Молодое вино (часть 1)

думаюКак и прежде, получается все не так, как планировалось. При первом взгляде на текст, все знакомо и известно. Но, всмотревшись, начинаешь что-то замечать, на что раньше, просто не хватало «широты взгляда», а может быть, духовного зрения. Как бы там ни было, я сначала думал, что знаю точно, что писать, и ожидал быстрого написания текста. Однако заметил некоторую странность, которая заставила пересмотреть понимание, и искать ответа, на неожиданные вопросы.

Итак, о чем же разговор? Как и прежде о посте. А именно слова Иисуса о посте. И эти слова мы, почти без вариантов, находим в трех Евангелиях – Матфея, Марка и Луки. Что же озадачило? Дело в том, что свои слова Иисус говорит внутри определенных событий, и они являются их частью. Не буду больше затягивать, привожу текст, с дополнениями из параллельных Евангелий.

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
… И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; (Лук 5: 29а)
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
…и они следовали за Ним.(Марк 2:15б)
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
… Ученики Иоанновы и фарисейские постились. (Марк2:18а)
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
… едят и пьют (Лук 5:33б)
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться (поститься (Марк, Лука)) сыны чертога брачного, пока с ними жених?
…Доколе с ними жених, не могут поститься (Марк 2:19б)
Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
…39 И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.(Лук 5:39)
(Матф.9:9-17)

Итак, начнем разбираться с текстом.

Почему так много?

Действительно, зачем я столько текста привел? Ведь поста касается лишь стихи с 14-го по 15-й включительно. Причина проста. И я повторюсь. Разговор о посте произошел внутри одного общего события или истории. Это история о том, как Иисус нашел Левия, пришел к нему в дом, тот накрыл стол и все принялись за угощение. Фарисеи отреагировали на «недостойное поведение» Христа и выговорили это апостолам. Христос услышал и ответил им на их вопрос. В ответ на слова Иисуса фарисеи подошли к Нему Самому и уже его спросили, пытаясь опровергнуть Его же слова, на что Иисус, продолжает свой ответ.

Как видно, это одна монолитная история, и разорвать ее, как мы обычно делаем, значит упустить какие-то важные моменты, а в результате не получить полноты.

Итак, почему я уверен, что это не разные события, а монолит? Думаю, ни у кого не возникает сомнений, что стихи с 9-го по 13-й включительно – повествуют об одной истории. Но вот связь этой истории со следующими стихами не очевидна. Что же, обратим внимание на слово «Тогда» в 14м стихе. Что оно значит? Практически то же самое, что и в русском языке. То есть в данном конкретном случае говорит о следующем действии. Это равносильно тому, как мы рассказываем кому-то историю и говорим: «Некто вошел в дом и увидел нечто, и когда увидел, ТОГДА схватился за сердце и сполз на пол». То есть слово говорит о действии, идущем сразу же за предыдущим. У этого слова в греческом переводе есть и другое значение, такое как «в то время». Мы говорим: «Когда мне было 5 лет, я был глуп и наивен, тогда все деревья казались большими».

Возможно, это тоже не достаточно очевидное доказательство единства. Тогда (!) давайте взглянем на параллельное место из Луки.

33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
(Лук.5:33)

Как мы видим, даже не обращаясь к греческому тексту, связь 33-го стиха совершенно явна. Сразу понятно, что 33-й стих является прямым продолжением 32-го. Фраза «Они же сказали Ему», не оставляет сомнений в том, что это продолжение разговора, начатого раньше.

Следующий момент. Весь, приведенный мною текст, за небольшими вариациями, учтенными в тексте, совершенно идентично повторяется в трех евангелиях, тогда как в четвертом нет вообще никакого намека на всю эту историю. Итак, как Матфей, так Лука и Марк приводят эту историю без критичных изменений. А вот то, что идет до нее и после у Евангелистов отличается. Все это настойчиво указывает нам на только один разговор, а не на несколько.

И последнее, хотя уже и так все понятно, все же, может возникнуть вопрос о связи предыдущих текстов с 9го теперь уже до 15-го включительно с текстом от 16-го стиха и до конца истории (так как мы учитываем дополнение от Луки).

Здесь, так же мы встречаем союз «и». А в Евангелии от Луки там стоит фраза «при сем». Вот это «при сем», должно говорить нам, что следующая за этим притча (судя по Луке), относится к предыдущим словам Иисуса, то есть поясняют именно их. Надеюсь, такого объяснения моего объединения этих стихов в одну историю достаточно. Теперь идем дальше.

Что нам это даст?

А я не знаю, что это даст. Давайте посмотрим. Итак, зная, что все это одна история, внутри которой Иисус говорит о посте, начнем разбор не прямо с текста о посте, а с начала этой истории. А дальше пойдем по порядку. Начнем.

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
… И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; (Лук 5: 29а)
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
…и они следовали за Ним.(Марк 2:15б)
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
(Матф 9:9-11)

Как мы видим из фразы Марка (2:15б), за Иисусом следовали и мытари и грешники. И вот в доме Левия эти мытари и грешники возлегли за столом с Иисусом и учениками. И вот, как ни странно, в доме Левия оказались фарисеи. Странно, потому что Левий является мытарем (Лук 5:27), а для любого еврея, и особенно для фарисея, мытарь – это предатель, человек не чистый. Он работает на захватчиков – язычников. Так вот, странно, как фарисеи вообще вошли под кров мытаря? Видимо им так не терпелось обличить Иисуса, что они готовы были сами оскверниться от общения с грешниками.

Итак, фарисеи, и, судя по текстам Марка и Луки, книжники пристально наблюдали за событиями. Усмотрев в действиях Иисуса скверну, они решили «вразумить» учеников. Знаете, как это часто бывает. И сегодня многие «спасатели из лап секты» не обращаются прямо к пастору, они подходят к людям и начинают доверительные разговоры. Я помню, как однажды лет эдак 15 назад, на одно из домашних служений пришел замечательный брат, который во время всего общения улыбался и одобрительно кивал. Я тогда не был пастором. А всего лишь отвечал за «домашку». Вся моя ответственность заключалась в том, чтобы все было «чинно и благопристойно». Так вот, после общения этот возлюбленный брат подходит ко мне и так тихо и дружелюбно говорит: «Все очень хорошо, но людей надо потихоньку приучать мыть ноги». Речь не шла о нестиранных носках. Нет, просто брат приехал из церкви, где слова Господа об «омовении ног» (Иоанн 13) воспринимаются буквально. У нас же взгляд на это немного иной. Этот брат знал точно, что старший пастор против такого «омовения», однако он решил «подкатить» ко мне, может я пойму великую силу буквального омовения. Но я не понял.

Итак, фарисеи наблюдают за «развратом», творящимся в этом доме. Иисус «ест и пьет с мытарями и грешниками». С Ним все ясно. Его уже не исправишь. Так может, удастся вразумить хотя бы учеников. Так сказать, спасти их от разложения. С их точки зрения разврат настолько очевиден, что даже не требуется пояснений. Их «вопрос» по сути, и не вопрос вовсе. Они спрашивают только для того, чтобы ученики взглянули и удивились, куда их завело учение Наставника. То есть фарисеев не интересует ответ. Им не важно, на самом деле, зачем Иисус это делает. Все, что они хотят – это заставить учеников самих ответить на этот вопрос. Если они не смогут, а они НЕ смогут, то дело сделано. Этот вопрос заставит их задуматься и тогда авторитет Учителя начнет угасать.

Помните тактику змея? Что он сделал? Разве интересовал змея ответ на им поставленный вопрос? Я имею в виду вопрос к Еве:

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
(Быт.3:1)

Змей хотел «спасти» людей от заблуждения. И, как мы видим, Ева отвечает не на поставленный вопрос, но оправдывается. Сам вопрос змеем поставлен неверно. Точнее, поставлен так, чтобы человек не мог ответить, но, чтобы тот начал оправдываться.

Здесь точно такая же ситуация. Фарисеи хотят одного – вразумить последователей Христа. Показать заблуждение их учителя. Отрезвить «затуманенный мозг» апостолов. Заставить их сомневаться в Наставнике. Но их планам не суждено было исполниться. Их разговор услышал Иисус.

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
… Ученики Иоанновы и фарисейские постились. (Марк2:18а)
(Матф 9:12-13)

Итак, тихое «спасение заблудших» не получилось. Вылазка фарисеев обнаружена. Попробуйте представить себя в подобной ситуации. Не надо представлять себя Иисусом, просто подумайте, если бы вы чему-то учили своих друзей, а за вашей спиной кто-то намекал на вашу нечестность и некомпетентность, что бы вы почувствовали, когда узнали об этом? Думаю, Иисус пережил что-то подобное. Мало того, от того, как ученики воспримут Его учение, зависит будущее всего человечества.

И вот Учитель подходит к уличенным в провокации фарисеям. Будет ли Он просто чему-то их наставлять? Нет! У Него задача отбить им всякую охоту повторять подобную вылазку. И слова Наставника звучат совсем не «дружелюбно». В словах Иисуса совершенно очевидно читается нечто большее, чем наставление. Он их, фактически, безжалостно бьет. И вот в чем удар.

Представьте себе, их только что «засекли». Вот Иисус стоит рядом с ними и смотрит им в глаза. Они знают, что «пойманы с поличным». Он знает, что им уже некуда деться. Между ними естественно, как и всегда в таких ситуациях повисает напряжение. И как, думаете, в такой ситуации звучат слова «здоровые» и «больные»?

Как ни странно, для понимания текста крайне важно почувствовать эту интригу, эту «затянувшуюся паузу», где фарисеи трусливо ищут слова для оправдания, а Иисус буквально уничтожает их своим взглядом «сверху положения».

Что хотели показать фарисеи ученикам? То, что их Учитель такой же грешник, как и те, с кем он сидит. То, что Он потакает их грехам, их разврату. А значит, согласен с ними. Что они думают о себе? Они не позволяют себе сидеть с ними, т.е. они праведные. Они – здоровые, а эти, с кем ест и пьет Иисус – больные.  И вот, нажимая на их непроизнесенные убеждения, возможно даже, прямо по их мыслям, хотя это и не обязательно, и проходит Иисус словами «здоровые» и «больные».

Чтобы еще лучше понять мысль, скажи иначе. Представьте себе ситуацию, которая у вас, конечно, невозможна. Кто-то обсуждает с другом третьего, говоря, как он не прав. Вот его тот поступок неверен, и другой, да и вообще он неудачник и плохой человек. И даже не замечают, как этот третий стоит за их спиной и все слышит. И вот, этот третий встает перед ними и глядя им в лицо говорит: «Что же вы, хорошие и умные, перемываете мне, глупому и плохому, кости, а сами делаете то-то и то-то?».

Я хочу показать, что здоровыми и больными людей назвал не Иисус. Он лишь отобразил то, что думали фарисеи и книжники. Это их мысли о себе, что они здоровые, и их мнение об окружении Иисуса, что это больные. И когда Иисус обращается к фарисеям, Он, буквально «схватил их за руку», обличил их, выставил перед всеми на показ, пристыдив и унизив за их мысли и коварство.

Далее, правда только Матфей вспомнил эту фразу, идут более жесткие слова. Он ученых мужей, т.е. книжников, и людей, которые «прекрасно знают волю Бога», т.е. фарисеев, обличает в необразованности. Это подобно тому, как если бы сегодня кто-то кандидату каких-то наук посоветовал пойти поучиться в школе. К сожалению сегодня чаще всего именно христиане оказываются в подобной ситуации. Это происходит потому, что узнав Иисуса, молодые и не очень христиане решают, что теперь им известно все. Они начинают рассуждать о физике, математике, философии и т.д. так, будто все познали. И здесь делают массу глупостей. Конечно люди, потратившие годы на эти самые науки, задаются вопросом, что это за «всезнайки», которые в элементарных вещах показывают полную некомпетентность. И после таких «проповедей» мы хотим, чтобы люди поверили в нашего Бога?

Как однажды мой знакомый физик, послушав мою проповедь, где я заикнулся о, как мне тогда казалось, знакомой мне теме, скромно посоветовал мне: «Никогда не используй в проповеди того, в чем ничего не смыслишь. Не переходи на территорию оппонента, оставайся всегда на территории Иисуса. Здесь ты выиграешь, а там, проиграешь». То есть, если ты не знаешь физику так, как знает ее оппонент, то не приводи ее в пример. Говори об Иисусе, не касаясь физики. Не знаешь философии, не используй ее в борьбе, используй только (!) слово Божье. Не знаешь истории, не ходи вне библейских историй. Говори по Писанию. Всегда стой на Писании и используй свое личное свидетельство. Все остальное не твое оружие.  В противном случае, скорее всего, потерпишь позорное поражение. И Бог тут ни при чем. Ты сам вышел за пределы позволительного.

Так вот, возможно фарисеи и книжники знали очень много всего. Но Иисус обличил их в главном. Они за всю жизнь так и не поняли слов Бога, сказанных пророком Осией. И здесь нужно немного остановиться.

Милости хочу, а не жертвы

Я хочу напомнить, что у евреев, и, соответственно у Иисуса, есть некий прием, который призван напомнить целое событие или место из Писания. Этот прием прост, как две копейки. Не нужно цитировать весь текст, достаточно сказать одну яркую фразу. И, подразумевается, что всякий еврей должен тут же понять, о каком тексте идет речь, и вспомнить его.  Этот прием использовали и Павел и Петр в своих посланиях. То есть речь идет не столько о самой фразе, произнесенной говорящим, сколько о целом отрывке, частью которого эта фраза является.

Итак, Иисус говорит следующее:

13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?…
(Матф 9:13а)

Итак, Учитель называет их неучами и намекает на текст, которые эти «неучи» так и не уяснили для себя. Что же это за текст? Фраза «милости хочу, а не жертвы» находится в книге пророка Осии. Этот пророк очень специфичен. Бог заставил его взять себе в жену блудницу. Вообще, надо сказать, что очень часто в Ветхом Завете Бог использует прием, которым он вводит пророка в те чувства и переживания, которыми наполнено Его сердце. И когда пророк начинает полностью сопереживать Богу, тогда он начинает передавать Его слово именно так, как нужно.

Итак, Бог приказывает Осии жениться на проститутке. Никто и никогда не делал такого в Израиле. Это позор и унижение. Что должен чувствовать муж осознавая, что его жена – изменяет ему? А что он должен чувствовать, когда знает, что она это делает со всеми, кто даст денег? И этим Бог дает понять Осии, что он чувствует в отношении своей жены – Израиля. Это Израиль – та проститутка, которая отдается всем, кто посулит барыши. И вот, Он бог не прогоняет ее, но продолжает жить с ней, хотя по Его же закону, ее нужно побить камнями.

Что же порождает Его жена? Когда жена пророка рождает первого сына, Бог называет его Изреелем (насажденный Богом). Намекая на то, что первые дела Его жены были правильными. Далее рождается дочь Лорухама (Непомилованная или нелюбимая). Третий родился сын Лоамми (не мой народ).

Итак, что можно сказать о папе, который называет своих детей а) тот, который родился по приказу Бога, б) Нелюбимая или непомилованная, в) не мой народ? Во всех этих именах сквозит то, что испытывал по отношению к своим детям Осия, что было совершенно созвучно тому, что чувствовал по отношению к Израилю Бог. Поясню. Сегодня, если у отца нет уверенности в его отцовстве, это грозит большими проблемами. Но это если у него нет уверенности. А если у него есть уверенность, что его дети не от него? Одно дело, если муж подозревает жену в измене, другое, если муж знает точно о похождениях своей «правоверной».

И вот от его «любимой» рождаются дети? Где она их нагуляла? С кем? Когда? Объяснять и доказывать не имеет никакого смысла, так как изначально Осия знал, кто она такая. Совершенно глупо клясться мужу: «Дорогой, я тебе верна до гроба!». Он все знает. И слова: «Это твой сын и твоя дочь», звучат издевательски. Если бы ни приказ Бога Осия не признал бы этих детей. Но «Бог насадил», деваться некуда. А вот любить, извините, не договаривались. Дочь? От кого она понесла? Миловать? Любить? Простите, не заставите! А имя «не мой народ» вообще созвучно нынешним словам: «Это не мой сын, это не мое наследие».

И вот Бог смотрит на Израиля. Вообще этот Израиль жив исключительно по Божьей милости, потому что, как мы уже говорили, такая «жена» давно по всем канонам  должна лежать под грудой камней. Но нет! Он еще терпит и пытается достучаться до совести, своей блудницы жены. И пока Бог терпит и ожидает, жена все время что-то порождает. Речь не о людях, а о плодах. Все, что порождает Израиль – разврат, обман и т.д. И об этом в своей книге Осия пишет подробнейшим образом. И, конечно, все эти порождения Бог не может назвать своим. Все это не его.

Но в конце первой главы книги Осии Бог говорит, что в противовес «не моему народу», который породил Израиль, будет иной «не мой народ», который родится вне Израиля, и этот народ Бог возьмет и назовет своим. И сегодня мы понимаем, что речь идет о вводе в Божью семью детей языческих народов, которые благодарны Богу за принятие и чтут Его лучше любого иудея. А в общем смысле идет речь не о тех, кто формально соблюдает все заповеди, но при этом блудит всем своим существом, а о тех, кто внешне никогда не чтил Бога, но исполняется любовью к Нему и глубочайшим почтением просто в ответ на милость.

И вот уже Бог предвещает этому новому народу, которые изначально были «не Его  народом» и «непомилованными», сменить свои имена на противоположные.

1 Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилованная».
(Ос.2:1)

Он даже говорит «судиться с их матерью». Но здесь иносказание. На самом деле речь не об их матери, а о так называемой матери, а если точнее о мачехе. Те «дети», которых Бог будет называть своими, взяты «с улицы», и теперь они в попечении у новой «мамы». И именно с ней Бог говорит им судиться. И именно ее он уже называет «не своей женой». То есть Бог вдруг отрекся от этой блудницы и от ее детей, взяв под свой кров беспризорников и назвав их своими и возлюбленными.

А что же будет с Израилем? А Израиль будет опозорен, раздет, наказан сильно. Но не до конца. Все же не будет избиения камнями. Наоборот, наказав эту блудницу, Бог наконец-то достучится до ее сердца, и она начнет Его слушать внимательно. И тогда все изменится. И тогда изгнанная жена будет возвращена Богу и вновь обручена мужу. А куда денутся принятые дети? Они так и останутся Его детьми. А как быть вернувшейся жене с ними? Теперь она должна будет принять их как своих. И тогда все дети и принятые извне и «родные» станут одной семьей.

С третьей главы начинается второе пророчество, или пророчество «продолжение». Теперь Бог требует Осии пойти и полюбить (!).  Обратите внимание, не взять, как в первый раз, а именно ПОЛЮБИТЬ другую жену. Причем эта жена должна быть уже не девицей и, заведомо, гулящей.

Кажется, что все повторяется, однако меняется суть. В первом случае, жена отождествлялась с Израилем не чтущим Бога, теперь же, с Израилем покаявшимся, осознавшим свою беду. И вот что делает Осия. Если первую жену он просто «взял» себе. То вторую он покупает! То есть Осия выбирал и взял самую понравившуюся. А что это значит? Это значит, что она действительно хороша собой. И это значит, что ее владелец не заинтересован в ее потере. Первая получена даром – ничего не стоила. Вторая имеет ценность. 50 сиклей – это цена целого поля. Хомер – это количество зерна, которое засевается на это поле. И Осии пришлось заплатить не только цену целого поля, но и полторы цены «стандартного» посева. Это не малая плата для Осии. Все это говорит, что новая жена (видимо старой он дал развод) ему действительно полюбилась.

Итак, Осия по указанию Бога имел две жены (из тех, что нам известны). Первую он терпел, а вторую любил. И Бог сравнивает вторую жену с Израилем, который долгое время испытывал гнев Бога, был «без царя и без князя, без жертвенника, без ефода и терафима» (Ос 3:4). И теперь от жены требовалось только одно – не блудить. И как же теперь ведет себя «новая» жена? Теперь она благоговеет перед своим мужем и перед его благостью.

Итак, Бог провел Осию через личное переживание того, что Бог чувствует по отношению к тому Израилю, среди которого жил пророк. И вот теперь Бог начинает само пророчество, которое повторяет все вышесказанное, только подробно и в красках. И вот в этом контексте Бог говорит свою фразу, которую позже повторил Иисус: «Милости хочу, а не жертвы». И смысл ее складывается в следующем. Чего хочет муж от жены? Хочет ли он, чтобы жена жила с ним и рожала детей? Да, конечно. Но хочет ли муж, чтобы жена жила с ним и рожала детей гуляя направо и налево, принося неизвестно от кого? Конечно, нет. То есть, даже если жена исполняет свои обязанности – живет с мужем, рождает детей, но при этом служит кому угодно еще, то у мужа исчезает всякое доброе чувство к ней. То есть, жена исполняет свой долг как жертву, и мужу это не нравится. Но если жена, в ответ на любовь мужа благоговеет перед ним, забывает всех своих «клиентов» и становится верной только ему, муж счастлив. То есть муж не хочет жертвы, а любви. Любой супруг хочет взаимности не по долгу, а по «страсти», по чувствам. И вот Бог об этом и говорит: «Милости (т.е. любви) хочу, а не жертвы (т.е. исполнения долга)».

Иначе говоря, Бога не интересует наше исполнение 613 заповедей, если при этом наше сердце отдыхает где-то в другом месте. Но, если нам хорошо в Его объятиях, где мы благоговеем от Него, там Он счастлив.

И так, вернемся к тексту Нового Завета. Иисус только что, глядя прямо в глаза «провокаторов» говорит: «Вы неучи и двоечники! Пойдите в первый класс и поучитесь читать! И тогда, может быть, поймете, чего хочет Бог». А Бог от окружающих Иисуса грешников хочет одного, пролить на них свою любовь, выкупить их у нынешнего господина великой ценой и освободить их от необходимости зарабатывать нечестивым способом. И тогда эти грешники, если поймут сердце Бога, с радостью бросят грех и исполнятся взаимными чувствами к их Новому Господину и в результате будет полнота Его славы и счастья человека. А «здоровые» совсем не интересуют Бога, потому что они ведут себя как первая жена Осии, ни во что Бога не ставят, формально исполняя свои обязанности жены, при этом блудя во все стороны.

То есть, по сути, Иисус назвал их, фарисеев и книжников, первой женой Осии, т.е. проституткой не ценящей своего супруга. А грешников – новой женой, возлюбленной, за которую он заплатит великую цену и породит в них ответные настоящие чувства.

И следующая фраза Иисуса, исходя из всего вышесказанного, звучит не столько наставительно, сколько насмешливо и унизительно для фарисеев. Здесь слово «праведник» звучит двусмысленно. Потому что под этим хорошим словом ясно читается «первая жена» исполняющая обязанности, а под вторым нехорошим словом, подразумевается «вторая жена», ответившая на любовь любовью. Иначе говоря, Иисус, как настоящий еврей очень тонко и несколько раз обозвал фарисеев проститутками. И я более чем уверен, что, если бы мы стояли рядом с Иисусом во время этих слов, то по одной лишь интонации мы бы все это прочитали, и, даже не зная книги пророка Осии, поняли бы. Просто все это звучало бы в самой фразе, в голосе, в том, как Иисус это говорил. Думаю, те, кто стоял рядом ( ученики) после слов Учителя внутренне хлопали в ладоши. Иисус несколько раз обозвал фарисеев блудниками и те, прекрасно все поняв, не получили ни малейшего повода, чтобы достойно ответить.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.