Мир оставляю вам

думаюКак-то неумышленно получилось, что я обошел смысл слова «Утешитель». Просто не заострял на этом внимания. А ведь Иисус это слово использовал здесь первый раз и повторил его уже дважды. Уже тот факт, что Иисус создал новый термин, должен был заставить меня внимательнее посмотреть на это слово. А повторение этого слова к данному моменту дважды, должно было просто выкрутить мне руки и ткнуть носом в текст. Но на тот момент, когда я рассматривал текст с этим словом, оно никак меня не привлекло. И вот, видимо, время настало.  А вынудило обратиться к смыслу слова «Утешитель» не само слово, а следующий текст. Его то и читаем сегодня. 

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

29 И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

(Иоан.14:27-31)

Итак, причем же здесь «Утешитель»? Давайте посмотрим на это слово подробнее.

Утешитель (3875): ходатай, защитник, (право)заступник, адвокат, утешитель;
Греч слово включает в себя все перечисленные здесь оттенки значения.

Итак, не знаю, обратили ли вы внимание на явный уклон в юридическую сторону. То есть это не тот утешитель, кому можно поплакать в жилетку. Это адвокат, личность серьезная, решительная. Его дело не вытирать слезы, а разбираться в суде с обвинителями. Его утешение – это защита, а не поглаживание по голове.

Теперь, когда мы немного разобрались со словом Утешитель, можно перейти к первому слову 27-го стиха. Посмотрим, что именно дает нам Иисус.

Мир (1515) мир, безопасность, покой.

Чтобы лучше понять суть, посмотрим, в каком смысле используют древние это слово.

  • Мир, мирная жизнь – Аристотель, Ксенофонт, Плутарх (вести мирную жизнь); Платон (жить в мире с кем-либо); Платон (мирно, спокойно); Гомер (в мирное время); Ксенофонт (мирить кого-либо с кем-либо); Эсхин, Демосфен (заключать мир).

Думаю и здесь без микроскопа совершенно ясно видно, что слово «мир» не говорит о простом покое. Это слово гарантировано указывает на взаимоотношения двух сторон. Будь то государства или люди. Это не тот покой, когда все «по барабану». Это не сон в летнюю ночь. Это не равнодушие к происходящему. Это уверенность, что нападения не будет. Это наличие и осознание гарантий. А в соединении с Утешителем –адвокатом – это заключение мира о ненападении, какие-то гарантии.

И вот Иисус говорит: «Мир оставляю вам, мой Мир даю вам».  Исходя из всего выше сказанного, я начинаю понимать, что Иисус, как защитник обеспечил отсутствие «боевых действий» и передал этот мир своим ученикам.

И вот что интересно. Если верить значению слов и их употреблению здесь Иоанном, то война для апостолов уже закончена. Иисус просто передал ученикам Свою победу. Это немного не вяжется с указаниями Павла о брани. Точнее, с нашим пониманием слов Павла о брани. В чем же дело?

Дело в том, что, либо это «перемирие» можно понимать как победа над дьяволом. Где дьявол больше не может и не будет нападать на учеников Иисуса. Либо это наведение мостов с Богом. Так как между Богом и людьми был разрыв в отношениях. В первом случае, мир не возможен, так как дьявол не имеет права быть равным человеку. А мир возможен только между равными. Во втором случае, Бог Сам ставит себя на человеческий уровень, чтобы примирить людей с Собою Иисусом Христом. Получается, что речь идет о мире с Богом. Причем вражда всегда исходила от человека.

Вот этот мир с Богом, вот это наведение мостов, сверхъестественное равенство, где высший ставит себя ниже ради низшего, Иисус и оставляет своим последователям. И делает это совсем не так, как делает это Мир.

… не так, как мир дает, Я даю вам. …

(Иоан.14:27б)

А как это делает Мир? Обычно Мир это делает на каких-то не выгодных условиях. Мы с вами заключаем мир, но вы нам платите неподъемную дань. Вот как делает это Мир. Иисус никакой платы за мир не требует. Он его просто дает, или оставляет. И гарантия мира с Богом такова, что ученикам не о чем беспокоиться.

… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

(Иоан.14:27в)

И тут мы снова обнаруживаем связь с предыдущими словами Иисуса. В самом первом стихе этой главы Иисус говорит: «Да не смущается сердце ваше; (вы же) веруете в Бога и в Меня веруете».  Если смущает перевод, вспомните наш разбор этого стиха. Так вот фраза «Да не смущается сердце ваше» в обоих местах одинакова. Только в 27м стихе добавлено усиление: «и да не устрашается».

Точно так же мы всю первую фразу можем перенести на 27й стих. Иисус как бы говорит (повторяя), что не нужно беспокоиться, ведь их вера не на чем-то ненадежном, но на Боге и Его Сыне. И между учениками и Богом гарантированный Иисусом Мир. Еще сильнее, между человеком и Богом есть жесткие обязательства. Причем выполнение этих обязательств гарантируется Отцом  и Сыном. И все это без пошлин и налогов.

Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

(Иоан.14:28)

И вот к чему ведет Иисус. На момент речи учеников совсем не радует известие об уходе Иисуса. Но Он утверждает, что уход – это лучшее, что можно придумать. И если бы ученики «правильно оценивали» Иисуса (агапе – высоко ценить, чтить…), то радовались бы этому известию, а не наоборот. И вот почему: «…ибо Отец Мой более Меня».

Согласитесь, не очень понятно и убедительно звучит для нас. Как мы это восприняли бы? Вот, наш друг готовится к собственной казни. И стараясь ободрить нас, он говорит, что для него гораздо радостней идти к Богу, чем не идти. Вас, само собой, интересует, чем это лучше. И он отвечает, потому что Бог больше чем он. Очень странно, ни так ли?

Но нам не нужно забывать, что это часть длинной речи Спасителя. И о Своем уходе в течение этой речи Иисус говорил с разными пояснениями несколько раз. Давайте пробежимся и вспомним.

  • Он идет, чтобы забрать учеников к Себе, чтобы они были там же, где и Он.
  • Он идет, чтобы ученики смогли делать Христовы дела в большем объеме.
  • Он идет, чтобы Самому делать все то, о чем ученики будут просить Отца.
  • Он идет, чтобы в «другом Утешителе» быть с учениками вечно.
  • Он идет, чтобы быть внутри учеников.
  • Он идет, чтобы они жили, потому что и Он живет.
  • Он идет, чтобы постоянно быть явным (являться) ученикам.
  • Он идет, чтобы сотворить в учениках обитель для обитания там как Сына, так и Отца.
  • Он идет, чтобы иметь возможность всегда и везде подсказывать ученикам, давать поддержку.

И вот, наконец, Он идет для того, чтобы в дело включился Отец, который буквально «больше Меня». И здесь кроется еще одно обещание, о котором ученики не очень то и догадывались. Т.е. тот факт, что в Утешителе, который является тем же Иисусом, но другого обличия, который будет обитать с учениками всюду, с полной мощью будет присутствовать и Тот, кто могущественнее Иисуса. Иначе говоря, если Иисус уйдет, то у них наступит жизнь в тесном союзе с Творцом, в лицо которому не мог посмотреть даже Моисей. А это действительно радостная весть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*