Соблюдаем Его заповеди

думаюВчера мы читали первую главу первого послания апостола Иоанна. Иоанн, один из отверженных к тому времени апостолов существующей тогда церкви. Кстати, в некоторое подтверждение своих слов об отверженности апостолов Христа в современной Иоанну церкви приведу фразу, которую Иоанн написал «возлюбленному Гаию».  Обратите внимание на указание, что апостол писал уже церкви, однако… 

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
(3Иоан.1:9)

Теперь возвращаюсь к самому посланию. Давайте кратко вспомним, что же мы прочли. Иоанн с самых первых строк, без какого-либо приветствия начинает с самых веских доводов своей правоты. Он с другими апостолами то Слово жизни, которое провозглашает, не придумал, не сочинил в поэтическом угаре. Он это Слово слышал своими ушами, видел своими глазами и осязал своими руками. Это он повторяет несколько раз. Он утверждает, что это самое Слово жизни явилось и ему самому и другим его сотрудникам. Его беспокоит то, что христиане малой Азии не желают общаться ни с Иоанном, ни с каким бы то ни было другим апостолом, участником тех событий. Но проблема в том, что настоящий секрет жизни есть только у них, у Христовых апостолов. Т.е. христиане, отвергая общение с апостолами, обрекают свой путь на провал. Он так и говорит, что желает восстановить общение с церковью, так как у апостолов есть настоящее, а не надуманное общение как с Богом Отцом, так и с Его Сыном Иисусом Христом. Цель письма совершенно прозрачна. Он хочет восстановить общение и через это восстановить настоящую радость христиан, подарив им ключ к общению с Иисусом.

Затем он выводит простую формулировку, с которой христиане не смогут спорить. Они просто вынуждены с этим согласиться: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы». И уже из этой формулировки он предлагает христианам задаться вопросом и самим же себе ответить на них. Логика проста. Если Бог свет, то этот свет делает мой путь ясным и понятным. Во свете нет никаких вопросов, неясностей, глупых конфликтов и т.д. Значит, если у христиан есть такие проблемы, то, просто на просто, они не во свете. То есть их гордое утверждение, что они имеют общение с Ним – ложь. И вот незадача. Если их вера в то, что они ходят во Христе, ложь, то они так же обмануты и в вере, что все их грехи омыты. Ведь кровь Христа, как мы убедились в первой главе омывает только того, кто ходит во свете. Все это должно отрезвить читающих, если только они подойдут к чтению с полным вниманием, и просто включат свою способность мыслить.

Во всем этом есть намек на то обстоятельство, что не апостолы, а христиане малоазийских церквей отвергают Иоанна. Сам этот факт должен громко заявить им, что в этих отношениях есть тьма. А значит, есть грех. Что в свою очередь означает, что они не ходят во свете. Но вместо этого они утверждают, что у них нет греха, чем усугубляют свое положение еще больше. Иоанн так и говорит: «… обманываем самих себя…». А всего-лишь нужно признать (исповедать) свой грех, и тут же свет прольется на их тьму и кровь Христа омоет этот грех. Вместо этого малоазийские христиане упорствуют, чем бесславят имя Иисуса среди внешних и в своей жизни оскверняя Божью волю. Иоанн, по этому, называет ситуацию очень просто: «… и слова Его нет в нас…».

Дети мои!

Вторая глава начинается с возгласа. Мне нравится, что переводчики синодального варианта библии обнаружили этот эмоциональный всплеск и запечатлели его восклицательным знаком. При том, что сегодня мы обнаружили массу расхождений древнего текста с синодальным, переводчикам синодального текста надо отдать должное, они смогли во многих местах найти не только смысл слов, но и настроение, эмоции, восклицания. И я за это им очень благодарен.

В тексте, на самом деле нет никакого восклицательного знака. Но с ним полностью согласен. Благодаря подмеченному переводчиком настроению мы в переводе можем заметить ту отцовскую боль, которую испытывал апостол к христианам.  Он действительно любит этих людей. Он, как и Спаситель, готов за них хоть на крест, хоть в кипящее масло. Но они, как это часто бывает у молодых, не понимают этого. И вот апостол обращается к ним, к тем кто его отвергает, не принимает, не ценит, как к детям. Прямо называя их так: «Дети мои!».

Здесь Иоанн снимает возможный накал страстей, который, возможно мог породить предыдущими словами. Он поясняет, что все предыдущие слова, которые могли бы показаться обидными или злыми, на самом деле сказаны от нестерпимой боли сердца, жажды помочь, спасти, оградить.

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.
(1Иоан.2:1,2)

Надо понимать, что в устах апостолов слово грех звучит совсем не так, как это слово звучит в устах большинства современных проповедников. Религиозное восприятие слова грех, это нарушение закона, за которое идет возмездие. В буквальном смысле так оно и есть. Но как для древнего еврея, так и для апостола Христова слово грех больше ассоциируется с ловушкой, хорошо замаскированной противопехотной миной, растяжкой, заросшей травой ямой. Грех в устах Иоанна, это не проступок христианина, не вина, но беда, катастрофа, неожиданная опасность. Поэтому, когда Иоанн говорит, что все, что до этого он написал им, он написал только для одной цели, чтобы они не попались на удочку дьявола, не свалились с обрыва, не подорвались на мине.

Мои родители иногда, отправляя меня гулять, лет так дцать назад, с опасливой шуткой говорили: «Смотри, утонешь, домой не приходи!».  Конечно, это шутка. Но каждый раз, слыша это, я понимал, что они беспокоятся. И вот такой странной шуткой просто разряжают атмосферу.

Итак, Иоанн обеспокоен будущим и настоящим христиан малой Азии. Если и звучало что-то резкое, то звучало лишь потому, что так кричало сердце их отца, апостола Иоанна. Но суть реплики не только в этом. Здесь начало еще одной мысли.

Итак, все, что сказано Иоанном до этого момента могло показаться обидным или резким. Но, как говорит апостол, все это сказано лишь для того, чтобы обезопасить их от возможных проблем. Но возможно ли эти проблемы избежать полностью? Может и возможно, но, очевидно, что далеко не всеми христианами и не все проблемы. И вот, когда христианин попадает в ловушку дьявола, есть только один способ выйти из его «обезьянника» — позвонить Христу, чтобы Он «умолил Отца».

Но зачем Христу умолять Отца ради меня? Я кто? Если я не хожу во свете, т.е. я не хожу во Христе, откуда Христос будет знать меня? И с какого праздника Он будет ходатайствовать за меня перед Отцом, если я Христу не знаком?

Помните? Если я хожу во свете, подобно как Он во свете, то… Вспомнили? И вот уже третий раз Иоанн повторяет одну и ту же мысль. Вспоминаем.

  • Первый раз. Иоанн говорит, что если мы ходим во Свете, то кровь Христа омывает всякий грех. Это раз.
  • Второй раз. Если исповедуем грехи, то Он, …простит и очисти. Это два.
  • И вот третий раз. Мы имеем ходатая… умилостивление за грехи. Но, если верны первые два пункта, то мы, это те, кто ходит во свете.

Итак, Иоанн пишет христианам, чтобы они не ходили во тьме, потому что иначе они попадут в западню и сгинут.  Совсем другое дело, если они ходят во свете. Во свете уже гораздо сложнее попасть в западню, но даже если это произойдет, то человек не сгинет, как в первом случае, потому что у него есть Кровь Христа. У него есть Христос, который прощает все грехи. У него есть Ходатай перед Отцом. У него есть умилостивление за грех.

Логика очень проста. Если я познал, то хожу во свете и, даже если попадаюсь на уловку дьявола, я прощен, очищен, спасен. Но вот вопрос. Я могу говорить сколько угодно, что познал Его или имею с Ним общение. Как это проверить? И тут Иоанн дает простое определение.

3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
(1Иоан.2:3-6)

Куда еще проще, казалось бы. Если я исполняю Его заповеди, значит, я Его познал. Если нет, значит, не познал. Так? И да, и нет.  Нам мешают стереотипы. Причем стереотипы, приобретенные уже в церкви.  Здесь важно понимать причинно следственную связь. Сначала познаем, а потом исполняем. Никак не наоборот. Исполнение заповедей, это не средство, а признак. Это так же как с брошенным в воду камнем. Круги, которые расходятся от места падения булыжника, не вынуждают камень падать, они лишь говорят о том, что в это место что-то упало.  Если ничего не упало, никаких кругов не будет. На самом деле вы можете как-то сгенерировать хитромудрым способом эти круги. Но это будет обман. Что делает современный христианин? Он изображает круги, когда камень еще не падал.  Сначала мы познаем Его, а в результате соблюдаем Его заповеди. А не сначала исполнение заповедей, а потом познание. Т.е. познание Его невозможно заслужить. Ведь мы помним слова Павла:

потому что все согрешили и лишены славы Божией,
(Рим.3:23)

Заслужить что-то от Бога так же возможно, как выжить в мировом потопе, который длится целый год. Каким бы искусным пловцом ты ни был, такое тебе не под силу. Иисус дает ясное понимание в Своих речах этого факта. Суть Евангелия не в том, чтобы правильно поступать, а в том, чтобы получить Жизнь Вечную. Вот эта самая Жизнь и делает человека полностью свободным от всех уловок дьявола. Для этого Он и пришел.

Итак, если я все силы прилагаю к тому, чтобы исполнять заповеди, то, по всей видимости, я ничего не понял.  В этом случае мое Евангелие – это Ветхий Завет. И мое отношение к Богу не более чем попытка заслужить то, что дается даром и заслужить просто невозможно. Конечно же, звучит обычный в таких случаях вопрос: «И что же, надо просто ждать? Или может нам можно грешить?». Знаете, если вы задаете такой вопрос, то в лучшем случае, вы действительно не поняли Евангелие, в худшем, вы провокатор, которому истина не интересна. Надеюсь, что ваш случай первый. И ответ есть прямо в тексте. И его мы уже озвучили. Прочтем еще раз 3-й стих второй главы Первого Послания Иоанна.

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
(1Иоан.2:3)

Нам предлагается не один шаг, а два. Первый причина, второй следствие. Т.е. второй шаг, заповеди, невозможен без первого. Ответ здесь. Что мне делать? Познавать Его! Я даже скажу с чего начать! Это озвучил Иисус. Помните, однажды Его спросили: «Что  нам делать, чтобы творить дела Божьи?». А ведь дела Божьи включают в себя и исполнение Его заповедей. Что ответил Иисус? Правильно: «Вот дело божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». А теперь я скажу совсем обидную вещь. Если вы начинаете с исполнения заповедей, у вас проблема с главным, с верой в Того, Кого послал Отец.

Я даже скажу, что делать, когда веришь Иисусу. И это Он объявил:

ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Матф.12:50)

Похоже, я сильно удаляюсь от текста, но, все же, считаю важным дать подробное пояснение. Многие считают, что исполнение воли Отца является исполнением Его заповедей. И снова, отчасти правда, отчасти нет. И это так же Иисус поясняет. Снова вспомним, что Иисус ответил на подобный вопрос.  Вы никогда не задавались вопросом, почему на простой вопрос об исполнении воли Божьей Иисус никогда не отсылал слушающих к заповедям? Подумайте, а пока прочтем следующее.

28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
(Матф.21:28-31)

В чем же, тогда, воля Божья?  Если исполнение заповедей, это результат , а не средство. То воля Божья, для тех, кто Его еще не познал, не может быть в заповедях. Приведенный выше отрывок не говорит о заповеди. Но он говорит о чем-то сиюминутном. Вот именно сейчас нужна помощь. Не завтра, не потом, а сейчас нужно твое участие в чем-то. Кто это будет делать? Но в чем я должен участвовать? Что я должен делать? И здесь Иисус дал указание. В Евангелии от Иоанна мы читали, как Иисус, заканчивая свое служение, дал ученикам НОВУЮ ЗАПОВЕДЬ. Помните какую? Если вспомните, получите ответ. А мне пора вернуться к тексту, я и так далеко ушел в сторону.

3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
(1Иоан.2:3-6)

У Иоанна нет нужды сейчас пояснять все то, что я тут расписывал. Все, что преследует апостол, это развенчание их заблуждения, что они познали Его. И здесь Иоанн совершенно прозрачен. Вот это «я познал Его» — цитата. То есть именно то, что говорят христиане малой Азии. Итак, если исполняю заповеди, я познал, не исполняю, обманываю. И здесь очень ясный намек на реальность. А реальность такова, что все эти ребята, при своих напыщенных речах, грешат. И, как минимум в том, что отвергают общение с Христовыми апостолами.

Пятый стих звучит уже интереснее. Здесь сухое «исполнение заповедей» Иоанн заменяет «соблюдением Его слова». И сама эта фраза говорит о чем-то большем, чем простое исполнение пунктов закона. Это уже не следование принципам, это следование Его воле, сиюминутной, происходящей прямо сейчас. И вот апостол говорит, что, если человек так живет, то в нем произошло что-то удивительное. В нем произошло чудо. И это чудо называется совершением (завершением, доведением до конца) любви Божьей. Т.е. человек, только тогда может исполнять даже не просто заповеди, но даже Его слово, когда в нем самом Божья природа завершила свою чудесную работу.  Позвольте, для сравнения нарисую такую картинку. Скала только тогда расколется, когда внутри нее взорвется достаточно мощный заряд. И для нашей жизни этим мощным зарядом оказывается Божья природа – Божья любовь. Вот только тогда мы можем что-то исполнять так, как нужно. Вот из этого и «узнаем, что мы в Нем». Итак, подведем итог:

Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
(1Иоан.2:6)

Ни много, ни мало. А теперь мы все посмотрели на свою жизнь и погрустнели. Потому что признак познания в нас, далек от образца. Даже самые, самые великие мужи Божьи, живущие ныне в этом мире не способны предоставить такого доказательства познания Его. И это очень и очень плохой признак современной жизни христиан. Но это не приговор. Ведь первый шаг в исцелении алкоголика – это признание себя алкоголиком.  Надеюсь, намек понят.

Соблюдаем Его заповеди: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*