Молитвой и постом

думаюНу что же, настало время обратить внимание и на отрывок, который при рассмотрении слова «пост» мы отринули. В статье «Эх, добавки, добавки…» мы внимательно рассматривали эти стихи. И так, здесь нет, и не могло быть слова пост. Давайте посмотрим на текст:

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:14-21)

Действительно, рассматривая слово «пост», исследуя его значение, мы не могли принять этот отрывок за какое-либо основание. Теперь же, дело совсем другое. Нас теперь слово «пост» больше не интересует. Мы выяснили его значение. В настоящий момент я уже ищу не слово, а сам пост. И, как ни странно, именно в этом отрезке я его увидел. Значит ли это, что в прошлый раз я был не прав? Не думаю. В прошлый раз мы рассматривали слово «пост» в этом месте как некое религиозное действие, предшествовавшее исцелению мальчика. Однако теперь понятие этого термина стало яснее. Пост – это вера, проявленная в настойчивости, отказе от капитуляции, отвержении провала. А ведь Иисус говорит здесь именно об этом.

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему;
(Матф.17:20а)

Я не утверждаю, что пост – это вера, или что вера – это пост. Я лишь говорю, что пост – проявление веры. Чего же ожидалось от учеников?

Давайте порассуждаем. Допустим вы директор какой-то компании. И вам нужно, среди прочего, получить… какой-то, допустим, строительный материал. Ну, пусть будет какое-то количество особо-качественного песка. Вы доверяете своему помощнику разыскать поставщика и договориться о поставке. Вы снабжаете его всеми нужными гарантиями, и документами, подтверждающими его право на заключение сделки.

Ваш помощник находит поставщика, приезжает к нему и… получает от ворот поворот.  У поставщика плохое настроение, с утра жена накрутила хвост, дети разбили стекло в школе и уволился самый важный работник. Ему ну никак не хочется сейчас разговаривать с вашим помощником. Помощник, конечно же, ничего о его личных делах не знает. Все, что он знает – он получил отказ, с каким-то формальным объяснением, вроде: «Все квоты распределены, приезжайте через полгода».

Ваш помощник возвращается к вам и докладывает о провале сделки. Вашему бизнесу этот песок нужен как воздух не через полгода, а именно сейчас. Беда лишь в том, что нет другого поставщика. Что требовалось от вашего помощника? Как он должен был себя вести? Ответ прост. Он должен был поступать как та вдова перед судьей неправедным. Настаивать. Не важно как, с коробкой конфет или без, но настаивать, настаивать и наконец, получить этот столь важный песок.

Или другой пример. Вы полицейский. У вас есть документ, подтверждающий ваши права и обязанности как полицейского. У вас есть значок, форма, фуражка и пагоны. Вы приезжаете на место, где муж избивает жену. Ваша задача остановить драку, защитить женщину. Вы поднимаетесь в квартиру, стучите в дверь (звоните), за дверью плач, ругань, грохот. Но никто не открывает. Вы постучали, потоптались, и так как никто не открыл, возвращаетесь в дежурную часть. Вы правильно сделали? Что нужно делать с нарушителями «такого рода»? Как поступил бы профессионал? Он сделал бы все возможное, чтобы остановить драку и доставить буяна в участок. Не надо говорить, что наши полицейские так не делают, потому что не сравниваю «наших» с теми, кто выполняет свою работу верно.

Вот теперь давайте взглянем еще раз на то, что происходило в случае с бедным юношей. Кстати, обратите внимание, ученики во всей истории стоят во множественном числе. То есть «в дверь стучал» не один ученик, а несколько. То есть выгонять разошедшегося беса пришел не один «божий полицейский», а целая бригада. Хорошо, не они пришли, а юношу привели к ним, это ничего не меняет.

Что же дальше? А дальше просто. Они выполнили инструкцию, приказали уйти или еще что-то, и остались стоять перед закрытой дверью. Постояли, постояли, помялись с ноги на ногу, почесали затылки и ушли. А что же они должны были сделать? То же самое, что и настоящий верный полицейский. Они должны были добиться, настоять! И вот тут включается именно то, что мы обнаружили прежде, т.е. настоящий пост. Их пост заключался в том, что они не должны были оставлять этого юношу вплоть до результата.

И теперь вопрос. Но ведь Иисусу не нужно было настаивать так долго. И это правда. Иисус это уже сделал однажды. Он настаивал более 40 дней в пустыне. И не с каким-то частным бесом, а с главным «мафиози». Ученики то, хоть и с документами и значками (даю вам власть), все же, это не Сам Учитель. Но даже в этом случае, от них требовалась победа, а не капитуляция. На них бес плевал, а они утерлись. Они должны были оправдать право, данное им Иисусом, а они опозорились. Все, что случилось, им попался бес, который или не поверил, что ученики действительно пришли от Иисуса, или решил, что если немного поупрямиться, ученики оставят его в покое. И второе получилось. Ученики действительно сдались. Но этот бес точно знает, что с Иисусом это не прокатит. Даже главный «мафиози» не смог с Ним совладать. И вот, беса притащили прямо к Иисусу. Тут уж не до шуток.

Итак, чего же от них ждал Учитель? Кто-то скажет: «Веры, потому что так написано». И он будет прав. Но как пощупать эту веру? А «пощупать» ее можно, и очень просто. Верный не сдается. Вот и вся вера.

Теперь я понимаю, почему переписчик решил здесь добавить слово «пост». Потому что он понимал, о чем идет речь и хотел нам помочь это понять. Но, так как в нашем сознании, пост, это нечто особенное, вроде голодовки, то вместо понимания мы получили полное затмение. И если учесть, что добавка была достаточно древней, то и понимание поста было ближе к Иисусу. Так что, получается, хоть это и не оригинальный текст, а все же, он говорит верно.

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:21)

Итак, этот текст полностью отсутствует в исходном греческом тексте. Это более поздняя дописка. Тот, кто ее добавил, старался нам, будущим читателям, помочь в понимании смысла. В принципе, мы в полном праве вообще этот текст не рассматривать. Что я и делал прежде. Однако, в свете понимания слова «пост», все же вернулся к нему.

Подведем некий итог. Сей род – это род «особо упрямых» бесов. То есть не какой-то медицинский или спиритический вид бесов, а бесы, которые не выходят сразу. Вот и вся «песня».

Молитвой и постом: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.