Как овцы

думаюПри чтении Марка могут возникать разные вопросы. Например, почему у Марка написано, что отдыхать уединились ученики, и за ними гнались люди, тогда как у Матфея то же самое сказано об Иисусе, а у Луки, вообще, Иисус вместе с учениками отдыхал. Куда же бедному христианину податься? 

Эта проблема, с моей точки зрения, решается очень просто. Каждый евангелист описывает ситуацию с точки зрения цели. Марку важно донести одну мысль, Матфею другую, Луке третью. И каждый одно и то же рассказывает с учетом этих целей. А вообще, без учета разных мыслей, все выглядит приблизительно так. И Иисус, и ученики нуждались в отдыхе. Причем и Наставнику нужно было уединение и ученикам. Таким образом, каждый из авторов текстов не солгал. Просто Марк посчитал важным, что ученики наделали много шума, так что народ побежал за ними. Матфей решает другую задачу. Поэтому акцентирует то же событие на Иисусе. А Лука, так или нет, не знаю, лишь предполагаю, просто описывает подробности с широкого обзора.

В том же ключе мы обнаруживаем разночтения Марка и других евангелистов со следующим стихом.

34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
(Мар.6:34)

Здесь и у Матфея и у Луки сказано немного иначе. У Матфея нет никакого «учения», зато есть исцеления. А у Луки есть и то и другое. Здесь еще раз мне становится очевидной важность чтения Евангелия от Марка отдельно от других текстов. Потому что, если бы Марк преследовал те же цели, что и другие апостолы, то и ценность его работы была бы не так высока. Наша же задача – уяснить для себя мысль Марка. Не мысль всех евангелистов вместе (хотя и это тоже хорошая идея), но именно мысль конкретного автора, которую он изложил в конкретной работе. Зачем? Чтобы понять, что он хочет нам сообщить. Именно мысль Марка тут важнее всего. И, наоборот, когда мы будем читать Евангелие от Матфея, нам придется отвернуться на время от других работ, и читать этот текст изолированно от других Евангелий. Чтобы понять мысль Луки. В принципе, всегда хорошо каждую работу читать как самостоятельное произведение. Нет, для лучшего понимания можно конечно заглядывать в соседние тексты. Но нельзя позволять этим соседним текстам (параллельным местам) навязывать свою мысль, поверх мысли автора. Иначе, мы не поймем послания.

Итак, мы читаем Марка. Так что, срочно забываем о существовании других текстов и продолжаем чтение. Еще раз прочтем текст.

34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
(Мар.6:34)

Вот когда начинаешь жалеть, что никогда не пас овец.  В своей жизни я лишь видел, как пасут коров.  Причем видел это не там, где стоило бы это наблюдать. То есть, где пастырь любит скот, заботится о нем. А лишь там, где пастух – беспробудный алкашь. И пасет стадо лишь потому, что больше нигде не может найти работу. Ему до коров дела никакого нет. Вся его забота – чтобы корова не убежала. И получается, что он ведет себя как надзиратель. Коровы знают его голос и шарахаются от него как от пожара. Они в страхе наблюдают, как он хлещет очередную буренку, которая сделала шаг в сторону, увидев там что-то аппетитное.

В Евангелиях я вижу речи Иисуса, которые говорят о каких-то иных пастырях. В Его речах слышны рассказы о «добрых пастырях».  От них не шарахается бедная овца, она спешит на его зов с радостью. Но все эти соображения пока никакого отношения к читаемому тексту не имеют. Это так, размышления об овцах. То есть, все мои понятия о них чисто иллюзорные. Так что, может если кто имеет практику, подскажет, что значит «овцы без пастыря».

Однако, даже в своих чисто теоретических представлениях о них, я могу уяснить следующее. Овцы без пастыря, это овцы, которые не знают, куда идти. Они ведут себя подобно броуновскому движению. Сплошной хаос. Каждый идет туда, куда считает нужным. Одна овца думает, что сочная трава на севере, другая, на юге, третья, вообще, думает, что вся трава закончилась и идти нет смысла. Одна овца спешит куда-то, другая ложится спать… В общем полная неразбериха. Картина такая – Иисус пастырь, а ученики, Его помощники. И вот «овцы», т.е. нуждающиеся в спасении люди, идут за кем угодно. Они готовы идти хоть к Бенни Хину, хоть к Джону Арнотту, хоть к Кеннету Хейгену (при жизни).  Все эти люди достойны всякого уважения. Однако люди делятся и бегут в разных направлениях. Кому-то кажутся сочными травы у Карри Блейка, кому-то у Ховарда Брауна. Кто-то залег на пажитях Варанаева, а кто-то спешит в Храм Христа Спасителя. Кто-то наслаждается в полях с разными языками, а кто-то шарахается от этих полей. Именно так, думаю, и ведут себя овцы без пастыря. Павел об этом пиал так:

14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
(Еф.4:14)

Касаемо текста, все просто. Ученики наделали много шума. Ирод в панике. Люди усмотрели во всем этом действие пророка Илии. Люди увидели дела. И не понимая, где Источник этих дел, люди готовы бежать за каждым, дающим исцеление.

Итак, ученики наделали много дел, в чем и отчитались Учителю. Тот отправил их отдыхать, сам, очевидно остался там, где и был, либо ушел в другое «уединенное место». И вот, когда Он приходит (выходит из Своего уединения) к ученикам, то видит такую картину. Люди толпами идут к ним. Недавно они бежали за Иисусом, теперь у них есть другие пастыри. Они не видят разницы. И эта слепота вызвала у Наставника жалость.

Кстати, одно время было очень популярно учение о жалости. Имеется в виду учение о том, что жалость – это не божий метод. Слово жалость противопоставлялась состраданию. Первое считалось унижением, второе благословением. Сейчас, глядя на греческий текст, начинаешь понимать, что все это очередная пустышка. Почему? Да потому, что апостол Марк не пишет, что Иисус исполнился здесь сострадания, как этим учителям хотелось бы. Он пишет именно «сжалился». Греческое слово «эспланхнИсфи», только в редакции Стронга допускает иное значение – «умилосердиться». Древние же использовали это слово исключительно как «иметь жалость», «сжаливаться».

Итак, Иисус увидел в людях беспомощное рыскание, попытка хоть от кого-то получить спасение. И я представляю, что увиденная Им картина вызвала серьезный спазм сердца.  И от этой боли, от этой жалости, от такого сострадания (потому что в этом контексте сострадание равно жалости, и наоборот) Учитель приступает к наставлениям людей. Здесь, как и раньше, стоит одна из форм слова «дидахе» (поучать, наставлять, учить).

Надо обратить внимание вот еще на что. Важно не забывать, что «учение» Иисуса зависело от того, к кому направлялось. К народу – притчи (чтобы одни понимали, другие нет). К ученикам подробности и глубина. К народу – учение о Царстве Божьем, к ученикам – учение Царства Божьего. Разница простая. Царство Божье принадлежит, читай «служит», народу. Но «В ЦБ» должны быть ученики. В некоторой параллели можно сравнить с врачами. Больные – это те, кому служит медицина. А врачи являются частью медицины. Больные не обязаны быть частью медицины, они лишь получают ее «блага». Медицина, теоретически, для них. Врач обязан быть медиком.  Чиновничий аппарат предназначен для служения населению. Люди не обязаны быть чиновниками. Чиновники должны быть частью аппарата. Чиновники для людей, а не наоборот.

Таким образом, ЦБ ищет работников, которые войдут в ЦБ и будут служить людям. При этом людям не нужно входить в ЦБ, чтобы оно им служило. Работник не сможет служить людям, не войдя в ЦБ.

Еще проще можно это понять на примере пастуха и овец. Добрый пастух заботится об овцах. Но он не овца. Он обладает властью приводить ее на злачные пажити и охранять от волков и львов, как царь Давид в молодости. При этом овцы не должны быть пастухами, в их власти лишь одно, получать от пастуха защиту и направление к «злачным пажитям». Таким образом первая церковь с самого начала делилась на тех, кто служит и тех, кому служат. Те, кто служит, должны войти в ЦБ, потому что без этого, они не смогут защитить овец от волков и львов.  Те, кому служат, не обязаны входить в ЦБ, они получают все необходимое через служителей. И в этом Бог являет к ним Свою любовь.  Все ли должны быть в ЦБ? Очевидно, нет.

Зачем же я все это объясняю здесь. Это важно для понимания слов об Иисусе:

34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
(Мар.6:34)

А особенно последних несколько слов: «… и начал учить их много». Иначе говоря, речь идет не об учении, предназначенном для пастухов. Речь идет об учении для «овец». Но какое же учение нужно овцам? Овцы должны понимать, за каким пастухом ходить. Вот это главное их учение. Все, о чем говорил Иисус, о ЦБ с точки зрения царства, которое предназначено для людей, служит людям, опекает людей и только для людей существует. И все это ЦБ находится в руках Бога. Для понимания этого и нужно особое учение.

Иначе говоря, Иисус не преподавал людям, пришедшим с болячками, учение дающее власть. Он преподавал учение, дающее право получать от этой власти блага. И, наоборот, ученики получали учение владык.  Именно для этого Учитель отобрал сначала двенадцать, а потом семьдесят.

Цель учения Иисуса, повторюсь еще раз, дать «овцам» пастыря. Почему? «…потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря». Мне кажется это более чем очевидно. Если главная причина жалости было отсутствие пастыря, то и усилия Иисуса направлены на это.  Но, почему бы Ему просто не указать на Себя? Потому что Его цель, указать на главного Пастыря – Бога. И самая главная проблема была в том, что на Бога Ему нужно указать не язычникам, а верующим. Тем, кто знает Писания назубок. Потому что именно эти люди, знающие Писания, оказались в положении овец, не имеющих пастыря. А это значит, что невозможно просто указать им на Бога. На Бога им указывали с самого детства. Без сомнения, Иисус делал то, что мы видим в других Евангелиях, цитируя Писания, показывал их истинный смысл. Поворачивал их так, чтобы люди прозрели, проснулись, пробудились, очнулись от религиозного гипноза. А на это нужно много времени.

И всю эту картину выявил «шум», который наделали Его ученики. Ирод в панике, религиозный мир видит Илию, другие гоняются за целителями. Никто не понимает, где же истина. Это крах Закона. Его бесполезность и неполноценность.

Безусловно, Иисус даже не пытается отогнать людей от учеников.  Наоборот, ученики должны быть Ему помощниками.  Ведь ученики учили тому же. Но метания людей очевидны.

Главное, что нужно запомнить из прочитанного. Метания людей стали причиной данной сессии учений. Иисус учит о Царствии Бога, т.е. о Божьей воле в отношении людей. Все для них и ЦБ и работники.  В этом и любовь Бога, и Его милость.

Но одно дело учить, другое, доказать.  И здесь Иисус не останавливается на исцелениях. Ведь жизнь человека зависит не только от здоровья. В чем еще, кроме здоровья, может проявиться воля Бога в отношении людей? И сразу же за сообщением о том, что Иисус увидел метания народа подобно овцам без пастыря и, в связи с этим, Его учения, приводится рассказ о насыщении пяти тысяч человек.

По сути, здесь Марк предлагает читателю указание на цель ЦБ. О чем мы и говорим здесь. ЦБ не дается человеку ради него самого. ЦБ служит ему, но дается лишь тем, кто готов служить другим. Вот эту грань очень важно видеть. Давайте еще раз взглянем на историю с пятью хлебами и двумя рыбами.

35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место [здесь] пустынное, а времени уже много, —
36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
42 И ели все, и насытились.
43 И набрали кусков хлеба и [остатков] от рыб двенадцать полных коробов.
44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
(Мар.6:35-44)

Весь смысл события кроется в простой фразе: «Вы дайте им есть». Мы только что говорили о том, что все ЦБ предназначено для служения людям. Я перефразирую. Все войска, все вооруженные и не вооруженные силы ЦБ существуют только по одной причине – люди. Ради человека создано все и ради него все действует. Ради него и был отдан Сын.

Помните, надеюсь, «ибо так возлюбил Бог Мир…»?  Так вот. Иисус целый день учил народ об этом. Целый день народ шел к пониманию любви Бога. Целый день Иисус вкладывал эту мысль в их сознание. Все для человека. Все ради человека. Вот это «ВСЕ» здесь ключевое. И вдруг, как гром с ясного неба, ученики с вопросом? Где они были все это время?

Разве они не слышали всего, чему учил Наставник людей? Конечно, слышали. Только, как часто это бывает, не связывали это с собой. До них еще не дошло, что это они являются теми руками, которыми Бог обеспечивает человека. Обеспечивает! Смотрите, что лежит на плечах развитого государства? Государство, по сути, берет на себя порядок, здоровье (в какой-то степени), заботу о слабых (разного рода социальные службы), и защиту. Государство берет на себя обязанность обеспечения людей товарами первой необходимости по доступным ценам. Если, конечно, это государство развитое. Бог  так же берет на Себя все эти функции. И здоровье, и защиту, и социалку и питание. Но ученики все еще не поняли этого.

И вот, с одной стороны, Иисус должен, следуя логике учения, показать эту Божью заботу. С другой стороны, Он должен показать, как она обеспечивается.  Он должен накормить людей, явив в обеспечении Божью любовь, и сделать это так, чтобы было понятно, что Его любовь действует руками Его слуг.

Последний момент наиболее для нас важен. Потому что религия постоянно требует от нас все получать прямо от Бога. И это не плохо. Однако, система Божьего Царства строится иначе. Она стоит на фундаменте, который звучит так: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле».  Бог всю славу и власть отдал Сыну.  Кто же сегодня должен быть Его телом? Иначе говоря, кому сегодня должна принадлежать вся власть на небе и на земле? Разве не тем, кто является Его телом? Разве не Его тело должно служить людям Его благами? И это должны были понять ученики, но не поняли.

Люди стали добывать свою пищу «в поте лица своего» только после потери своего положения. А до этого, как они ее получали? Я тут нарушил все правила, так что, продолжу. Точно так, как это Иисус требовал от смоковницы. К моменту, когда Он подошел, она должна была уже родить ему пищу. Это ее обязанность. А вовремя, или не вовремя, это никого не волнует. Подошел Божий Сын во всей Божьей власти. Все служило человеку. Восточные философии, говорящие о том, что человек должен быть в гармонии с природой – изобретение древнего змия, который очень хочет видеть человека порабощенным этой природой, так как сам (змей) ее часть. Но человек над нею, а не под ней. И природа всегда подчинялась человеку, пока человек не сдал свою позицию.

И в данной истории Иисус, с одной стороны, желал показать, как природа должна подчиняться и служить  человеку, а с другой стороны, показать, как человек должен над ней властвовать. Вот почему возникла фраза: «Вы дайте им есть». То есть это ваша ответственность теперь.  Если вы служители Бога, почему заставляете людей самих добывать пропитание?  Нет никакой проблемы в том, что человек что-то может и хочет делать сам. Но ставить человека в трудное положение, это полностью противоречит идеологии ЦБ.

Иисуса совершенно не смущает количество хлеба и рыбы. Его не волнует сколько людей ожидают пищи. Его вообще это не интересует. Когда он спрашивает: «Сколько» — это не столько вопрос, сколько желание показать величие ЦБ даже в таком деле, как обеспечение. Он спрашивает «сколько», чтобы апостолы увидели, что при таком невозможном соотношении еды к людям, все более чем возможно. Все, что они должны были сделать – это исполнять свои обязанности. Обязанности служителей ЦБ. Взять малое и накормить великое. Как? А вот так, как это сделал Учитель.

39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
(Мар.6:39-41)

Давайте по порядку. Первое – слово «отделениями». На русском языке это звучит как-то по-военному. Или же как-то научно. Однако в греческом тексте здесь нет ничего такого.

Слово, которое здесь переведено как «отделениями» (такое серьезное слово), на самом деле означает группу сотрапезников. Смотрите сами, как это слово использовали древние авторы:

  • Попойка, пиршество, пир – Пиндар, Геродот, Ксенофонт, Платон и т.д.;
  • (в собирательном значении) участники пирушки, пирующие – Плутарх;
  • Пиршественный зал, столовая – Лукиан;

Буквально этот отрывок звучит так:

39 Тогда повелел им рассадить всех пирушку за пирушкой.

Чтобы не мешали сомнения, воспроизведу греческое слово, которое здесь стоит – «симпОзион».  Вам знакомо слово «симпозиум»? Вот теперь будете знать, что оно значит.

Второе любопытное слово здесь – «рядами».

40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
(Мар.6:40)

Рядами (4237): грядка, огород; (переносный)ряд, группа.

Вы обратили внимание на то, что даже у мистера Стронга значение «ряд» относится к переносному. А древние вообще никогда такой смысл не вкладывали. Его придумали переводчики библии короля Иакова. А русские переводчики синода подхватили эту заразу. Древние же это слово использовали исключительно в значении грядки или огорода. Отсюда получаем следующий текст:

39 И приказал им расположить всех пирушка за пирушкой на зеленой траве.
40 и возлегли грядка за грядкой по сто и по пятьдесят.

Совершенно очевидно ироническое отношение Марка к происходящему.  Конечно, переводчики люди серьезные, они не могут допустить такого в своей работе. Они же переводят текст святого Марка. Это значит, что он не мог иронизировать, значит, смысл этих слов был иной!

Но мы не скованны одной с ними цепью. Нас никто не заставляет придерживаться «ведущей политики церкви».  Мы можем читать так, как написано. А написано – «пирушка за пирушкой» и «грядка за грядкой». Я бы сказал, даже «клумбочками». Такое описание совершенно исключает всякое мышление с точки зрения располагать в правильной геометрической форме или как-то разбивать людей в строгом порядке. Задача была простой. Усадить людей так, чтобы им было удобно. А людям удобно кушать небольшими группами. Так просто уютнее. Иначе говоря, нет здесь никакого скрытого смысла. Гораздо интереснее другой текст:

41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
(Мар.6:41)

Сразу спешу остудить «философов». Кто-то видит в слове «воззрев» некий тайный смысл всматривания в НЕБЕСА. На самом деле эти слова ничего не значат, кроме одного. Иисус буквально поднял взгляд в верх, к небу. Второе – слово «благословил».

До какого богатства дошла фантазия переводчиков библии короля Иакова, что это слово приобрело такие значения (записаны в Номерах Стронга), как «призывать Божью благодать на кого-то», или «одарять благом». Однако слово это, что здесь употреблено, использовалось древними исключительно так:

  • Хорошо отзываться, воздавать хвалу, хвалить, восхвалять – Эсхил, Трагики, Аристофан, Платон, Аристотель, Лукиан, Плутарх, Софокл (прославляемый край);

По (надеюсь) понятной причине я не беру значения из перевода Нового Завета.

Итак, все, что делает Иисус, это берет продукты, взглядывает вверх, и хвалит Бога. Что Он сделал? Ничего сложного.  Он даже не отдает никаких приказов. Он просто говорит, что-то вроде: «Ты самый лучший, Отец». А может что-то такое: «Как здорово, что Ты есть!». Или вот это: «Папа, с Тобой все возможно!».  Да мало ли что Он мог сказать. Не зря Марк лишает нас возможности прочесть Его слова. Потому, что они не имеют никакого «мистического» смысла. Он просто хвалит Отца. А как Он это делает, не важно.

Вы поняли, что Он хвалил не хлеб, а Бога? Потому что хвалить хлеб – глупость.  В это время Он смотрел на небо, тем самым обращаясь к Тому, Кто ассоциируется с небом. Он Его хвалил.

За что? Да все за то же. За то, что все Его Царство без колебаний служит каждому малейшему пожеланию Сына. За то, что вся Его власть с превеликим удовольствием работает через Сына для людей. Как здорово, что Отец так любит людей, что абсолютно ничем не ограничивает свою благость для них.

И вот, все Царство Бога несется по булочным всего мира, кидается в океан за рыбой и бросает ее на небесные сковороды только ради этих людей, которые пришли к Тому, через кого Бог может являть им свою любовь и милость. И Бог не ограничивает ее для них. Не осталось ни одного голодного, все насытились. И насытились так, что остатков было великое множество.

Как овцы: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.