Все то… …за имя Мое

думаюА сколько вообще было детей названо в те времена именем Иисус? Действительно. Мы привыкли, что Иисус только Один. Но ведь имя Иисус, которое мы повторяем, адресуя его Спасителю и Мессии и во времена нашего Иисуса и сегодня, очень распространено. Правда, в еврейском произношении это имя мало похоже на современное «Иисус», но это дела не меняет. 

Итак, вопрос остается в силе? Сколько было Иисусов во времена нашего Иисуса? Десять? Сто? Тысяча? Конечно, ни один из них не может сравниться с Христом Иисусом. Но имя Иисус и тогда и сейчас не выделяется евреями как что-то особенное. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это имя было так же широко известно у евреев, как имя Иван популярно у русских. Так сколько же было за эти две тысячи лет разных людей под этим именем? Может тысячи? Может десятки тысяч? И никто из них не пострадал за это имя. Никто из них не вкладывал в это имя ничего сверхъестественного ни во времена Господа Иисуса ни потом.

Мой вопрос – риторический.  Я не жду ответа. Я лишь хочу, чтобы читатель осознал прозаичность сочетания букв, которое мы как христиане наполняем божественным содержанием. Почему так? Потому что Сам Иисус постоянно говорил о Своем имени в таком ключе.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
(Иоан.15:17-21)

И вот, что я хочу уяснить. То, что мы понимаем под словом «имя», и то, что Иисус понимает под этим же словом, не является одним и тем же. Мы говорим о сочетании звуков, которое  выстраивается в слово «Иисус». Я уже молчу о том, что это совершенно не правильное сочетание звуков. Ведь Иисус не говорил на нашем языке. И Его никогда не звали этим сочетанием звуков. Я могу ошибиться в произношении, но Его имя в правильном произношении звучит более похоже на Иешуа, чем на наше Иисус. Но, как я уже выше сказал, это не меняет того факта, что людей под этим именем, Иешуа, было очень много и во времена Иисуса и позже.

В качестве краткого пояснения скажу, что произношение имени Христа как «Иисус» закрепилось в европейских языках после переводов Евангельских текстов. И причина такого звучания кроется в простом «удобстве» для произношения. Не секрет, что мы, не понимая специфику звучания того или иного слова, интерпретируем его под себя. Очень часто такая интерпретация выглядит смешной. И мы говорим, что такое произношение не верно. Вот так и получилось с именем Иисуса. Был Иешуа, а после прочтения ПРОСТЫМИ ХРИСТИАНАМИ не облеченными большими познаниями еврейского звучания слов, появился Иисус. Это произношение и закрепилось в христианской традиции.

Итак, во времена нашего Иисуса, которого с рождения звали Иешуа, точно так же звали еще множество детей и взрослых. О чем это должно нам сказать? А это должно нас заставить задуматься вообще о том, что вкладывал в понятие имени Спаситель? Если, говоря, что все плохое ученики получат за Его имя, Он подразумевал последствия ношения имени Иешуа, то, это, по меньшей мере, странно. Повторяю. В те времена и позднее масса людей ходили под этим же именем и не имели никаких связанных с ним проблем.

И вот Иисус (Иешуа) говорит, что ученики будут иметь проблемы «за имя Мое». Как понимать это? А понимать это так. Речь идет не о наборе звуков. Не о «лейбле», не о слове «Иисус». Речь идет  чем-то таком, что связано с Личностью, с Его делами и словами.

Апостолы очень часто уточняли в своих речах, о каком именно Иисусе идет речь. Например, они обязательно добавляли поясняющее указание «Христос». И всем становилось понятно, что речь не о каком-то там Иисуса, а именно о Иисусе Христе.

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

Или, вместо указателя «Христос» употреблялся указатель «Господь». Т.е. не какой-либо Иисус, а тот, который является Господином говорящих. При этом из речи учеников должно было быть понятно, о каком Господине идет речь.

Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
(Деян.8:16)

А иногда использовались сразу оба указателя. Видимо, чтобы исключить любое непонимание.

9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
(Деян.14:9,10)

Даже иудейские заклинатели, используя имя Иисуса обязательно прибегали к таким уточняющим указателям.

Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
(Деян.19:13)

Т.е. понятно, что речь идет не о любом Иисусе, а только о Том, Которого проповедует Павел.

Итак, речь не о наборе звуков, который звучит как «Иисус» или «Иешуа». Т.е. совершенно не имеет значения, как правильно мы произносим это имя. Потому что понятие имени не здесь. Понятие имени кроется совсем в других аспектах. В каких?

За что именно религиозные люди ненавидели Иисуса? За Его взгляды, Его слова, дела и учение. Все это и есть Его имя. Его имя, это Его Дух, Его характер, Его стремления, желания, Его любовь и ненависть.  Думаю, что и это далеко не все. Но вот этот букет, содержащий еще больше «красок», чем я описал, и понимается Им как имя.

Если вспомнить самое начало Писаний, когда Бог создавал этот Мир, мы встретимся там с эпизодом, где человек наделяет животных именами. Современному человеку этот эпизод не говорит ровным счетом ничего серьезного. В воображении простых верующих рисуется следующая картина. Бог берет лошадь, которая на тот момент никак еще не называется, приводит к человеку и человек, напрягая извилины, выдает: «О! Это лошадь!!!». В такую картину мироздания верит подавляющее большинство верующих.

Однако такой подход крайне примитивен. Надо понимать, что древний еврей, записывающий историю для потомков, в понятие имени вкладывает что-то совсем иное.  Сергей Станиславович Витюков, когда преподавал в Ильичевске, говорил так: «Имя, это характер, положение и служение». Вот такой простой формулировкой выражена, практически, вся суть понятия имени древнего человека. Т.е. когда Бог подвел лошадь к человеку, последний не стал изобретать «название» этому млекопитающему. Человек определил суть этого животного. Он назначил лошади ее характер, определил роль лошади внутри нового Мира. Он дал ей роль, и лошадь стала той лошадью, что мы знаем, благодаря человеку.

Почему человек, а не Бог занимался таким ответственным делом? Потому что Сам Бог определил роль человека в этом новом Мире:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(Быт.1:26)

И еще:

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Быт.1:28)

Бог создал существа, а человек «одушетворил» их. А разве не тем же самым сегодня занимается человек, когда разговаривает с кошкой или рыбкой в аквариуме?  У кинологов даже есть особенный термин, который определяет такое человеческое вмешательство в природу собаки. Звучит он как «очеловечивание».  Разве не тем же самым занимаются язычники, вкладывая нечто живое в идола. Разве не тем же самым занимается художник, музыкант, строитель, да мало ли кто, когда вкладывает свою душу в свое дело?

Мы созданы такими. Бог создал нас так, чтобы мы давали «имена» всем существам. И мы это продолжаем делать, даже не замечая этого. И вот уже водитель, поглаживая свою легковушку, говорит ей: «Ласточка моя». Мы созданы творить. Но потеряв свое место «заместителей Бога на земле», нам ничего не остается, как давать имена идолам. Т.е. язычество – это неизбежный финал человека без Бога.

Что Иисус делал со своими учениками на протяжении 3х лет? То же самое! Я забегу чуть вперед, чтобы процитировать Самого Учителя в этой связи.

Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
(Иоан.17:6)

Здесь, правда, есть «выкрутасы» с переводом, но, пока, главное здесь то, чем занимался 3 года Иисус? Он, буквально, открывал ученикам имя Бога. Вот это «открывал», как мы уже понимаем, нечто большее, чем просто набор звуков.

Если вы помните, у древних евреев времен Иисуса была одна большая проблема. Ни один еврей не знал, как произносится имя Бога. Священник, раз в год, по жребию, входил в святая святых и… тупик. Здесь он должен произносить имя Бога. Но это имя потеряно. Если вы еще не в курсе, поясню.

В Писаниях есть 4 согласные буквы. В русско произношении это, что-то вроде «й», «х», «в» и «х». Не ругайте меня евреи, если что-то не точно воспроизвёл. Кроме того есть Величайший Божественный Закон: «Не произноси имени Божьего понапрасну». Следуя этому закону, еврей мог произнести Божье имя только в одном случае, если он священник и на момент произношения находится на служении в Храме.

Именно там, молодые священники, дети старших священников, имели право услышать правильное произношение Божьего имени. Но в истории древних евреев был период, когда весь Израиль очень долго был в рабстве. И, если за одно поколение считать 25 лет, то сменилось почти 4 поколения священников. Священников без права произнести имя Бога и без права это имя услышать. И вот, когда евреи восстановили служение, после этого рабства, имя Бога уже никто не мог произнести, по тому, что не знал.

И вот, Иисус на протяжении 3х лет раскрывает суть имени Бога. И то, что Он делает, это не набор звуков. Потому что этот набор звуков можно опять потерять. Он открывает им Себя. Потому что «Я в Отце и Отец во Мне». Он настолько открывается перед своими учениками, что у Него не остается больше никаких тайн от учеников. Он позволил ученикам прикоснуться ко всем аспектам Его жизни и помыслов. Он сделал их Своими друзьями, хоть и держал эту цель в тайне до самого конца. И открыв им Себя, он, естественно, до такой же степени открыл им и Самого Творца. Опять же потому, что «Я в Отце и Отец во Мне».

Он передал имя. Т.е. наделил их, своих учеников, всеми нюансами Божьего имени. Он наделил их Божьим характером, Божьим положением и Божьим служением, если к Богу можно применить эти термины.  Они стали носителями всей Божьей природы. Точнее, на момент речи, процесс еще не завершен, хотя все подготовительные работы уже доведены до конца. Теперь, когда последний этап завершится, они не смогут жить иначе, чем в имени Бога (оно же и имя Иисуса). И как Иисуса ненавидели за Его жизнь в Божьем имени, так и учеников будут ненавидеть за их жизнь в имени Иисуса (оно же Божье). Давайте еще раз прочтем место из Иоанна:

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
(Иоан.15:17-21)

Итак, Иисус снова повторяет Свою заповедь: «… да любите друг друга…». Чуть раньше Он уже дал четкое указание, как именно нужно любить: «… как Я возлюбил вас…». И сразу за этим Он говорит о проблемах, с которыми должны столкнуться последователи.  Такая связь возникает по одной причине. Ученикам нужно выжить. В атмосфере охоты за их головами, им крайне необходима поддержка друг друга. Иначе они просто прекратят существование не выполнив своей миссии.

В чем проблема? Проблема в Имени, что Иисус передал им. Так как они теперь будут, нравится им это или нет, жить в полном соответствии со своим «новым» именем, этот мир будет их ненавидеть. Почему? Потому что этот мир ненавидит имя Иисуса. Т.е. этот мир ненавидит характер, положение и служение Иисуса. И как только этот мир будет замечать подобные действия, он будет агрессивно реагировать.

Иисус это объясняет просто. Он говорит, что «избрал» (отобрал) учеников от мира. Снова призываю обратить внимание на «беспомощность» учеников. Это не они вышли из мира, победив его. Это Иисус их «отобрал».  Это звучит так, будто один сильный дядя, отобрал младенцев у другого сильного дяди. Все, что младенцы могли делать – орать и наполнять подгузники. Т.е. им совсем нечем гордиться.

Помните? Когда Иисус звал учеников идти за собой, Он говорил: «… Я сделаю вас…». Он не сказал: «Я научу». Он не назвал условий: «Если вы будете послушны и внимательны». Он сказал просто: «Я сделаю вас».  Единственное великое дело, которое ученики могли в этот момент сделать, бросить дырявые сети и пойти за Иисусом. Кстати, прельщены они были не духовность. Отнюдь. Они жаждали «сесть по правую и левую сторону». В общем, характеристики их не блистали.

Так и здесь. Иисус «избрал» их, а не ученики избрали Учителя. Иисус «отобрал» их у этого мира. Он наделил их Божьим именем. Теперь у них будет повторяться все то же самое, что было у их Учителя. Были те, кто ненавидел Иисуса, будут и те, кто будет ненавидеть учеников. Были такие, кто повиновался слову Учителя, будут и те, кто повинуется словам апостолов. И все это будет происходить по одной причине. Ученики – носители Божьего имени (характер, положение и служение). А люди не знают Бога. Т.е. они не могут узнать в поступках апостолов Божьего характера, Божьего положения и Божьего действия. В их представлениях все наоборот.

Итак, все то…

… сделают вам за имя Мое,…
(Иоан.15:21)

Все то… …за имя Мое: 5 комментариев

  1. Иисус о себе говорил, что Он и Свет, и Хлеб, и Вода, и Воскресение, и Дверь, и Путь. Имя Иисуса это все Его характеристики.
    Мы говорим звуки Иисус, а понимаем то всю суть Иисуса. И звуки не так важны, а наше отношение кто под этим именем.
    Очень интересно.

  2. А где это имя в Ветхом завете встречается или оно не встречается? Имя«й», «х», «в» и «х». Оно важнее Иегова?

    • Иегова и Яхве — это реконструкция вышеизложенных четырех согласных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.