, что значит, юноши и отцы. Одно из самых первых учений по этому поводу гласило, что речь идет о духовном возрасте. Дети, те, кто только что пришел к Иисусу. Юноши, это бойкие, активные христиане, которые переворачивают мир. Отцы, соответственно, старейшины церкви, опытные, героические, авторитетные.  И, как кажется, все логично, ясно и… и все. То есть, это учение по всем статьям выглядит не более чем попытка залатать дыру в понимании Писаний. И, заодно, подтвердить теорию о духовном росте. Сами понимаете, ведь надо как-то подтверждать авторитет пастора, иначе ведь никто за ним не пойдет. Ведь может такое случиться, с некоторыми лидерами.

В общем и целом это учение пришлось кстати. Так что его с удовольствием в разных вариациях пересказывают во многих церквях. А теперь давайте вернемся в атмосферу послания. Есть ли в тексте, предшествующем все эти странные перечисления хоть какой-то намек на разницу в духовном возрасте? Прежде чем отвечать, подумайте.

Возможно, кто-то скажет, что есть, потому что Иоанн описывает отсутствие познание и наличие последнего. Т.е. как бы детский возраст и взрослый. И действительно, Иоанн говорит, вроде бы об этом? Но давайте еще раз подумаем, так ли это? Разве во всем этом было что-то сказано о «незрелости»? А может, был указан какой-то промежуточный этап? В речи Иоанна указан уровень «детского сада», который сравнивается с профессорским званием. Справедливо? Не думаю, что Иоанн это имел в виду.

Но вот что мы точно определили. Иоанн их всех до одного, до сих пор, называл детьми. И в его словах не было ничего, адресованного отцам или юношам.  А то, что все, раньше сказанное было обращено и к этим категориям, несомненно. Ведь он сам теперь пишет, что его слова относятся и к ним так же.

Итак, если речь не о духовном росте. И для Иоанна все они являются детьми, тогда как понимать все то, что сказано с 12-го по 14-й стихи? Ответ кроется все в той же любви апостола и его боли. Есть только одно объяснение этим «отцам», «отрокам» и «юношам» — горькая ирония. Вы не согласны? Тогда предложу вам еще одну мысль.

Судя по словам, сказанным Иоанном до 12-го стиха второй главы, прихожане малоазийской церкви заблуждаются в том, что познали Бога. Если это верно. То, когда апостол называет их «познавшими», а ведь перед этим доказывал обратное, он иронизирует. Это чистой воды сарказм.  Ирония сквозь слезы. Например, апостол Павел – мастер «святого сарказма». А теперь давайте еще раз, прочтем слова Иоанна.

12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
(1Иоан.2:12-14)

Саркастические ноты появляются с 13-го стиха. 12-й, все еще звучит безобидно. Он их действительно считает детьми. И апостол обращается к тем, кто себя таким признает. Его речь здесь проста. У тебя нет никакой гордости, ты ничего из себя не строишь. Ты просто любишь Бога. Поэтому данные слова к тебе. Здесь нет ничего обидного. И потому слова просты. Суть их в том, что и написано. Что я должен понять. То, что все, что у меня есть, а именно прощение моих грехов, я имею только ради Его имени. Ни по заслугам, ни за хорошее поведение, ни ради красивых глаз. Только ради славы Его имени. Здесь нечем гордиться.

А теперь, отцы. Отцы – это как раз те, кто себя считает авторитетом. Они возомнили себя опытными, достойными особого почтения.  Они заменили слова апостолов своими словами и не допускают истину до ушей братии.

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
(3Иоан.1:9)

И вот где сарказм. Если к детям апостол пишет по-простому. То к «отцам» он обращается именно потому, что они, якобы, познали Сущего от начала. Это обращение к тем самым «бунтарям», возомнившим себя достойными славы Божьей.  Это и есть те учители, что ввели церкви малой Азии в заблуждение.

Но вот, что интересно. Его сарказм не простая издевка. Это средство достучаться. Все же, это способ заставить этих гордецов прочесть послание. И вот, что подразумевает, по всей вероятности апостол: «Вы называете себя отцами. Вы говорите, что познали Сущего от начала. Так вот я и обращаюсь к вам, как к тем, кто познал. Ведь это вы так заявляете о себе. Опровергните меня!».

Всюду, где действует учение о духовном росте, христиане ассоциируют себя с каким-либо уровнем. Это очень удобно. И это успокаивает. Это убеждает, что, вроде бы, все не плохо, я же расту! Таким образом, если дети, это те, кто признает свою полную несостоятельность, а отцы, это те, кто взял на себя право вести за собой в заблуждение людей. То есть люди, которые решили, что они уже не дети, но и отцами они пока не стали. И таких категорий здесь озвучено две.

Это не изобретение Иоанна. Это изобретение тех древних заблудившихся церквей малой Азии. Это они для себя создали такие градации и успокаивали себя ими. А мы, думая, что это учение Иоанна, напяливаем на себя их бред, и радостно идем теми же тропами во тьму. Что же это за категории, с которыми себя ассоциировали те ребята? Как уже сказано, их две. Первая – отроки, вторая – юноши.

И вот в чем вся соль. Давайте посмотрим на юношей. Как описывает Иоанн этих ребят? Он говорит, что обращается к ним именно потому, что они, внимание (!) ПОБЕДИЛИЛ ЛУКАВОГО. Вас никогда это заявление не смущало? Меня оно смущало всегда, когда мне говорили, что если ты победил лукавого, то ты уже дорос до юношей.

Кстати, юноша, это возраст между отрочеством и зрелостью. Это почти отцы! Это уже авторитеты. Не такие непререкаемые как отцы, но уже нос держат высоко. И позволяют себе смотреть на многих с нисхождением.

Итак, это не Иоанн придумал, что они победили лукавого. Это они о себе так говорят, а Иоанн лишь использует их собственное определение. Либо их слова, которыми они кичатся. Итак, они заявляют, что ПОБЕДИЛИ ЛУКАВОГО. А мы знаем, кто победил лукавого. Хорошо, кто-то скажет, что они победили лукавого именем Иисуса. Но апостол не использует такой формулировки. Он ни разу не заявил  о них, что они для этого как-то использовали имя Иисуса. Имя Иисуса использовали только дети. Ведь именно им, ради Этого имени были прощены все грехи. Отцы, например, познали Сущего от начала. Причем то же без имени Иисуса.

Итак, вот эти чудо богатыри, смогли повторить дело Иисуса в своей жизни. Причем, они даже сделали это лучше. Они остались живы! И вот теперь, Иоанн обращается к этим ВЕЛИКИМ МУЖАМ БОЖЬИМ так, как они сами этого хотят. И он к ним обращается, опираясь на их же утверждение: «Если вы говорите правду, что победили лукавого, то примете и то, что я говорю. Иначе, опровергните мои слова! Скажите что-то убедительное против!».

Понимаете, что происходит. Рыба гниет с головы. Не знаю, насколько это правда. Но вся церковь ориентируется на своих «отцов». И если они о себе что-то заявляют, то и церковь начинает о себе что-то мнить. Они становятся образом и подобием своих отцов.

Есть и те, кто еще «не победил» лукавого, но очень старается. Это отроки, т.е. молодые люди от 12 до 17 лет. В духовном плане это те, кто считает, что они, цитирую, «ПОЗНАЛИ ОТЦА».  И, опять, ни какого указания на имя Иисуса нет. Всего этого они добились своими стараниями. Это их убеждение. Они приложили все усилия и вот, вуаля, они уже что-то поняли в жизни.

Т.е. все эти категории заявляют, что или познали Бога, или победили лукавого. И вот именно им он задает вопрос. Как же так? Ведь познавший Бога и победивший лукавого НЕ ГРЕШИТ! Такой человек открыт к общению! Все его поведение в точности похоже на поведение Иисуса! И как же они могут такое говорить, когда вся их жизнь утверждает обратное?! Ведь именно это Иоанн внушал читателям все начало послания до 12-го стиха второй главы.  Иоанн еще раз проходится по их утверждениям, еще более усугубляя в их сознании их собственную наглость и самосозерцание в глупости.

Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
(1Иоан.2:14)

Здесь мы видим два обращения. Первое – повтор обращения к отцам, в несколько ином варианте. Второе, повторное обращение к юношам.  А теперь смотрите. Вот в этом повторном «прокатывании катком» по отцам и юношам мы можем уловить уже гнев, а не только сарказм. Уже в том моменте, что не упоминаются две категории при повторе, можно усмотреть некоторое нетерпение, которое заставляет говорящего или пишущего игнорировать мелочи, которые уже и так ясны и понятны. Причем, если дети еще чисты и их обвинять не в чем, их надо защищать, а отроки еще не утонули в своем заблуждении и им достаточно небольшого вразумления, то вот этим двум категориям нужно осознать, что они настоящие преступники перед Иисусом.

Смотрите, как Иоанн усиливает на них свой эмоциональный нажим. Я, не помню, чтобы кто-либо из апостолов когда-либо употреблял по отношению к Богу такой эпитет как «Безначальный». И знаете почему? Потому что этот эпитет должен показать зарвавшимся «папашам» их ничтожность. Они возомнили, что способны объять необъятное своим плотским умом! И это еще не развязка. Все, к чему ведет Иоанн, он еще не высказал. Он лишь подводит читателя к потрясению.

Так же обстоит дело и с юношами. Заявление Иоанна о том, что ребята, называющие себя юношами, сильны, и что слово Божие пребывает в них, и они победили лукавого, судя по всему – цитаты их самих. Иоанн, очень вероятно, знал, о чем говорят в церкви. Не все христиане разделяли взгляды этих ребят. И апостол цитирует им же их слова, которые в его устах для них звучат совершенно очевидно.

У апостола Павла часто встречается такой подход в обличении. И, как правило, официальные переводчики игнорируют эти моменты. Видимо не могут поверить, что апостол может быть таким не белым и не пушистым.  Но я не буду сейчас заострять внимание на подробностях текстов Павла. Просто представьте себе ситуацию. Отец подходит к двери своих детей. И, не успев открыть дверь, слышит бурные речи. Он останавливается перед дверью и решает послушать. Помните, как Царь Салтан подслушивал речи трех сестриц?

И вот он слышит, что один из его сыновей говори, что он самый лучший сын. Он делает все по дому. Он единственный, по его мнению, содержит дом. Только благодаря ему отец еще жив, а не умер от усталости. Только благодаря ему, младшие братья могут что-то есть на ужин. Потому что отец все время на работе.  И если бы ни они, младшие просто погибли бы. Потому что отцу, видимо, некогда.

И вот отец открывает дверь и говорит: «Ну что же. Раз именно тебя мы должны благодарить за наше счастливое житье, то бери ка топор и ступай рубить дрова на всю зиму. А то ведь мы все вымрем тут от мороза. А потом не забудь начистить картошки на неделю».

И вот апостол делает что-то подобное. Он открывает дверь своим посланием и говорит: «Так, так. Значит вы познали Того, у Кого нет даже начала?! А вы, значит, настолько сильны, что, не пожертвовав ничем, победили дьявола?! Тогда скажите, почему у вас полные штаны грехов?»

Вот она где вся наша теория о духовном росте. И, как я уже сказал, самое главное и ужасное Иоанн еще не произнес. Он лишь подводит к этому.

Пишу вам…: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*