Не буду сегодня напоминать все, что Иисус говорил во время своей Нагорной Проповеди. Достаточно уже было напоминаний. Начну сразу с отрывка, который является частью единой речи, и стал продолжением единой мысли Учителя. Читаем.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
(Матф.7:15-20)
Прежде чем вникать в смысл сообщения, важно понять, кто такие пророки. У нас, современных людей есть извращенное толкование этого термина, которое говорит о некоем сверхъестественном парне, который видит будущее. Но, что именно в этот термин вкладывает Учитель, и что под этим термином принимали ученики? Первое упоминание в Библии мы встречаем в книге Исход:
29 Господь сказал Моисею, говоря: Я Господь! скажи фараону, царю Египетскому, все, что Я говорю тебе.
30 Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?
(Исх.6:29,30)
И дальше
1 Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:
2 ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей;
(Исх.7:1,2)
Бог дает инструкции Моисею, но тот ссылается на свою «несловесность». В результате Бог указывая на брата Моисея, Аарона, говорит, что он будет его пророком. То есть Аарон должен стать пророком Моисея. Что это значит?
Простите за отвлечение, но не могу удержаться. Слово «несловесен» в этом месте – это объединение двух слов «обрезанный» и «край языка» с отрицанием. Объединяем и получаем следующее. Моисей был « с необрезанным языком», т.е. его речь не была «отточенной». Он не умел говорить гладко, как положено в высших слоях власти. Ни о каком заикании здесь мы не читаем. Все, отвлеклись, возвращаемся к тексту.
Итак, Моисей пытается увильнуть от обязанности под предлогом неумения высокопарно излагать свои мысли. В ответ на это Бог создает следующую цепочку. Бог говорит Моисею, а Аарон передает фараону то, что ему скажет Моисей. Т.е. от Бога к Моисею, от Моисея к Аарону, и от Аарона к фараону. Вот весь смысл «пророчества», передать слова, которые тебе сказаны. Но, передать так, как было бы приемлемо. Моисей не умеет говорить красиво, за эту красоту отвечает Аарон. Он получает «голый» текст, превращает его в высокопарный и передает, вот и все. Иначе говоря, Аарон передает в точности тот смысл, что сообщил ему Моисей, но иными словами. Так, чтобы слушающему стало понятно. Вывод:
«Пророк, это человек, преобразующий послание в понятное и удобное для восприятия сообщение».
Все остальное второстепенно. Будет ли это послание о будущем, это будет пророчество о будущем. Будет ли оно о прошлом, значит, будет пророчество о прошлом. Будет ли это о настоящем, значит о настоящем. Точно так же и касаемо источника. Если человек «преобразует» послание Бога в понятный людям текст, это пророк Бога. Если источник не Бог, значит пророк не Божий. О чем может быть это послание? О чем угодно. Вообще без ограничений.
Далее, пророк, по сути, должен иметь какое-то удостоверение, что он говорит не от себя. Если, конечно, он уже не заслужил доверия. Всегда Сам Бог обеспечивал своих пророков таким подтверждением. Оно было либо в чуде, либо в самом слове. Но без удостоверения Бог не посылал своих пророков.
В Новом Завете так же есть пророчества, но вот в чем засада. Мы думаем, что служим в Новом, а взращиваем ветхозаветные пророчества. И вот почему:
10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
(Откр.19:10)
Фраза «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» не означает, что пророчествовать, значит свидетельствовать об Иисусе. Эта фраза говорит о том, что каждый, кто имеет свидетельство от Иисуса в его жизни, т.е. каждый, кто запечатлен Иисусом, каждый, у кого есть Его печать, тот имеет именно пророческий дух. Именно дух пророческий является признаком того, что тебя засвидетельствовал (запечатлил) Иисус. Иначе говоря, каждый спасенный, запечатлен именно пророческим духом.
Вывод, каждый спасенный имеет уже пророческий «дар». Именно этот дар «пророческий дух» является одним из явных признаков спасения. А выражается он очень просто. Каждый спасенный Христом не может молчать. Ты не можешь молчать о том, что с тобой сделал Иисус. И поэтому ты говоришь всем – пророчествуешь об Иисусе. И это уже пророчество. Не потому, что тебя заставили, научили или вдохновили на проповедь, а потому, что ты запечатлен. Нет желания рассказывать об Иисусе, то, вероятно вы не имеете пророческого духа, а значит и не спасены.
Вот почему сначала Моисей, а потом почти слово в слово повторил апостол Павел о том, что хорошо бы, чтобы все пророчествовали. Сравните два места:
27 И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.
28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.
29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
(Чис.11:27-29)
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
(1Кор.14:5)
Почему так важно пророчествовать? Потому что тогда все «наставляют, исправляют, обличают и назедают» друг друга. Переводя на понятный язык, получаем, что каждый пророчествующий помогает другому жить и развиваться во Христе. И это его главная работа. От раввина пророк отличается одной вещью. Раввин преподает то, что понял сам и чему его научили «древние». А пророк преподает то, что ему открыл Бог. Но внешне это мы никак не можем определить. Современные пасторы чаще всего – раввины. А должны быть пророками.
Уважаемый мною учитель Сергей Станиславович Витюков когда-то сказал: «Настоящая проповедь, это всегда пророчество». Т.е. настоящее пророчество в Новом Завете – это наставление апостола, его учение. Иисус пророчествует не тогда, когда говорит о наступающих бедах на Харазин и Вифсаиду. Точнее не только тогда, но всегда, когда открывает рот для наставлений.
Проповедник обязан быть пророком. В противном случае он лжепророк. Но пророк совсем ничего общего не имеет с тем, что мы обычно называем : «Попророчествуй мне». Мы вообще не находим ничего подобного в Писании. Божий пророк никогда (!) не пророчествует по заказу. И это приходится признать. Он приходит туда, где его не ждут. И говорит то, чего от него не ожидали.
Наоборот, там, где просят «попророчествовать» речь идет о прорицании, а это действие жестко карается избиением камнями. На самом деле в наших церквях мы взяли практику прорицания вместо пророчества. И здесь есть великая милость Бога к нам. Он прощает нам это непонимание, потому что мы действительно еще не поняли сути пророка. С другой стороны, когда придет понимание, уже будут те, кто может действовать правильно, потому что действовал уже, хоть и не верно. Так что, думаю, на первых порах простительна подобная практика, но только из-за великой милости Бога, и чтобы перебороть различные предубеждения, сделать шаг в эту сторону, вообще начать доверять Богу в пророчестве. Хотя бы немного осмелеть. Для тренировки. Но только на этом этапе. В остальном же, это недопустимо.
Совершенно справедливо поступать с жаждущими получить пророчество так. Как только вас попросили, расскажите им о Христе. Это будет, думаю, самым верным пророчеством. Но в церкви роль пророчества в другом. Пророк, исполняясь духом, идет туда, куда срочно нужно донести обличение, исправление, наставление и назидание. Туда, где в обычной ситуации мы будем скромно переживать за человека, тихо молиться за него в уголочке, обливаясь слезами.
Ко времени Иисуса под пророками стали понимать учителей, которые приносили какое-то особое понимание воли Божьей. Раскрывали тексты Писания и вразумляли народ. Иоанн Креститель никому не сказал ничего из будущего, кроме одной вести, что за ним идет Больший его. Все остальное было для конкретного времени. Иоанн преподавал практическое действие, предназначенное для встречи Мессии.
Пророк – человек раскрывающий смысл текстов, роль Бога, Его отношение к ситуации и т.д. Таким образом, слова Иисуса: «Берегитесь лжепророков…» указывают не на ясновидцев и не на предсказателей будущего (хотя они не исключение), а на учителей, на наставников, на духовных попечителей. Это люди, которые берут на себя ответственность вести нас по пути спасения. Это люди, которые говорят, что знают секреты Царствия Божьего. Они раскрывают нам истины (или лжеистины) Слова Божьего.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
(Матф.7:15-20)
Настало время вспомнить, что эти слова сказаны Иисусом внутри единого урока, который мы прозвали Нагорной Проповедью. Это, фактически, завершающие (почти) слова Учителя. Загвоздка в том, что мы никогда не связываем эти слова с тем, что они были полностью направлены на учеников, а не на всех людей. Именно ученик должен был следить за тем, чьи советы и наставления он слушает. До принятия учениками Царства Божьего оставалось еще около 3х лет. За это время ученики ведь общались не только с Иисусом. Что-то они обмусоливали друг с другом. Они имели разговоры вне лагеря. Говорили с разными «учителями». Мы не видим подробно всех этих разговоров, потому что у апостолов были другие задачи. Однако мы точно знаем, что такие разговоры были.
Вот пара примеров. Ученики были недовольны «разбазариванием» мирра, когда женщина разбила алебастровый сосуд. Они даже подговорили Иуду. Что там произошло? Иуда послушал «лжепророков»! Что он получил? Плод – обида на учеников и Учителя, что стало одной из причин его предательства. Что произошло? Ученики Иисуса «пророчествовали» Иуде, чтобы он подошел к Учителю и сказал свое фи, что он и сделал. И тут же познал плод такого «пророчества».
Следующий пример. К ученикам подходят книжники и говорят, что настоящий учитель не позволил бы себе сидеть в доме мытаря. Во что бы это все вылилось, если бы Иисус не услышал этого разговора? Трудно себе представить. И таких «пророчеств» в нашей жизни не мало.
Как ни странно, но апостолы, что мы видели раньше, так же проявили себя в этой роли. Внешне они были «друзьями» Иуде, но, по сути, отдали его на поругание. Поступили как стая волков. Хорошо, что они этого не осознавали. И слава Богу за Его великую милость. Иисус не отверг своих горе учеников, а довел дело до конца, сделал их самыми великими во всей вселенной людьми.
Слово «берегитесь» в греческом языке означает состояние внимательности, т.е. быть готовым на реакцию, не поддаваться на провокации. Это слово не говорит, что нам нужно от них драпать, просто будьте внимательны и все будет хорошо. Тех, кто так или иначе начинал действовать в роли «лжепророка» в первой церкви «ставили на замечание».
Эта фраза означает не то, что сегодня мы подразумеваем, как отсаживание на последнюю скамейку для перевоспитания. Она значила именно то, что она озвучивает. Христиане в их присутсвии вели себя более внимательно, аккуратно, понимая опасность оказаться втянутым в дрязги, в провокацию. Человек не лишался ничего, но к нему было пристальное, особенное внимание. Таким образом, последователи Христа «береглись». Не позволяли опасному брату посеять среди них вражду. Ему не затыкали рот, просто правильно реагировали на его слова. Как? Очень просто, тот, кто слышал голос Бога подходил к нему и передавал ему привет от Бога -«обличение, исправление и т.д.».
Религия сегодня хочет разоружить нас, говоря, что лжепророк – это страшный зверь, который водится вне церкви. Нам рисуют сатаниста, одержимого и т.д., который только и ждет, как бы оторвать от стада слабую овечку. Но все это среди нас самих. Если это было даже с апостолами, чем мы лучше? Ответ прост, на лжепророчество, нужно настоящее пророчество. Истина перешибет ложь.
Как уже, надеюсь, понятно, плоды, это результат их слов. Божье пророчество приводит к Божьим плодам, не божье пророчество, к противоположным. Можно почитать Галатам 5:16-23.
Говоря о лжепророках, Иисус не заканчивает свою мысль на определении этого человека, но продолжает следующим текстом:
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
(Матф.7:17-20)
Каждого «пророка» Иисус сравнивает с деревом. Это важно, и те, что «лже» и те, что «не лже», Иисусом названы «деревами». Разница в одном. Эти деревья приносят разные плоды. Одни приносят полезные для человека плоды, вкусные, съедобные. Другие бесполезные, горькие, ядовитые. Но и те и другие – деревья.
Далее, если дерево принесло один раз плохие плоды (гнилые или кислые), другой раз и третий раз. Садовник делает вывод. Это дерево ему не нужно, оно зря занимает место. На этом месте мог бы быть другой сорт. Он выкорчевывает это дерево и, совершенно логично, пускает его в отходы, т.е. в огонь. Не знаю как вы, но мы на даче делаем именно так.
Важно, что отделение дерева доброго от недоброго не происходит сразу. Отделяется только то дерево, по словам Учителя, которое «приносит» (творит греч.) плохие плоды, т.е. делает это постоянно. Апостолы не были удалены из Божьего сада, потому что их плохие плоды были временным событием. А добрые плоды были постоянными. Но это «временное состояние» не умаляет того вреда, который они наплодоносили.
Что получается. Иуда как и все остальные сидел во время Нагорной Проповеди и внимал словам Иисуса. И он слышал предупреждение быть внимательным ко всем «пророчествам». Однако таким не был, и что? Он не вошел в Царство Божье. Даже наоборот, потерял то, что имел. Каждый из учеников мог потерять все, если бы оказался в подобной ситуации и не был бы «исполнителем» слов Иисуса.
Но об этом в следующий раз. До встречи.
Все правильно!!!
Спасибо.