Перебежчик

думаюСледующее событие никак нельзя отрывать от предыдущих.  Как мы уже рассматривали, в результате «зачистки» храма Иисусом, к Нему вышла «авторитетная делегация» для выяснения Его прав. Получив «на орехи», делегация отошла, но не окончательно. Сначала они подослали фарисеев с иродианами. Те оказались опозорены. Затем на «сцену» вышли саддукеи. Но и те получили достойный ответ. 

Как уже мы читали, нет сообщения о том, что они удалились. По всей видимости, они все еще стоят рядом с Учителем, обдумывая следующий ход. Ведь это саддукеи, победители в шестилетней войне, а не какие-то там фарисеи, которым приходилось долго прятаться от них. Саддукеи так просто с арены не уходят. Но вот, происходит что-то странное, неожиданное для «авторитетной делегации».

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
(Мар.12:28-34)

Что же тут особенного? Дело в том, что это ни какой-то там книжник подошел со стороны, а один из тех, что участвовал уже в разговоре с Учителем. Откуда я это знаю? Я знаю это от определенного артикля, который в греческом тексте стоит перед словом «книжников». Напомню. Определенный артикль указывает нам на предмет, с которым мы уже имели дело. То есть, предмет нами уже был определен прежде. Иначе говоря, Марк нам сообщает, что с этими книжниками мы имели дело внутри данного события. Когда же это? Если мы верно поняли текст, то книжники были только в первой, главной делегации. Это та самая «авторитетная делегация», которая так старательно посылала на встречу с Наставником разные «отряды».

Как мы знаем, «делегация» уже отошла от Иисуса. И вот, один из тех ребят, книжник, как написано, слушал все разговоры. Читаем внимательно: «… слыша их прения,…».  И вот, один из тех, кто в самом начале «храмовых переговоров» стоял перед Иисусом, внимательно слушая все, что там говорилось, сделал для себя какие-то выводы.

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
(Мар.12:28)

Первый раз за все Евангелие от Марка мы обнаруживаем книжника, который непредвзято оценивал речи Спасителя. Ему понравилось то, что говорил Иисус.  Замечу, это не просто книжник. Это книжник, который вошел в состав «авторитетной делегации». Как мы разбирали раньше, это книжник (грамматЭон) особого уровня.  Он наделен властью, особыми правами и привилегиями. Его слово авторитетно. И то, что он услышал от Иисуса, понравилось  книжнику. Услышанное так понравилось ему, что книжник решил произвести последний тест.

Мне понятно, что книжник задает вопрос не для того, чтобы что-то узнать, но сделать окончательное решение для себя по поводу Иисуса.  Это последний тест перед тем, как дать Сыну плотника добро, поддержать Его, согласиться с Его действиями в храме. И, что самое главное, встать на Его сторону.

До сих пор книжники задавали вопросы с целью поймать и остановить Иисуса. Этот же с целью убедиться и принять.  И тут, вдруг, Иисус отвечает книжнику совсем не привычно для Него. Как мы знаем, обычно в разговоре с такими ребятами Он отвечает так, чтобы «надавать по голове», чтобы было «неповадно».  А тут, вдруг, Иисус говорит как студент на экзамене! Однако так, что поражает даже экзаменующего.  Итак, вопрос: «.. какая первая из всех заповедей?».  Читаем ответ:

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
(Мар.12:29-31)

Что цитирует Иисус? Почему-то обычно ссылаются на 10 заповедей. Но эта цитата взята из книги Второзаконие, глава 6. Моисей по окончании 40 лет брожения по пустыне наставляет народ. Моисей объявил 10 заповедей, и, обращаясь к народу дает более подробные указания. И вот здесь, Моисей говорит эту фразу: «Слушай, Израиль!…».  У Марка это 29 и 30 стихи. В устах Моисея эти слова звучат как главные. То есть: «Внимание, потому как наш Бог – это единственный Господин, то возлюби Его всем, всем, всем». А дальше, вот, что это значит. И тут начинаются несколько глав уточнений, что означает любовь к своему Господину.

Другими словами, прежде чем исполнять какие-то заповеди, сначала нужно определиться, почему?  Моисей определил. Потому что Он единственный Господин. А дальше, раз Он – единственный Господин, то и все Его заповеди подлежат к исполнению. И те, которых 10 и те, которых 613. То есть, убери указание на то, что Бог единственный Господин, все заповеди становятся бесполезными. Раз Он единственный Господин, то Его и нужно любить всем сердцем, всей душою, всем разумением и всей силой.

Иначе говоря, Иисус не стал цитировать буквально первую заповедь из десяти. Он объявил заповедь, которая стоит перед первой. Ведь, как уже сказал, заповеди теряют смысл без указания на то, Кто твой Господин, причем единственный.

Сложнее со второй частью ответа Иисуса:

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
(Мар.12:31)

Эту фразу Иисус цитирует из книги Левит. Глава 19, стих 18.

18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
(Лев.19:18)

Любопытен тот факт, что нигде в Писании эта фраза не стоит в качестве определяющей. Этой фразы нет ни в заголовках, ни в начале речей, ни в конце их. Она стоит так «между прочим». И обычный читатель, скорее всего «пролетит» эту фразу даже не заметив ее.  Но именно в этой фразе заключены сотни заповедей, окружающих ее. И то, что Иисус запомнил именно ее, и вывел ее в «заголовок» говорит о главном. Тот же книжник, зная истинное местоположение фразы в Писании меньше всего, думаю, ожидал услышать ее в ответе. Но как убедительно она прозвучала в устах Учителя, подводя черту под сотнями других заповедей.

И действительно, все 613 заповедей делятся на две категории – отношение к единственному Господину и отношение к Его народу. Даже если взять только 10 заповедей, то с очевидностью мы видим это разделение. Первая часть заповедей относят нас к Господу, вторая часть, е Его народу.

Выбор цитат, приведенных Иисусом, должен был показать книжнику высочайшее понимание Писаний и дословное знание. Своим ответом Иисус просто сразил книжника окончательно.

Небольшое отступление. На самом деле, книжник не сразу «дезертировал». У Матфея сказано, что он сначала пришел искушать, но потом, видимо «сломался». Но Марк не посчитал нужным, как он это обычно делает, указывать на такую «мелочь». Для Марка, главное донести учение о Царствии, а не историческая точность.

Все вышесказанное, это размышления вокруг. Марк же не думал о том, что язычники полезут в тексты исследовать, что откуда взялось.  Следуя за своей целью, Марк лишь сообщает, что был некий умник, пришедший вместе со всеми сцапать Учителя, но вслушавшись, поменял своего Господина.

32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
(Мар.12:32,33)

Ответ книжника удивляет не меньше слов Иисуса. Давайте рассмотрим его слова. И мы увидим, как интенсивно работает разум этого человека. Смотрите, вы, наверное, уже обратили внимание на то, что книжник не точно повторяет слова Учителя.  Эта неточность – не ошибка книжника. Это его процесс мышления, если хотите.  Книжник осмысливает то, что услышал и это свое осмысление озвучивает.  Иначе говоря, слова Иисуса оказались не просто ответом на экзамене, но взрывом ядерной бомбы в мозгу ученого человека.

Смотрите, книжник уже в имя Бог вкладывает понятие Господина. Иисус цитирует: «Господин Бог – это единственный наш Господин».  Книжник развивает мысль: «Наш Господин – Бог. И у нас нет иного Господина, т.е. Бога. Господин равно Бог. Бог, равно Господин. Вот Его и нужно любить всем, всем, всем, всем. Итак, любить Бога всем, чем можно и любить ближнего, как себя, вот, что самое главное и стоит выше любого закона. То есть это важнее всех (!) всесожжений и жертв».

Вы понимаете, что происходит? Книжнику никто не говорил, что все всесожжения и жертвы менее важны чем любовь к Богу и к людям! Иисус не говорил ничего про место всесожжений и жертв в списке заповедей! Все это додумал сам книжник. Точнее, не додумал, а допонял, уразумел, осознал. Вы поняли, что сказал книжник? Отношение к ближнему, важнее Закона! Это откровение, против которого воевали с Иисусом все религиозники! И вот тут, высокопоставленный, грамотный и уважаемый человек в религиозном мире Израиля понял и принял суть учения! Закон ниже отношений! Это религиозная катастрофа! Закона вообще не будет без отношений! Он существует только благодаря отношениям к Богу и к человеку.

Этот «взрыв мозга» Иисус увидел.

34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
(Мар.12:34)

Действительно, как теперь подлавливать Иисуса, когда один из главных врагов Его встал на Его защиту, дезертировал, сраженный истиной.

Перебежчик: 5 комментариев

  1. » Не далек ты от Царства Божьего»—это знать правильно приоритеты, знать учение Иисуса. Какой же следующий шаг??????

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*