Утешитель, Которого Я пошлю…

думаюЯ пропущу пару стихов, где Иисус обещает воздаяние тем, кто возненавидел Иисуса. Там все предельно ясно. Я сразу перейду к месту, что для меня на данный момент интереснее.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
(Иоан.15:26,27)

Мы помним, что нечто подобное уже звучало. Я говорю о приходе Утешителя. Но тогда Иисус как-то иначе озвучил это обещание.  Давайте вспомним эти места.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
(Иоан.14:16)

 

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)

В первом стихе написано, что Отец даст этого другого Утешителя. Во втором так же сказано, что Утешитель будет послан Отцом. А в рассматриваемом нами стихе в 15-й главе Иисус заявляет: «Которого Я пошлю вам от Отца».  Создается ощущение противоречия. Давайте разбираться.

Как мы уже рассматривали, в 16-м стихе 14-й главы, Иисус буквально не «умоляет» отца, а сообщает, говорит  о готовности, передает эстафету. И тогда Отец посылает этого Утешителя. Во второй цитате из 14-й главы (стих 26) говорится, что этот Утешитель будет послан Отцом под именем Иисуса. И, когда Он придет, то будет действовать во всем совершенно идентично Иисусу. Т.е. и говорить и делать.

И вот перед нами конец 15-й главы.  Здесь Иисус говорит, что Он Сам, а не Отец, пошлет Утешителя. Так Отец или Сын?  Ключом к этой задаче является фраза «от Отца».  Да, вроде бы «Я пошлю», но «от Отца». Вот эта фраза дает следующее понимание. Власть над Утешителем имеет Отец. Именно Он является Тем, Кто решает, идти Утешителю к ученикам или нет. Однако, Он делает это по сообщению Иисуса, по Его просьбе. Именно сообщение Иисуса является знаком Отцу на приказ о послании Утешителя. В этом смысле в послании Утешителя Иисус играет важную роль. Т.е. без воли Иисуса Утешитель не придет.

Но это схематичное объяснение. А теперь давайте окунемся в реальность этого события. Отец посылает Дух Истины, или иначе Утешителя, который действует и говорит совершенно идентично Иисусу. И посылает Его под тем же именем. Т.е. имя Духа истины, а значит и имя Утешителя – Иисус.  Чуть ранее, когда Отец получает «сигнал» от Иисуса? Когда Иисус а) умирает, б) воскресает, в) приходит к Отцу. Только после этого Отец получает «отмашку».

Почему так? И тут мы снова вспоминаем 14-й стих, где Иисус как бы «оговаривается», сообщая, что Утешитель и есть Сам Иисус.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он (Утешитель) с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
(Иоан.14:16-18)

Не буду здесь повторять всей логики, просто вспомнили и достаточно.  И вот в конце 15-й главы Иисус вновь повторяет свой ход, хоть и другим способом.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
(Иоан.15:26,27)

Иисус вкладывает в их глубоко иудейское сознание крамольную мысль о том, что они должны ждать не просто Святой Дух, известный нам по Ветхозаветным Писаниям. А Святой Дух под именем Иисуса. И, как в 14-й главе, Иисус объявляет ориентир, очертания, если позволите, этого Духа: «Он будет свидетельствовать о Мне».

Позвольте, я повторю одну мысль. Весь Израиль ждал прихода Мессии. Народ ждал Помазанника страстно, самозабвенно, искренне. Все, от мала до велика бредили этим ожиданием. Но, когда Иисус пришел, они Его не приняли. И вот история готова повториться. Иисус уходит и обещает вернуться. Он обещает не оставить их сиротами, т.е. прийти к ним. Но вот в чем беда. Есть великая вероятность повторения пройденного. Велики шансы того, что ученики Его просто не узнают в этом новом обличии. Поэтому Иисус так подробно и настойчиво повторяет описание посланного Духа Истины.

С одной стороны ученики должны понять, что к ним придет не просто Иисус, а совершенно иной Иисус. Они могут Его не узнать. Поэтому сразу Иисус вводит понятие «другого Утешителя».  Мало того. Он прямо указывает, что этот «другой Утешитель» является Духом. Не плотью и кровью, а Духом. В этом главное и единственное отличие Утешителя от Сына Человеческого.

А дальше Он говорит о сходстве. А именно о том, что Иисус во всем, кроме внешнего, идентичен Иисус. Итак, Его имя, как и у Сына Человеческого – Иисус. Он говорит и действует идентично во всем. И, наконец, он свидетельствует о Нем. Вот здесь остановимся немного.

В православной традиции считается, что свидетель, это мученик. Такое понимание слово строится не на значении греческого слова, а на том ужасном опыте первых христиан, которые понесли свое мученичество за это свидетельство. Т.е. свидетельствуя о Христе они приняли мучение. Таким образом «свидетель» стал «мучеником». И здесь есть своя логика.

Но работает ли эта логика, когда Иисус сообщаем ученикам о Своем приходе? Ничего похожего в контексте Евангелия от Иоанна мы не находим. А само слово «свидетельствовать» значение мученичества в себе не несет. Давайте же посмотрим, что составляет букет этого слова.

  • Свидетельствовать, удостоверять, подтверждать – Софокл, Платон, Геродот (в пользу моего мнения свидетельствует и (следующее) выражение Гомера); Демосфен, Эсхил (кто подтвердит (это)?); Демосфен (свидетельские показания); Лисий (это достаточно засвидетельствовано);

Т.е. суть этого слова заключается в одной процедуре – в процедуре подтверждения чего-либо. Давайте я перефразирую слова Иисуса с учетом этого смысла и греческого текста.

26 Который (Утешитель) будет подтверждать все, что касается Меня.
(Иоан.15:26)

Смысл здесь простой. Как только Он, т.е. Утешитель, что-то сделает, вы тут же увидите в этом поступке Меня. Как только он что-то скажет, вы услышите Мои интонации. И делать это Он будет постоянно. Любой движение Его или слово – вы тут же скажете: «Не может быть! Иисус! Это Ты!!!».

Теперь о небольшом заблуждении. Многие считают, что в фразе «не оставлю вас сиротами, приду к вам» речь идет о приходе Иисуса сразу после воскресения. Т.е. тогда, когда Он встретился у могилы с Марией. Когда Он говорил с учениками на пути в Эмаус. Или, когда он предлагал апостолам вложить персты в раны (не только Фоме). Если бы это было так, то 27-й стих не должен был появиться. Но сразу за 26-м стихом идет продолжение в виде стиха 27. Давайте прочтем его.

а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
(Иоан.15:27)

Совершенно очевидно, что ученики свидетельствовать об Иисусе стали только после дня Пятидесятницы. Никак не раньше. И Христос говорит, что ученики будут это делать «а также». Вот это «а также» является прямым указанием на одновременность и идентичность действий.

Иначе говоря, как только придет Утешитель, посланный Отцом по сигналу Иисуса, Дух истины начнет во всем действовать в полном соответствии с привычками Иисуса. И как только Он начнет так действовать, ученики, почему-то, тут же начнут делать прямо то же самое. Почему?

Здесь я не о привилегии, не об избрании. Об избрании Иисус сказал: «…потому что вы сначала со Мной». Я говорю о другом. Как только Утешитель начнет действовать, Его действие прямо отобразится на учениках. Т.е. ученики станут поступать точно так же, как Иисус. Т.е. во всех поступках и словах учеников будет с очевидностью узнаваем Спаситель, Которого распяли. Распяли одного, а восстало множество. И вот это самое великое чудо. Вот это говорит о главном. Они станут реальным телом Христа. Настоящим, живым, послушным воле Хозяина тела.

Повторюсь, речь не о периоде, когда Иисус воскрес и являлся ученикам. Так как тогда ученики еще не действовали в таком ключе. Т.е. Дух Святой они получили в тот период. Но Этот Утешитель действовать начал только после дня пятидесятницы.

Прежде чем закончить, хочу обратить внимание на следующий стих. По странному стечению обстоятельств этот стих является первым в следующей главе. Но он явно относится на концу 15-й.

Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
(Иоан.16:1)

Что именно Он сказал, чтобы ученики не соблазнились? А вот что. Есть люди, которые возненавидели Иисуса. И они так же будут ненавидеть и учеников. Почему? Потому что ученики будут «свидетелями». Т.е. действовать и говорить в полном соответствии с Иисусовой волей. Они возненавидели живого Иисуса и распяли Его. А теперь к ним пришли много таких же Иисусов. Это ли не ужасный кошмар?

Один умер. И вдруг они видят Того, Которого распяли в делах и словах многих. Это и наказание для них, и увеличение ненависти ко всему, что повторяет своими делами Учителя.

Итак, ученики получат от ненавидящих Иисуса массу проблем. Почему? Потому что ученики примут Утешителя, который заставит их повторить в себе распятого Учителя. И они сами станут ужасом для жаждущих смерти Мессии.

Т.е. не нужно удивляться, когда начнутся гонения. Если ты поступаешь и говоришь как Иисус, все полностью закономерно и ожидаемо. Т.е. все идет именно так, как должно быть. Так что не нужно удивляться и сомневаться в правильности пути.

Утешитель, Которого Я пошлю…: 6 комментариев

  1. Я считал первый Иоан 15:26. Потом еще два стиха.
    Интересно, Иисус послал Утешителя или Отец?

  2. Дух Святой в Ветхом завете не говорит, а в ДС-Иисус уже говорит. Первый ДС является ли личностью? Второй ДС да, является. А первый как?

  3. В первом стихе Иисус пошлет, во втором Отец. В разборе, первый абзац, опечатка, что в первом стихе Отец пошлет.

    • под первым стихом я имел в виду первый из двух, читанных ранее. т.е. Иоан.14:16-18

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.