Слушавший Иисуса народ не заметил ничего странного в словах «придите ко Мне». Люди вообще на это не обратили никакого внимания. Все, что их задело – это заявление, что Он – это хлеб сшедший с небес. А ведь все знают и их отца и мать, да и братья среди них.
Уже несколько стихов назад чувствовалось ощущение некоторой усталости Иисуса от разговора с упрямыми и недалекими людьми. Здесь это повторяется. Его речь проста: «Ладно, забудьте, все равно не поймете и не примете, потому что…»
43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(Иоан.6:43-51)
Давайте по порядку. Первая реакция на ропотников была скорее реакцией усталости. Когда Иисус не видит вообще смысла что-то доказывать. И Он не доказывает. Он просто вдалбливает в их память некие установки, которые, судя по всему, должны сработать потом. Он вообще редко ожидает от людей какого-то понимания. Даже от учеников.
Это и понятно. Ведь ученики поняли Иисуса только после дня пятидесятницы, если я все правильно понимаю. Вот ключевая фраза реакции Иисуса: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».
И знаете, что я здесь вижу? Отец, посылая Сына в этот Мир занялся «привлечением людей к Иисусу». Спаситель не объясняет механизм этой работы. Но совершенно очевидно, что, как только Иисус пришел на землю, Отец взял на себя особенную о Нем заботу. И одно из желаний Отца – привлечь к Сыну людей.
А теперь включаемся. Отец, а не Царь и не Священник, привлекает людей не к Священнику, не к исполнителю какой-то роли. Он привлекает людей к СЫНУ! Если Отец привлекает людей к Сыну, то это никак не вяжется с религиозным мышлением. Это родственные отношения. Это любящий Отец заботится о Сыне. И знаете что? Он, как самый замечательный Папа, взял на себя ответственность по набору сторонников и друзей Своему Возлюбленному Потомку.
Мы должны четко отличать создание адептов от привлечения людей. Любой родитель имеет в этом некоторое понимание, но, к сожалению, не умение. Большинство родителей очень хотят, чтобы их отпрысков любили. Чтобы в школе у сынули было много друзей. Чтобы у дочки были подружки. Мама и папа с ревностью наблюдают за тем, как живет в школе, училище, институте или рабочем коллективе их чадо. И одной из их забот является волнение за то, как на их ребенка смотрят в этих коллективах. Уважают ли? Любят ли? Есть ли те, на кого сынуля может положиться. Есть ли те, кто подставит в трудную минуту свое плечо? И т.д. и т.п.
И вот, величайший Отец вечности ревностно наблюдает за жизнью своего Единственного Сына, оказавшегося в далеко не самом благополучном обществе. И что ОН делает? Он начинает «привлекать» к Нему людей.
Есть человеческие методы привлечения друзей к детям. Например, мы хотим, чтобы наше чадо выглядело не хуже. Тогда у ребенка в друзьях могут появиться те, кто оценит это. Как минимум, внешний вид ребенка не отпугнет потенциальных друзей. Другой вариант – кто-то покупает ребенку современный гаджет, чтобы «привлечь» тех, у кого такого нет. Мы покупаем ребенку в день рождения пакет с конфетами, чтобы он разделил их в классе. И это так же наша забота об отношении в коллективе. Да мало ли чего еще придумываем мы. Делая это даже не задумываясь, потому что в нашей натуре это уже заложено. Другое дело, мы во всем этом забываем, что на самом деле создает друзей. И какова цена дружбы тех, кто ценит за дорогой гаджет.
Отец нашего Господа пошел совсем другим путем. Он доверил воспитание ребенка семье, которая по нашим меркам никогда бы не смогла обеспечить Иисуса дорогими игрушками. Его одежда не была из модных бутиков. Да и слава семьи была подмочена с самого начала. Этим, кроме всего прочего, были успешно удалены из списка друзей Иисуса все те, кто в глаза говорит лесть, а за глаза предает. Отец доверил Сына людям, которые смогли внушить Ему многое из того, что позже мы прочли в тексте Евангелия.
Все эти мелочи, в быту Иисуса, в Его воспитании, в Его навыках, и т.д. в конечном итоге вылились в то привлекательное, что было оценено друзьями Спасителя. И это тоже прием Отца по привлечению друзей к Сыну.
Но это не все. Есть и другие вещи, ускользающие от нашего внимания и понимания. И все это ради того, чтобы Иисус был окружен друзьями. Тем более, что Иисусу нужно было пройти тяжелейший путь до Голгофы и далее. Крайне важно, чтобы рядом с Ним был кто-то, кто поддержит Его, поможет. И Его друзья, где-то справлялись с этой задачей, а где-то проваливались.
Но одно можно сказать точно. Отец не собирал «христиан» вокруг Иисуса. Он собирал друзей. Правда, они не совсем это понимали. До них часто не доходило, что такое возможно. Что Тот, Кто командует бесами, приказывает бурям, кормит тысячи людей, желает быть их Другом в первую очередь, а уже потом Господином. Даже это слово – Господин, подразумевает господство более опытного друга, над менее опытным, более сильного над менее сильным, чтобы этому менее опытному и менее сильному помочь, поддержать его, научить чему-то. Не как ученика в полном смысле слова, а именно как друга.
Иисус хочет, чтобы Его друзья встали в полный рост. Чтобы весь этот Мир увидел ясно, что значит быть другом Сыну Божьему!
Вернусь к тексту. Мы прочли, что «никто не может придти» к Иисусу, если не привлечет Его Бог. И у меня возникает вопрос. Вот это «не привлечет» говорит о том, что Бог в отношении к кому-то прилагает усилия, а в отношении к кому-то нет? Или, может, это «не привлечет» заключается в другом? Как бы Отец не старался, некоторым людям это не интересно? Какой из двух вариантов вам кажется более верным?
Лично я склоняюсь ко второму. Я имею в виду «сейчас» склоняюсь. Это прямо сейчас я начинаю понимать. Вчера еще у меня не было такого вопроса. Я думал о первом варианте, как о единственном. Проблема в том, что в древнем греческом это слово имеет два основных прочтения – прямое и переносное. Прямое – первый вариант, переносное прочтение – второй. Т.е. первый вариант: тянуть силой, втягивать, поглощать, волочить за собой и т.д.. Второй вариант (переносный): привлекать, влечь, совращать. Понятно, что одно и то же для кого-то будет привлекательным, а для кого-то нет.
Можно долго об этом рассуждать. Давайте посмотрим, что говорит об этом Сам Иисус:
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
(Иоан.6:45,46)
Смотрите, какая удивительная фраза. С одной стороны, быть привлеченным, означает быть «наученным Богом». Что в свою очередь означает «слышать от Отца». А с другой стороны, это не подразумевает необходимость видеть Того, От кого ты учишься. Т.е. перевожу на понятный. Это говорит о том, что ученик обучается, сам не замечая того. Человек не осознает себя учеником.
Дети в садике, да и в школе тоже, не осознают, какую «операцию по захвату друзей» с ними проводят родители других детей. Они просто видят мальчиков и девочек своей группы и как-то оценивают их. Но ведь именно родители поработали над тем, как их ребенок должен быть оценен. Удалось родителю, ребенок ценится. Нет, не будет у него друзей. Всего этого ребенок не знает. Он лишь со своей стороны реагирует на потуги своих родителей. Он не понимает, зачем его заставляют умываться, причесываться, одевать именно эти ботинки и т.д. и т.п.
И вот, после всех стараний Папы Иисуса, оказались те, кто не оценил Его Сына. Кто не уважил Его. Есть те, кто «научился» у Отца, не видя ни Самого Отца, ни Его стараний не замечая. Но есть те, кто «услышал», «кто оценил», «научился».
Научены(1318): 1.познаваемый, доступный усвоению; 2(о вещах) преподанный, выученный, изученный; 3.(о людях) наученный, обученный, усвоивший, просвещенный.
Мы часто такое «обучение» называем уроками жизни. Мы говорим: «Я теперь научен. Жизнь заставила! Я урок усвоил». Мы и не подозреваем, что в процессе нашего обучения каким-то образом присутствовал Отец Иисуса.
А ведь Его работа по привлечению людей к Нему не остановилась две тысячи лет назад. Он все Тот же Отец. И Он все так же заботится о друзьях Своего Сына! И Отец не ищет религиозных последователей. Он ищет друзей, настоящих, живых. А друзья не должны быть правильными. Друзья должны быть верными.
Верный друг, это друг, который верит в тебя. Вот определение верного друга. Поэтому, даже если друг предал, то предал не от коварства, а от слабости. Вспомните Петра. Мы бы сказали, что Петр – не верный друг. Но Иисус решил иначе. Его вопрос был не о нашем понимании верности. Он спросил Петра не о предательстве. Он спросил Петра о любви к Нему. А это нечто общее с верой. Если я люблю кого-то, я ему верю. Все остальное – эгоизм, страсть и т.д.
Поймите правильно. Нет ничего плохого в страсти. Но страсть – не любовь. Она даже не рядом.
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
(Иоан.6:47)
Верующий в Иисуса. Как часто мы обращаясь к людям говорим с надеждой на положительный ответ: «Ты мне веришь?». Но эта фраза несколько меняется, если ты задумал что-то сделать. Тогда друг говорит: «Иди, я в тебя верю!». Это слова не религиозного последователя, это слова друга, который этими словами дает тебе настоящую поддержку.
Однажды Петр, вместо того, чтобы сказать Иисусу: «Иди, я верю, что ты пройдешь, верю в Тебя!», сказал: «Да не будет этого с тобой». Вы помните гнев Спасителя, каким именем назвал Петра Иисус? Вот где Петр на самом деле предал Иисуса, а не тогда, когда петух прокукарекал.
Так вот, тот, кто является настоящим другом, кто поддерживает Иисуса, не понимая многого, верит в Него и следует за Ним, всеми силами поддерживая – тот друг, а значит имеет все, что имеет Он. Друзья имеют жизнь, которая есть только у Иисуса – жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
(Иоан.6:48-51)
Надеюсь, мы уловили суть слов Иисуса о настоящих друзьях. О тех, кто был привлечен стараниями Отца. О тех, кто поверил в Его Сына и стал Ему другом. Иначе говоря, Иисус предлагает Свою дружбу. Будь другом Сыну Божьему. Именно эта Небесная дружба с Сыном и есть небесное питание. Эта дружба питала апостолов. Взращивала их и привела в Царство. Именно эту дружбу они сохранили до конца своих дней. И ее проповедовали. Дружба с Иисусом не позволит никому умереть. А манна… …как примитивно религиозное мышление. Разве может кусок даже самого вкусного хлеба заменить дружбу с самым верным и самым любящим Человеком во всей вселенной и за ее пределами?
И вот что обещает Иисус. Его дружба, любовь, жертвенное отношение, выражается в том, что Он отдаст за всех Своих друзей, как настоящих, так и будущих, свою плоть. Чтобы все, кто хочет быть другом Спасителю, жили.
ВАУ!!!! ВАУ!!!!!!!! ВОСТОРГ ВНУТРИ!!!!!
ВСЕ ЛИКУЕТ!!!!!