Начало проповеди

думаюПрежде чем приступить к самой теме, немного вернусь в прошлую для корректировки.  В прошлый раз я кое-что пропустил, не заметил. И это моя вина. За это прошу прощения и вношу корректировку. 

Дело в том, что в 10-м стихе текущей главы есть кое-что интересное. Там не повелительное наклонение, как нам предлагает синодальный перевод «поклоняйся» и «служи», а будущее время действительного залога «будешь поклоняться» и «будешь служить».

Что это меняет. С одной стороны, это подтверждает мою мысль, которую я вел в прошлой беседе, с другой ставит дьявола перед фактом, что, как бы дьявол не старался, он все равно будет делать так, как захочет Бог. Я имею в виду финал, результат. То есть, если он, дьявол, сейчас строит козни, восстает против Бога, то место писания, на которое ссылается Иисус, в исполнении Спасителя звучит как неизбежность. То есть не приказ: «Ну ка, быстренько, поклоняйся», а спокойная уверенность: «Никуда ты не денешься, будешь поклоняться и будешь служить».

Есть и еще одна коррекция. В 10-м и 11-м стихах мы находим одно и то же слово «служить»:

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:10,11)

Можно ли между этими словами провести параллель? Вроде как, вот, Иисус говорит, что надо служить Богу, и тут же, ангелы служат, но уже Иисусу. Сразу надо сказать, что словами «служи» и «служили» переведены 2 разных слова. Одно имеет корень «латревО», другое «диаконЕо».  Первое говорит о несении служения, подобно солдату в армии, выполнении обязанностей, преданности. Второе, так же о служении и несении обязанностей, но не солдата, а слуги, помощника, официанта, прислуги, служение человека, помогающего кому-то материально или духовно.  То, что Иисус процитировал, говорит о служении, в смысле обязанности как солдата, воина. Хочешь, не хочешь, пойдешь и будешь отдавать жизнь. Второе, обязанность слуги. Слуга все время рядом с хозяином. Есть ли здесь параллель, не уверен, однако, она вполне возможна.

Что дает эта параллель? Если она действительно здесь есть, то приход ангелов и служение Иисусу – это прямое подтверждение последних слов Спасителя: «Никуда не денешься и будешь служить своему Богу». И тут приходят Ангелы и начинают служить. И тут оказывается, что они Богом считают Иисуса. Повторяю, если эта параллель законна, то здесь мы видим косвенное указание на Божественность Спасителя.

На этом можно закончить коррекции, и продолжить движение вперед. Итак, перед нами вот такой текст.

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:12-17)

Как мы видим здесь, автор нас сразу вбрасывает в то время, когда Иисус начал проповедь. Но вот, что мы упускаем. Мы, как читатели не из Иудеи, можем не знать некоторых вещей, а иудей знает того времени знает. Помните, как мы читали у Марка. Марк пишет для язычников и расчет на тех, кто не знает ничего, здесь же расчет на тех, кто со многим знаком. И Евангелие здесь не столько повествование, сколько а) связь событий с пророчествами и б) передача учения Иисуса в несколько концентрированном виде, хотя и не таком концентрированном, как у Марка.

Итак, что же мы упускаем? Написано, что Иисус начал свою проповедь тогда, когда услышал, что Иоанн отдан под стражу и удалился в Галилею. Уточню, речь идет о проповеди, по своему содержанию очень похожую на проповедь Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Мы, сами того не замечая, перенесены Матфеем минимум на полгода вперед. Содержание похоже на слова Иоанна, а вот подача и дух проповеди совершенно иной. Но это мы увидим позже, а пока перед нами весть о заточении Крестителя и начало, старт проповеди Иисуса.

Матфей ясно показывает, что действие Иисуса тесно связано с этим событием. Иначе говоря, до того, как Иоанн был помещен в темницу, Иисус никого и ничему не учил. Он, фактически, не открывал рта, не начинал свое служение. Скажу иначе, служение Иисуса не началось после крещения.

Чтобы это понять, нужно проследить события, описанные у Луки и у Иоанна, и станет ясно, что между крещением и выходом на служение у Иисуса был некоторый перерыв. В это самое время, хоть с Иисусом и ходили какие-то «ученики», все же Он не начинал свои наставления. В это время Он уже исцеляет, превращает воду в вино и делает еще какие-то дела. В это время к нему приходят первые апостолы, Петр, Иоанн, Андрей, Филипп и Нафанаил. Это будет для нас важно при исследовании последующих событий. А сейчас нужно лишь уяснить, что Матфей пропускает немалый отрезок времени между крещением и началом проповеди. И эту самую проповедь Иисус начал только после того, как с арены ушел Иоанн Креститель.

Итак, Иисус узнает об Иоанне и уходит в Галилею. Он оставляет Назарет и селится в Капернауме. Обратите внимание на слово «селится». Здесь указание на длительность пребывания. Именно здесь в Капернауме, судя по Матфею, и начинает Спаситель свою деятельность в качестве учителя и проповедника.  Точно так же и Марк указывает на начало служения Иисуса с Капернаума.

Итак, Иисус в Капернауме. Есть и еще одно уточнение. Матфей указывает, что это место, где поселился Иисус, находится в пределах Завулоновых и Неффалимовых. То есть между землями колена Завулона и колена Неффалима (колена Израиля).

И, наконец, Матфей вновь отсылает нас к пророку Исайи.  И, нам снова нужно помнить одно правило. Текст, направленный иудеям не обязан содержать все. Его задача лишь напомнить иудею о словах Пророка, намекнуть. А все остальное иудей вспомнит и сопоставит сам. Итак, что же должен был вспомнить среднестатистический древний иудей?

1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
6 Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
(Ис.9:1-7)

Исайя пророчествует эти слова в то время, когда на престоле в Иудее находится нечестивый царь Ахаз, впавший в идолопоклонство.  Подробнее о нем можно прочесть в 4 Царств глава 16, с 5-го стиха и далее. А так же в книге Паралипоменон 28гл. ст.18.. За это Бог посылал на Иудею врагов. Самыми опасными были Сирийцы и Израильтяне (!). У Сирийцев и евреев северного царства (Израиля) был военный союз против Иудеи. К этому союзу примкнули даже едомитяне.

В результате множество иудеев с семьями были схвачены и переселены в Самарию. Кроме этих народов в это время на Иудею нападают и филистимляне.

Так вот, этот царь Ахаз, вместо того, чтобы обратиться к Богу, за помощью обращается к ассирийцам. В самом же царстве в это время царит полная несправедливость и распущенность.

Итак, в восьмой главе книги Исайи мы узнаем, что Бог повелел пророку взять «большой свиток». На самом деле, хоть это и не важно, в еврейском тексте здесь не свиток, а gilaion, т.е. здоровенная дощечка белого цвета. На этой дощечке пророк пишет ясным, понятным всем окружающим текстом имя для своего будущего сына – «Спешит грабеж, ускоряет добыча». Этого сына он «зачинает» при двух свидетелях. Один – недруг, что очень важно, другой близкий друг пророка. И суть этого действия в том, что не позже чем через полтора года (когда младенец научится что-то говорить) Сирию и Израиль постигнет опустошение, которое в этих странах наведет Ассирия.

Однако это опустошение не будет в радость Иудее. Потому что этот же царь, царь Ассирийский, пройдет и по Иудее. И причина этого, по словам пророка в том, что народ не доволен «тихой рекой» правления. Река Силоама здесь – это течение власти, правления потомков Давида. За это небрежение придет бурная река, т.е. правление Ассирийцев. И «дойдет до шеи». Замечательная аллегория.

Однако, все эти бедствия ни коим образом не останутся без воздаяния. Это земля Эммануила, т.е. Бога, Который с нами. И, что бы они не замышляли, результат известен. И тут Исайя обращается к Иудее, говоря, чтобы полагались не на слухи, не на расчёты или советы, ни на гадателей и шептунов, но на своего Бога, Который с нами – Эммануил.

Вся эта картина происходит с Иудеей только лишь потому, что народ забыл, что причины их бед и счастья не в политике, а в Боге – Эммануиле. Это должны понять иудеи. Но следующее откровение Исайя направляет только своим ученикам. Этого он уже не сообщает всем. Он требует запечатать. И суть этого послания в одном – от Иудеи останется только остаток. Т.е. почти никто не спасется. Потому что почти никто не чтит Бога Саваофа.

И, обращаясь к своим ученикам, Исайя продолжает: «когда начнут вас учить обращаться к гадалкам и шептунам, то (слова «отвечайте» в еврейском тексте нет) сравнивайте с Законом. И если эти все «советчики» советуют не то, чему учит Закон (Тора), то нет в этих советах света. А все, кто пойдет по их совету будут ходить голодные и злые. И будут ругать своего бога (пишу с маленькой буквы, потому что речь не о Боге Исайи, а о своих богах, которым они стали служить).

И вот здесь мы подходим к тому пророчеству, о котором говорит Матфей в своем Евангелии. Здесь Исайя сообщает, что такая беда будет не вечно. Однажды все изменится.

Итак, перед нами ужасная картина. Иудея, которая поголовно (почти, кроме малого остатка) погрязла в идолопоклонстве, забыла о Боге, не идет к Нему за советом, обращается к чему и кому угодно. Народ в рабстве, голоде, злобе и т.д. И вот начинает что-то происходить.

Где-то на краю северного государства. На территории, которая больше всех пострадала от нападений разных народов, забрезжил свет. Вся страна, читай Иудея и Израиль, стала страной смертной тени, и вот где-то там, на севере, вдруг появился свет. Оттуда идет радость. Там уже веселье, праздник, счастье.

Исайя говорит, что это все потому, что у врагов вдруг сгорело все, чем можно воевать. Враг вдруг, в одночасье лишился всего своего обмундирования.

5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
(Ис.9:5)

И причина этой странной победы в том, что родился Спаситель. И пророк видит Спасителя как младенца с великими именами. Это и Чудный, и Советник, и Бог (!) крепкий, и Отец вечности (!!!), и Князь мира (покоя, дружбы, любви).

Это любопытно, Исайя говорит, что появление этого Спасителя равноценно исчезновению любого оружия. Евангелие – это ответ на все войны. Если Евангелие работало бы так, как Оно может и хочет работать, любая война теряет всякий смысл. Любое вооружение становится бесполезным, бестолковым, все равно, что сгорает в огне.

Итак, судя по Исайи, зарождение света, рассвет Новой Эры начинается с языческих территорий! Не с Иудеи, не с Вифлеема, а именно с Галилеи языческой. Именно там и начинает свое служение Иисус. Именно оттуда начинается Его проповедь: «Покайтесь, ибо Царство Божие (Небесное) приблизилось».

Начало проповеди: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.