Надпись вины Его

думаюСледующий отрывок начинает описание событий на Голгофе. И, как обычно, мы, вроде бы, все знаем. Читали ни один раз, и все же, рискну предположить, что понимаем мы здесь не все.  Просматривая разные обсуждения событий на Голгофе среди христиан по сети, я заметил некоторые вопросы, которые задают как сторонники Евангелия, так и их противники, пытаясь убедить последователей Христа в несостоятельности Писаний. Но я не буду здесь рассуждать на эту тему, так как пишу не для слепых.  Итак, вот что мы попытаемся рассмотреть. 

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
(Мар.15:22-26)

Что такое Голгофа сегодня знают все христиане. Есть разные споры, о нахождении настоящей Голгофы. Этого мы тоже не будем затрагивать. Просто потому, что для понимания Евангелия это не имеет никакого значения. Действительно, какая разница, где именно это произошло. Важно, что это произошло. Если у вас другое мнение, пожалуйста, дело ваше. Может быть, я и не прав. Но и это не имеет никакого значения. Ладно, заканчивать надо эти разглагольствования и переходить к сути.

Вино

Первый вопрос, который часто возникает у внимательных читателей после прочтения всех четырех Евангелий, это вопрос о том, чем же все-таки поили Иисуса, и пил Он или не пил. О чем это я? В 23-м стихе Евангелия от Марка мы читаем: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял».

Традиционно это место поясняют так. Смирна – это обезболивающее средство. Напоить вином со смирной, помочь страдальцам путем некоторого одурманивания перенести страдания от казни.  И, вроде бы, все звучит логично. Действительно, по некоторым данным смирна это легкий анестетик. Но вот в этом то и проблема. Этот анестетик ЛЕГКИЙ. Чтобы снять боль хотя бы отчасти, человек, которого собираются распять, должен был бы выпить несколько литров, чтобы хоть как-то снять боль от вбиваемого в тело гвоздя. И, мы понимаем, что речь не о тех гладких гвоздях, что мы находим в строительных магазинах.  Иначе говоря, идея, что смирна может хоть как-то облегчить страдания Иисуса, просто глупа в самом своем зародыше.

Благодаря исследованиям историков мы сегодня знаем, что в том древнем мире для серьезного обезболивания использовали совсем не смирну, а индийскую коноплю, опий, мандрагору и т.д. Вообще само предназначение казни на кресте, это повышение ужаса и страха у всех остальных людей. Это увеличение страданий человека, а не облегчение их. Мы так же знаем, что казнь на кресте не давала казненному умереть стразу. Человек должен был именно мучиться длительное время. Мучение – вот цель этой казни. Единственное, как мне кажется, почему это вино давали перед казнью. Это вино было неким подобием последнего желания, последнего глотка жизни, последнего глотка удовольствия. Правда, надо признать, что удовольствие было сомнительным. Никто и не собирался давать Иисусу качественного вина. В других Евангелиях мы находим другое слово.  Например, Матфей тот же напиток называет вином (уксусом) с желчью (Матф. 27:34).  Пусть не смущает слово «вино», которое я привел здесь. Именно так переводится слово, которое в греческом тексте здесь стоит. Никак не уксус. Слово «желчь» не обязательно должно значить желчь как таковую. Это слово, так же, означает горечь или яд. Возможно, Смирна придавала напитку этот горький привкус.  Таким образом, напиток служил для двух противоположных целей. С одной стороны, дать несчастному почувствовать последний глоток жизни (вино), с другой, оставить жуткую горечь, что, само по себе, являлось изощренным издевательством. О том, что это было именно издевательство, мы можем узнать из пророчества:

22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
(Пс.68:22)

И тут возникает вопрос. Почему Иисус отказался от вина?  Марк не заморачивается подробностями. Он просто пишет, что Иисус отказался. Позже будут и другие попытки напоить Иисуса. Но об этом позже. Почему здесь Иисус отказывается? Первое, что приходит на ум, Иисус попробовал, понял, что это гадость и не стал пить. Однако, судя по всему, другие смертники от вина не отказывались. Может быть потому, что горечь была явна не сразу, или по тому, что в своих мучениях люди были рады испить любого напитка, лишь бы избавиться от мучений жажды. Так это или нет, сказать трудно. Сегодня перед нами нет подробного отчета. Как говорит апостол Павел, мы смотрим как бы через тусклое стекло, гадательно. Мы делаем предположения, взвешиваем их, пробуем на зуб и что-то выкидываем, что-то оставляем.

Вместе с другими толкователями я вижу здесь другую причину отказа. Чтобы понять, о чем речь, нужно немного откатиться назад, к последнему ужину с учениками, когда Иисус говорит, что больше не будет вкушать вина.

25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
(Мар.14:25)

Я не помню, останавливался я на этом вопросе или нет. Но, как бы там ни было, здесь и сейчас я постараюсь все объяснить. Сама формула «не буду чего-то делать до какого-то события», это формула клятвы.  Фактически Иисус объявляет клятву перед учениками. Такого рода клятва дается тогда, когда нужно «сжечь мосты». Например, не буду есть, пока не отомщу. И у человека не остается выхода. Он либо отомстит, либо умрет.

Для Еврея вино, это не просто напиток. Вино – это ежедневный напиток. Вино – это антисептик для воды. Помните? Павел советует своему ученику впредь пить не только воду, но и немного вина. И там он дает пояснение. Это потому, что у Тимофея были проблемы с желудком.

23 Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
(1Тим.5:23)

Можно сказать, что вино было чуть ли ни основным напитком в Иудее. И дело не в пьянстве совсем.  Сегодня мы пьем и чай, и кофе, и разные соки. Основной сок тех времен – виноградный. Консервировать не умеют. Единственный способ консервации – брожение. И это, по сути, не консервация. Холодильников нет. Любой сок быстро закипал. И дальше, либо его выливать, либо делать вино. Другого пути не было. Так что, вино – основной напиток. Нельзя сказать, что Иисус обрекал себя на обезвоживание, однако эта клятва не была поверхностной. Просто сегодня мы недооцениваем ее серьезность от непонимания роли вина у древних евреев.

Итак, Иисус говорит, что с данного момента он зарекается пить, что бы там ни было, изготовленное из винограда, до тех пор, пока не придет Царствие Божье.  Это он заявляет ученикам, которым это Царствие обещал. Он фактически говорит, что пришло время и клянется им, что Царствие Божье будет им доставлено в ближайшем будущем. Об этом Он обязательно побеспокоится, хотя бы (для учеников это важно) потому, что отказывается от главного напитка, без которого еврей не может представить своего существования. И, либо Он лишает Себя важнейшего напитка для жизни, либо Он добивается скорейшего прихода обещанного Царства.

Если мы правильно понимаем, то это еще одно доказательство того, что Царствие Божье, как минимум к Его ученикам, уже пришло.  Здесь нужно вернуться к 13-й главе Евангелия от Марка, где мы подробно этот вопрос рассматривали.

Итак, Иисус находится под клятвой, которой он клялся своим апостолам. И тут ему предлагают вкусить вино. И уже не важно, горькое или нет. Ему предложили то, что Он поклялся не пить до тех пор, пока не доставит людям обещанное от Отца.

Не знаю как вам, но меня эта клятва Иисуса очень вдохновляет. Если Он так клялся своим ученикам, то мы явно что-то пропускаем мимо глаз. Ведь это же Царство предназначено и нам в полной мере. И это не просто власть Бога в нашем сердце, изменяющая нашу жизнь. Судя по Евангелию от Марка, это власть Бога, распространяющаяся гораздо шире нашего сердца, которое, конечно же, само по себе безгранично. И эта клятва работает и для нас. Именно так Иисус жаждет дать нам Его, наделить нас Царством. Ведь Иисус был не обязан клясться. Но Он это сделал.

Царь

Второй вопрос, который интересен мне лично, это та самая табличка, которую прибили ко кресту. На этой табличке, по словам Марка, была написана вина Иисуса: «Царь Иудейский».  И эта надпись меня приводит в восторг. И знаете почему? Потому что этой надписью Понтий Пилат отомстил иудеям.

Помните? Мы недавно говорили об отношении Пилата к Иисусу. Как он всеми силами пытался защитить этого удивительного Человека (в глазах Пилата конечно).  Он не видел никакой вины в нем. Наоборот, он видел в Нем величие. Именно Пилат без чьих либо подсказок сразу назвал Иисуса Царем Иудейским. И дальше Пилат настаивает на этом. Конечно, по Марку не совсем это очевидно. Но вот вам выдержка из другого Евангелия.

21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.
22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.
(Иоан.19:21,22)

«Что я написал, то написал» — отвечает священникам Пилат. И я добавлю, в глубине сердца  он получал удовольствие от своих слов. И, как правильно заметил Иоанн, который, почему-то, решил уточнить этот момент, надпись не давала иных прочтений. Вина Иисуса была не в том, что Он называл себя Царем, а в том, что Он им являлся. И Пилат написал именно то, что хотел: «Что я написал, то написал». И точка. Отстаньте. Идите убейтесь об стену.

Надпись вины Его: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.