Вода, которую Я дам

думаюНаверное, не секрет, что как я, так и вы, много слышали учений о том, что подразумевается в Писании под водой. И самое основное – это Слово. Все это верно. Но беда в том, что Писание не подразумевает математически точных определений. Точнее, не так. То, что мы приводим, как определение для какого-либо символа в Писании, чаще всего оказывается недостаточным. 

Так вода, это Слово? Да, верно. Но не достаточно. С другой стороны, если подразумевать Слово, как фразы сказанные Иисусом и записанные в текстах Писаний, то возникает вопрос. Здесь мы рассматриваем «воду», как поток мысли или как дух, выражаемый этими словами? Если первое, то «вода» не является Словом. Если второе, то да, «вода» — это Христово Слово о Царствии.

Итак, я не спорю с определением, которое знают все. Вода в Писании символизирует Божье Слово. Но не как набор слов и фраз. И даже не как смысл, или понятие. Вода – это поток Духа. Который возбуждает мысли и порождает слова.

Теперь пора вспомнить, что в предыдущей главе мы говорили о «двух Духах». По своей сути, эти Духи идентичны. Один является наследником другого. То есть включает в Себя все характеристики Родителя и расширяет их Своими личностными.  Иисус родился от Бога (Божьего Духа), Бог Отец всем своим Духом присутствует в Сыне. Но Сын добавляет к Отцовскому Духу Свою победу в пустыне. Победу Сына Божьего, который «дрался» исключительно как обычный человек. Вот эта человеческая сторона теперь неотъемлемо присутствует в Духе Христовом. И именно благодаря этой, человеческой, сути у нас есть возможность вернуть утерянное Адамом божественное по отношению к Земле положение.

Вот теперь можно приступать к чтению текста. Мне показалась важной история с самарянкой. Давайте читать.

4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
(Иоан.4:4-26)

Вступление к рассказу дает нам ясно понять, что у Иисуса не было в планах разговаривать о чем-то важном с женщиной у колодца. Оказались они  здесь не преднамеренно, проходя мимо. Иисус присел отдохнуть от пути, а не для начала высокодуховной беседы.  И Он действительно хотел пить. Если бы женщина не начала «базар» (я настаиваю на этом слове), то и разговора бы не было.  Но женщина, видимо, из тех, кому очень скучно без драки. В Иисусе она увидела потенциальную жертву, на которую можно вылить всю свою желчь от неудачных браков, да и вообще от тяжести жизни.

Мало того, что она увидела мужчину, т.е. одного из «отряда» предателей и изменников: «Они мне всю жизнь поломали!». Она увидела мужчину иудея! И этот иудей не имеет здесь защиты. Он на чужой территории. Его можно шпынять, и за это ничего не будет. Важно понимать, что разговор был отнюдь не святым. Весь диалог выглядел как выпады обиженной женщины на объект ее небрежения и обиды.

Но это все сейчас не важно. Важно, что отвечает на все эти выпады Спаситель. А Он говорит, что может дать особую воду. Он называет ее живой. Здесь никакой мистики. Живая вода – это вода проточная. Иначе говоря, Иисус, если говорить современным языком, сказал женщине, что, если бы она знала, Кто с ней говорит, то она бы сама просила бы у Него воду. И, внимание (!), Он дал бы ей ПРОТОЧНУЮ, т.е. ЧИСТУЮ воду.

Как и следовало ожидать, женщина не заметила в этих словах никакого намека на что-то чудесное или божественное. Это мы выросли на языческих сказках о живой и мертвой воде и в нашем сознании этот эпитет безотказно срабатывает , выкидывая нас из логики разговора Иисуса с женщиной в логику языческих сказаний о мистической воде. Самарянка же никогда не слышала этих сказок. А термин «живая вода» всегда был связан именно со свежей, чистой и вкусной водой из колодца.

Отсюда совершенно логичный вопрос женщины. Во-первых, ее интересует, как Иисус собирается доставать из колодца воду, которую обещал. Во-вторых, почему это она должна у него просить воду, если Он не хозяин колодца. Ведь хозяин колодца – Иаков, который этот колодец выкопал и уже давно почил. А сам колодец перешел к наследникам Иакова, т.е. евреям. Значит, чтобы объявить свои права на этот колодец, сидящий перед женщиной человек должен быть важнее Иакова. Но для отца Иакова, Иисус слишком молодо выглядит.

И вот тут  Иисус, наконец, говорит что-то особенное.

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:13,14)

Иисус понимает, что женщина не может оторваться в своем сознании от данного колодца и данной воды. Тут Спаситель дает четкое разграничение. В Его словах появляются термины «сия вода» и «вода, которую Я дам».  И вот тут нам нужно запомнить слова Иисуса. Обращаю внимание на тот факт, что Иисус сказал, Кто именно дает эту воду. Мы должны зазубрить это. Говоря о Своей воде Иисус уточняет, что ее даст не Отец и не Писания. Эту воду даст Иисус. Итак, запоминаем. Живую воду дает Сын, а не Отец.

Далее, чуть раньше Иисус говорит, у кого эту воду надо просить. И снова в качестве даятеля Сам Иисус.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
(Иоан.4:10)

Если верить в учение, что вода – это Слово Божье. То получается, что Иисус сказал бы ей что-нибудь и тогда, забегая вперед, она сама стала бы что-нибудь кому-нибудь говорить.  Но чуть выше мы уже рассмотрели, что речь не о словах, не о фразах, не о цитатах из Писания. Речь идет о Духе. Если бы речь шла о Духе Отца, Иисус бы сказал, чтобы просили у Отца, и Он бы дал. Но Учитель говорит, что просить надо у Него, т.е. у Иисуса. И даст именно Иисус, а не Отец. Но, что еще  более интересно, так это тот факт, что как только данная вода попадает в человека, внутри него самого она превращается в источник. И теперь уже не Отец и не Иисус становятся источником воды, а ее носитель.

Все это очень любопытно. Потому что, следуя современной теологии, источник Духа Святого – исключительно Отец. Это учение выработали Великие Капподакийцы в IV веке по р.х. Это учение вошло в Никео-Цареградский символ веры в 381м году.

Некоторые Латинские отцы этот вопрос истолковали несколько иначе. Дух Святой исходит исключительно от Отца, но через Сына.

Августин идет дальше и говорит, что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына. Эта идея подхватывается и развивается. В конечном итоге именно этот вопрос становится поводом к расколу Запада и Востока.  Как бы древние отцы не спорили и не размышляли, есть текст Нового Завета. И с ним спорить невозможно. Одно можно сказать. У древних отцов, уже к 4-му столетию по этому поводу не было ясного понимания. Дальше мы видим лишь фантазии и споры, приведшие к расколам. Другими словами, сегодня, это не вопрос веры, это вопрос «лагеря». Если ты православный, ты обязан верить, что Дух Святой исходит исключительно от Отца. Если ты католик, обязан верить, что Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына.

Но вот где в этих спорах сбой. Ни первое, ни второе, не подразумевает наследственности. Т.е. Первоисточник – Бог. Сын – родился и Своей жизнью и победами «расширил» характеристики Святого Духа. Это же работает в каждом колене наследования. Дух Отца, что-то приобрел в Сыне, получив название Христова Духа. Теперь источник этого, унаследованного от Отца Духа, Сам Иисус. Если Он дает кому-то Свой Дух, который унаследован от Отца. Он вновь обогащается человеческими характеристиками и становится источником в другом наследнике.

Но то, что, например, в программировании, может безболезненно расширяться и расширяться, то в жизни имеет требование баланса. Чтобы Дух Отца получил обогащение в Сыне без потерь, Сын должен был соответствовать Своему Отцу. И, благодаря этому соответствию, Отцовский Дух, получив расширение в Сыне, не потерял божественности. Однако с христианами часто все не так. Иисус не требует от последователей подобного соответствия, относясь к нам с милостью. А это создает проблему. Там, где нет соответствия, происходит потеря Божественной части. А в итоге, полученный от Христа Чистый Божественный Дух, переходя от одного к другому, обогащаясь личностными характеристиками, все больше и больше теряет Божьи. А в итоге мы получаем обычный человеческий дух с массой человеческого и ненужного наследства. Возможно, это ответ на вопрос, почему сегодня нет тех, кто получил Христов Дух от апостолов и действует в той же силе.

Но, извините за такие пространные размышления, вернусь к тексту. Итак, Иисус говорит, что не Отец, а Он Сам может дать «воду» просящим не у Отца, а у Него. Кроме того, вода, которую Он даст, уже в человеке, получившем эту воду, становится источником такой же воды.

Затем звучит странная фраза: «…текущую в жизнь вечную». Оставим пока эту фразу здесь, позже мы к ней вернемся, если я не забуду. Если же забуду, вы напомните мне. А пока, давайте еще раз прочтем этот стих:

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:13,14)

Следующая мысль, которая приходит при прочтении этих строк, касается жажды. Важно понимать, что в данный момент Иисус разговаривает не с учеником. Это случайная женщина, никоим образом не похожая на тех, кто готов следовать за Учителем. Мало того. Она утомляет Учителя своей… эээ… неспособностью понимать до такой степени, что он ее просто посылает за ее мужем. Суть в том, что дать живая вода обещана не только ученикам. Думаю, надо еще одно место привести в пояснение.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
(Иоан.7:38,39)

Обратите внимание. Это то же евангелие. Тот же автор. Т.е. это та же терминология. И здесь Иоанн раскрывает завесу, показывая, о чем же идет речь, когда используется слово о «воде». Итак, Вода – это Дух, Который ученики должны были принять.

Хорошо, упростили и уточнили. Вода – это Дух. Соответственно, это Святой Дух. И здесь же четко сказано, что появление на учениках Духа Святого напрямую зависит от «прославления» Иисуса. Думаю ни у кого не возникает недопонимания, о каком «прославлении» Иисуса идет речь. Речь о Крестной смерти. Т.е. ученики не могут принять данный Святой Дух, пока Иисус не умер.

Если это о том же Духе Святом, что мы встречаем в Ветхом Завете, то возникает вопрос. Неужели, каждый раз, когда кто-то получал Дух Святой, кто-то должен был умереть? Ни одного указания на это у нас нет. Либо с апостолами совсем все плохо, и они до такой степени никуда не годны, что только смерть Иисуса может приблизить их к Духу Святому, либо речь идет о другом Духе Святом, который полностью связан с Сыном Божьим. Т.е. с Его жизнью и смертью.

Итак, возвращаемся к 4-й главе 13-14 стихам. Иисус говорит, что всякий (не только ученик), кто будет пить эту воду, больше никогда не будет нуждаться в Духе Святом.  Вспоминаем Ветхий Завет – Святой Дух приходил раз от разу. Временами Он приходит, а большую часть времени люди нуждаются в Нем. То тут, то там Дух Святой сходит, человек делает что-то удивительное, и уходит. И время без Духа Святого всегда гораздо длительнее, чем с Ним.

Отголоски этого мы находим и в текстах Нового Завета. Мама Иоанна Крестителя, Елисавета, в один миг исполнилась Духа Святого. Но это было кратковременное действие. Так же обстоит дело и с его отцом. Большую часть времени все поклонники Бога жаждут. На короткое время Дух Святой приходит, удовлетворяет нужду. А через какое-то время, люди вновь жаждут.

Если посмотреть на современные церкви, даже на те, где с великой силой действуют дары Духа Святого, мы замечаем ту же тенденцию.  Мы знаем, что Кэтрин Кульман, каждое служение ждала прихода Духа Святого. Этот же подход повторяет сегодня Бенни Хинн. Торонто аэропорт так же ждет прихода Дух Святого на каждом служении. Большинство современных песенников наполнены песнями жажды. Они так и называются: «Жажду», «Приди», «Приди Дух Святой», «Сойди Дух Святой» и т.д. и т.п..  Как хотите, но это никак не вяжется со словами Учителя.

Вывод прост. Если мы сегодня жаждем, значит, у нас нет этого Духа. А что же у нас есть? Полагаю, что у нас есть Отцовский Дух благодати и милости. И, как в Ветхом Завете, он временами сходит, а в остальное время мы в нем нуждаемся (жаждем). Но если мы получим Дух Иисуса, наша жажда прекратится.  Вывод прост – нам нужен Иисус.

Но на этом разговор Иисуса с самарянкой не заканчивается. Учитель посылает женщину за мужем. Та схватилась за соломинку, и получив подачку в свой «язве» тут же воспользовалась возможностью «подколоть». Пусть этот сидящий тут мужик знает, что она без мужа живет. На что Наставник реагирует просто. Он согласен, что у нее нет мужа, но не потому, что она такая сильная, а потому, что тот, кто сегодня с ней, не муж. И вообще, она уже пять раз оставалась у разбитого корыта.

Вот тут до женщины вдруг дошло, что перед ней не просто «какой-то мужик». А «мужик» возомнивший о себе, что он пророк!  Хотя и возникли подозрения, что Он настоящий, она, все же, не бросает попыток Его унизить, поймать на слове. Она задает вопрос, который всегда срабатывает безотказно. Иудей тут же начинает доказывать, что поклоняться можно и нужно только в Иерусалиме. А у нее, похоже, большой опыт ставить этих самоуверенных иудеев в тупик и надсмехаться над ними. Но Иисус реагирует не так, как обычный иудей.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:20-24)

Иисус выглядит уставшим. И не только от пути. Однако проблеск сознания у женщины не остался незамеченным. И Наставник откладывает «посыл» женщины за мужем. Он еще тратит на нее время, давая, пусть неясное, но толкование.

Итак, первое, что делает Иисус. Он не вступает в спор с пеной у рта, как это сделал бы любой другой иудей. Да и христиане сегодня поступают часто так же. Так вот, Он, вместо перетягивания одеяла, вдруг говорит, что наступает время, когда иудею с самарянами не будут больше спорить о месте поклонения. И Он это заявляет как знающий. Как тот, от кого (как от Иудея) придет спасение.

Иисус говорит, что это время не просто наступает, а что оно УЖЕ наступило. Фактически он говорит ей: «Женщина, твой выпад не засчитывается. Ты ударяешь в пустоту. Здесь не  о чем спорить. Потому что теперь ни вы ни Иудеи не правы».

Итак, где же теперь должны поклоняться люди Богу? И тут Иисус дает следующее заявление. Теперь все настоящие (истинные) поклонники «будут поклоняться Отцу в духе и истине». Вот еще одна загадка. Но на самом деле, Иисус буквально повторяет свою мысль. Просто делает это особенным способом. Но, чтобы разобраться, давайте посмотрим внимательно на слово «истина». Зададим, как Пилат, вопрос: «Что есть истина?». И получим от Иисуса ответ:

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
(Иоан.14:6)

И в этой фразе мы вдруг обнаруживаем как минимум два слова, которые встречали только что в исследуемом тексте. Иисус говорит, что поклонники в числе прочего должны поклоняться в ИСТИНЕ. И вот ответ. Истина – это Иисус. Иисус говорил, что вода, которую Он даст, течет в «жизнь вечную» и вот объяснение. Жизнь – это Иисус.

Что же мы получаем? Иисус дает Свой Дух, который, как мы рассуждали, возбуждает соответствующее мышление, пробуждает соответствующие слова и действия, которые ведут в жизнь вечную, т.е. в Иисуса. А чтобы было еще более понятно, прочтем вот этот отрывок:

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
(Еф.4:11-13)

Итак, вот цель нашего духовного роста – муж совершенный по мере полного возраста Христова, познание Сына Божия, воссоздание Тела Христа. Т.е. чтобы нам прийти в эту полноту Христа, нам нужен Его Дух. Именно Его дух приведет нас в жизнь вечную, т.е. в полный возраст Христа.

Так же Иисус – это истина. Или, наоборот, истина – это Иисус. Здесь, думаю, перестановка допустима. И перемена местами на суть не влияет.

Так вот, возвращаясь к поклонению в Духе и истине, я вижу здесь указание на Дух Божий (Отца) и Самого Иисуса (Дух Христа). Если я хочу поклоняться Богу, то мне нужно особенное место. Его координаты известны – Это Дух Божий (Его воля, твердость, власть и т.д.) и Дух воскресшего Христа (Его человеческая сторона, с его победами и ужасом, который Он наводит на всю нечистую силу). А так как под поклонением в последнюю очередь понимается музыкальная часть, то речь идет о, как сегодня модно говорить, служении на полное время. Когда человек исполняет волю Отца, ходя в славе и верности Сына.

И, как сказал Сам Иисус, именно таких поклонников ищет себе Отец.

Вода, которую Я дам: 7 комментариев

  1. Отец посылает дождь , а Адам возделывает /(бытие 2-5)\ разные задачи, и тело у человека Иисуса
    (Второго Адама) и Он Бог.Истина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.