Иди ко Мне и пей

думаюНа самом деле, эти строки, наверное, самые часто употребляемые в церкви.  На тему воды, текущей из чрева в жизнь вечную, не проповедовал разве что ленивый.  И я не собираюсь здесь повторять обилие откровений, которые братья получили через эти слова. Хочу лишь акцентировать внимание на одном. А именно на том, что я считаю здесь центральным. 

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
(Иоан.7:33-39)

Итак, Иисус не пошел на праздник вместе с братьями. И появился в Храме только в середине праздника. И у Спасителя произошел достаточно жесткий разговор с Иудеями. Весь праздник для Иисуса прошел под угрозой убийства. Иисуса искали, чтобы убить. Искали повод для этого. И вот Он не прячется. Он ведет себя открыто, вызывающе. Вот он в Иерусалиме уже несколько дней. Наступает последний день праздника.

Сегодня еще весь Израиль в храме (ну или почти весь), а завтра все разойдутся. И вот Иисус, дождавшись этого последнего дня праздника вдруг делает странную вещь. Он встает, имеется в виду, обращает каким-то образом на себя внимание. Т.е. возможно, встает на возвышенность, чтобы Его хорошо было видно. И с этой возвышенности «возгласил». И вот то, что Он возгласил, очень интересно.

Дело в том, что Иисус знает, что совсем немного, какой-то год еще, и Его распнут. Т.е. Его здесь на планете Земля не будет в том качестве, в каком Он сейчас предстоит перед людьми. Сейчас Он еще здесь. Днем, а может двумя днями раньше Он сказал:

33 … еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня;
34 будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, [туда] вы не можете придти.
(Иоан.7:33,34)

Ему осталось быть на Земле НЕДОЛГО! Он знает это. Он прекрасно чувствует сжатость времени. Что будет дальше с людьми, большой вопрос. Поймут ли они что-то, уверуют или нет, большой вопрос. Но сейчас Он еще может им что-то предложить ясным и понятным образом. А дальше им нужно будет Его искать. А ведь они не смогут пойти туда, куда идет Он. И вот тут начинается самое интересное.

Мы с легкостью заявляем, что пришли к Иисусу. Мы поем песню «Я нашел Иисуса» (если кто поет, конечно же). Но обратил ли кто внимание на тот факт, что Иисус никогда не говорил (сегодня это самая модная фраза), Он никогда не говорил, чтобы мы приходили к Нему в молитве или посте, в чтении Писания или еще посредством чего-либо. Во всем Евангелии Иисус повторяет одно : «Придите ко МНЕ».

Смотрите, в 33-м стихе Он говорит: «…еще не долго быть МНЕ с вами…». Затем: «… будете искать МЕНЯ, и…». Вот после этого «и» ужасная фраза, которую мы, конечно же не относим к себе, что, в общем-то, справедливо: «…и не найдете;…». Это понятно, что Иисус эти слова обращает к Своим противникам. Однако, согласитесь, очень странно звучат слова, обращенные к противникам: «…будете искать Меня». Это что? Противники будут таки его искать? Значит наступит время, когда те, кто с Ним сегодня спорят, завтра начнут Его поиски? Но почему тогда это категоричное заключение: «… и не найдете; и где буду Я, вы не можете придти.»?  Ведь логичнее предположить, если человек покаялся, двери отрылись!

На этот счет есть так же масса объяснений. Мы привыкли думать, что эти «противники» таким образом, просто получают воздаяние. Т.е. надо было искать раньше, а теперь Иисус к ним повернулся спиной и баста!

Но, тогда все наши проповеди летят в тар тарары. Как же мы тогда можем проповедовать покаяние, если больше половины тех, кому мы проповедуем, некоторое время спорили с Богом? Нет, ну конечно, мы же не так спорили, мы же мягко. Да ладно! Чем наш спор отличается от противостояния тех фарисеев? Думаю только тем, что к ним мы заранее относимся с пренебрежением, а к себе с любовью. Если же наша проповедь нацелена на любого, кто готов покаяться, то становится непонятными эти самые слова про «не найдут».

Я же здесь вижу указание на возможность прийти к Нему, когда Он еще в теле, потому что «…еще не долго Мне быть с вами…».

И вот, пока народ еще в Храме и не разошелся по домам, Иисус встает на возвышенность (простите мне это упорство на возвышенности), и «возглашает», т.е. кричит. Что там у нас в греческом? О! Точно так – закричал.

Крик о жаждущих, это не крик к нуждающимся в сиюминутной помощи. Это крик к людям, ищущим Божьего ответа на всю жизнь. Это последний шанс людям войти в ряды учеников Спасителя. Последний набор, если хотите. Если сегодня ты не станешь учеником Иисуса, завтра у тебя уже не будет такой возможности. Вот о чем Его крик. Еще немного…

Однако, если ты на самом деле жаждешь, Он готов дать Дух. И тогда, ты, ученик, станешь для других источником того же Духа.

Немного вернусь назад. Подумайте сами. Почему ни один из Евангелистов не потрудился написать хотя бы немного чего-то похожего на наши убеждения, требующие говорить с Иисусом в молитве. Все апостолы говорят о молитве к Богу. А что же в отношении Христа? А в отношении Христа – призвание.

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Христа; мое замечание),
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
(Еф.1:15-18)

Чтобы понять, что значит «призвание Его», обратимся к древним и посмотрим, как они используют это слово. Но, по традиции, сначала приведу предложенное мистером Стронгом.

Призвание (2821): звание, призвание (в НЗ употребляется всегда о Божьем призыве ко спасению).

Прежде чем перейти к древним, маленькая ремарка. Высказывание в скобках – выдумка мистера Стронга. Он почему-то так решил, и теперь внушает нам со страниц своих «Номеров». Перехожу к древним.

  1. зов – Платон (он окликнул меня и, окликнув, пошутил);
  2. приглашение – Демосфен, Плутарх;
  3. призыв о помощи – Полибий;
  4. вызов в суд – Аристофан (освобождение от судебной ответственности или привлечение к ней); Ксенофонт (прекращать судебное преследование). Здесь надо пояснить. Дословный перевод этих примеров будет следующим: «…освобождение от призыва или призыв», это первый пример, и вот второй: «…прекращать призыв».
  5. пример из НЗ, я его игнорирую, по понятным причинам.
  6. название, наименование – Платон, Палатинская Антология;
  7. именительный падеж – Аристотель (звательный);
  8. грам. родовая форма – Аристотель (форма женского рода, средний род).

Если говорить о Новом Завете, то есть пара любопытных мест, где прослеживается неоднозначность этого слова. Т.е. это не всегда о призыва Богом нас.

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
(Еф.4:1)

Вот греческий подстрочник того же стиха: «Итак, прошу вас я, узник в Господе, достойно прошедшего(их) призыва, которым вы были призваны,…» и дальше сама просьба, то, что он от них хочет. Да, здесь просьба не пройти призыв, а, как написано дальше, сохранять единство духа и т.д.. Но сейчас не об этом. Так вот, здесь есть уточнение. В синодальном переводе кажется, что речь о звании (призвании), В КОТОРОЕ вы призваны. Но в греческом не так. Здесь не о звании, куда, а звании КОТОРЫМ ВЫ. Поясняю. Речь идет об уточнении. Т.е. есть разные «приглашения». Можно быть призваным кем-то, а можно самому кого-то призвать. Так вот, здесь Павел поясняет. Речь идет о призыве, где вы призваны. Само наличие этого уточнения говорит, что может быть и обратное действие. Далее, прямо в этом же тексте, в 4-м стихе читаем:

Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
(Еф.4:4)

Проблема в том, что в греческом тексте нет никакого призвания «К», есть призвание «В». А если точнее, не куда «К», а уже находясь «В». В конце стиха стоит то же самое слово «звание», которое переводим как «призыв» или «приглашение». Получаем: «Одно тело и один дух, как вы и призваны, (находясь)в одной надежде вашего «призыва».

И теперь главное в этом тексте. Если призывает Иисус, то откуда «надежда». Т.е. Иисус надеется, когда призывает? Он нас учит верить, а сам надеется? Разве «надежда» это Его оружие? Надежда – это наше оружие, человеческое. Это инструмент учеников, последователей. Вот и получаем: «Одно тело и один дух, как вы и призваны (Иисусом), (когда вы еще были) в одной надежде, когда вы звали (Иисуса)».

Давайте еще раз перефразирую. Павел призывает нас быть одним телом и одним духом, потому что мы призваны Иисусом, когда все находились в одной и той же позиции. Каждый из нас призывал Иисуса, надеясь на Его ответ. Т.е. все мы изначально были в одном положении. И в этом положении мы ничем друг от друга не отличались. Все звали Иисуса, ждали и надеялись. И это было для всех одинаково. И Он нас таких позвал. Поэтому не нужно превозноситься, но быть одним, в одном теле, в одном духе, в одном Господе, одной вере, одном крещении, где у всех нас один Отец – Бог.

Это место я привел лишь для понимания того, что далеко не везде это слово относится к призыву Богом нас. Теперь же возвращаюсь к 18-му стиху послания Ефесянам.

и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
(Еф.1:18)

Итак, вот важная фраза: «…в чем состоит надежда призвания Его». Чья надежда? Это Христос надеется, призывая нас, или мы надеемся, призывая Его? В отношении Христа я могу использовать слово «надеяться» с натяжкой и лишь для эмоциональной окраски. Но не по сути. По сути же, только мы можем надеяться. Почему? Потому что с Отцом, где сейчас Иисус, нет ни веры ни надежды, а лишь любовь. Иисусу нет нужды надеяться. Он уже с Отцом. Надеемся мы и только мы.

12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(1Кор.13:12,13)

И вера и надежда и любовь существуют в этой связке «теперь», т.е. сейчас, пока мы не перешли в «тогда». Но когда я знаю, мне вера уже не нужна, как и надежда. Я знаю и познан.

Итак, если надежда, это наш инструмент для «теперь», то это мы надеемся на «призвание Его». Т.е. Павел молит Отца, чтобы Он послал Ефесянам (и нам в том числе) духа премудрости, чтобы мы познали, кроме всего прочего, что нам дает наше призвание Его (когда мы Его призываем). Т.е. зачем именно мы Его призываем? Для того, чтобы понять, зачем мы Его призываем, нам нужен дух премудрости от Отца. Об этом и просит Павел.

Итак, возвращаясь к началу, Иисусу мы не молимся, мы Его призываем.  Т.е. мы, читайте по слогам, зовем Его.  НЕ МОЛИМСЯ, но зовем. Нам нужна не Его помощь. Нам нужен Он Сам. А теперь, понимая это, перечитаем наш основной текст:

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
(Иоан.7:37-39)

И тут еще одна вещь, на которую мы или не обращаем внимания, или просто не замечаем. В словах «Сие сказал Он о Духе», что мы понимаем, под сказанным. Что именно он сказал о Духе? Мы автоматом сравниваем Духа с водой. Мы думаем, что Иисус, говоря о «реках воды живой», говорит о Духе. Т.е. если я верю в Иисуса, то я получу некий Святой Дух, который как вода станет течь от меня. Так мы это понимаем?

Думаю, да, именно так мы и понимаем. Но посмотрите с другого ракурса. С позиции того, что я говорил выше. «Иди ко Мне» — это он сказал о Духе, которого имели принять верующие в Него. «Кто верует в Меня» – это он сказал о Духе, которого имели принять… А если читать чуть выше, чуть раньше, то «Будете искать Меня» — это он сказал о Духе, которого имели принять верующие в Него. «Где буду Я» — вот что Он сказал о Духе. Святой Дух – это Он после вознесения и прихода. Это Он приходит в Святом Духе. И Он в ипостаси Святого Духа, дает воду, которая становится источником для других. Вода – это не Святой Дух, но Дух Святой – это Тот, Кто дает эту воду, текущую в жизнь вечную.

Я не знаю, в какой момент церковь прекратила призывать Иисуса и стала Ему молиться, но, думаю, это стало катастрофой для церкви.

Теперь все. Если хотите, пинайте. Спорить не буду. Если спросите, до конца ли я уверен в том, что написал? Отвечу, нет, это слова на грани ориентации по запаху. Я как ищейка, чую откуда пахнет и пытаюсь идти в этом направлении. Все, что я тут наговорил, еще предстоит перепроверить и переосмыслить. Не претендую на последнюю инстанцию. И не собираюсь проклинать тех, кто не согласен. Я просто пользуюсь правом на ошибку. Чем и вам желаю пользоваться. Так что, не принимайте мой текст как учение, это мысли, догадки, хождение на ощупь, в поисках настоящего света в полной силе.

Иди ко Мне и пей: 8 комментариев

  1. Алексей, что понимать под водой, если «Вода – это не Святой Дух, но Дух Святой – это Тот, Кто дает эту воду, текущую в жизнь вечную.»?
    ток помидорами не кидайтесь, я не помню *sorry*

    • Ответ простой, помидоры мне самому пригодятся, а про воду, просто вспомним, что Иисус постоянно обещает дать уверовавшим — жизнь вечную. А если еще точнее, дать некий секрет, слово, откровение, которое позволит людям получить жизнь вечную из рук Иисуса. Духа же Святого дает не Иисус, а Отец. Иисус умолит Отца и Тот даст.

  2. 18. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
    (Св. Евангелие от Иоанна 14:15-18)
    21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
    (Св. Евангелие от Иоанна 14:21)
    3. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
    (Св. Евангелие от Иоанна 14:23)

  3. Алексей не понятно с иоана 7-34 почему найти не сможем я думал прежде ищите царство,царство у Иисуса,вывод (мой) надо встретиться с Иисусом (найти Его). А тут получается что ничего не получиться исходя из слов Иисуса ,как быть?

    • В плане размышлений. Мы ищем Царство, а не Иисуса. Иисуса мы зовем, приглашаем, чтобы пришел. При этом не исключается, что Он может прийти Сам, без приглашения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.