Я закончил на том, что Иисус уходит из Вифсаиды, сохранивши инкогнито и не дав городу благословения ни исцелениями, ни учением. Несколько событий, которые предшествовали описанной ниже истории, должны дать нам некоторую картину того, какие чувства переживает и Учитель, и его ученики.
Напомню, что сначала Иисусу противостала «верховная комиссия» из Иерусалима. Затем Иисус скрывается у язычников, и, будучи обнаружен там, старается пройти незамеченным через Десятиградие, и там его обнаруживают. Через какое-то время, насытив народ в очередной раз чудесным образом, Он намеревался попасть в пределы Далмануфские, но там наткнулся на «кордон» из фарисеев, которые отстреливались Словом Божьим. Еще будучи в лодке Иисус взрывается на учеников своих. Интересно, почему никто из учеников не обиделся на него? Ведь Он, судя по греческому тексту, обозвал их и глухими и тупыми. Видимо не было у апостолов возможности встать и выйти. Знали бы, что могут ходить по воде, так ушли бы. Шутка. Никто из них не вышел и не ушел, крича, что Иисус ересь несет. А ведь я бы, наверное, сильно обиделся от такого гневного потока, который Иисус вылил на своих учеников. Затем, совсем в не веселом настроении Иисус приходит в Вифсаиду и исцеляет там только одного, и то, не местного. И лишает Вифсаиду благодати, так же как и Далмануфу. Теперь время читать следующий текст.
27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.
29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
(Мар.8:27-30)
Итак, из Вифсаиды Учитель отправляется в Кисарию Филиппову. Чтобы нам было понятнее, он от северного побережья галилейского моря отправляется далеко на север. Иначе говоря, Он уходит, оставляет те места, где совсем недавно с великой славой шло Его служение. Как уже понятно из всего выше сказанного состояние у всей группы подавленное. И на этом фоне вопрос Учителя звучит несколько иначе, чем мы привыкли его воспринимать.
Обычно, вопрос «За кого почитают Меня люди» воспринимается как часть наставления. Мол, Иисус испытывает своих учеников, заставляет их о чем-то задуматься. И задается он в обычных условиях, мирных, когда все еще хорошо. Однако Марк несколько раз подряд показывал нам, как сильно изменились обстоятельства. И этот вопрос скорее не испытание учеников, а самый настоящий вопрос к тем, кто рядом с Ним.
Возможно при этом, все же, есть какой-то элемент учения, однако основной причиной считаю именно то, как стали воспринимать Его люди. И данный вопрос – это крик Его души. Это вопль сродни тому, что Он произнес на голгофе: «Зачем Ты Меня оставил».
Подобный вопрос иногда задают люди, которые что-то делают для окружающих, а потом получают в ответ только тумаки. И такой вопрос тогда звучит приблизительно так: «Да зачем мне все это нужно?! Да за кого они меня принимают?!»
И здесь мы видим скорбь Учителя от того, что Он, желая дать людям спасение, свободу, решение всех без ограничений проблем, получил от этих же людей такое унижение. Ведь дело не в фарисеях. Если бы люди не захотели, никакие фарисеи не могли бы ничего сделать. Фарисеи только потому действовали, что люди не желали с ними ссориться. И Учитель, как это ни странно звучит, задается вопросом: «За кого они Меня принимают?».
Совершенно логично, что вопрос задается ученикам. Почему? Потому что они ближе к людям. Он на виду, он на сцене, а ученики внизу, в зале, среди людей. Именно они могут слышать мнения, суждения, разговоры, которые Иисус не может слышать. И не нужно здесь ссылаться на супер способности Иисуса читать чужие мысли. Все не так просто.
Что же ответили ученики? Ответ ожидаем. Если мы вспомним, что говорил Ирод о действиях учеников, и что говорили люди в то же время, то мы узнаем ответ учеников и на этот раз. Ничего не изменилось. Одни считают Иисуса за воскресшего Иоанна погружателя, который, вероятно, воскрес, чтобы отомстить Ироду. Другие принимают Его за Илию, который обещан пророком Малахией.
5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.
(Мал.4:5,6)
Что не так в их понимании? Если бы мы читали Евангелие от Матфея, то сказали бы, что здесь противопоставляются люди Божьему Сыну. Но мы читаем Марка, как бы, не ведая о существовании других Евангелий. А Марк дает несколько другую трактовку беседы. Марк вкладывает в уста Петра указание на Мессию. Почему-то Марк не считает нужным указывать на Сыновство Иисуса.
Возможно, ответ кроется в адресате Евангелия. Оно направлено язычникам, о чем мы говорили ранее. Возможно в чем-то другом. Указание на Сыновство Бога у Марка встречается несколько раз. Об этом говорит Бог два раза. Об этом говорят бесы. И два человека – Петр и сотник. Один раз Иисус перед казнью. Бог говорит так, что слышат лишь некоторые. На Иордане – только Иисус. На горе преображения – только три ученика. Но это будет позже, а пока ученики ничего не слышали от Бога. Если кричали Бесы, Иисус им запрещал. Возможно потому, что свидетельство бесов скорее минус, чем плюс.
Как бы там ни было, на вопрос Иисуса, судя по Марку, ученики ответили (а именно Петр) что Он для них Мессия. И, как мы здесь видим, Марк игнорирует дальнейшую речь Иисуса о том, что это открыл Петру Отец. Для Марка здесь это не важно. Его цель, донести самое главное, суть. Он даже не указывает на то, на ком Он будет строить свою церковь. Все это упущено. Оставлено лишь то, что Марк считает необходимым для понимания происходящего. А именно тот факт, что Иисус, начиная свою тактику отказа от благословения недостойных, запрещает ученикам кому-либо говорить о том, Кем Он является на самом деле.
Смотрите, все складывается воедино. То тут, то там Иисус уходит, прячется, игнорирует, запрещает говорить. Избегает любой возможности «евангелизации». Это исполнение суда. Это и есть тот самый страшный суд, которого все так боятся. И он заключается в том, что люди, не пожелавшие слушать Его, лишаются шанса войти в Царство Божье.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
(Иоан.3:19)
Иначе говоря, суд в том, что люди, имея возможность войти в свет, отвергают его и остаются во тьме. И только Бог знает, будет ли им дан еще один шанс когда-нибудь. Он просто уходит, прекращает действовать для этих людей. В Ветхом Завете Бог часто поступал подобным образом, просто замолкая на годы. Он так поступал с Авраамом, когда тот по своей «теологии» решал родить ребенка от служанки. Он так поступал, когда тот же Авраам изобретал новые способы привлечь Бога к общению. И не брезговал брать пример от язычников, насаждая дубраву или рощу. В те моменты Бог замолкал, и Авраам не слышал Его голоса по нескольку лет.
И вот она — горькая правда. Никто из людей не воспринимает Иисуса Мессией. Никто не верит, что Иисус именно Тот, кого ждет весь Израиль. А раз так, то пусть остаются в своем неведении. Пусть же ученики никому не говорят об этом. Пусть никто не узнает и не получит благословения, приготовленного для них Богом. И, по-видимому, уже тогда было ясно, что Израиль останется без благодати, которая уйдет полностью к язычникам. И лишь некоторые евреи обретут спасение в то время. И должно будет пройти немало столетий, прежде чем Христос пожелает вновь вернуться к Своему Народу с тем же предложением благодати. Иисус запретил ученикам открывать кому бы то ни было, что Он и есть Тот Самый Мессия. Пусть Сам Бог открывает тем, кому посчитает нужным, эту тайну. Остальные останутся в погибели.
И вот на этой волне Иисус начинает свое особенное учение. Учение о страдании. Но о нем мы поговорим отдельно.
пришел к своим, и свои не узнали Его; это как с неспасенными близкими — смиряешься… смиряешься… служишь… умаляешься, а в ответ «если ты такой умный, то где твои деньги?»
точно, или: «Ты сначала получи все, что есть у меня, а потом жизни учи»
Здорово!!!!!